Первая мировая война (далее – ПМВ) во многом отличалась от военных конфликтов, происходивших до нее. После нескольких месяцев активных боевых действий генералы с удивлением обнаружили свои войска сидящими в глубоких траншеях, прикрытых минными полями и рядами колючей проволоки. Попытки прорвать такие же линии обороны противника приводили к огромным потерям живой силы, которая уничтожалась пулеметным огнем и шрапнелью. «Его величество пулемет» внес свои коррективы в военную науку, и началась изматывающая позиционная война, к которой никто не был готов.
Инженеры развитых стран мира всерьез задумались над конструированием средств прорыва оборонительных линий. Их изыскания привели к созданию целого ряда смертоносных военных новшеств, таких как химическое оружие, минометы, ручное автоматическое оружие и танки. Но в своих поисках ученые и конструкторы приходили и к другим техническим решениям, которые позже не нашли массового применения по причине своего несовершенства или же наоборот, чрезмерного новаторства (из-за чего военные заказчики не могли сразу осознать их перспективности). К таким изобретениям относятся сухопутные дистанционно управляемые торпеды.
Появление сухопутных торпед стало возможным только с развитием гусеничных машин и электротехники. Фактически, они представляли собой небольшие гусеничные транспортные средства (иногда бронированные), которые должны были без риска для оператора добраться до позиций противника и подорвать их. Пионером в разработке этого вида оружия оказалась Франция, а пик его развития пришелся на годы Второй мировой войны (далее – ВМВ), когда немецкие инженеры перехватили лидерство в этом направлении, начав разработку собственных сухопутных торпед на основе французских моделей, полученных в качестве трофеев во время Французской кампании мая–июня 1940 года. После окончания ВМВ этот вид оружия был признан бесперспективным, поскольку управляемые ракеты и установки залпового огня оказались намного более эффективными.
№1 Torpille Terrestre. Первая сухопутная торпеда была создана в 1915 году французскими конструкторами Обрио и Габэ и называлась Torpille Terrestre, что в переводе с французского означает «сухопутная торпеда». Torpille Terrestre могла нести до 200 кг взрывчатки, и следом за собой тянула два кабеля, по которым осуществлялось питание электродвигателей. Управление торпедой осуществлялось посредством простого отключения или включения двигателей, вращавших гусеницы. В то же время сами гусеницы еще не являлись таковыми, а представляли собой цепи, на которые крепились металлические пластины по принципу Rad-guertel или «пэдрэйл», изобретенному в 1903 году англичанином Брэхемом Джозефом Диплоком. Пластины распределяли давление, оказываемое торпедой на грунт, отчего ее проходимость значительно повышалась.
Информация о торпеде была обнародована уже после ПМВ, когда во французском журнале «La Science et la Vie» («Наука и жизнь») в разделе технических новинок появилась посвященная ей статья. Торпеда была создана в единственном экземпляре и серийно не производилась.
№2 Наземная торпеда Викерсхэма. В США в сентябре 1918 года также была создана сухопутная торпеда. В 1922 году ее создатель, инженер компании «Холт Маньюфекчюринг Ко.» Элмер Викерсхэм (Elmer E. Wickersham), получил патент на свое изобретение, которое называлось Land torpedo («сухопутная торпеда»).
Торпеда Викерсхэма приводилась в движение двумя электродвигателями, которые находились между ведущим задним колесом и передним ленивцем (колесом, на которое передача не осуществляется) каждой гусеницы. При этом опорных катков в торпеде не предусматривалось. Питание на двигатели должно было подаваться по проводу, разматывавшемуся сзади с подпружиненной катушки.
Серийно это творение американского изобретателя не производилось. Возможно, из-за этого, а также из-за того, что и другие военные разработки компании не были востребованы армией США, дела у «Холт Маньюфекчюринг» шли все хуже, и 25 апреля 1925 года она была поглощена другим производителем гусеничных машин – тракторной компанией К. Л. Беста, в результате чего образовалась всемирно известная тракторная компания «Катерпиллер».
№3 Телетанк ТТ-18. В 20-е годы в Советской России понимали, что грядущая мировая война, в неизбежности которой никто не сомневался, будет войной моторов. Поэтому после окончания Гражданской войны в стране был создан ряд конструкторских бюро, предназначенных для совершенствования старых и разработки новых видов вооружений.
Одной из самых необычных конструкторских организаций можно назвать Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения (далее – Остехбюро), созданное 18 июля 1921 года приказом Высшего совета народного хозяйства РСФСР. Возглавил бюро выдающийся советский инженер Владимир Иванович Бекаури. К моменту создания Остехбюро он уже имел несколько патентов на изобретения в области телеграфии и железнодорожного транспорта.
Одним из направлений разработок Остехбюро были радиоуправляемые танки и танкетки. Одни из них должны были поддерживать огнем пехоту, другие же, подобно брандерам, – приближаться к объектам противника и подрывать их вместе с собой. Таким танком-торпедой стал «телетанк» (именно так называли в СССР радиоуправляемые танки) ТТ-18, созданный на базе серийной бронированной машины Т-18.
Т-18 был первым танком советской разработки и создавался на базе французского «Рено» FT-17 и его итальянского варианта – танка «Фиат» 3000. 23 марта 1930 года была испытана первая машина, переделанная в телетанк путем установки трехкомандной системы дистанционного управления «Мост-1». С ее помощью танк мог перемещаться со скоростью до 4 км/ч и выполнять команды «вправо», «влево», «стоп». В 1934 году на него установили шестнадцатикомандную систему управления. Всего было выпущено семь телетанков ТТ-18, но в крупную серию он не пошел и в боевых действиях участия не принимал. Причиной этого была его плохая управляемость – малое расстояние между гусеницами и их недостаточная ширина приводили к тому, что на ухабах и выбоинах машину все время кидало в стороны, и она постоянно сбивалась с боевого курса.
№4 Машина Поммелле. После окончания ПМВ набравшая обороты гонка вооружений несколько затормозилась – развитые европейские страны приводили в порядок свои финансы. Однако начиная с конца 20-х годов она вновь стала набирать обороты, подпитываясь из увеличивавшихся с каждым годом военных бюджетов. В это время во Франции вспомнили о «наземной торпеде» Обрио и Габэ, а в 1937 году капитан М. Поммелле (Pommellet) начал работы над новой дистанционно управляемой машиной, которую принято называть «машиной Поммелле» (Vehicule Pommellet или сокращенно – Vehicule P).
Она была создана на базе бронированного тягача «Лорен» 37L, собиравшегося французской фирмой «Лорен» (бывшей «Лорен-Дитрих») – известным в то время производителем гоночных автомобилей. Торпеда имела типичную компоновку: переднее отделение – боевое (для взрывчатки), среднее – отделение радиоуправления, заднее – моторное.
После испытаний в военном лагере Фрилесе французская армия заказала компании «Лорен» 2000 экземпляров «машин Поммелле». Согласно утвержденному графику их должны были поставить до 29 мая 1940 года, но в силу необязательности, свойственной французским предприятиям того времени, к 22 июня 1940 года было собрано всего 11 машин. Дальнейшая их судьба автору статьи неизвестна.
№5 Железнодорожная торпеда ЖДТ-3. После окончания Гражданской войны, в которой и «белыми», и «красными» активно использовались бронепоезда, в СССР большое внимание уделялось железнодорожным войскам, которые, как и пограничные войска, входили в систему НКВД. Железнодорожные дивизии НКВД имели на вооружении бронепоезда и броневагоны, однако вполне логичным было предположить, что подобным вооружением может обладать и противник. Для борьбы с ним в КБ Подольского машиностроительного завода имени Орджоникидзе в 1935 году была разработана железнодорожная торпеда ЖДТ-3. К началу Великой Отечественной войны у Красной Армии на вооружении было 26 таких торпед, но о боевом их применении автору ничего не известно. Возможно, торпеды ЖДТ-3 так и не были применены, поскольку на начальном этапе войны немцы бронепоезда не использовали.
№6 Engin K. В начале 1940 года французский инженер Адольф Кегресс сконструировал опытную сухопутную торпеду, которая не пошла в серию, но, тем не менее, сыграла значительную роль в дальнейшем развитии этого вида вооружений.
Адольф Кегресс занимает довольно значительное место в истории развития бронетанковых войск, и, что любопытно, не Франции, а Российской империи. В 1909–17 годах он жил и работал в России – был личным шофером императора Николая ІІ, а также заведовал технической частью личного гаража Его Императорского Величества. В эти годы Кегресс стал инициатором создания русских полугусеничных тягачей, на базе которых создавались бронеавтомобили «Остин-Кегресс» (иногда используется название «Остин-Путиловец-Кегресс»). Подвеска, использовавшаяся на этих тягачах и бронеавтомобилях, получила название «подвеска Кегресса». После свержения царя инженер вернулся на родину, где устроился на работу в компанию «Ситроен».
Кегресс создал машину, призванную составить конкуренцию «машине Поммелле». Его детище, которое французы предсказуемо нарекли «машиной Кегресса» или «машиной К» (Engin K или Vehicles K), успело пройти полевые испытания, на которых показало себя очень хорошо. Однако запустить ее в производство помешало немецкое вторжение во Францию. В 1940 году захватчикам удалось заполучить прототип «машины К» – он был поднят со дна реки Сены, где его ранее затопили французы. Прототип отправили в Германию на предприятие компании «Боргвард», которое с конца 30-х годов занималось разработкой дистанционно управляемых машин для нужд Вермахта. В результате на основе технических решений, реализованных французами, в апреле 1942 года немецкие конструкторы создали единственную в мире крупносерийную сухопутную торпеду Sd.Kfz.302 (303), более известную под названием «Голиаф».
№7 Sd.Kfz. 302, 303а, 303b «Голиаф» (В-ІІІ). Начиная с конца 30-х годов немецкие инженеры разрабатывали радиоуправляемые бронетранспортеры, предназначенные для разминирования проходов в минных полях, разведки и доставки контейнеров со взрывчаткой к ДОТам, минным полям, траншеям и другим оборонительным сооружениям противника. Могли они использоваться и для подрыва вражеской бронетехники, что было нежелательным, так как стоимость экспериментальных В-І, В-ІІ и серийных В-ІV была довольно высокой из-за используемого в них радиооборудования.
Знакомство с трофейной французской наземной торпедой Engin K, управляемой по проводам, показало, что от использования радиоаппаратуры можно отказаться, посылая машине сигналы управления по проводу.
В апреле 1942 года начались испытания опытной наземной торпеды, созданной компанией «Боргвард», в которых машина показала себя весьма неплохо. Ей был присвоен индекс «Sonder Kraftfahrzeug 302» («машина спецназначения 302»), сокращенно – Sd.Kfz. 302, но, как и большинство машин Вермахта, она получила неофициальное название «Голиаф». На предприятии компании «Боргвард», где разрабатывался, а позже и производился «Голиаф», ему был присвоен производственный индекс В-ІІІ.
Всего за время ВМВ было произведено 7564 «Голиафа» различных модификаций, но эксплуатация в боях показала их ненадежность, подтверждением чему может служить тот факт, что на январь 1945 года неиспользованными оставалось около 6300 единиц В-ІІІ. Среди недостатков этой сухопутной торпеды называют ее малую грузоподъемность (всего 70 кг), малый клиренс (всего 11,4 см у «Голиафа E» и 16,8 см – у «Голиафа V»), низкую скорость (10–11,5 км/ч) и слабое бронирование. Малый клиренс мешал «Голиафу» достичь цели на пересеченной местности, а из-за узких гусениц его, как и советский ТТ-18, бросало на ухабах, и торпеда сбивалась с курса, после чего оператору было сложно снова навести ее на цель. Низкая скорость делала почти невозможной удачную атаку танка противника, так как скорость последнего была намного выше. Слабое бронирование (5 мм на первой модификации «Голиафов» Sd.Kfz. 302, и 10 мм – на последующих Sd.Kfz. 303a и Sd.Kfz. 303b) делало машину уязвимой не только для любых противотанковых средств противника, но и для стрелкового оружия, ведущего огонь бронебойными пулями. Кроме того, советские пехотинцы быстро сообразили, что «Голиафа» можно обезвредить, если успеть перерубить провода питания.
Принято считать, что «Голиаф» был неудачным проектом немецких инженеров – потери противника не окупали затрат на его производство (3000 рейхсмарок за один «Голиаф E» Sd.Kfz. 302 и 1000 рейхсмарок – за «Голиаф V» Sd.Kfz. 303a и 303b).
№8 Телетанкетка ТТ-27. В СССР сухопутные торпеды (или мины) большими сериями не производились. Из произведенных до войны сухопутных торпед, по некоторым данным, участие в боях приняли лишь телетанкетки ТТ-27, созданные на базе танкеток Т-27, к 1941 году снятых с производства. Партия из пяти-шести опытных ТТ-27 была произведена в 1932 году и испытывалась годом позже вместе с телетанками Т-18 и Т-26, однако на вооружение принята не была.
Благодаря настойчивости генерал-майора А. Ф. Хренова (будущего заместителя командующего Севастопольского оборонного района по инженерной обороне) шесть каких-то телетанкеток были отправлены в Севастополь в конце 1941 года. По мнению некоторых исследователей, это были ТТ-27.
Машины вступили в бой против немецких оборонительных позиций в 6:30 27 февраля 1942 года на участке 90-го стрелкового полка 95-й стрелковой дивизии в районе села Любимовка. Две танкетки приблизились к двум немецким ДзОТам и подорвали их. Несколько немецких солдат, не понимавших, с чем они имеют дело, даже бежали рядом с танкетками, пытаясь понять, что это такое, пока их не смело взрывом. Следующую пару танкеток были вынуждены подорвать, когда они не смогли приблизиться к своим целям вплотную (одна из них застряла в траншее, а вторая не смогла преодолеть проволочные заграждения), поэтому особого урона они немцам не нанесли. Последняя пара сухопутных торпед была расстреляна немцами еще на подходе к целям.
Использование ТТ-27 под Севастополем нанесло не столько материальный, сколько моральный урон противнику. Вот, что вспоминал об этом А. Ф. Хренов: «Через два дня нами была получена телеграмма из Москвы от Л. З. Котляра, возглавлявшего тогда Инженерное управление. Ставка, писал он, требует доложить, что за оружие и с каким боевым успехом применено на севастопольском плацдарме. Из записей радиоперехвата стало известно, что Манштейн (прим. автора – командующий 11-й армией Вермахта в Крыму) донес в Берлин о нашей атаке, а Гитлер в ответ приказал начать охоту за взрывоопасными танкетками, чтобы раскрыть их секрет. Приказ этот был невыполним: сухопутных торпед мы больше не имели». Больше телетанкетки ТТ-27 в боевых действиях не применялись.
В то же время, согласно информации, содержащейся в Итоговом отчете об обороне Севастополя, 27 февраля 1942 года в атаку на позиции врага ходили не радиоуправляемые ТТ-27, а опытные проводные сухопутные торпеды СТ-40 образца 1940 года. Достоверно установить, соответствует ли это утверждение действительности, не представляется возможным.
№9 Телеторпеда ЭТ-1-627. В августе 1941 года по инициативе военинженера 3-го ранга А. П. Казанцева (будущего известного советского писателя-фантаста) была создана телеторпеда ЭТ-1-627. Скорее всего, идея ее создания возникла не на пустом месте – очевидно, использовались довоенные наработки, с которыми Казанцев был хорошо знаком как непосредственный инженер-разработчик теле- и радиоуправляемого оружия. Последнее число в индексе торпеды появилось благодаря московскому заводу № 627 Наркомата электротехнической промышленности, работники которого участвовали в создании первых прототипов торпеды и ее серийном производстве.
Торпеда собиралась на деревянной раме, имела по четыре небольших опорных катка с каждой стороны (собранных по два в две подрессоренные тележки), гусеницы на резиново-тканевой основе с деревянными траками-пластинами и электродвигатель с приводом на задние ведущие колеса. Управление движением и подрывом танкетки-торпеды производилось по двум проводам, а питание поступало по третьему силовому проводу от генератора, размещенного в танке сопровождения.
В исторической литературе встречается утверждение, что в атаке на немецкие позиции под Севастополем участвовали именно эти торпеды, но воспоминания А. Ф. Хренова о том, что у танкеток было демонтировано вооружение, наводят на мысль, что это могли быть и ТТ-27, и даже, возможно, ТТ-26.
Достоверно известно, что ЭТ-1-627 использовались во время боев на Керченском полуострове, причем за их применением наблюдал и конструктор А. П. Казанцев: «…И тут сухопутная торпеда, похожая на крохотную танкетку, выпрыгнула из капонира и устремилась к первому танку, круто взбираясь на холм. Из танка заметили ее, но, вероятно, не поняли, что это такое. На всякий случай дали по ней очередь из пулемета. Должно быть, пули накоротко замкнули обмотку одного из электромоторов. Другой продолжал работать, и танкетка побежала по дуге, обходя танк. Тогда вылетела вторая торпеда, управляемая Печниковым. Танк был слишком близко от нее, чтобы увернуться. Фонтан огня и дыма с грохотом метнулся как-то вбок. Когда дым рассеялся, мы увидели, что у танка разворочена броня».
Всего под Керчью этими телеторпедами было уничтожено до девяти танков противника. Использовались они и при обороне Ленинграда для борьбы с немецкими ДзОТами и прочими укреплениями.
Широкого распространения сухопутная торпеда ЭТ-1-627 не получила, так как выяснилось, что значительно дешевле и эффективнее было использовать собак-подрывников, и если ЭТ-1-627 было выпущено менее 100 штук, то количество собак, подготовленных для подрыва танков, достигало 60 000.
№10 Ladungstrager auf Fahrgestell Bren. Известно, что в роли сухопутных торпед немцы использовали и трофейную технику – в частности, переоборудованные шасси трофейных британских легких бронетранспортеров Universal Carrier, а также бельгийских транспортеров Utility Tractor производства британской фирмы «Виккерс-Карден-Ллойд».
Бронетранспортеры были переделаны немецкими инженерами в дистанционно управляемые сухопутные торпеды, управление которыми осуществлялось по проводам. Позже они активно использовались при третьем решающем штурме Севастополя летом 1942 года. Так, в 300-м танковом батальоне радиоуправляемых машин числилось около тридцати дистанционно управляемых «трофейных танков» подрыва.
Согласно немецким боевым донесениям, 13 этих машин были потеряны от огня противника, 9 – «по причине поломок», а 8 были использованы по своему назначению. Одним из подрывов был уничтожен артиллерийский ДОТ, который на протяжении двух дней сдерживал наступление немецкого полка. Заряд взрывчатки весом в 700 кг, который несла на себе сухопутная торпеда на базе тягача «Брен», полностью разрушил наземную часть ДОТа.
После падения Севастополя сухопутные торпеды на трофейных шасси Вермахтом не использовались. Немецкие танковые батальоны и отдельные роты радиоуправляемых машин стали комплектовать минными транспортерами многоразового использования Sd.Kfz.301 «Боргвард» В-IV и сухопутными торпедами Sd.Kfz.302 «Боргвард» В-III «Голиаф».
С окончанием ВМВ сухопутные торпеды перестали быть востребованными, так как на авансцене появились новые, более быстрые, точные и надежные средства прорыва – гранатометы, реактивные минометы, реактивные огнеметы и управляемые противотанковые ракеты.
Комментарии к данной статье отключены.