Вермонт, один из северных штатов США, во время Гражданской войны лежал далеко от линий фронта и считался глубоким тылом. Всё изменилось осенью 1864 года, когда отряд из двух десятков южан неожиданно атаковал городок Сент-Олбанс с территории Канады. Конфедераты хотели ограбить местные банки, чтобы раздобыть твёрдой валюты и заставить командование США перебросить на север дополнительные силы, оттянув их с фронта. Рейд закончился успешно, однако под давлением США канадские власти арестовали рейдеров и предали их суду. Последующее разбирательство привлекло к себе широкое внимание и закончилось полным оправданием подсудимых.
Беннет Янг
Человек по имени Беннет Янг, главное действующее лицо этой истории, родился 25 мая 1843 года в Кентукки. Когда в США началась гражданская война, Янгу едва исполнилось восемнадцать лет, и он записался добровольцем в 8-й Кентуккийский кавалерийский полк, вскоре ставший частью кавалерийского командования одного из легендарных рейдеров южан — бригадного генерала Джона Ханта Моргана.
О службе рядового Янга в первые два года войны известно мало. Со своим полком он участвовал в знаменитом рейде Моргана в Индиану и Южный Огайо 11 июня-26 июля 1863 года — он вошёл в историю как «Рейд Моргана». Первоначально рейд проходил успешно, но федеральное командование стянуло в эти штаты серьёзные силы, и 26 июля настигло конфедератов у Салиневилля (Огайо). Здесь состоялось сражение, в котором примерно 800 всадников-южан Моргана сошлись с федеральной группировкой численностью 2600 человек под командованием бригадного генерала Джеймса Шакелфорда. Конфедераты были разбиты, но Морган, потеряв 364 бойца убитыми, ранеными и пленными, сумел прорваться и отступить.
Двадцатилетний Беннет Янг не был так удачлив, как его командир — у Салиневилля он попал в плен. Его отправили на север, в штат Вермонт, в один из многочисленных лагерей военнопленных у канадской границы. Там Янг пробыл недолго — осенью 1863 года он сбежал. Поскольку о том, чтобы пробираться на Юг через вражескую территорию, не могло быть и речи, Янг благоразумно двинулся в северном направлении, в Канаду, которая в то время была британской колонией и нейтральной территорией.
Успешно перейдя плохо охраняемую границу, Янг добрался до Монреаля. В те годы этот город наравне с Торонто был пристанищем для агентов, контрабандистов и шпионов южан, которые чувствовали себя там вполне вольготно. Это неудивительно, ведь местные власти и население больше симпатизировали Конфедерации, чем США, а самым популярным напитком в гостиничных барах Монреаля был «Мятный джулеп» — традиционный коктейль, распространённый в южных штатах. При этом власти США прекрасно знали о рассаднике вражеских шпионов в двух крупных городах соседней страны, но поделать с этим ничего не могли.
Канада — плацдарм для атаки на США
Оказавшись в Монреале, Янг быстро встретил агентов конфедератов, которые помогли ему вернуться на Юг через Новую Шотландию и Бермудские острова. Находясь под впечатлением от того, как слабо охраняется американо-канадская граница, и размышляя, как это можно использовать в войне, Янг выступил с оригинальной идеей — совершать с территории Канады набеги на США (в частности, на штат Вермонт).
По мнению Янга, подобные рейды могли дать следующие результаты:
- оттянуть с фронта федеральные войска для охраны протяжённой канадской границы;
- пополнить казну Конфедеративных Штатов деньгами и ценностями, захваченными в нетронутых войной городах севера США;
- пошатнуть позиции президента США Линкольна перед президентскими выборами 1864 года (должны были состояться в ноябре);
- посеять панику в глубоком тылу северян и отомстить им за жестокое поведение на Юге.
Находясь в сложной военной ситуации, власти Конфедерации готовы были хвататься за любую соломинку, а потому одобрили эту идею, тем более что для её реализации не требовалось больших средств. Янга произвели в лейтенанты и переправили в Квебек. Здесь он должен был набрать отряд добровольцев из бежавших из плена конфедератов, а также спланировать и осуществить пробный рейд. Вскоре Янгу удалось собрать отряд в 20 бойцов, согласившихся провернуть такое рискованное предприятие (сегодня известны имена 18 участников отряда, включая Янга).
Целью налёта был выбран тихий городок Сент-Олбанс в штате Вермонт, лежащий в 25 км от канадской границы и менее чем в дне езды до Монреаля. В этом городке проживало 4000 человек, и находились три банка — Первый национальный банк, Банк округа Франклин и Банк Сент-Олбанса. Также здесь располагалась резиденция губернатора штата Джона Грегори Смита, местного уроженца. И самое главное — южане узнали, что в город должен приехать покупатель лошадей для федеральной армии, чтобы закупить коней породы Морган, которой славился штат Вермонт, и которые хорошо подходили для использования в армии. Рейдеры полагали, что после заключения сделки в городских банках будет полно денег.
Одним из парадоксов этой истории является тот факт, что в июле 1864 года шпионы Союза в Канаде добыли сведения о планах южан атаковать города в Вермонте. Губернатор Вермонта Смит пришёл от этого в ужас, потребовав у федеральных властей 5000 нарезных мушкетов, большой запас боеприпасов и полномочия для размещения войск в трёх городах: Берлингтоне, Сент-Олбансе и Суонтоне. Однако федеральные власти не приняли опасения губернатора всерьёз и полностью проигнорировали его требования. Поэтому когда Янг выступил в свой рейд, в Сент-Олбансе не было никаких войск, кроме разве что отставных военнослужащих и отпускников из местных жителей.
Начало операции
10 октября Янг в сопровождении двух товарищей приехал в Сент-Олбанс и поселился в гостинице. Себя Янг выдал за студента-теолога из Монреаля, приехавшего в отпуск. Ему удалось настолько хорошо вжиться в эту роль, что он даже получил приглашение в дом губернатора штата Джона Грегори Смита.
Пока Янг собирал информацию, в город прибывали остальные члена отряда (в основном поездами из Канады). К 18 октября весь отряд собрался в Сент-Олбансе, и Янг решил действовать, назначив атаку на 19 октября. Согласно предварительному плану, главной целью были банки Сент-Олбанса. Затем, двигаясь по дороге к канадской границе, южане должны были ограбить банки в лежащих на пути городках Шелдон и Суонтон. Кроме ограбления банков, планировалось сжечь некоторые городские постройки и инфраструктурные объекты (в частности, мосты).
Для налёта Янг сформировал три группы по четыре бойца, которые должны были одновременно войти во все банки. Остальные девять человек должны были собирать лошадей и охранять захваченных горожан. Последний момент был очень важен, поскольку в городе находилось много рабочих (там находилась литейная фабрика) и других взрослых мужчин, и Янг понимал, что их решительное вмешательство могло быстро положить конец рейду. Поэтому он сразу решил, что оказавшихся в зоне действия гражданских жителей будут удерживать под охраной в Виллидж-Грин (открытой площадке в центре города, покрытой травой), чтобы не дать им поднять тревогу.
Все рейдеры были в гражданской одежде, каждый имел при себе пару револьверов Кольта (версия для военно-морского флота). Также южане привезли 40 бутылок ёмкостью 120 мм с горючей смесью на основе нефти, которую сам Янг называл «Греческим огнем» — их планировалось использовать при поджоге зданий.
«Я вступаю во владение этим городом во имя Конфедеративных Штатов Америки»
19 октября 1864 года в Сент-Олбансе шёл сильный дождь. Незадолго до 3 часов дня жители города могли наблюдать, как несколько незнакомцев в пальто, опоясанных ремнями, на которых висело по паре револьверов, поднялись по мокрым ступеням отеля «Америкэн хауз» (American House). Возле входа в отель Янг вытащил револьвер и обратился к случайным прохожим, заявив, что он офицер Конфедерации и приехал, чтобы захватить город.
Трудно представить более ошеломительную новость для жителей городка, находившегося далеко от линии фронта. Услышав фразу «Я вступаю во владение этим городом во имя Конфедеративных Штатов Америки», горожане замерли на месте — несомненно, молодой человек в длинном сером пальто либо шутит, либо пьян, либо лишился рассудка. Нападение конфедератов было последним, о чём они могли подумать. Однако Янг не шутил и приказал жителям собраться на Виллидж-Грин. Ему всё ещё не верили, и для придания должного эффекта своим словам Янг выстрелил в воздух. Всем стало ясно, что это не шутка.
На ограбление всех трёх банков у конфедератов ушло около 15 минут. Сам Янг возглавил ограбление отделения Первого национального банка на улице Фэрфилд. В сопровождении своих людей и с револьвером в руках Янг вошёл в здание, столкнувшись в дверях с выходящим посетителем. Увидев оружие в руках у налётчиков, тот закричал: «Они грабят банк!» Человека тут же схватили, кто-то из конфедератов даже предложил застрелить его, но Янг остановил своих людей и приказал увести пленника на Виллидж-Грин, под охрану. Затем конфедераты опустошили банковские сейфы, забрав наличные и золото.
Когда они собирались уходить, в банк вошёл местный торговец Джеймс Рассел Армингтон, известный в городе скупщик золота. Южане тут же спрятали оружие, а Янг, выдав себя за сотрудника банка, хладнокровно спросил посетителя о цели визита. Не понимая, что он оказался в самом разгаре ограбления, Армингтон заключил обменную сделку с Янгом, который (очевидно, в преддверии ухода от погони) предпочёл иметь в руках банкноты, а не тяжёлые золотые монеты и слитки. Так состоялась сделка между торговцем-северянином и офицером-южанином в ограбленном банке.
Тем временем группа во главе с лейтенантом Уильямом Хатчинсоном под видом посетителей вошла в Банк Сент-Олбанса. Хатчинсон спросил клерка, есть ли у банка золото на продажу. Тот ответил, что для этого им придётся встретиться с Армингтоном, на что Хатчинсон сказал: «Ну, чёрт с мистером Армингтоном» и направил пистолет на клерка. Затем он приказал клерку и президенту банка, который находился в подсобном помещении, присягнуть на верность Конфедерации и её президенту Джефферсону Дэвису. Собрав все найденные деньги, ценные бумаги, золото и серебро в большие сумки, Хатчинсон и его люди покинули здание банка. Перед их уходом президент банка пожаловался на грубое обращение, на что Хатчинсон, сам переживший плен, сказал, что это ничто по сравнению с тем, как армия Союза относится к пленным южанам.
В Банке округа Франклин всё также прошло без трудностей. Уходя, конфедераты заперли клерков в герметичном банковском хранилище. К счастью для служащих, в заточении они провели всего несколько минут: прохожие, услышав поднятый ими шум, вошли в здание банка и сумели открыть хранилище.
Обстановка накаляется
Главная задача была выполнена — банки ограблены, деньги и ценности сложены в сумки. Янг мог быть вполне довольным собой, если бы не ситуация, которая ухудшалась с каждой минутой. Далеко не все горожане были в курсе происходящего, и поток людей на главную улицу не уменьшался. Одна местная женщина вышла прогуляться в сквер и увидела, что несколько вооружённых людей держат под прицелом группу местных граждан. Женщина закричала, тогда один из южан подошёл к ней и сопроводил к остальным, попутно произнеся речь о рыцарских традициях, распространённых на Юге.
Первостепенной задачей для Янга теперь стала необходимость собрать лошадей для ухода из города и транспортировки захваченных ценностей. Поэтому он приказал своим людям разойтись по городу и забирать любых лошадей, которых найдут. Больше всего лошадей южане нашли в местной конюшне. По словам её владельца Э.Д. Фуллера, когда он увидел налётчиков, то побежал в дом за револьвером, а затем бросился преследовать конфедератов и три раза попытался выстрелить по ним, но оружие каждый раз давало осечку.
Тем не менее, ситуация на улицах быстро накалялась. Вскоре в центре зазвучали выстрелы — некоторые жители стали стрелять в рейдеров. Один мужчина высунулся из окна на верхнем этаже здания и выстрелил в Янга, но промахнулся. Янг ответным выстрелом тяжело ранил стрелка, который вывалился в окно. Выстрелы звучали и в других местах города, ещё двое мужчин были ранены — один получил лёгкое ранение, а второй, подрядчик из Нью-Гемпшира, работавший на строительстве городской гостиницы, позже умер от полученных ран.
После сбора лошадей следующим и последним этапом стала попытка поджечь город, для чего использовали бутылки с горючей смесью. Таиться уже было нечего, и всадники с криками и стрельбой в воздух скакали по главной улице, бросая бутылки в здания. Эффективность горючей смеси оказалась почти нулевой — из-за дождя деревянные здания были мокрыми, и липкий химикат не воспламенился, а там, где возгорание случилось, оно было быстро потушено жителями. В итоге сгорел лишь старый сарай.
Позднее Янг писал, что одной из целей его рейда было сжечь стоявший на холме дом губернатора Смита. Самого губернатора на месте не было — он работал в столице штата Монтпилиере, дома находилась лишь его жена Анна, которая приготовилась к отражению нападения. Она задвинула шторы, заперла двери, схватила револьвер мужа, который оказался разряженным. История о том, как жена губернатора с разряженным револьвером стояла на крыльце в ожидании нападавших, быстро стала одной из городских легенд. Однако никто к ней так и не приехал — стрельба из окон отвлекла Янга от первоначального намерения.
Разбросав бутылки, конфедераты покинули город, за его пределами разделились на две группы и поскакали в северном направлении к границе с Канадой. Всего налёт на Сент-Олбанс продолжался около 30 минут.
Погоня
Тем временем живший в Сент-Олбансе капитан Джордж Конгер, ветеран 1-го Вермонтского кавалерийского полка армии США, понял, что налётчиков мало, и решил действовать. Он быстро собрал отряд из 50 вооружённых всадников для преследования грабителей. Северяне выступили примерно через 5-10 минут после того, как южане покинули Сент-Олбанс. Из-за этого Янгу на ходу пришлось менять все планы. Когда конфедераты прошли через город Шелдон, они едва успели поджечь мост оставшимися бутылками, но не успели ограбить городской банк, как планировалось изначально. Точно так же они отказались от набега на Суонтон. Мост в Шелдоне был потушен местными жителями, а Конгер продолжал преследование, буквально дыша в спину уходящему противнику.
Перевести дух после пересечения канадской границы конфедератам не удалось, поскольку Конгер неотступно преследовал их даже по территории чужой страны, правда, недолго и безрезультатно. Рейдеры смогли от него уйти, а появившиеся канадские полицейские заставили американцев покинуть страну.
Последствия, результаты и суд
Событие получило огромный резонанс и имело множество следствий. Прежде всего, по требованию США канадские власти арестовали рейдеров (14 человек из 21), причём это было сделано уже в течение следующего дня 20 октября. Выдать их в США канадцы отказались, постановив, что судить южан следует по канадским законам. Тем самым конфедераты избежали выдачи северянам, что почти наверняка было бы для них смертным приговором. Интересно, что по горячим следам Законодательное собрание штата Вермонт приняло ряд законов, предусматривавших смертную казнь за осуществление подобных рейдов. Однако Янг и его люди оказались вне досягаемости американского правосудия.
Судебный процесс стал настоящей сенсацией по обе стороны границы. Заседания проходили в битком набитом зале, а зрители стояли даже в коридоре. Янгу и его людям предъявили обвинения в грабежах, поджогах и убийствах. Никто из подсудимых не отрицал, что рейд состоялся; вопрос заключался лишь в том, выполняли ли южане официальные приказы властей Конфедерации, и допустимы ли во время войны подобные действия. В итоге суд вынес вердикт, согласно которому рейдеры являлись солдатами, действующими по приказу, а, значит, действия Янга и его товарищей были полностью законными во время войны, и постановил освободить их. Это решение вызвало гневную реакцию в США. Госсекретарь США Уильям Х. Сьюард заявил британскому правительству: «Невозможно считать это разбирательство законным, справедливым или дружественным по отношению к Соединённым Штатам».
Также суд постановил вернуть в банки Сент-Олбанса конфискованные деньги. Здесь возникает интересный вопрос: сколько же денег захватили рейдеры? Согласно банковским отчётам, общая сумма оценивается в 208 000 долларов (3 330 000 долларов США в 2019 году). При этом южане изъяли из банков далеко не все имевшиеся там деньги, просто их не найдя или оставив (как, например, несколько мешков с серебряными монетами). После поимки рейдеров канадские власти конфисковали лишь 88 000 долларов, которые впоследствии вернули американским банкам. Что касается остальной суммы (120 000 долларов), то её судьба неизвестна до сих пор.
Несмотря на благоприятное решение суда, общественное мнение в Канаде начало настраиваться против Конфедерации, поскольку там остро почувствовали, что страна может втянуться в конфликт. Агенты Конфедерации в Канаде быстро уловили перемену общественных настроений и свернули все дальнейшие планы по набегам на территорию США с канадской территории.
Сам по себе рейд Янга на Сент-Олбанс следует однозначно признать удачным. Конфедераты осуществили дерзкую операцию, в которой не потеряли ни одного человека, нанесли удар по престижу США и осложнили отношения США и Канады. В армии США служили 33 288 солдат из Вермонта, и теперь они были обеспокоены тем, чтобы их домам ничего не угрожало. Кроме того, властям США пришлось привлечь силы для охраны границы с Канадой, чтобы взять под охрану пограничный район и избежать повторных нападений. В частности, северяне сформировали отдельный Кавалерийский полк фронтира, тем самым оттянув с фронта людей и ресурсы — весьма впечатляющие результаты, достигнутые отрядом из 21 бойца.
Литература:
- Mayers А. Dixie & the Dominion: Canada, the Confederacy, and the War for the Union, 2003
- Ullery, J.G., Men of Vermont: An Illustrated Biographical History, Brattleboro, VT: Transcript Publishing Company, 1894, Part I
- Wilson, D.K. Justice under Pressure: The Saint Albans Raid and Its Aftermath. — University Press of America, 1992
Комментарии к данной статье отключены.