С момента обретения независимости от испанской короны молодые латиноамериканские государства Перу и Чили конфликтовали из-за неопределённости границ и стремления к лидерству в регионе. С открытием в пустынных пограничных землях залежей нитритов появился ещё один важный повод для вооружённого столкновения. К 1879 году противоречия достигли своего апогея. При этом военно-морские силы противников оказались не готовы к войне и были вынуждены срочно искать решения, чтобы быстро и недорого повысить свою боеспособность. Маленькие и быстроходные носители минного оружия казались идеальным решением проблемы.
Селитра раздора
Границы Чили были предметом спора на протяжении всего XIX века. Вторая тихоокеанская война 1879-1883 годов (или Война за селитру) между Чили и союзом Перу и Боливии началась вслед за международным экономическим кризисом и обострением борьбы за доходы от продажи ценного минерального ресурса. Селитра была важным удобрением и использовалась для производства взрывчатки. Доходы от торговли ею составляли от трети до половины бюджетных поступлений Перу и Чили.
В соответствии с договором 1866 года Чили и Боливия разделили спорный район пустыни Атакама по 24° южной широты (граница прошла к югу от боливийского порта Антофагаста). Граждане обеих стран могли свободно разрабатывать месторождения селитры в этом регионе, а государства — делить поровну все доходы от добычи полезных ископаемых в регионе.
14 февраля 1878 года Боливия в одностороннем порядке отменила предусмотренные соглашением налоговые льготы для чилийского селитряного бизнеса. Чилийские предприниматели и владельцы шахт в регионе Тарапака и Антофагаста, которые в то время принадлежали Перу и Боливии, воспротивились новым налогам, образованию государственных монопольных компаний и другим ограничениям. В этих провинциях большинство месторождений принадлежало чилийцам и европейцам, в частности англичанам. Чили намеревалось не только приобрести нитратные месторождения, но и ослабить Перу и Боливию, чтобы укрепить своё стратегическое превосходство на Тихоокеанском побережье.
Чили и Боливия обвинили друг друга в нарушении договора 1866 года. 14 февраля 1879 года Антофагаста была захвачена чилийцами. 1 марта 1879 года Боливия объявила Чили войну, а 6 апреля, согласно договору о военном союзе с Боливией, в войну вступило Перу.
Борьба за море
Учитывая слабое развитие дорожной сети, пустыня Атакама полностью зависела от морского сообщения, поэтому значение военно-морских сил и вопрос господства на море были решающими. Боливия флота не имела, а чилийский флот был несколько сильнее и современнее перуанского. В схватке за морские коммуникации сошлись лишь четыре небольших броненосца и с десяток пароходов поменьше. 5 апреля 1879 года чилийцы блокировали перуанский порт Икике. 21 мая в битве при Икике перуанский броненосец Huascar потопил чилийский деревянный винтовой корвет Esmeralda, а перуанцы потеряли один из своих двух броненосцев — фрегат Independencia.
Несмотря на численное и качественное превосходство врага, более быстроходный Huascar сковывал действия флота чилийцев в течение полугода. В частности, захват 23 июля 1879 года парохода Rímac с чилийскими солдатами стал самой большой потерей армии Чили на тот момент. В августе 1879 года перуанский корвет Union совершил неудачный рейд к чилийскому городу Пунта-Аренас в Магеллановом проливе.
Морская битва при Ангамосе 8 октября 1879 года оказалась решающей для всей войны — чилийскому флоту удалось захватить Huascar после нескольких часов ожесточённого боя. С тех пор флот Чили должен был перевозить силы вторжения в Перу, обеспечивать огневую поддержку десантов, вести морскую блокаду перуанских портов и положить конец контрабанде оружия из Панамы в Перу через Тихий океан.
После Ангамоса перуанцы с помощью военной хитрости сумели потопить два важных чилийских корабля: в июле 1880 года — вооружённый пароход Loa, а в августе — канонерку Covadonga. Впрочем, это не отменяло того факта, что оставшиеся перуанские военные корабли были заперты чилийцами в Кальяо во время длительной блокады.
Перуанские миноноски
Скорость и подвижность небольших паровых катеров и заряд взрывчатого вещества на конце длинного шеста впервые совместили американцы во время Гражданской войны 1861-1865 годов. 28 октября 1864 года лейтенант федерального флота Уильям Кушинг на паровом баркасе с шестовой миной потопил броненосец конфедератов Albemarle. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов шестовыми минами русских миноносок был потоплен турецкий монитор Seyfî и повреждён броненосец Asar-i Şevket.
Когда в Перу искали способ быстро и недорого ликвидировать превосходство Чили на море, то обратили внимание на свежий опыт успешного использования миноносок. В июле 1878 года американская компания Herreshoff, специализировавшаяся на постройке скоростных паровых яхт, представила прототип новой миноноски. Братья Герешоф построили несколько пробных миноносок для Перу, Великобритании, России и флота США. Три единицы (построечные №№53, 55 и 60) по цене 9000 фунтов стерлингов за каждую заказали перуанцы. Корпус кораблика собирался из дерева и имел железную обшивку. Паровая машина находилась по центру, за ней стоял спиральный трубчатый парогенератор оригинальной конструкции. Реальная скорость составляла 12 узлов. Лодки вооружалась двумя 100-фунтовыми шестовыми минами с длиной шеста 11 м. Мины располагались по одной к носу и корме.
14 мая 1879 года полковник Энрике Лара был уполномочен отплыть в Соединённые Штаты и купить миноноски. Денег полковнику не дали, и он должен был найти финансирование на месте. С американской компанией, поставлявшей в Тарапаку питьевую воду, полковник договорился о выдаче перуанскому правительству кредита. Основным экономическим партнёром и политическим покровителем Лимы был Вашингтон, в то время как Сантьяго — Лондон и Берлин.
Затем Лара отправился в Европу с целью получить пожертвования от состоятельных перуанцев, живших в Париже. Полковник планировал собрать 24 000 фунтов стерлингов и заказать на эти средства ещё 6 миноносок, но только бизнесмен Карлос Кандамо решил помочь своей стране и дал 3000 фунтов стерлингов. Полковник Лара вернулся в Соединённые Штаты, чтобы получить уже готовые 2 лодки, которые затем были отправлены в Панаму.
Первая миноноска прибыла в Кальяо на пароходе Limena 9 августа 1879 года в разобранном состоянии, а её сборка началась 19 августа. Вторую миноноску привезли на пароходе Oroya 30 сентября. На ходовые испытания миноноски с официальными названиями №1 и №2 вышли 10 ноября.
Приключения маленькой миноноски
Третья перуанская миноноска была построена уже после начала войны. Офицер флота Перу капитан Руперто Альзамора должен был доставить разобранные и упакованные в пяти ящиках части лодки из Нью-Йорка в Панаму. Вместе с другими грузами ящики погрузили на британский пароход Columbia, зафрахтованный перуанским агентом Германом Астете. Когда пароход прибыл в Панаму, чилийский консул Антонио Хименес выразил местным властям свой протест и потребовал изъятия груза как военной контрабанды. Чилийские агенты в США заранее телеграфировали Хименесу о перуанских покупках и поставках, которые нарушали американские законы о нейтралитете.
Местные власти согласились с тем, что перуанские военные грузы должны быть задержаны, но сослались на договор с США, запрещавший прерывать движение любых грузов между двумя океанами. 26 октября 1879 года перуанцы смогли провезти свои ящики по железной дороге в порт Колон. Из Панамы в Перу крошечный кораблик должен был дойти своим ходом. Это авантюрное предприятие поручили 1-му лейтенанту Мануэлю де ла Баррере, который с небольшой командой уже ждал в Колоне, но вначале перуанцам предстояло превратить пять ящиков деталей в миноноску, названную Alay.
Сборка затянулась более чем на месяц. 29 ноября 1879 года в 16:00 новый корабль перуанского флота взял курс на Эквадор, но уже через пять часов конденсатор вышел из строя, и Alay вернулась в Панаму. Ремонт удалось закончить только 2 декабря. Тем временем чилийское правительство, проинформированное своими агентами, направило в Панаму вооружённый пароход Amazonas, который должен был захватить перуанскую миноноску.
Захват
13 декабря 1879 года, не теряя из вида береговую линию, миноноска Alay упрямо шла в эквадорский порт Сан-Пабло-де-Манта. Информация компании Herreshoff о расходе угля оказалась неверной, и вскоре топливо закончилось. Чтобы подойти к берегу, пришлось жечь имевшиеся на борту горючие предметы. От истощения два перуанских машиниста вышли из строя. Вскоре перуанцев заметили на эквадорском пароходе Casma.
Утром 15 декабря Alay на буксире была доставлена в Манту, где перуанцы поспешили пополнить запасы угля и провизии. В 7 часов вечера миноноска уже стояла под парами для продолжения своего похода. На берегу оставались только капитан Баррера и младший офицер Видал. Внезапно эквадорские солдаты окружили и задержали перуанских офицеров. Механик миноноски приказал дать полный ход, и Alay смогла выскользнуть из гавани.
Вскоре недоразумение с эквадорскими властями было разрешено, и перуанские офицеры отправились в эквадорский порт Гуаякиль. Не найдя там своих товарищей, 24 декабря они перебрались в самый северный перуанский порт Пайта. Через несколько часов после прибытия Барреры и Видала в гавань Пайты вошёл Amazonas с захваченной перуанской миноноской на буксире. Оказывается, что чилийский вооружённый пароход Amazonas под командованием Мануэля Томсона 17 декабря пытался перехватить миноноску в Пайте. Осмотрев гавань, чилийцы продолжили поиски на севере. 23 декабря Amazonas захватила Alay в эквадорском порту Балленита. Чилийцы взяли в плен трёх моряков, а остальные успели прыгнуть в воду и сбежать.
Баррера вернулся в Кальяо, где его уволили со службы и лишили воинского звания. Эквадор выразил протест против чилийского вторжения в его внутренние воды. Чилийцы отремонтировали свой трофей в марте 1880 года, тогда же миноноске было дано новое имя — Guacolda.
Паровые миноноски чилийских ВМС
Чилийские казематные броненосцы Blanco Encalada и Cochrane были вооружены паровыми катерами с шестовыми минами. В самом начале войны чилийцы планировали двинуться всеми силами к главной базе перуанского флота в Кальяо. Главной целью медленных, но малозаметных минных катеров выбрали вражеские броненосцы. Поход чилийцев к Кальяо не дал результатов — перуанские корабли покинули порт раньше.
Следующей неудачной операцией катеров стала несостоявшаяся атака на перуанские корабли в Арике 5 октября 1879 года. Планировалось, что минные катера ночью незаметно проскользнут в Арику, но фактически к месту атаки удалось добраться только утром. Операцию отменили и больше не пытались использовать паровые катера броненосцев для самостоятельных действий.
Использование катеров было временной мерой, пока из Великобритании не прибудут срочно закупленные миноноски специальной постройки. Кроме того, что Великобритания явно покровительствовала Чили, а, значит, позволяла размещать любые военные заказы без опасения интернирования, лучшие в мире миноносцы строил именно британец Альфред Ярроу.
Первой у правительства Италии была перекуплена уже готовая 30-тонная миноноска №452. Вторым срочным приобретением стал 10-тонная паровая яхта со строительным номером 495. Чилийцы дали своим новым маленьким, но очень технологичным корабликам имена Janequeo и Vedette соответственно. 17 октября 1879 года в Вальпараисо прибыл британский пароход Bell of Cork с обеими миноносками на борту.
В середине 1880 года чилийский флот пополнился ещё тремя носителями шестовых мин компании Ярроу: 25-тонной миноноской Fresia и двумя однотипными быстроходными катерами Tucapel и Colo-Colo (водоизмещение — 5 т). Vedette, Tucapel и Colo-Colo в силу своих небольших размеров перевозили на шлюпбалках броненосцев или других крупных кораблей, а Janequeo и Fresia буксировались пароходами.
Продолжение следует
Источники и литература:
- Ahumada Moreno, Pascual (1888). Guerra del Pacífico, recopilación completa de todos los documentos oficiales, correspondencias y demás publicaciones referente a la guerra que han dado a la luz la prensa de Chile, Perú y Bolivia, conteniendo documentos inéditos de importancia, tomo IV. Valparaíso: Imprenta i Lib Americana.
- Bulnes, Gonzalo (1914). Guerra del Pacífico, Tomo II, de Tarapacá a Lima. Valparaíso: Sociedad Imprenta y Litografía Universo.
- Machuca, Francisco (1928). Las Cuatro campañas de La Guerra del Pacífico, Tomo II. Valparaíso: Imprenta Victoria.
- Markham, Clements R. (1883). The war between Peru and Chile 1879-1882. London: Sampson Low, Marston and Company Limited.
- Melo Moreno, Rosendo (1911). Historia de la Marina del Perú. Lima: El Auxiliar del Comercio.
- Vicuña Mackenna, Benjamín (1881). Historia de la Campaña de Lima. Santiago de Chile: Imprenta Cervantes.
- Yábar Acuña, Francisco (2001). Las Fuerzas Sútiles y la defensa de costa en la Guerra del Pacífico. Lima: Fondo de Publicaciones Dirección de Intereses Marítimos.
- Machuca, Francisco (1927). Las Cuatro campañas de La Guerra del Pacífico. Tomo I. Imprenta Victoria. Valparaíso.
- Melo, Rosendo (1904). Historia de la Marina del Perú. Tomo II. Talleres Gráficos de la Marina. Lima.
- Paz Soldán, Mariano Felipe (1979). Narración Histórica de la Guerra de Chile contra Perú y Bolivia. Editorial Milla Batres. Lima.
- Vegas, Manuel (1929). Historia de la Marina del Perú: 1821 −1924. Talleres Gráficos de la Marina. Lima.
- Vicuña Mackenna, Benjamín (1880). Historia de la Campaña de Tarapacá. Imprenta Cervantes. Santiago.
- Yábar, Francisco (2001). Las Fuerzas Sútiles y la Defensa de Costas en la Guerra del Pacífico. Fondo de Publicaciones Dirección de Intereses Marítimos. Lima.
Комментарии к данной статье отключены.