В новогодние праздники люди стремятся забыть о повседневных заботах, пробудить в себе светлые чувства — помочь в этом призвано искусство. Мы расскажем об известных и популярных во всём мире фантастических произведениях в жанре «исцеляющего» аниме. События могут происходить в постапокалиптическом мире, в разгар или сразу после войны, но речь всё равно идёт о добре, дружбе и любви — о том, что особенно важно и дорого в Новый год.
Исцеление для души
В наши дни аниме и связанная с ним культурная продукция перестали восприниматься как далёкая, загадочная и чужая экзотика. Японские анимационные сериалы и фильмы, комиксы-манга, видеоигры (а отчасти и их китайские и корейские аналоги) широко представлены в современной массовой культуре, в том числе и на постсоветском пространстве. Русскоязычная аудитория может смотреть сериалы и фильмы на стриминговых сервисах, покупать лицензионно изданные комиксы, играть в онлайн-игры.
И всё же определённые стереотипы ещё сохраняются. Одним из самых живучих можно назвать мнение, что аниме создаётся для детей, но его по какому-то капризу смотрят взрослые. Разумеется, сугубо детская продукция в японской массовой культуре существует, но при этом значительная доля анимации изначально ориентирована именно на взрослую аудиторию. Подобные произведения создаются, в том числе, и для того, чтобы помочь взрослому человеку расслабиться, отдохнуть после трудовых будней. Такие сериалы редко обходятся без новогодних и рождественских эпизодов, помогающих «зарядиться» соответствующим настроением.
В современном аниме для взрослой аудитории общепринято выделяется жанр, известный под японским названием иясикей (iyashikei), что означает «исцеляющее», или «лечащее» аниме. Имеются в виду добрые, умиротворяющие произведения, способные вызвать у зрителей светлые чувства, заставить забыть о повседневности. Однако строго заданных жанровых рамок у иясикей нет. Одни знатоки относят к этому жанру исключительно позитивные и лёгкие истории. Другие полагают, что «исцеляющими» могут быть и меланхоличные философские притчи. Вне зависимости от настроения характерными чертами иясикей выступают минимум «экшена», медитативность повествования, доминирование интересной запоминающейся атмосферы над сюжетом.
Стилистические рамки иясикей сложно обозначить и потому, что они тесно переплетаются с жанром, известным под англоязычным названием slice of life — «срез жизни» (в русскоязычной среде его называют «повседневность» или «слайс»). Как видно из названия, это показ повседневности с минимумом активного действия — как правило, спокойной и безмятежной жизни. Большинство иясикей в той или иной степени является «слайсом», но вопрос об уровне взаимопроникновения двух жанров остаётся дискуссионным.
В этой статье мы рассмотрим несколько примеров «исцеляющего» фантастического аниме, в основе сюжетов которых лежат войны и их последствия. Сериалы и фильмы, о которых пойдёт речь, трудно назвать новогодними в чистом виде, но речь в них идёт о чувствах, которые особенно важны на Новый год и Рождество. Когда ещё думать о том, что даже в непроглядной тьме пробивается свет надежды, как не в эти дни?
«Звуки небес» (Sora No Woto)
ТВ-сериал, 2010 год. 12 эпизодов+2 дополнительных серии. Студия A-1 Pictures, режиссёр — Мамору Канбэ, сценарист — Хироюки Ёсино.
Это любопытное аниме не обрело громкой славы, однако было тепло принято зрителями и понравилось многим «анимешникам», увлекающимся военной историей. Студия A-1 Pictures попыталась соединить классический анимешный мотив «милые девочки делают милые вещи» с элементами военной драмы. Результат получился не идеальный, в чём-то спорный, но вызывающий несомненный интерес.
Действие снятого по оригинальному сценарию сериала происходит в постапокалиптическом мире, находящемся на уровне развития примерно середины ХХ века. События разворачиваются в одном из уцелевших очагов цивилизации, маленькой горной стране Гельвеция (напоминает Швейцарию, но со многими следами японской культуры). Главная героиня, юная военнослужащая Каната Сорами, попадает в гарнизон сонного провинциального городка, состоящий всего лишь из нескольких девушек. Пять подруг ведут буквально-таки идиллическую жизнь вдалеке от начальства, посреди доброжелательных горожан. Но им не даёт покоя как память о недавно прошедшей большой войне, так и угроза новой войны.
С одной стороны, сериал «Звуки небес» выглядит воплощением типичного моэ, анимешной «милоты», способной отпугнуть того, кто находит её банальной или попросту не любит. Героини — набор традиционных для моэ типажей, кочующих из сериала в сериал: добродушная простушка, капризная вредина, холодная замкнутая умница и т.д. С другой стороны, в эти незамысловатые образы авторам удалось вдохнуть душу и сделать их интересными для зрителя. Конечно, этих девушек сложно представить настоящими жертвами войны, но искра жизни в них присутствует.
К несомненным достоинствам «Звуков небес» стоит отнести атмосферу сериала. В ней присутствует желательная для «исцеляющего» аниме расслабленная беззаботность, но вместе с тем есть и ощущение тревоги, опасности, проблески мрачной серьёзности. Неожиданный для «слайса» пронзительный и трогательный тон повествования впечатлил многих зрителей — в частности, в русскоязычных обзорах Sora no Woto сравнивали с фантастикой Крапивина и фильмом «А зори здесь тихие». Возможно, эти аналогии чересчур лестны для японского произведения, но они показывают, чем это аниме полюбилось его поклонникам.
«Планетарианка» (Planetarian)
Визуальная новелла, 2004 год. Студия Key.
Мини-сериал, 2016 год. 5 эпизодов. Студия David Production, режиссёр — Наокацу Цуда, сценаристы — Наокацу Цуда и Сёго Ясукава.
Полнометражный фильм, 2016 год. 117 минут. Авторы — см. выше.
Короткометражный фильм, 2021 год. 36 минут. Студия Okuruto Noboru, режиссёр — Дзин Тамамура, сценарист — Сёго Ясукава.
Особый интерес в этой небольшой франшизе представляют оригинальная видеоигра (доступна на Steam) и практически дословно переносящий её на экран мини-сериал. Это своеобразная фантастическая притча, построенная на материале постапокалиптики. События разворачиваются в будущем нашего мира, через тридцать лет после глобальной войны, уничтожившей цивилизацию. Мужчина-сталкер по имени Кудзуя в поисках «хабара» проникает в постройку непонятного ему назначения и неожиданно встречает там загадочную девушку Юмеми. Постройка — это заброшенный планетарий, а Юмеми — обслуживающий его андроид, считающий героя первым за долгие годы посетителем.
Сюжет, в котором закалённый в испытаниях жёсткий и циничный мужчина встречает чистую невинную душу и проникается к ней симпатией, трудно назвать оригинальным. Образ робота, по своим душевным качествам стоящего выше большинства людей, также не редок в фантастике. Среди множества интерпретаций подобных тем «Планетарианка» выделяется впечатляющим лаконизмом: только два действующих лица, практически все события происходят в замкнутом пространстве старого планетария. Характеры персонажей получились вполне живыми, особенно это касается Юмеми, добродушная деликатная натура которой не может не вызывать умиления.
Называя «Планетарианку» фантастической притчей, мы не преувеличиваем. Основой сюжета здесь выступает то, что робот оказывается последним хранителем памяти о достижениях человечества (если быть совсем точным, о космосе и космонавтике). К счастью, сюжет не страдает от прямолинейной нравоучительности и не пытается «в лоб» донести до игрока или зрителя банальную мысль о хрупкости цивилизации. Авторам удалась весьма тонкая, изящная работа, способная пробудить светлое чувство печали, заставить сопереживать и думать, а некоторые эпизоды могут растрогать до глубины души.
Полнометражный фильм 2016 года и короткометражка дополнили мини-сериал, но они основаны не на оригинальной визуальной новелле, а на написанной по её мотивам книге (повести-ранобэ). К тому же полнометражка частично является рекапом — пересказом событий сериала. Фильмы не лишены достоинств, но, возможно, это не самое обязательное дополнение к лаконичной и, по большому счёту, без того законченной истории. Впрочем, они вполне заслуживают того, чтобы их посмотреть.
«Последнее путешествие девочек» (Shoujo Shuumatsu Ryokou)
Манга, 2014-2018 годы. 6 томов, 47 глав. Сценарист и художник — Цукумидзу
ТВ-сериал, 2017 год. 12 эпизодов. Студия White Fox, режиссёр — Такахару Одзаки, сценарист — Фудэясу Кадзуюки.
Оригинальный графический роман Цукумидзу (это псевдоним, автор предпочитает сохранять строгую анонимность) стал настоящим феноменом последних лет. В популярнейшей международной базе данных My Anime List комикс на момент написания статьи занимает 52-е место в мировом рейтинге лучшей манга (средняя оценка — 8,68). В 2019 году графический роман удостоился престижной в Японии литературной премии «Сэйун», вручаемой за лучшие научно-фантастические произведения. Среди официальных переводов манга на различные языки мира есть и русскоязычный.
Аниме-экранизация вышла, когда манга ещё продолжала издаваться — что также убедительно говорит о её популярности. Сериал получился очень удачным, удостоился заслуженной симпатии зрителей по всему миру и высоких оценок критиков. Аниме блистательно передаёт атмосферу и стиль графического романа, дополняя их качественной анимацией и отличным саундтреком. Стоит лишь иметь в виду, что в экранизацию не вошла финальная часть графического романа, поэтому знакомство с книгой желательно для того, чтобы в полной мере оценить авторский замысел.
В полном соответствии с названием «Последнее путешествие девочек» — это рассказ о странствии двух юных героинь, серьёзной рассудительной Тито и легкомысленной беззаботной Юри (судя по всему, одних из последних оставшихся в живых представителей человечества, уничтоженного войнами). На гусеничном мотоцикле Kettenkrad девушки в студёную зимнюю пору путешествуют по обезлюдевшему миру, открывая для себя всё новые и новые следы погибшей цивилизации. В окружении смерти, отчаяния и одиночества только дружба поддерживает Тито и Юри в пути.
Мрачное очарование «Последнего путешествия девочек» трудно описать словами, но секрет его заключается в неповторимом авторском стиле Цукумидзу. Сюрреалистические картины погибшего мира, в чём-то похожего на наш, а в чём-то принципиально от него отличающегося, одновременно пугают и завораживают. Этот мир полон множества вещей, мест и явлений: одни из них близки и понятны нам, другие же выглядят загадочными и даже зловещими. Среди бесконечных пустых пространств Тито и Юри выглядят маленькими, слабыми и беспомощными, но тепло и доброта их отношений кажутся лучом света, мерцающим в наступившей вечной тьме.
«Вайолет Эвергарден» (Violet Evergarden)
ТВ-сериал, 2018 год. 13 эпизодов+1 дополнительная серия. Студия Kyoto Animation, режиссёры — Таити Исидаси и Харука Фудзита, сценарист — Рейко Ёсида.
Полнометражный фильм, 2019 год. 91 минута. Авторы — см. выше.
Полнометражный фильм, 2020 год. 140 минут. Авторы — см. выше.
Экранизация повестей-ранобэ Каны Акацуки и Акико Такасэ стала громким успехом прославленной студии Kyoto Animation: здесь единодушно совпали вкусы как японской, так и мировой публики. На время написания статьи два произведения из цикла входят в первую сотню мирового рейтинга портала My Anime List с впечатляющими результатами: оригинальный сериал занимает 61-е место (средний балл — 8,66), а второй полнометражный фильм — 12-е место (средний балл — 8,98). Аниме «Вайолет Эвергарден» доступно в онлайн-кинотеатре Netflix, полнометражные фильмы выходили в официальный прокат по всему миру (в том числе, в России; на данный момент демонстрируются в ряде российских онлайн-кинотеатров).
События сериала и фильмов происходят в фантастическом мире, очень похожем на Европу начала ХХ века. Недавно завершилась Великая война между двумя соседними державами, народы приходят в себя после страшных бедствий и лишений. Среди множества жертв войны оказалась и главная героиня, юная Вайолет Эвергарден, потерявшая на фронте обе руки (они заменены высокотехнологичными протезами). Несмотря на душевные и телесные раны, девушка устраивается работать «самопишущей куклой» — так традиционно называют автора писем, работающего на заказ. Пропуская через себя чужие радости и беды, Вайолет пытается найти своё место в мирной жизни.
Уже по краткому пересказу хорошо видно, что сюжет «Вайолет Эвергарден» основан на фантастической интерпретации Первой мировой войны и её последствий. Это не превращает аниме в аллегорию реальных исторических событий. И всё же дух «потерянного поколения» передан весьма удачно и с тонким деликатным лиризмом. На таком материале можно было бы без труда создать эмоционально тяжёлую драму, но авторы не пытались ударить по чувствам зрителей показом исключительно тягот и бедствий.
«Вайолет Эвергарден» — замечательно красивое и даже изящное аниме. Сериал и фильмы практически безупречны в технических аспектах, от высококачественной графики до реалистичного дизайна персонажей, лишённых нарочитой «мультяшности». Высокие и светлые чувства двигают Вайолет, неизменно находящейся в центре повествования, равно как и многими другими героями. Серьёзный, душевный тон повествования не страдает от излишнего пафоса, близок и понятен любому зрителю.
В этой статье мы рассмотрели аниме, которые хорошо известны, популярны и доступны массовому зрителю. Кроме того, некоторые из произведений лицензированы на постсоветском пространстве. Как мы видим, жанр «исцеляющего» аниме может говорить не только о радостных и приятных вещах, но и поднимать серьёзные, сложные вопросы. По воле авторов даже на руинах цивилизации, среди мрака и отчаяния герои стремятся к добру и свету, согревают сердца дружбой и любовью. Новый год и Рождество — самое подходящее время для того, чтобы вспомнить о важности этих чувств и пробудить их в себе.
Источники:
- https://www.animenewsnetwork.com/
- https://myanimelist.net/
Комментарии к данной статье отключены.