Когда австрийской армии потребовался новый лёгкий танк, местные инженеры, недолго думая, «скрестили» доработанное шасси гусеничного бронетранспортёра с башней французского производства. Получившийся в итоге танк SK-105 «Кирасир» оказался востребованным на мировом оружейном рынке — помимо Австрии, он поступил на вооружение нескольких стран в Африке и Южной Америке.
В первой половине 60-х годов танковый парк Bundesheer (армии Австрии) представлял собой весьма пёструю картину. Две сотни средних танков (примерно четверть из них — британские «Чериотиры», остальные — «Паттоны» М47) дополняли примерно 150 лёгких машин. Среди последних наиболее современными являлись 72 французских АМХ-13, полученные в 1957-1958 годах, остальные же были американские М24 и М41. Устаревшие «Чериотиры» и «Чаффи» уже в середине 60-х годов были списаны, а их башни установлены в долговременных огневых сооружениях. А вот АМХ-13 австрийцы попытались модернизировать.
Путь к «Кирасиру»
Состоявшие на вооружении австрийской армии танки АМХ-13 относились к ранним модификациям — с башней FL-10 и 75-мм пушкой. Мощность последней уже не устраивала военных, потребовавших заменить её на новое 105-мм орудие CN-105-57, разработанное французской фирмой GIAT. Поначалу попытались обойтись «малой кровью», заменив 75-мм пушку на 105-мм. Оказалось, что такая установка в башне FL-10 чересчур тяжела для шасси АМХ-13 (позже во Франции создали вариант АМХ-13 со 105-мм орудием, но в другой башне — FL-12). В 1963 году вооружённые силы Австрии заказали фирме «Остеррайхише Заурерверке» (в 1970 году стала частью концерна «Штейр-Даймлер-Пух») новый лёгкий танк.
Конструкторы «Остеррайхише Заурерверке» взяли проверенное шасси гусеничного бронетранспортёра серии 4К и изменили его компоновку на «танковую» — двигатель с коробкой передач перенесли из передней части корпуса в кормовую. Соответственно, ведущие колёса теперь находились не спереди, а сзади.
В 1967 году на испытания вышел прототип танка, получивший обозначение 4KH6FA-FL10. Вторая опытная машина появилась два года спустя. Она отличалась несколько укороченным корпусом, но главное — получила новую башню FL-12. В таком виде танк признали вполне пригодным, запустив в производство под обозначением SK-105 «Кирасир». Поставки в армию начались в 1972 году. Интересно, что в сухопутных войсках Австрии «Кирасир» числился не танком, а истребителем танков JagdPanzer K (сокращённо — JaPz K).
Конструкция
SK-105 имеет классическую компоновку с передним расположением отделения управления, средним — боевого, и кормовым — моторно-трансмиссионного. Корпус сварен из стальных броневых листов, башня стальная сварно-литая. Толщина брони лобовой детали корпуса — 20 мм, лба башни — 40 мм, борта корпуса — 14 мм, борта башни — 20 мм, крыши корпуса и башни — 8-10 мм.
Рабочее место водителя смещено к левому борту. Справа от него находятся аккумуляторные батареи и немеханизированная боеукладка. Перед люком механика-водителя установлены три призменных прибора наблюдения, центральный из которых при необходимости заменяется на пассивный перископический прибор ночного видения.
Танк оснащён качающейся башней FL-12OS — доработанным вариантом французской FL-12. Для танков первых серий башни импортировались из Франции, впоследствии был налажен их лицензионный выпуск на одном из заводов концерна «Фёст-Альпине». Конструкция башни обеспечивает весьма ограниченные углы вертикальной наводки — от −6 до +13º (для сравнения, на танках серии М60 этот диапазон составляет от −9 до +20º). Приводы наведения гидравлические (резервные — ручные), управление ими дублировано (может осуществляться как наводчиком, так и командиром). Стабилизатор вооружения отсутствует. В походном положении ствол пушки фиксируется люнетом, размещённым на верхнем лобовом листе корпуса.
Основное вооружение — 105-мм нарезная пушка CN-105-57, известная в Австрии под обозначениями М57 и 105G1. Орудие снабжено двухкамерным дульным тормозом и теплоизоляционным кожухом. Эжектор отсутствует — удаление пороховых газов из ствола после выстрела производится посредством вентилятора. Автомат заряжания состоит из двух магазинов барабанного типа на шесть выстрелов каждый. Стреляная гильза выбрасывается из танка через специальный люк в корме башни. Скорострельность пушки достигает 12 выстрелов в минуту. Перезаряжание магазинов производится вручную и требует выхода из танка. Общий боекомплект орудия — 32 снаряда.
Первоначально основным типом боеприпаса для пушки М57 являлся кумулятивный снаряд, обеспечивающий поражение танков на дальностях до 2700 м. Масса его составляет 17,3 кг, начальная скорость — 800 м/с. Этот снаряд может пробить 360-мм стальную броневую плиту по нормали или 150-мм плиту под углом 65º. Использовались также осколочно-фугасные (масса — 18,5 кг, начальная скорость — 700 м/с) и дымовые (масса — 19,1 кг, начальная скорость — 695 м/с) снаряды.
Вспомогательное вооружение — спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт «Штейр» MG74Pz (боекомплект — 2000 патронов). На командирской башенке может устанавливаться второй такой же пулемёт либо 12,7-мм «Браунинг» М2НВ. По бокам башни установлено по три гранатомёта для стрельбы дымовыми гранатами.
У командира танка имеется 7 призменных приборов наблюдения и перископический прицел с переменным увеличением (16х и 7,5х; соответственно, поле зрения составляет 28° и 9°). Наводчик использует два призменных прибора наблюдения и телескопический прицел с 8-кратным увеличением и полем зрения 8,5°. В ночное время командир использует инфракрасный ночной прицел с 6-кратным увеличением и полем зрения 7º. На крыше башни установлены лазерный дальномер TCV29 (диапазон измерения дальностей — от 400 до 10000 м) и прожектор XSW-30-U ИК/белого света мощностью 950 Вт.
Танк оборудован шестицилиндровым дизелем «Штейр» 6FA мощностью 300 л.с. (при 2500 об/мин). Трансмиссия состоит из шестиступенчатой механической коробки передач, механизма поворота дифференциального типа с гидрообъёмной передачей в приводе и одноступенчатых бортовых редукторов.
Ходовая часть применительно к одному борту включает ведущее колесо заднего расположения и направляющее — переднего, пять опорных катков и три поддерживающих ролика. Подвеска опорных катков — торсионная, на первом и пятом катках установлены гидравлические амортизаторы. Гусеницы типа 224А (с резинометаллическим шарниром) производства немецкой фирмы «Диль» состоят из 78 траков шириной 380 мм. Для движения по снегу и по льду могут устанавливаться стальные шпоры.
Модернизация
В процессе производства «Кирасир» прошёл несколько этапов модернизации, причём первому он подвергся уже в 70-х годах, вскоре после начала серийного выпуска. Модернизация была комплексной. Во-первых, орудие доработали для стрельбы бронебойными подкалиберными снарядами. Такой снаряд, разработанный фирмой GIAT, весил 3,14 кг (масса сердечника составляла 1,84 кг) и имел начальную скорость 1460 м/с. По бронепробиваемости он существенно превосходил кумулятивный снаряд. Во-вторых, танк получил новый двигатель 7FA мощностью 320 л.с., а механическая коробка передач была заменена автоматической ZF 6 HP 600 с гидротрансформатором и блокировочным фрикционом. Модернизированный вариант обозначался SK-105A1 (JaPz K A1).
Вариант SK-105A2 (JaPz K A2) получил новую систему управления огнём израильской фирмы «Элбит», включающую тепловизионную камеру, и двигатель 9FA мощностью 365 л.с. На его основе в 1981 году был создан танк «Супер Кирасир», получивший систему стабилизации вооружения. А в 1986 году появился SK-105A3, на котором французское орудие было заменено американским М68. Впрочем, ни он, ни «Супер Кирасир» серийно не выпускались.
Машины на базе «Кирасира»
В 1974 году австрийская армия заказала бронированную ремонтно-эвакуационную машину, предназначавшуюся для частей, вооружённых «Кирасирами». Прототип 4K7FA SB вышел на испытания два года спустя. Шасси и силовая установка БРЭМ соответствует танку SK-105A1, но вместо башни установлена неподвижная бронированная рубка, вмещающая четырёх членов экипажа (командира, механика-водителя и двух ремонтников). В правой передней части рубки смонтирована подъёмная стрела (грузоподъёмность — 6 т, максимальный вылет — 3,9 м, угол поворота — 234º). Кроме того, БРЭМ оборудована лебёдкой тяговым усилием 200 кН (длина троса — 95 м) и небольшим бульдозерным отвалом. Последний применяется, главным образом, в качестве сошника при работе подъёмного крана или лебёдки. Над моторно-трансмиссионным отделением устроена грузовая платформа для транспортировки запчастей и крупногабаритного инструмента (например, сварочного аппарата). Вооружение БРЭМ состоит из 12,7-мм турельного пулемёта М2НВ (боекомплект — 1500 патронов) и четырёх дымовых гранатомётов.
В вооружённых силах Австрии БРЭМ получила обозначение Bergepanzer (BergPz) и название «Грейф». Поставки таких машин начались в 1977 году.
В 1976 году по заказу австрийской армии началась разработка инженерной машины 4KH7FA-Pi. Её конструкция базировалась на «Грейфе», отличаясь лишь деталями. В частности, машина получила мощный бульдозерный отвал шириной 3 м с гидроприводом, а крановая стрела была приспособлена для работы с ковшом (прямой либо обратной лопатой) шириной 350 мм. Разработка 4KH7FA-Pi имела невысокий приоритет. Прототип инженерной машины появился лишь в 1984 году, а серийное производство началось четыре года спустя. В вооружённых силах Австрии 4KH7FA-Pi обозначается Pionierpanzer (PiPz).
«Кирасиры» на службе
Общий объём производства танков SK-105 превысил 600 единиц; кроме того, было изготовлено 48 БРЭМ и 18 инженерных машин. Естественно, крупнейшим эксплуатантом была австрийская армия, получившая 285 танков (133 SK-105А1 и 152 SK-105А2), 36 «Грейфов» и 18 инженерных машин. «Кирасиры» поступали на вооружение противотанковых и разведывательных частей. В 1995-1996 годах их частично заменили самоходные ПТРК «Ягуар 1», купленные у Германии. К 2007 году в строю оставались лишь танки SK-105А2 (в 1-м, 2-м и 3-м разведывательных батальонах и танковой школе), а SK-105А1 находились на консервации. В ходе реорганизации и сокращения вооружённых сил активный парк «Кирасиров» к 2010 году сократился до 60 единиц, а через несколько лет их сняли с вооружения. Что же касается БРЭМ и инженерных машин на базе «Кирасира», то они служат до сих пор.
Служба SK-105 в нейтральной Австрии была относительно спокойной. Упоминания заслуживают лишь два эпизода, и оба они связаны с бывшей Югославией. В июне-июле 1991 года эти танки принимали участие в операции по усилению охраны границы со Словенией в связи с вспыхнувшей гражданской войной. А в 2004 году шесть SK-105А2 отправились в состав миротворческих сил KFOR в Косово.
Вторым по численности покупателем «Кирасиров» стали сухопутные войска Аргентины. С 1982 года они получили, по разным данным, от 112 до 120 таких танков, включая несколько SK-105А2, а также 8 БРЭМ. Ими вооружили 9-й и 11-й кавалерийские танковые полки из состава 9-й и 11-й механизированных бригад. Каждый из них согласно штату включал два эскадрона и насчитывал 26 танков и 2 БРЭМ. Кроме того, SK-105 вошли в состав лёгких кавалерийских полков — 3-го (9-я мехбригада), 4-го горного (6-я горная бригада), и 13-го (10-я мехбригада), а также 11-го бронеразведывательного кавалерийского эскадрона 11-й мехбригады. В этих частях «Кирасиры» использовались совместно с бронеавтомобилями AML-90, «Гренадир» и другими.
В 2003 году Аргентина начала реализацию программы «Патагон», предусматривавшей постройку танков на шасси «Кирасиров» с использованием башен FL-12 от списываемых АМХ-13. Предусматривалась поставка 39 таких танков. Для первой партии в Австрии купили 9 бывших в употреблении шасси SK-105. Прототип «Патагона» был готов в 2005 году, но дальнейшее осуществление программы затормозилось из-за хронической нехватки средств. До 2008 года изготовили ещё четыре машины, после чего программу закрыли.
В 1979-1982 годах 36 танков SK-105 и две БРЭМ приобрела Боливия. Ими вооружили 3-й и 4-й танковые батальоны. В конце 80-х годов планы закупки «Кирасиров» вынашивал Эквадор, но на это не хватило средств. Последним по времени покупателем этих танков стала морская пехота Бразилии — в 2001 году она получила 17 танков SK-105А2S (этот вариант отличается усиленным бронированием башни и наличием турельного 12,7-мм пулемёта) и одну БРЭМ.
Первым зарубежным покупателем SK-105 стал Тунис, в 1975 году заказавший 54 танка (первая экспортная поставка бронетехники австрийского производства). За ним последовало Марокко, купившее 111 «Кирасиров». Марокканские танки «отметились» в боевых действиях в Западной Сахаре, где две машины стали трофеями формирований ПОЛИСАРИО. К настоящему времени все марокканские SK-105 сданы на хранение. Наконец, 52 танка SK-105 c 1997 года закупила Ботсвана.
Танк SK-105 «Кирасир», созданный под конкретные требования вооружённых сил нейтральной Австрии и рассматривавшийся ими, прежде всего, как средство противотанковой борьбы, оказался вполне удачной боевой машиной. Свидетельство тому — успех «Кирасира» на мировом оружейном рынке. SK-105 стал даже «звездой экрана» — он снялся в роли танка немецкого Африканского корпуса в фильме «Авантюристы», вышедшем на экраны в 1984 году.
Экипаж, чел. |
3 |
---|---|
Боевая масса, т |
17,7 |
Длина по корпусу, м |
5,58 |
Длина с пушкой, м |
7,75 |
Ширина, м |
2,53 |
Высота, м |
2,5 |
Клиренс, мм |
400 |
Вооружение |
105-мм пушка, 7,62-мм пулемёт |
Мощность двигателя, л.с. |
320 |
Максимальная скорость, км/ч |
70 |
Запас хода, км |
500 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
ширина рва, м |
2,4 |
высота стенки, м |
0,8 |
глубина брода, м |
1 |
Литература:
- Odenhal Z. SK-105 Kürassier. ATM, 2007, №4
- Мальгинов В. Австрийский лёгкий танк «Кирасир». Танкомастер, 2001, №5
- Современные танки. М.: Арсенал-Пресс, 1995
- infodefensa.com
- tanks-encyklopedia.com
- tanknutdave.com
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации