• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 26 February '21
      Война в картинках: пропаганда, развлечение, искусство
    • 23 February '21
      Первое оружие легионера
    • 22 February '21
      Венгерские хроники длинноносых «соток»: третий «Конрад»
    • 18 February '21
      Засекреченный космонавт
    • 17 February '21
      Поломанные крылья вяземского десанта
    • 15 February '21
      Шкура битой немецкой кошки
    • 13 February '21
      Бои на истощение: кто поднимет костыль выше?
    • 12 February '21
      Два прочтения одной хрестоматии
    • 11 February '21
      Второй бой у Нарвика
    • 10 February '21
      Как угнать немецкий танк
    • 10 February '21
      Оружие советского снайпинга
    • 08 February '21
      Проект Manta Ray: DARPA заказывает подводные беспилотники
    7

    F9F «Cougar»: наследник «Пантеры»

    • авиация
    • США
    Василий Костин
    11 April '14

    Корейская война (1950–1953) стала первым в истории человечества вооруженным конфликтом, в котором реактивные самолеты сошлись между собой в ожесточенных воздушных боях. Принимал в них участие и палубный истребитель F9F «Пантера», разработанный в конце 1940-х годов фирмой «Грумман». «Пантера» была классическим представителем первого поколения реактивной авиации: самолеты того времени обладали дозвуковой максимальной скоростью, пушечным (или пулеметным) вооружением.

    ​Источник: http://commons.wikimedia.org/ (http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/56/F9F-6_VF-73_USS_Midway_1954.jpg) - F9F «Cougar»: наследник «Пантеры» | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Источник: http://commons.wikimedia.org/
    (http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/56/F9F-6_VF-73_USS_Midway_1954.jpg)

    Первоначально «реактивы» имели прямое крыло. Однако уже к началу 1950-х годов стало очевидно, что радикальное увеличение скорости полета возможно только при установке на самолет стреловидного крыла. Такими истребителями стали американский F-86 «Сэйбр» и советский МиГ-15.

    В начале 1951 года фирма «Грумман», прославившаяся на весь мир своими «палубниками», получила заказ на создание самолета авианосного базирования, оснащенного стреловидным крылом. Военно-морские силы США не могли себе позволить отставание на этом важнейшем направлении.

    Чтобы ускорить разработку и создание летных прототипов, конструкторами «Груммана» было принято следующее решение: за основу будущего истребителя взять уже проверенный F9F-5, установить на него стреловидное крыло, а также провести все необходимые доработки. Весной того же, 1951, года началось строительство первых летных экземпляров. Они получили обозначение XF9F-6, на этих самолетах стоял двигатель «Пантеры» – «Пратт-Уитни» J-48-P-6A. Первый полет «Кугуара» состоялся 20 сентября 1951 года.

    ​F9F-6 эскадрильи VF-103, 1954 год Источник: http://commons.wikimedia.org/ (http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/32/F9F-6_Cougars_of_VF-103_over_USS_Coral_Sea_(CVA-43)_1954.jpg) - F9F «Cougar»: наследник «Пантеры» | Военно-исторический портал Warspot.ru
    F9F-6 эскадрильи VF-103, 1954 год
    Источник: http://commons.wikimedia.org/
    (http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/32/F9F-6_Cougars_of_VF-103_over_USS_Coral_Sea_(CVA-43)_1954.jpg)

    Всю осень шли различные испытания. Был установлен новый двигатель от «Пратт-Уитни», отличавшийся от предыдущего увеличенной тягой. Существовал и другой вариант «Кугуара», F9F-7, оснащенный двигательной установкой производства фирмы «Эллисон». Новый ТРД, впрочем, не отличался высокой надежностью, что в результате привело к тому, что новая модификация была выпущена ограниченной серией.

    С начала 1952 года начались испытания, в которых принимали участие летчики ВМС США. Состав вооружения по сравнению с «Пантерой» не изменился: четыре 20-мм пушки в носовой части фюзеляжа, а так же подкрыльевые подвески для шести 127-мм ракет HVAR и двух 454-кг бомб. На одной из последних модификаций, F9F-8В, на подкрыльевом пилоне могла быть подвешена бомба с ядерным зарядом.

    Осенью 1952 года новые «Кугуары» стали поступать на вооружение авиации военно-морских сил США. Первыми новый палубный истребитель стали осваивать пилоты эскадрильи VF-52. Для летчиков, уже имевших солидный налет на предыдущем творении «Груммана» – «Пантере», освоить в полете новый «Кугуар» было довольно простой задачей. Новый летательный аппарат произвел на них самое благоприятное впечатление. Он сохранил в себе все достоинства предшественника, а скорость (по сравнению с «Пантерой») возросла более чем на сотню и составляла уже более 1.100 км/ч. На последней серийной модификации «Кугуара», получившей обозначение F9F-8, максимальная скорость составляла уже 1.135 км/ч: отличный результат для реактивного самолета первого поколения. Хотя нельзя не сказать о том, что для преодоления звукового барьера этого показателя явно не хватало.

    На войну с северокорейской армией и ее союзниками новый «палубник» «Груммана» так и не успел. «Кугуар» стал истребителем мирного времени, его успехи выражались не в количестве сбитых самолетов противника, а в новых рекордах и достижениях. В частности, в 1954 году звено таких самолетов совершило беспосадочный перелет с Западного на Восточное побережье США. В ходе этого полета пилоты «Кугуаров» выполняли один из сложнейших элементов пилотирования – дозаправку в воздухе. Но если вышеупомянутый полет продолжался около четырех часов, то следующий, выполненный в 1956 году летчиками эскадрильи VF-144, продлился более десяти! При этом также выполнялась дозаправка в воздухе. Участвовали «Кугуары» и в авиашоу в составе «Голубых ангелов» вплоть до 1957 года.

    С конца 1950-х годов начался процесс выведения «Кугуаров» в резервные и тренировочные эскадрильи. Постепенно их заменяли в строю новейшие «Тайгеры» и «Крусейдеры». К середине 1960-х все F9F-8 уже находились в резерве.

    «Кугуар» стал первым серийным самолетом авианосного базирования со стреловидным крылом. Кроме этого, с F9F-8 впервые в истории авиации ВМС США была запущена ракета класса «воздух-воздух». Этот самолет так и не поучаствовал в боях. Он опоздал на войну в Корее и ушел со сцены раньше, чем разгорелся конфликт во Вьетнаме. Однако, несмотря на эти факты, груммановский «Кугуар» сыграл важную роль в истории палубной авиации США.

    ​F9F-8, вооруженный ракетами AIM-9B Sidewinder, 1956 год Источник: http://commons.wikimedia.org (http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/12/F9F-8_with_Sidewinder_missiles_1956.jpg) - F9F «Cougar»: наследник «Пантеры» | Военно-исторический портал Warspot.ru
    F9F-8, вооруженный ракетами AIM-9B Sidewinder, 1956 год
    Источник: http://commons.wikimedia.org
    (http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/12/F9F-8_with_Sidewinder_missiles_1956.jpg)

    Источники, использовавшиеся в написании статьи:

    1. Авиационная энциклопедия «Уголок неба», www.airwar.ru;

    2. В. Грин, Р. Кросс. Реактивные самолеты мира. М., Издательство иностранной литературы, 1957.

    Василий Костин

    Сикорский: крылья будущего на Warspot.ru
    Сикорский: крылья будущего
    "Уханьская битва". Выставка в Центральном музее Великой Отечественной войны на Warspot.ru
    "Уханьская битва". Выставка в Центральном музее Великой Отечественной войны
    «Севастополь – город-герой» на Warspot.ru
    «Севастополь – город-герой»
    Поделиться
    • 2
    • 1
    • 1
    • Статьи по теме
    • Комментарии (7)
    Фото дня: боевой дебют вертолёта на Warspot.ru
    Фото дня: боевой дебют вертолёта
    Самолёт несостоявшегося апокалипсиса на Warspot.ru
    Самолёт несостоявшегося апокалипсиса
    Фото дня: между «Суперфортрессом» и «Стратофортрессом» на Warspot.ru
    Фото дня: между «Суперфортрессом» и «Стратофортрессом»
    «Леди-дракон» Фрэнсиса Гэри Пауэрса на Warspot.ru
    «Леди-дракон» Фрэнсиса Гэри Пауэрса
    • Статьи по теме
    • Комментарии (7)
    Неизвестный
    wargamming.net © 2014 — 2021 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google