Корейская война (1950–1953) стала первым в истории человечества вооруженным конфликтом, в котором реактивные самолеты сошлись между собой в ожесточенных воздушных боях. Принимал в них участие и палубный истребитель F9F «Пантера», разработанный в конце 1940-х годов фирмой «Грумман». «Пантера» была классическим представителем первого поколения реактивной авиации: самолеты того времени обладали дозвуковой максимальной скоростью, пушечным (или пулеметным) вооружением.
Первоначально «реактивы» имели прямое крыло. Однако уже к началу 1950-х годов стало очевидно, что радикальное увеличение скорости полета возможно только при установке на самолет стреловидного крыла. Такими истребителями стали американский F-86 «Сэйбр» и советский МиГ-15.
В начале 1951 года фирма «Грумман», прославившаяся на весь мир своими «палубниками», получила заказ на создание самолета авианосного базирования, оснащенного стреловидным крылом. Военно-морские силы США не могли себе позволить отставание на этом важнейшем направлении.
Чтобы ускорить разработку и создание летных прототипов, конструкторами «Груммана» было принято следующее решение: за основу будущего истребителя взять уже проверенный F9F-5, установить на него стреловидное крыло, а также провести все необходимые доработки. Весной того же, 1951, года началось строительство первых летных экземпляров. Они получили обозначение XF9F-6, на этих самолетах стоял двигатель «Пантеры» – «Пратт-Уитни» J-48-P-6A. Первый полет «Кугуара» состоялся 20 сентября 1951 года.
Всю осень шли различные испытания. Был установлен новый двигатель от «Пратт-Уитни», отличавшийся от предыдущего увеличенной тягой. Существовал и другой вариант «Кугуара», F9F-7, оснащенный двигательной установкой производства фирмы «Эллисон». Новый ТРД, впрочем, не отличался высокой надежностью, что в результате привело к тому, что новая модификация была выпущена ограниченной серией.
С начала 1952 года начались испытания, в которых принимали участие летчики ВМС США. Состав вооружения по сравнению с «Пантерой» не изменился: четыре 20-мм пушки в носовой части фюзеляжа, а так же подкрыльевые подвески для шести 127-мм ракет HVAR и двух 454-кг бомб. На одной из последних модификаций, F9F-8В, на подкрыльевом пилоне могла быть подвешена бомба с ядерным зарядом.
Осенью 1952 года новые «Кугуары» стали поступать на вооружение авиации военно-морских сил США. Первыми новый палубный истребитель стали осваивать пилоты эскадрильи VF-52. Для летчиков, уже имевших солидный налет на предыдущем творении «Груммана» – «Пантере», освоить в полете новый «Кугуар» было довольно простой задачей. Новый летательный аппарат произвел на них самое благоприятное впечатление. Он сохранил в себе все достоинства предшественника, а скорость (по сравнению с «Пантерой») возросла более чем на сотню и составляла уже более 1.100 км/ч. На последней серийной модификации «Кугуара», получившей обозначение F9F-8, максимальная скорость составляла уже 1.135 км/ч: отличный результат для реактивного самолета первого поколения. Хотя нельзя не сказать о том, что для преодоления звукового барьера этого показателя явно не хватало.
На войну с северокорейской армией и ее союзниками новый «палубник» «Груммана» так и не успел. «Кугуар» стал истребителем мирного времени, его успехи выражались не в количестве сбитых самолетов противника, а в новых рекордах и достижениях. В частности, в 1954 году звено таких самолетов совершило беспосадочный перелет с Западного на Восточное побережье США. В ходе этого полета пилоты «Кугуаров» выполняли один из сложнейших элементов пилотирования – дозаправку в воздухе. Но если вышеупомянутый полет продолжался около четырех часов, то следующий, выполненный в 1956 году летчиками эскадрильи VF-144, продлился более десяти! При этом также выполнялась дозаправка в воздухе. Участвовали «Кугуары» и в авиашоу в составе «Голубых ангелов» вплоть до 1957 года.
С конца 1950-х годов начался процесс выведения «Кугуаров» в резервные и тренировочные эскадрильи. Постепенно их заменяли в строю новейшие «Тайгеры» и «Крусейдеры». К середине 1960-х все F9F-8 уже находились в резерве.
«Кугуар» стал первым серийным самолетом авианосного базирования со стреловидным крылом. Кроме этого, с F9F-8 впервые в истории авиации ВМС США была запущена ракета класса «воздух-воздух». Этот самолет так и не поучаствовал в боях. Он опоздал на войну в Корее и ушел со сцены раньше, чем разгорелся конфликт во Вьетнаме. Однако, несмотря на эти факты, груммановский «Кугуар» сыграл важную роль в истории палубной авиации США.
Источники, использовавшиеся в написании статьи:
Комментарии к данной статье отключены.