Общий план совместных действий Англии, Франции и Израиля в ходе тройственной интервенции 1956 года был согласован на так называемой Севрской конференции 22-24 октября. При этом для англо-французского десанта на Суэцком канале действия Израиля на Синае носили исключительно вспомогательный характер — их целью было дать повод для интервенции под предлогом защиты судоходства. Наземную операцию израильское военное руководство планировало самостоятельно.
Силы и планы сторон
Синайская кампания 1956 года стала первой операцией, в которой командование израильских вооружённых сил прибегло к тактике «блицкрига» — манёвренной войне с широким использованием танковых и моторизованных соединений. С израильской стороны для наступления на Синайском полуострове были сосредоточены три танковые бригады (7-я, 27-я и 37-я), 6 пехотных бригад (1-я, 4-я, 9-я, 10-я, 11-я и 12-я), а также 202-я парашютная бригада полковника Ариэля Шарона. В сумме ударная группировка имела около 100 000 солдат (из общей численности регулярной армии в 150 000), порядка 260 танков и САУ (в том числе около сотни американских «Шерманов»), а также 173 самолёта (из них 114 боевых).
Египетские силы были гораздо слабее. К октябрю 1956 года вся египетская армия насчитывала 140 000 человек, сведённых в 14 пехотных и 2 танковые бригады. Но на Синае находилось лишь около половины всех регулярных войск — семь пехотных бригад (3-я, 4-я, 5-я, 8-я, 26-я пограничная, а также 86-я и 87-я палестинские) и несколько отдельных батальонов, включая один танковый. Из них пять бригад располагались на северо-востоке в прибрежном районе и в секторе Газа — Рафах — Эль-Ариш. Центральная и южная части Синайского полуострова считались труднодоступными, и их прикрытие было слабым. В Шарм-эш-Шейхе на южной оконечности Синая и в районе перевала Митла в центре полуострова размещалось по батальону.
Из остальных войск одна танковая и шесть пехотных бригад с частями усиления размещались в зоне Суэцкого канала, одна танковая и одна пехотная бригада — в районе Каира. Ещё около 100 000 человек состояло в Национальной гвардии и добровольческих формированиях, но боеспособность этих сил была крайне низкой.
Египтяне имели 230 танков западного производства — 150 «Шерманов», 40 «Центурионов» и 40 лёгких французских AMX-13, а также около 200 британских самоходок «Арчер». С конца 1955 года Советский Союз поставил Египту 50 танков ИС-3, 150 танков Т-34-85 и около сотни самоходок СУ-100, однако далеко не все эти машины были освоены экипажами, часть из них находилась в тылу. Таким образом, формально у Египта насчитывалось 730 танков и САУ, однако реальное число боеготовых машин было существенно меньше. На Синайском полуострове находилось только 46 танков, все они были сосредоточены в секторе Газа.
До 1956 года египетская авиация имела всего 50 боевых самолётов. Ещё 128 машин должны были прибыть из Советского Союза, однако не все они были доставлены к началу боевых действий, а главное — готовые экипажи имелись только на 43 советские машины. Так, из 47 реактивных фронтовых бомбардировщиков Ил-28 до ноября 1956 года поставили 35, а экипаж был подготовлен лишь для 12, сведённых в эскадрилью под командованием бригадного генерала Камала Заки. Боеготовых истребителей МиГ-15 имелось всего 30, сведённых в две эскадрильи, а из МиГ-17ПФ был готов только один, пилотируемый майором Шалаби эль-Хиннави. Таким образом, Египет имел 93 боеготовых боевых самолёта. Против Израиля они использовались лишь в первые два дня операции, затем главным противником египетских ВВС стала англо-французская авиация.
Операция «Тарнегол»
28 октября израильская разведка получила информацию, что министр обороны и главнокомандующий египетской армией маршал Абдель Хаким Амер находится в Дамаске на переговорах с сирийским командованием, и поздно вечером должен отправиться обратно в Каир. Чтобы обезглавить египетское командование, было решено сбить самолёт Амера при пролёте над Средиземным морем у израильского побережья; операция получила кодовое обозначение «Тарнегол».
Для операции был выбран один из трёх только что полученных британских ночных истребителей «Метеор» NF.13, пилотируемый командиром 119-й эскадрильи майором Иоашем Циддоном, штурманом самолёта был Эльяшив Брош. Самолёт взлетел с авиабазы Рамат-Давид поздно вечером — через полчаса после того, как поступило сообщение, что самолёт Амера покинул аэропорт Дамаска. Поскольку маршал летел на Ил-14 (бортовой номер 1101), опознать его машину было очень просто — других пассажирских самолётов этой модели здесь не было.
Египетский самолёт был обнаружен израильскими радарами южнее Кипра, и операторы навели дежуривший в воздухе «Метеор» на цель. Циддон облетел самолёт, определил его тип и после получения дополнительного разрешения расстрелял транспортник в воздухе — при этом ему пришлось сделать два захода, в итоге он потерял управление и чуть не упал в море. Но вскоре выяснилось, что на самолёте летели сопровождавшие Амера египетские журналисты и младшие офицеры штаба. Погибли все 16 пассажиров и оба пилота, сам же маршал с высшими офицерами вылетел из Дамаска позднее на другой машине.
Внезапный удар
Наступление, спланированное начальником Генерального штаба генерал-майором Моше Даяном, получило кодовое название «Кадеш». Оно началось 29 октября в 15 часов и велось по четырём основным направлениям: на Эль-Кантару вдоль берега Средиземного моря, на Исмаилию и на Суэц через Синайскую пустыню, и на Шарм-эш-Шейх по берегу Акабского залива.
При этом основные израильские силы (27-я танковая, 1-я, 11-я и 12-я пехотные бригады), объединённые в Северную оперативную группу, были сосредоточены на приморском направлении против Газы и Эль-Ариша, где находились главные силы египтян. Южнее, в районе Эль-Ауджи, размещалась Центральная (38-я) оперативная группа в составе 7-й танковой, 4-й и 10-й пехотных бригад. Для операций в центре Синайского полуострова выделялась 202-я парашютная бригада, а на Шарм-эш-Шейх наступала 9-я пехотная бригада. 37-я танковая бригада первоначально находилась в резерве.
Таким образом, для глубоких манёвренных действий предназначались только три бригады: 7-я танковая (на Исмаилию), 202-я парашютная (на Суэц) и 9-я пехотная (на Шарм-эш-Шейх). Такое распределение сил отражало неверие высшего израильского командования в эффективность «танковой» войны. Было решено сначала масштабным наступлением на Рафат блокировать основную египетскую группировку в секторе Газа, отрезать пути для её отхода, и лишь затем двигаться вдоль берега на Эль-Кантару.
Этот манёвр против ближнего фланга противника дополнялся действиями 37-й танковой бригады, первоначально находившейся в резерве: после достижения успеха 7-й танковой бригадой она шла следом и обходом через Умм-Каср и Абу-Агейлу должна была атаковать силы египтян, не попавшие в окружение в Газе.
Наступление на центральном направлении через пустыню в сторону Суэца имело огромное значение: оно позволяло израильтянам выйти к берегу Красного моря южнее Суэцкого канала и тем самым предотвратить переброску египетских войск в сторону Шарм-эш-Шейха. Поэтому для его обеспечения был использован воздушный десант, выброшенный 29 октября в 17 часов у перевала Митла в 50 км от Суэца. С 16 самолётов C-47 был высажен 890-й батальон 202-й парашютной бригады под командованием подполковника Рафаэля Эйтана — 395 парашютистов с лёгким вооружением. Кроме того, за два часа до высадки в тыл египтянам были отправлены четыре истребителя «Мустанг» с задачей оборвать линии проводной связи с помощью специальных тросов с грузами.
Из-за навигационной ошибки парашютисты были высажены не у самого перевала, а в 7 км от него. Поздно вечером десантникам сбросили снабжение: 8 машин «Виллис», 120-мм миномёты и 105-мм безоткатные пушки. Однако Эйтан не решился атаковать перевал, а вместо этого приказал занять круговую оборону и дожидаться подхода основных сил бригады. Таким образом, десант фактически оказался бесполезен и лишь отвлёк транспортные самолёты от куда более необходимого снабжения продвигающихся войск.
Тем временем уже вечером 29 октября 202-я парашютная бригада почти без боя заняла Эль-Кунтилу и двинулась дальше к Митле. Её передовые части были посажены на грузовики и поддержаны несколькими лёгкими танками AMX-13. Одновременно у залива Акаба части 9-й пехотной бригады заняли приграничный город Рас-эль-Накаб, малочисленный гарнизон которого капитулировал.
Наступление Центральной оперативной группы развивалось медленнее. Здесь египтяне смогли перекрыть обе дороги, ведшие от Эль-Ауджи через границу вглубь Синая — у Эль-Кусеймы и перед Абу-Агейлой. Для штурма последней сил 4-й бригады оказалось недостаточно, и пришлось направить сюда часть 7-й танковой бригады.
Египтяне занимают оборону
Уже 29 октября египетские войска на Синае получили приказ оборонять свои позиции и ждать подхода подкреплений. Началась переброска из центра страны на полуостров танковых и пехотных соединений. 1-я танковая бригада была выдвинута от Эль-Кантары в направлении Эль-Ариша, в то время как 2-я танковая бригада двинулась от Исмаилии к Эль-Агейле, а 2-я пехотная бригада — из Суэца к перевалу Митла. В этот же день египетская авиация начала атаковать продвигавшиеся вперёд израильские части — прежде всего, 202-ю парашютную бригаду. Однако здесь сказалось превосходство Израиля в авиации — в первую очередь, в уровне подготовки пилотов.
Авиацию активно использовали обе стороны — прежде всего, для ударов по танковым и моторизованным колоннам противника. Израильтяне действовали успешнее: уже 30 октября им удалось рассеять выдвигавшуюся для контрудара 1-ю египетскую танковую бригаду. В свою очередь, египетские атаки с воздуха нанесли серьёзные потери 202-й израильской бригаде на марше к перевалу Митла. Всего за 30 октября египетская авиация сделала около 50 вылетов, израильская — 100, было сбито 7 египетских и 4 израильских самолёта.
31 октября египетские самолёты сделали 100 вылетов, израильские — 250. По израильским данным, было сбито 10 египетских самолётов, но египтяне признают потерю только 6 машин. В свою очередь, Израиль (по его данным) потерял 4 самолёта. В целом, египетские лётчики показали себя лучше танкистов и пехотинцев — они сражались отчаянно и серьёзно затрудняли действия израильских наземных сил. Подавить египетскую авиацию удалось только массированными воздушными ударами англо-французской коалиции, начавшимися 31 октября.
Бой за перевал Митла
В первые сутки операции дальше всех продвинулась 202-я парашютная бригада полковника Шарона, максимально оснащённая автотранспортом. Впереди шла передовая группа бригады в сопровождении двух танков и двух мобильных артиллерийских групп на механической тяге. Израильская авиация вела разведку пути её следования с помощью легких самолётов Пайпер «Кэб», а также сбрасывала наступавшим канистры с горючим и водой.
К счастью для Шарона, на дороге почти не оказалось египетских войск — лишь в Темеде и Нахле находилось по гарнизонной роте солдат-суданцев без тяжёлого вооружения. Правда, возле Нахлы израильские колонны впервые подверглись атаке египетских самолётов и потеряли много автотранспорта. Ещё больше машин вышло из строя по техническим причинам. Тем не менее, вечером 30 октября передовая группа 202-й бригады соединилась с батальоном Эйтана, пройдя за 30 часов 150 км.
Шарон решил атаковать перевал после подхода основной части бригады — он считал, что за это время египтяне не успеют занять его крупными силами. Однако прибытие основных сил бригады задержалось на сутки, а к вечеру 31 октября на перевале уже заняли оборону направленные из Суэца 5-й и 6-й батальоны 2-й египетской пехотной бригады.
Время было потеряно. В 18 часов батальон под командованием Мордехая Гура (две пехотные роты, миномётная батарея и взвод лёгких танков) попытался прорваться через перевал. В узком извилистом ущелье Джебель-Хейтан он попал в огневой мешок, понес тяжёлые потери и на какое-то время оказался блокирован. Лишь под покровом ночи парашютистам удалось выйти из окружения.
К утру 1 ноября, пользуясь превосходством в силах и наличием артиллерии, люди Шарона всё-таки взяли перевал. Однако их потери оказались слишком велики: 38 убитых и около 120 раненых. Хотя Шарон заявил о том, что египтяне потеряли только убитыми 260 человек, неудачные действия у Митлы сказались на его дальнейшей карьере: вплоть до 1964 года он не получал дальнейшего повышения по службе.
Залогом успеха израильского наступления на центральном направлении стал упор на манёвренные действия при отсутствии сопротивления египетских войск, основная часть которых оказалась блокирована в секторе Газа. Дополнительными факторами стали внезапность нападения и уничтожение авиацией египетских линий проводной связи. В то же время севернее (на прибрежном направлении и у Абу-Агейлы) наступление развивалось медленнее из-за сопротивления египтян, лобовые атаки на Газу и Рафах также не привели к успеху.
Сражение за Абу-Агейлу
Ключевым пунктом в египетской обороне на центральном участке фронта стал небольшой городок Абу-Агейла, расположенный в 25 км от израильской границы. Здесь находился узел дорог для всего Синая, отсюда шла дорога как на запад, на Исмаилию, так и на север, на Эль-Ариш; последняя позволяла выйти в тыл основной египетской группировке в секторе Газа.
С востока Абу-Агейла была прикрыта укреплённым районом Умм-Катеф, к югу от неё находился горный хребет Джебель-Дальфа, представлявший собой естественную оборонительную позицию. Здесь располагалась крупная группировка противотанковой артиллерии, включавшая шесть 25-фунтовых и семь 57-мм орудий, а также 40-мм зенитные автоматы «Бофорс». Оборона была подкреплена десятью противотанковыми САУ «Арчер». Район Абу-Агейлы обороняли основные силы 3-й египетской пехотной бригады полковника Сами Ясса — 12-й, 17-й и 18-й батальоны с частями усиления, общая численность гарнизона укрепрайона составляла около 3000 человек.
Лобовая атака частей 10-й пехотной бригады на Умм-Катеф 29 октября закончилась неудачей, после чего 30 октября сюда были направлены части 7-й танковой бригады полковника Ури Бен-Ари. Атака батальона майора Ицхака Бен-Ари также была отбита, хотя в бою был ранен египетский командир полковник Ясса. Его сменил полковник Саад-эд-Дин Мутавали. Тем временем другой батальон 7-й танковой бригады продвинулся ещё западнее и нащупал узкий проход Дайка между хребтами Джебель-Дальфа и Джебель-Халяль, где проходило сухое речное русло (вади). В ночь на 31 октября 82-й танковый батальон подполковника Авраама Адана преодолел узость и на рассвете атаковал Абу-Агейлу с юга.
После взятия посёлка расположенный восточнее него египетский укрепрайон оказался окружён, но продолжил ожесточённое сопротивление. Теперь его атаковали силы двух бригад — 10-й пехотной и 7-й танковой. При этом первая действовала настолько неудачно, что поздно вечером 31 октября её командир полковник Шмуэль Голинда был отстранён Моше Даяном от командования и заменён полковником Исраэлем Талем. Однако даже поддержка израильской авиации не помогла, тем более что из-за плохой связи с наземными войсками и постоянно меняющейся обстановки израильские самолёты часто бомбили своих.
Утром 1 ноября Даяну пришлось направить к Абу-Агейле взятые из резерва части 37-й танковой бригады. Вместе с 10-й пехотной бригадой они вновь атаковали укрепрайон с востока, в то время как египетские позиции на хребте Умм-Катаф проштурмовали французские самолёты, применившие напалм. Однако и эта атака была отбита. Египтяне оставили узел обороны лишь вечером 1 ноября, когда у них стали подходить к концу боеприпасы и пресная вода. Основная часть 3-й бригады отступила на север к Эль-Аришу, причём израильтяне обнаружили этот отход только на следующий день.
К этому времени Египет подвергся массированным налётам англо-французской авиации, его воздушные силы оказались выведены из игры, а верховное командование уже вечером 31 октября приказало всем войскам на Синае отходить к Суэцкому каналу. Правда, часть египетских сил отказалась выполнять этот приказ и продолжила оборону.
Продолжение следует
Литература:
- В.П. Румянцев. США, Великобритания, СССР и Суэцкий кризис 1956 г. Томск: ТГУ, 2018
- М.А. Жирохов. История ВВС Израиля. Крылья возмездия. Минск: Харвест, 2001
- М. Жирохов, А. Котлобовский. «В небе Синая, год 1956-й» // Авиация и Время, 1998, №3
- Ю. Якушев, И. Рябинов, «Агрессия против Египта в 1956 году» // Военно-исторический журнал, 1961, №10
- Derek Varble. The Suez Crisis 1956. London: Osprey, 2003
- George W. Gawrych. Key to the Sinai: The Battles for Abu Agelia in the 1956 and 1967 Arab Israeli Wars. Pickle Partners Publishing, 2014
- Yagil Henkin. The 1956 Suez War and the New World Order in the Middle East: Exodus in Reverse. Rowman & Littlefield, 2015
- Ehud Yonay. No Margin for Error: the Making of the Israeli Air Force. Pantheon Books, 1993
- Anthony Adamthwaite, «Suez revisited» // International Affairs, 64:3 (1988)
Комментарии к данной статье отключены.