• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    58

    По воде аки посуху

    • современность
    • танки
    • холодная война
    • СССР
    Александр Кощавцев
    28 June '19

    Вторая мировая война наглядно показала важность боевых и транспортных машин, способных преодолевать водные преграды. При проведении наступательных операций любого уровня форсирование рек, озёр, каналов, водохранилищ становилось очень непростой задачей, сильно снижая темпы наступления и приводя к значительным потерям наступающих. В СССР практически не проводилось работ по созданию как транспортных, так и боевых плавающих машин: на вооружение были приняты только лёгкие плавающие танки Т-37, Т-38 и Т-40, предназначенные для разведки. Их пулемётное вооружение было совершенно недостаточным для поддержки наступающих войск. Поэтому после окончания войны в СССР развернулись широкомасштабные работы по созданию различных типов плавающих машин для армии.

    «В целях повышения тактических возможностей сухопутных войск при преодолении водных преград и усовершенствования средств десантирования» Горьковскому заводу «Красное Сормово» было выдано задание на создание плавающих танка Р-39 и бронетранспортёра Р-40.

    ​ПТ-76 на государственных испытаниях - По воде аки посуху | Warspot.ru
    ПТ-76 на государственных испытаниях

    В задании в первую очередь было оговорено вооружение новых машин. На Р-39 должна была устанавливаться 76,2-мм пушка ЛБ-70Т (позднее названная Д-56Т) и 7,62-мм пулемёт СГМТ, на БТР — пулемёт СГМБ. Также БТР должен был обеспечивать перевозку любых артиллерийских систем дивизионного уровня. В качестве силового агрегата для обеих машин предусматривалось использовать новейший по тем временам дизельный двигатель В-54, задросселированный до мощности 300 л.с. Движителем на плаву должен был стать гребной винт, управление — руль корабельного типа.

    Машины получились достаточно неудачными. В железе был построен только танк. Он оказался перетяжелённым, запас плавучести и устойчивости был недостаточным, бронирование — слабым. После испытаний в 1948–1949 гг., в том числе и на плаву на Волге, Р-39 признали неудовлетворяющим техническому заданию, поэтому второй образец танка не достроили, а БТР вообще не вышел за стадию бумажного проекта.

    15 августа 1949 года Совет министров СССР выпустил постановление №3472-1444сс «О плавающем танке». В этом постановлении, положившем начало рождению ПТ-76, было указано, что изготовленные заводом «Красное Сормово» образцы плавающего танка оказались не соответствующими утверждённому правительством заданию и поэтому непригодными для вооружённых сил. В связи с чем с завода «Красное Сормово» снималось задание по изготовлению плавающего танка и БТР.

    Разработку, изготовление и представление на государственные испытания в 1950 году новых боевых плавающих машин — танка и бронетранспортёра — поручили ВНИИ транспортного машиностроения (ВНИИ-100), созданному на базе КБ опытного завода № 100 в Челябинске, совместно с Кировским заводом. Главным конструктором этой темы назначили Ж. Я. Котина. Серийное производство машин планировалось развернуть на Сталинградском тракторном заводе.

    ​ПТ-76 разведывательного батальона 2-й гвардейской мотострелковой дивизии на плаву. Хорошо видны кронштейны дополнительных 90-литровых баков - По воде аки посуху | Warspot.ru
    ПТ-76 разведывательного батальона 2-й гвардейской мотострелковой дивизии на плаву. Хорошо видны кронштейны дополнительных 90-литровых баков

    Утверждённое постановлением техническое задание предусматривало создание плавающего танка массой 13–14 тонн с экипажем из трёх человек, вооружённого 76,2-мм пушкой (планировалось то же самое орудие ЛБ-70Т, что и на Р-39), способного форсировать водные преграды совместно с передовыми подразделениями пехоты и захватывать плацдармы на берегу. На танке предполагалось установить 6-й цилиндровый рядный дизельный двигатель В-6 мощностью 220 л.с. Боезапас к орудию должен был составить 35–40 выстрелов. Бронирование лобовой части корпуса и башни должно было обеспечивать защиту от осколков и бронебойных пуль 12,7-мм пулемёта ДШК с дистанции менее 50 м.

    Общей компоновкой танка занимался М. С. Пассов. В работе принимал участие конструктор В. Таротько, который занимался задачами броневой защиты, прочности и жёсткости всех элементов бронекорпуса, а также герметичностью. Г. А. Осмоловский обеспечивал решение задач силовой установки: охлаждения, очистки воздуха, подводной работы двигателя и т. д., Ф. И. Бажан обеспечивал требуемые параметры и работоспособность водомётных движителей, А. С. Окунев возглавлял группу инженеров-судостроителей. По комплексу экспериментальных работ руководство осуществлял директор ВНИИ ТрМ П. К. Ворошилов.

    ​ПТ-76 ранних выпусков с пушкой Д-56ТМ - По воде аки посуху | Warspot.ru
    ПТ-76 ранних выпусков с пушкой Д-56ТМ

    На этапе предварительного проектирования работа развернулась по нескольким направлениям. Все предложения различались в первую очередь принципом движения на плаву. Было рассмотрено четыре варианта: стационарные гребные винты, откидные гребные винты по предложению Л. С. Троянова, гусеничные движители и гидрореактивные движители по предложению Н. Ф. Шашмурина.

    Котин принял вариант с откидными винтами, и проектные работы развернулись именно в этом направлении. Однако Шашмурин подготовил проект и нашёл единомышленника в лице В. А. Малышева, в то время министра транспортного машиностроения и заместителя председателя Совмина. Благодаря его влиянию все предыдущие работы прекратились и развернулось проектирование двух плавающих боевых машин: танка, получившего индекс «Объект 740», и БТР под шифром «Объект 750».

    ​Морские ПТ-76 в Севастополе, 1953 год. Буксировка за тральщиком со скоростью 5 узлов - По воде аки посуху | Warspot.ru
    Морские ПТ-76 в Севастополе, 1953 год. Буксировка за тральщиком со скоростью 5 узлов

    Шашмурин разработал всю трансмиссионную часть с установкой специальной коробки перемены передач, которая предусматривала необходимое совмещение систем движения на плаву и на суше. Но из-за очень сжатых сроков разработки пришли к варианту использования КПП с танка Т-34. В начале выпуска рабочей документации материалы по водоходному движителю были направлены во ВНИИ-100 для исследования основных параметров водомёта на макете. По результатам этих опытов с макетом водомёта оказалось, что с этим типом движителя можно достичь характеристик, даже превышающих требования технического задания.

    Для отработки конструктивных решений, предложенных в проекте танка, в 1949 году во ВНИИ-100 спроектировали и изготовили модель плавающего танка М-270 («Объект 270») массой 12 тонн с экипажем из четырёх человек. В 1949–1950 гг. «Объект 270» прошёл курс испытаний, что дало необходимый материал для завершения разработки плавающего танка.

    ​ПТ-76Б на испытаниях в 38 НИИ МО, Кубинка - По воде аки посуху | Warspot.ru
    ПТ-76Б на испытаниях в 38 НИИ МО, Кубинка

    Весной 1950 года были построены два опытных образца плавающего танка. В июне начались государственные испытания в Белорусском военном округе в районе Полоцка. На основании результатов этих испытаний комиссия сделала выводы, что оба плавающих танка проверку выдержали, в связи с чем рекомендовалось изготовить партию танков для проведения войсковых испытаний. Комиссия отметила, что по ряду показателей танк превосходил утверждённые тактико-технические характеристики. Было высказано пожелание об усилении бронирования. В 1951 году СТЗ должен был выпустить войсковую партию из десяти машин, ЧТЗ должен был сделать два танка с усиленным бронированием.

    Летом 1951 года в Киевском военном округе проводились войсковые испытания плавающих танков производства СТЗ и ЧТЗ по программе, утверждённой заместителем министра обороны. Госкомиссия отметила, что машины испытания выдержали, и рекомендовала их к принятию на вооружение с усиленным вариантом бронирования.

    ​ПТ-76Б (5-й опытный образец) в Кубинке. У машины корпус увеличенного водоизмещения - По воде аки посуху | Warspot.ru
    ПТ-76Б (5-й опытный образец) в Кубинке. У машины корпус увеличенного водоизмещения

    В том же 1951 году в районе Севастополя провели морские испытания пяти плавающих танков, чтобы проверить возможности их применения в морских условиях в десантных операциях. В частности, провели даже буксировку трёх машин за морским тральщиком. «Объект 740» по своим мореходным качествам был рекомендован для использования в морских десантных операциях во взаимодействии с кораблями, авиацией, морской пехотой с целью захвата плацдармов на побережье. В отчёте отмечалось, что высадка плавающих танков с танкодесантных кораблей возможна как непосредственно на берег, так и в море.

    Параллельно с испытаниями на СТЗ осваивалось серийное производство плавающих танков. Главным конструктором назначили С. А. Фёдорова. В 1952 году началось серийное производство машин всё возрастающими темпами, а к 1954 году завод выпускал более чем 200 танков в год.

    ​Стрельба на плаву. Танк 4-й гвардейской танковой дивизии - По воде аки посуху | Warspot.ru
    Стрельба на плаву. Танк 4-й гвардейской танковой дивизии

    Постановлением Совета министров СССР от 6 августа 1952 года «Объект 740» приняли на вооружение Советской армии под обозначением ПТ-76. По официальному определению, он представлял собой «боевую гусеничную машину лёгкого типа. Он предназначен для ведения разведки, выполнения боевых задач, связанных с форсированием водных преград, может применяться в морских десантных операциях».

    Впервые официально танк показали на первомайском параде 1952 года. За создание и успешные испытания плавающих машин коллектив конструкторов и испытателей выдвинули на соискание Сталинской премии первой степени. Однако по различным политическим причинам за создание плавающих танков ни Сталинская, не позднее Государственная премия так и не были присуждены.

    ​ПТ-76Б поздних выпусков с «высоким» корпусом для морской пехоты. На крышке вентилятора смонтирована воздухозаборная труба - По воде аки посуху | Warspot.ru
    ПТ-76Б поздних выпусков с «высоким» корпусом для морской пехоты. На крышке вентилятора смонтирована воздухозаборная труба

    В процессе производства танк неоднократно модернизировался. В 1952 году были усилены опорные катки: на них появились радиальные выштамповки. С 1957 года орудие Д-56Т заменялось на Д-56ТМ с более простым двухкамерным дульным тормозом и эжекционной очисткой ствола. В 1956 году в боекомплект ввели кумулятивный выстрел, для чего была разработана новая боеукладка. Для обеспечения угла склонения орудия –4° при стрельбе назад и для подготовки корпуса под установку стабилизированной пушки в 1957 году высоту корпуса в районе подбашенного листа увеличили на 60 мм, повысили бронестойкость корпуса. В том же 1957 году ввели установку термоконденсационной дымовой аппаратуры ТДА, заменили радиостанцию с 10РТ на Р-113 и танковое переговорное устройство с ТПУ-47 на Р-120, ввели третью фару ФГ-10 на корпусе симметрично штатной фаре. Это было сделано для обеспечения работы с прибором ночного видения водителя.

    В июне 1957 года поручень на башне был передвинут вверх на 150 мм. С августа 1957 года появились продольные ребра жёсткости на днище танка. В январе 1958 года для увеличения запаса топлива были внедрены крепления для двух дополнительных топливных баков на крыше корпуса. Эти баки ёмкостью по 90 литров позаимствовали с Т-34-85. Они не были включены в общую топливную систему и использовались только для перевозки дополнительного горючего.

    ​Модернизированный при капитальном ремонте ПТ-76Б из собрания Музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Выставка военной техники, технологий и вооружения — 2002 в Омске - По воде аки посуху | Warspot.ru
    Модернизированный при капитальном ремонте ПТ-76Б из собрания Музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Выставка военной техники, технологий и вооружения — 2002 в Омске

    В январе 1958 года на передней части бортов были введены крюки для буксировки танка на плаву. Они были идентичны крюкам на лобовом листе и на задних бортовых, но продолжалось это недолго. Выяснилось, что с расположением крюков с небольшим наклоном машина при буксировке зарывается носом в воду. Поэтому с 1961 года были введены небольшие облегчённые крюки, установленные горизонтально. Весной 1959 года фары ФГ-10 и ФГ-26 заменили на фары серии ФГ-100. Внешне они практически ничем не отличались, но обладали повышенной прочностью. Всего установили три фары: ФГ-102 со СМУ (слева), ФГ-100 с инфракрасным фильтром (справа) и ФГ-101 белого света (на башне на поворотном кронштейне). Машина в таком виде выпускалась относительно недолго, с 1957 по 1962 год.

    С октября 1962 года для улучшения водоходных качеств танка были введены корпуса увеличенного водоизмещения. Высота корпуса увеличилась на 70 мм, наклон нижнего лобового листа уменьшился с 45° до 35°. Это, кстати, вносит путаницу для многих исследователей советского танкостроения, поскольку в некоторых официальных изданиях говорилось, что высота корпуса ПТ-76 была увеличена на 130 мм. Всё правильно, но сделано это было в два приёма за 5 лет.

    ​ПТ-76Б армии Вьетнама. На машинах смонтирован пулемёт ДШКМ на крыше башни - По воде аки посуху | Warspot.ru
    ПТ-76Б армии Вьетнама. На машинах смонтирован пулемёт ДШКМ на крыше башни

    В конце 1950-х годов ПТ-76 был модернизирован в связи с требованиями действий в условиях применения ядерного оружия. Для этого машина оснащалась фильтровентиляционной установкой (ФВУ) и системой противоатомной защиты (ПАЗ). Кроме того, было установлено орудие Д-56ТС, оснащённое двухплоскостным стабилизатором «Заря». В результате появился ПТ-76Б («Объект 740Б»), принятый на вооружение в 1962 году. На этой машине установили два дополнительных наружных топливных бака ёмкостью по 95 литров. Вместо цилиндрических были взяты баки для масла от танка Т-54.

    В ходе эксплуатации ранее выпущенные танки были модернизированы. При капитальном ремонте на машинах ранних выпусков орудия заменялись более современными Д-56ТМ. С 1967 года вместо пулемётов СГМТ устанавливались более актуальные ПКТ. У водителей появились приборы ночного видения ТВН-2Б, фары ФГ-100 и ФГ-102 заменили на ФГ-125 и ФГ-126. В 1960-х годах радиостанции Р-113 сняли и поставили Р-123, а танковые переговорные устройства Р-120 — на Р-124. Во время капитального ремонта ходовой части на старых машинах устанавливали более новые опорные катки с выштамповками.

    ​ПТ-76Б и БТР-50ПК морской пехоты Индонезии во время учений, 2000-е годы - По воде аки посуху | Warspot.ru
    ПТ-76Б и БТР-50ПК морской пехоты Индонезии во время учений, 2000-е годы

    Производство ПТ-76 продолжалось до 1973 года, при этом было выпущено 4172 танка, из которых 941 экспортировали.

    За 20 лет на базе этих танков и бронетранспортёров создали целый ряд машин различного назначения (только в КБ ЛКЗ восемь образцов), в том числе «Пингвин», ТСМ, СПУ-Л, «Объект 210», «Объект 211», «Объект 280» и «Объект 76».

    В армии ПТ-76 пользовался большой популярностью. Танк не только зарекомендовал себя очень надёжной и манёвренной машиной, но и был лёгким и компактным. Эти преимущества обусловили широкое использование ПТ-76 в сухопутных войсках и морской пехоте. По договору о сокращении обычных вооружений на ноябрь 1990 года в европейской части СССР находилось 602 ПТ-76. До 2000-х годов танк находился на вооружении внутренних войск МВД РФ и даже принимал участие в Чеченском конфликте.

    Тактико-технические характеристики ПТ-76 (ПТ-76Б):

    • годы выпуска — 1952–1963 (1958–1973)
    • масса, тонн — 14,0 (14,4)
    • экипаж, человек — 3 (3)
    • удельное давление на грунт, кг/см2 — 0,47 (0,48)
    • пушка — 76,2-мм Д-56Т (Д-56ТС)
    • пулемёт — 7,62-мм СГМТ
    • боекомплект орудия — 40 снарядов
    • боекомплект пулемёта — 1000 патронов
    • удельная мощность, л.с./т — 17,1 (16,9)
    • максимальная скорость, км/час — 44
    • средняя скорость по шоссе, км/час — 30–35
    • средняя скорость по просёлку, км/час — 20–25
    • средняя скорость на плаву, км/час — 10
    • запас хода по шоссе, км – 370 (510)
    • запас хода по грунтовой дороге, км — 270–320 (410–480)
    • запас хода на плаву, км — 120 (180)
    • запас топлива во внутренних баках, л — 250 (380)
    • запас топлива во внешних баках, л — 0 (190)
    • максимальный преодолеваемый уклон — 38°
    • максимальный преодолеваемый крен — 11°
    • максимальная преодолеваемая стенка, м — 1,1
    • максимальный преодолеваемый ров, м — 2,8

    Источники и литература:

    1. Отчёт по государственным испытаниям лёгкого плавающего танка (Объект 740), 1950 год
    2. Отчёт по эксплуатационным испытаниям плавающих танков ПТ-76 в морских условиях, 1953 год
    3. Отчёт по результатам осмотра плавающих танков после морских испытаний — ГБТУ МО, НИИБТ Полигон, 1953 год
    4. Предложения по усовершенствованию плавающей бронетанковой техники — танков ПТ-76, бронетранспортёров БТР-50П. К отчёту по морским испытаниям в январе–феврале 1954 года — НИИБТ Полигон, 1954 год
    5. Отчёт по испытанию танков Т-54А и плавающего танка ПТ-76 по преодолению препятствий по «Курсу вождения танков» (КВТ-54) — НИИБТ Полигон, 1955 год
    6. Танк ПТ-76. Руководство по материальной части и эксплуатации — М.: Воениздат, 1954 год
    7. Танк ПТ-76. Руководство по материальной части и эксплуатации — М.: Воениздат, 1957 год
    8. Танк ПТ-76. Руководство по материальной части и эксплуатации — М.: Воениздат, 1963 год
    9. Руководство по материальной части и эксплуатации танков ПТ-76 и ПТ-76Б — М.: Воениздат, 1967 год
    10. 76-мм танковая пушка Д-56. Руководство службы — М.: Воениздат, 1970 год
    11. Танки. Устройство — М.: Воениздат, 1974 год
    12. Н.Ф. Шашмурин. Очерк по истории создания плавающих боевых машин — танка ПТ-76 и бронетранспортёра БТР-50П — 1980 год
    13. Н.Ф. Шашмурин. Воспоминания автора проекта и ведущего разработчика плавающих машин ПТ-76 и БТР-50 — 1989 год
    14. В.В. Щербаков. К вопросу о создании плавающих боевых машин — танка ПТ-76 и бронетранспортёра БТР-50П — 1987 год
    15. М.Г. Редькин. Создание плавающих боевых машин — танка ПТ-76 и бронетранспортёра БТР-50П — 1987 год

    Александр Кощавцев

    Труба для «пятьдесятчетвёрки» на Warspot.ru
    Труба для «пятьдесятчетвёрки»
    «Сорокчетвёрка», не пожелавшая нырять на Warspot.ru
    «Сорокчетвёрка», не пожелавшая нырять
    Т-54 против Москвы-реки на Warspot.ru
    Т-54 против Москвы-реки
    Поделиться
    • 4
    • 0
    • 1
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Самый «тяжёлый» лёгкий танк на Warspot.ru
    Самый «тяжёлый» лёгкий танк
    Советский танк на пороге новой эпохи на Warspot.ru
    Советский танк на пороге новой эпохи
    Самый прожорливый танк Советского Союза на Warspot.ru
    Самый прожорливый танк Советского Союза
    Шкура битой немецкой кошки на Warspot.ru
    Шкура битой немецкой кошки
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google