В годы Второй мировой войны важным фактором, повлиявшим на окончание войны в Европе, стали регулярные бомбардировки большими силами стратегически важных целей Германии и ее союзников. Одной из таких крупных операций стала бомбардировка объектов румынской нефтедобывающей промышленности 1943 года, которая получила кодовое название «Приливная волна» (Tidal Wave )
1. Для отработки методики в составе USSAF было создано специальное подразделение, известное как HALPRO. Экипажи и бомбардировщики В-24 «Либерейтор» в начале июня 1942 года перебросили на аэродром Файид в районе Суэцкого канала.
2. Боевым крещением для HALPRO стал рейд 12 июня 1942 года в направлении нефтеперерабатывающих заводов в Плоешти (Румыния). В налете приняли участи 13 B-24D под командованием полковника Гарри Хальверсона. В итоге до цели дошли только 12 машин, а на вспомогательный аэродром в Ирке вернулось только семь. При этом задачи не были выполнены: 8 бомб упало в Черное море, 2 – в Констанце, 6 – в Плоешти, 6 – в Тиешани и несколько в Циофлицени.
3. Из этого неудачного налета свои выводы сделало командование люфтваффе, которое резко усилило ПВО Плоешти. Сюда были стянуты 36 тяжелых зенитных батарей (164 орудия калибра 88 мм), 16 батарей легкой артиллерии (210 стволов калибра 20 и 37 мм), 71 аэростат заграждения и так называемый «Катерпиллер» (бронепоезд ПВО). Кроме того, тут стали базироваться пять истребительных эскадрилий, одна эскадрилья ночных истребителей ВВС Румынии и пять эскадрилий (из них две ночных истребителей) люфтваффе.
4. Американские военные спланировали основной налет на Плоешти на 1 августа 1943 года. Внезапную атаку предусматривалось осуществить силами пяти групп В-24, которые, взлетев с аэродромов в Северной Африке, должны были пролететь более 3200 км. Чтобы избежать обнаружения, машинам предстояло лететь на сверхмалой высоте. Бомбометание предполагалось осуществлять с высот от 15 до 90 метров. Целями для атак должны были стать семь нефтеперерабатывающих заводов и нефтехранилища.
5. Однако с самого начала все пошло наперекосяк – лидирующий «Либерейтор» врезался в море, унеся с собой главного штурмана. Самолет резервного штурмана должен был вернуться на базу из-за технических проблем. Над Грецией группу встретила плохая погода, и плотные оборонительные порядки бомбардировщиков рассыпались. И, наконец, ошибочно выбранный поворотный пункт маршрута направил передовые части бомбардировщиков к столице Румынии – Бухаресту, который был окружен многочисленными позициями зениток.
6. Около 14:00 экипажи В-24 93-й бомбардировочной группы начали атаку. Из-за навигационной ошибки первоначальный план нападения стал бесполезным, и экипажи были вынуждены бомбить первые попавшиеся цели. Следующие за ведущей эскадрильи поступили аналогичным образом. В дело вступила зенитная артиллерия – огонь был невероятно плотным и точным! «Либерейторы» летели настолько низко, что иногда их стрелки устраивали дуэли с расчетами зениток. Пламя и дым от горящих нефтеперерабатывающих заводов поднималось на высоту свыше 300 метров, покрывая пролетавшие самолеты копотью. Спустя двадцать семь минут после падения первых бомб все было кончено. Но американцам еще предстоял семичасовой обратный путь, на котором их подстерегали буквально стаи истребителей.
7. Для отражения атаки летчики люфтваффе выполнили 69 боевых вылета, сбив 7 самолетов противника, но и потеряв два самолета сбитыми (оба летчика погибли) и 9 поврежденными.
8. Румынские летчики потеряли 2 самолета (один летчик погиб, остальные получили ранения разной тяжести) и еще 2 самолета были повреждены. Зато сами заявили о 9 сбитых американских бомбардировщиках.
9. Из налета в Ливию вернулись всего 88 В-24, из которых 55 были повреждены. Часть машин совершила посадки в нейтральной Турции, и экипажи были интернированы.
.10. Потери личного состава были катастрофическими: 310 членов экипажей погибли, 108 попали в плен, а 78 интернированы в Турции. Сам эффект от налета был чисто психологическим – поврежденные объекты набрали свою мощность всего за пару недель.
Комментарии к данной статье отключены.