Когда речь заходит о военных флотах, в центре внимания всегда оказываются великие державы, аккумулирующие огромные ресурсы и передовые достижения науки. Вместе с тем немалый интерес вызывают и ВМС стран, которые ограничены в финансах и технологиях. Любопытной выглядит судьба ракетных кораблей Польши, в которой есть и впечатляющие успехи, и громкие разочарования. О малоизвестных страницах истории польского «малого флота» мы расскажем в этой статье.
Торпедные катера: рождение лёгких сил польского флота
Военно-морские силы (Marynarka Wojenna) возрождённого в 1918 году польского государства создавались в условиях крайне ограниченного бюджета и слабой индустриальной базы. К тому же военное руководство Второй Речи Посполитой не проявляло никакого интереса к развитию катерных сил, увлекаясь крупными «престижными» кораблями. Достаточно сказать, что торпедные катера появились в кораблестроительных программах только в 1936 году, и лишь в январе 1939 года Польша официально заказала у британской компании Samuel White & Co строительство двух торпедных катеров.
Осенью 1940 года один из заказанных катеров под номером S-1 получили Польские ВМС на Западе. Он не имел торпедного вооружения и нёс один 20-мм «эрликон», дополненный несколькими пулемётами. Впоследствии польские моряки получили ещё три артиллерийских катера и шесть торпедных катеров типа «White». Катерные силы польских ВМС без громких успехов действовали в Ла-Манше. Самым ярким эпизодом в их боевой судьбе стало столкновение артиллерийских катеров S-2 «Wilczur» и S-3 «Wyzel» с группой немецких «шнелльботов» 22 июня 1942 года, по итогам которого командир S-2 поручик Эугениуш Вцислицкий получил орден Virtuti Militari.
После окончания боевых действий в Европе все катера Польских ВМС на Западе остались в Великобритании. Восстановленное польское государство теперь ориентировалось на СССР, и в апреле 1946 года получило от нового союзника два торпедных катера типа Д-3. С номерами ST-81 и ST-82 эти корабли служили в составе ВМС Польской Народной Республики до 1958 года, после чего их сменило несоизмеримо более ценное пополнение. Польша закупила в СССР сразу 19 торпедных катеров проекта 183, которые составили Бригаду торпедных катеров и находились на вооружении до 1973 года.
Последнее поколение торпедных катеров ВМС Польши стало первыми и единственными такими кораблями польской конструкции и постройки. С 1968 года строились, а в 1972-1973 годах были введены в строй восемь единиц проекта 664. Несмотря на очевидное моральное устаревание торпед, они состояли на вооружении до 1986 года. Один из катеров проекта 664 («Odważny») сейчас является экспонатом Музея Белого Орла в городе Скаржиско-Каменна.
Малые ракетные корабли проекта 205 «Osa I»
В 1960 году на вооружение ВМС СССР начали поступать удачные и передовые для своего времени ракетные катера проекта 205, известные в странах НАТО как Osa class missile boat. При водоизмещении в 200 т они несли четыре контейнера с противокорабельными ракетами П-15 (дальность стрельбы – до 40 км), дополненных двумя спаренными 30-мм артиллерийскими установками АК-230 и различными РЛС. Катера оснащались тремя дизельными двигателями (3000 л.с. каждый) и развивали скорость до 38 узлов. Экипаж каждого катера состоял из 26 человек. Позднее был создан модернизированный проект 205У (Osa II), вооружённый усовершенствованной ракетой П-15У и обладавший более мощными двигателями.
Катера проекта 205 не могли не привлечь внимание союзников СССР, поскольку очень удачно сочетали мощное наступательное вооружение, доступную стоимость и небольшие размеры. Уже в сентябре 1961 года ПНР договорилась о передаче одной «Осы» (катер под названием «Hel» (№421) поступил на вооружение польских ВМС в январе 1964 года). Всего до 1975 года Польша получила 13 ракетных катеров проекта 205, названных в честь населённых пунктов: «Hel», «Gdansk», «Gdynia», «Kołobrzeg», «Szczecin», «Elbląg», «Puck», «Ustka», «Oksywie», «Darłowo», «Świnoujście», «Dziwnów», «Władysławowo». Все они строились на судостроительном заводе в Рыбинске.
Изначально ракетные катера входили в состав Бригады торпедных катеров, в 1971 году вошли в состав только что сформированной 3-й флотилии боевых кораблей, составив там 1-й и 2-й дивизионы ракетно-торпедных катеров (dywizjon kutrów rakietowo-torpedowych). Базировавшаяся в Гдыне 3-я флотилия изначально рассматривалась как ядро польских ВМС, собравшее самые ценные боевые единицы. Ракетные катера в силу их многочисленности и мощного вооружения выступали основой надводных сил и официально классифицировались как малые ракетные корабли (małe okręty rakietowe, MOR).
Ветераны польского флота вспоминают, что MOR некоторое время воспринимались как секретное оружие. Их присутствие всячески маскировалось – так, выходы в море осуществлялись в тёмное время суток, чтобы избежать контактов с гражданскими судами:
«В начале эксплуатации старались как можно сильнее утаить сам факт наличия таких единиц. Первым местом дислокации стал Военный порт в Хеле, где катера окружала вооружённая охрана, и даже служившие на них моряки не могли особенно сильно интересоваться новым типом. Если кто-то был слишком любопытным, он тут же имел дело с военной службой внутренней безопасности».
Служба «Ос» в польском флоте была интенсивной, они регулярно проводили боевые стрельбы, за 1964-1986 годы выпустив не менее 109 ракет П-15 (по данным польских историков). MOR стали настоящей школой польских морских офицеров. При этом никакой заметной модернизации корабли не проходили – известно лишь, что в 80-е годы на них монтировали станки для четырёх ПЗРК «Стрела-2М», но система оказалась неэффективной, и от неё отказались.
Первый польский малый ракетный корабль «Hel» вывели из состава флота в декабре 1984 года, а в 1990 году завершили службу ещё четыре единицы. Невозможность обновления корабельного состава после исчезновения Варшавского договора существенно продлила срок службы «Ос». Несмотря на очевидное устаревание, MOR сохраняли боеспособность и выходили в море для стрельб, хотя это случалось всё реже, и они постепенно снимались с вооружения. Последний пуск ракет П-15 состоялся в 2005 году, а в марте следующего года спустил флаг последний остававшийся в строю малый ракетный корабль проекта 205 «Władysławowo» (№433). В 2012 году он стал экспонатом Музея польского оружия в Колобжеге, где и находится по сей день.
Малые ракетные корабли проекта 1241РЭ «Tarantul I»
В 70-е годы военно-морское командование СССР заинтересовалось крупными ракетными катерами с сильным артиллерийским вооружением (во многом под влиянием успешного использования Израилем подобных кораблей в 1973 году). В итоге с 1979 года в Советском Союзе строились большие ракетные катера проекта 1241 полным водоизмещением до 450 т. Они несли четыре контейнера с новыми противокорабельными ракетами П-15М (дальность стрельбы – до 80 км), башню с 76-мм автоматической пушкой АК-176, два шестиствольных 30-мм автомата АК-630, станковую установку четырёх ПЗРК «Стрела-2М», развитое радиолокационное и радиоэлектронное вооружение. Газотурбинная силовая установка совокупной мощностью 34 000 л.с. обеспечивала скорость до 42 узлов. Численность экипажа каждого из катеров достигала 46 человек.
По совокупности характеристик большие ракетные катера проекта 1241 приближались к небольшим корветам, что отразилось в их обозначении в странах НАТО – Tarantul class corvettes. Они оказались очень удачными кораблями и строились крупными сериями, развиваясь и совершенствуясь в различных дополнительных проектах. Подобно своим предшественникам ракетные катера проекта 1241 изначально привлекали союзников СССР как относительно бюджетные, но мощные боевые единицы.
Польша оперативно заказала два новых ракетных катера, которые строились по экспортному проекту 1241РЭ на судоверфи Рыбинска и вооружались ракетами П-21 (экспортный аналог П-15М). Первенец вступил в строй в декабре 1983 года, чуть позже в Гдыню прибыл второй «Тарантул». Корабли получили необычные для польского флота названия в честь профессий – «Górnik» (№434) и «Hutnik» (№435). Вторая пара катеров проекта 1241РЭ, также построенная в Рыбинске, вступила в строй зимой 1988-1989 годов под названиями «Metalowiec» (№436) и «Rolnik» (№437). С именами новых катеров связан казус: считается, что «Rolnik» («Крестьянин») изначально хотели назвать «Stoczniowiec» («Судостроитель»), но отказались от этого – очевидно, из-за конфликта властей ПНР и профсоюза «Солидарность».
«Тарантулы» официально классифицировались в Польше так же, как и их предшественники проекта 205 – «малые ракетные корабли». Неофициально их часто называли «ракетными корветами» (korwety rakietowe). В первые годы своей службы корветы проекта 1241РЭ входили в состав 2-го дивизиона ракетно-торпедных катеров 3-й флотилии боевых кораблей. В 1992 году соединение изменило название на Дивизион ракетных кораблей (Dywizjon Okrętów Rakietowych), в него вошли все имевшиеся в наличии MOR разных типов. На протяжении всей службы «Тарантулы» базировались в Гдыне.
15 июня 1987 года «Górnik» и «Hutnik» участвовали в неприятном инциденте. Во время совместных польско-восточногерманских учений они непреднамеренно (по утверждениям польской стороны) обстреляли западногерманское судно управления «Neckar» (тип «Rhein», водоизмещение 2400 т) из 30-мм установок АК-630. «Neckar» получил 220 попаданий, три матроса были ранены, ущерб составил 560 000 дойчмарок. Правительство ФРГ заявило протест, польская сторона заявила, что западногерманское судно оказалось на линии стрельбы случайно.
В 90-е годы, несмотря на экономические проблемы Польши, четвёрка «Тарантулов» поддерживалась в хорошем техническом состоянии – известно, что для этого польские ВМС использовали помощь Украины. Впрочем, за всё время службы этих кораблей их модернизация ограничилась установкой приёмников GPS и навигационных радаров. Боевую учёбу корветов в тяжёлых финансовых условиях также нельзя было назвать насыщенной. Один из офицеров, служивших в 90-е годы на корвете «Hutnik», вспоминал:
«После ликвидации Варшавского договора корабль за три года (1991-1993) не выпустил ни одной ракеты – главным образом, из-за ремонта, проходившего в 1992-1994 годах. Первые стрельбы в Третьей Речи Посполитой «Hutnik» провел в 1994 году, и они не были удачными – не вышли две ракеты П-21, вроде бы, вышла третья. Корабль стрелял ракетами ещё лишь три раза – в 1995, 1997 и 1999 годах. Всего за время службы «Hutnik» выпустил 14 ракет П-21».
По мере улучшения экономической ситуации интенсивность использования корабельных вооружений росла. Известно, что «Metalowiec» и «Rolnik» за время службы выпустили более чем по 30 противокорабельных ракет. Тем не менее вопрос о модернизации корветов положительно решить так и не удалось. В 2005 году из состава флота вывели «Górnik» и «Hutnik», в 2013 году – «Metalowiec» и «Rolnik». Вторая пара отстаивалась в Гдыне, ожидая предложений о покупке, но они так и не поступили. В январе 2019 года «Metalowiec» и «Rolnik» отбуксировали на судоверфь для разборки на металл.
Малые ракетные корабли проекта 660 «Orkan»
В 70-е годы в ПНР велись работы по созданию собственного ракетного катера, получившего шифр 665. Как и в СССР, проектировалась довольно крупная боевая единица водоизмещением в 350 т, вооружённая четырьмя или даже шестью противокорабельными ракетами, а также спаренной 57-мм автоматической пушкой. В 1980 году проект закрыли – как считается, из-за нежелания СССР делиться технологиями и нараставших социально-политических проблем в ПНР. В частности, затяжной конфликт властей с профсоюзами делал маловероятным использование верфей Гданьска для строительства ценных боевых кораблей.
В то же время в ГДР проектирование ракетного катера под шифром 151 шло гораздо успешнее, хотя и потребовало немало времени. Специалисты компании VEB Peenewerft создали корабль водоизмещением 350 т, оснащённый тремя дизельными двигателями (5300 л.с. каждый) со скоростью хода 36 узлов. Катер нёс четыре контейнера для противокорабельных ракет (в ГДР надеялись получить новейшие советские ракеты Х-35 «Уран»), башенную установку 76-мм автоматической пушки АК-176, один шестиствольный 30-мм автомат АК-630, станковую установку четырёх ПЗРК «Стрела-2М» и комплекс радиотехнического вооружения. Экипаж катера состоял из 33 человек.
Перед самым концом существования ГДР на верфи VEB Peenewerft в Вольгасте началось строительство семи катеров проекта 151, летом 1990 года на воду спустили головной «Sassnitz». Объединение Германии положило конец этому проекту – ФРГ заинтересовали лишь два корпуса, которые достроили в качестве сторожевых катеров для морской пограничной охраны. Пользуясь сложившейся ситуацией, правительство новорождённой Третьей Речи Посполитой, несмотря на жестокий экономический кризис, сделало крайне выгодное вложение, приобретя в конце 1990 года три корпуса.
Закупленные корпуса незамедлительно отбуксировали на Северную верфь в Гданьске, где с впечатляющей оперативностью начали их достройку по проекту, получившему шифр 660. Никаких принципиальных изменений в восточногерманскую конструкцию при этом не вносилось. В сентябре 1992 года в строй встал «Orkan» (№421), в марте 1994 года – «Piorun» (№422), в апреле 1995 года – «Grom» (№423). Названия в честь природных явлений (ураган, гроза, гром) символизировали преемственность от эсминцев времён Второй мировой войны и возрождение традиций польских ВМС.
В судьбе малых ракетных кораблей (неофициально – корветов) типа «Orkan» ярко отразились проблемы развития современных польских ВМС. Корветы вступали в строй без ракетного вооружения, так как ограниченное финансирование не позволяло закупить современные противокорабельные ракеты. Формально будучи единицами Дивизиона ракетных кораблей 3-й флотилии, «Ураганы» могли выполнять лишь обязанности сторожевых катеров с пушечным вооружением. Такая ситуация продолжалась более десяти лет.
Лишь в 2006 году экономически окрепшая Польша всерьёз занялась судьбой этих кораблей – с голландской компанией Thales Naval Nederland был заключён договор о модернизации на 110 млн долларов США. Предусматривалось вооружение кораблей шведскими противокорабельными ракетами RBS-15 с системой управления TACTICOS, для этого Польша закупила первый комплект ПКР – 36 единиц RBS-15 Mk II.
Работы по модернизации проводились в 2007-2008 годах на базе верфи ВМС в Гдыне. Помимо возможности установки четырёх контейнеров противокорабельных ракет каждый корвет получил современное радиоэлектронное оборудование – поисковую РЛС Sea Giraffe и РЛС управления огнем Sting EO. Программа модернизации завершилась в начале 2015 года, когда корабли были подготовлены к использованию ПКР RBS-15 Mk III с дальностью стрельбы до 200 км и возможностью ведения огня по наземным целям.
С 2011 года «Orkan», «Piorun» и «Grom» входят в Дивизион боевых кораблей (Dywizjon Okrętów Bojowych, dOB), объединяющий все ценные надводные единицы 3-й флотилии, включая два фрегата типа «Oliver Hazard Perry». Местом постоянного базирования является Гдыня. Официально задачи малых ракетных кораблей формулируются так:
«Главным заданием ракетных кораблей типа «Orkan» является нанесение ракетных ударов по надводным кораблям и судам противника, уничтожение средств воздушного нападения, противокорабельная и противовоздушная оборона собственных надводных кораблей и судов, а также патрулирование и охрана коммуникаций в заданных районах».
Малые ракетные корабли проекта 660 находятся в хорошем техническом состоянии, активно участвуют в боевой подготовке польских ВМС, демонстрируют флаг на парадах и других мероприятиях. Благодаря успешно проведённой модернизации они обладают высокой огневой мощью и являются ценными универсальными единицами надводных сил. При этом возраст корпусов игнорировать невозможно, и очевидно, что уже в 2020-е годы встанет вопрос о замене «Orkan», «Piorun» и «Grom». Насколько известно, в настоящее время Польша не располагает ни готовыми проектами новых малых ракетных кораблей, ни конкретными предложениями их закупки у зарубежных партнеров.
Существует мнение, что польским ВМС нужны более крупные и лучше вооружённые (в первую очередь средствами ПВО) корветы и фрегаты. Однако, как известно, программа строительства польского корвета «Gawron» долго и мучительно продолжается с 2001 года, причём единственный корабль программы («Ślązak») достраивается без ракетного вооружения. Сегодня польский флот стоит на распутье, и его перспективы, как и судьба ракетных кораблей, будут определяться на наших глазах.
Источники и литература:
- http://3fo.wp.mil.pl/pl/index.html (официальный сайт 3-й флотилии польских ВМС)
- http://www.graptolite.net/Facta_Nautica/
- http://www.muzeummw.pl/# (официальный сайт музея польских ВМС)
- http://www.polska-zbrojna.pl/
- http://wiekdwudziesty.pl
- Neubauer T., Rola małych jednostek bojowych w zapewnieniu bezpieczeństwa morskiego państwa, Gdynia 2016
- Rochowicz R., Rakietowe żądła floty, „Morze Statki i Okręty” 2014, nr 2
Комментарии к данной статье отключены.