В этой статье мы расскажем о завершающем этапе службы лошадей в Советской армии и закулисной стороне участия военного ведомства в киносъёмках, где не только войсковые части, но даже Генеральный штаб были поглощены деятельностью, далёкой от нужд обороны страны.
Уход лошадей из Советской армии
Эпоха конницы завершилась в 1954 году с расформированием инспекции кавалерии и конного спорта Советской армии. В 1956 году были прекращены закупки лошадей для военных нужд, и упразднены оборонные фонды «Лошадь — Советской армии» и «Обороне — повозка с упряжью». С этого момента кавалерийские подразделения официально оставались только в составе Пограничных войск КГБ СССР, где этого требовали условия охраны границы. Но кони ещё находили своё применение в армии примерно до начала 60-х годов — там, где их не успевали заменить машинами. Например, в военных комиссариатах сельских районов лошади выполняли функцию транспорта, так как промышленность не успевала подать необходимое количество мотоциклов и автомашин повышенной проходимости. В соответствии со справкой об изменении штатной численности районных и городских военных комиссариатов в связи с переводом их на новые штаты, введённые директивой Главкомата Сухопутных войск №ОШ/4/284447 весной 1963 года, в десяти областях Украины на территории Киевского военного округа ещё имелось 182 лошади. В штатах военкоматов значились конюхи (например, в Полтавской области их было 9), сёдла, упряжь и прочее. Новыми штатами этого не предусматривалось, и к 1964 году военкоматы избавились от лошадей и обозного имущества.
Из доклада Кировоградского областного военного комиссара полковника Ковеза №0306 от 12 апреля 1963 года в штаб округа:
«5. Лошади, негодные к службе в армии, выбракованы и реализованы народному хозяйству в соответствии с требованиями приказа Министра обороны №218 — 1962 года. Лошади, годные для службы в армии, будут переданы на укомплектование воинских частей и строительных отрядов по нарядам штаба округа».
Правда, в военное время организационно-штатные расписания некоторых войсковых частей и учреждений ещё предусматривали конский состав. Так, приказом командующего войсками Киевского военного округа №1/155112 от 17 февраля 1967 года предусматривалось «до 15 мая 1967 года во всех вновь создаваемых военных комиссариатах разработать мобилизационные планы по призыву и поставке ресурсов на укомплектование войск по плану мобилизации «МП-65». Среди прочего надлежало подать в штаб округа заявки на так называемые мобкредиты для сборных и сдаточных пунктов военкоматов на расходы по мобилизации и первого месяца войны. Исчисление этих мобкредитов производилось в размере месячной потребности, руководствуясь перечнем временных норм денежных отпусков по смете Министерства обороны, высланной при директиве командующего войсками округа №6880 1965 года. Параграфом 2 статьи 6 этой сметы регламентировались затраты на обеспечение фуражом лошадей, поступавших в мобпериод из народного хозяйства. Параграфом 4 статьи 9 этой сметы предусматривалась оплата ковки лошадей, отправляемых со сдаточных пунктов военкоматов в войсковые части.
Несмотря на то, что на складах «НЗ» на территории Таджикистана сёдла, упряжь и повозки были обнаружены даже после распада СССР, всеобщая моторизация привела к тому, что к концу 60-х годов конная эпоха в советских вооружённых силах завершилась. Но оказалось, что не совсем.
«Война и мир»
Ещё в 1961 году начались съёмки монументальной киноэпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир». Сам Бондарчук при поддержке директора «Мосфильма» и Министерства культуры обратился в ЦК КПСС с просьбой привлечь для съёмок личный состав вооружённых сил, так как в утверждённом сценарии предполагались батальные сцены с участием многих тысяч людей. Официальное «добро» было получено, и Министерству обороны стало некуда деться, хотя многие военачальники неодобрительно относились к такой практике.
Само по себе привлечение армии к киносъёмкам было повсеместным явлением, так как кино считалось наиболее эффективным способом пропаганды. В США военное ведомство и Голливуд охотно сотрудничали друг с другом, взаимно экономя бюджеты на рекламу службы в армии и затраты на киносъёмки. В советском военном ведомстве не было интереса к таким работам, отвлекавшим личный состав от выполнения своих прямых служебных обязанностей, но фильмы на военно-революционную тематику военные игнорировать не могли. В таком случае фильму назначались военные консультанты, отвечавшие за взаимодействие гражданских «киношников» с военным ведомством. Это была официальная работа, на которую временно командировались генералы и офицеры.
Образцовым примером такого взаимодействия стали съёмки «Войны и мира». Главными военными консультантами фильма выступили начальник Военной академии Генерального штаба генерал армии В.В. Курасов и начальник Главного штаба Сухопутных войск генерал армии М.М. Попов. Важным следствием их помощи стало создание в сентябре 1962 года временного кавалерийского формирования на период киносъёмок. Это был отдельный кавалерийский дивизион (три эскадрона и одна конно-артиллерийская батарея — порядка 500 коней) с пунктом постоянной дислокации в окружном учебном центре в Дорогобуже Смоленской области. Там же снимали сцены Бородинского сражения, в котором было задействовано 18 000 военнослужащих — не меньше, чем в окружном (фронтовом) командно-штабном учении на местности со средствами связи и обозначенными войсками.
При подготовке к этим съёмкам было предложено развернуть кавалерийский дивизион в полк, так как требовалось втрое больше конницы, чем было в Прикарпатском военном округе при съёмке сцен Шёнграбенского и Аустерлицкого сражений. Эту идею резко отвергал Главнокомандующий Сухопутными войсками Маршал Советского Союза В.И. Чуйков. Он и так выступал с критикой решений по отвлечению войск на хозяйственные работы, а теперь предлагалось создать специальную войсковую часть для непрофильной деятельности. В ответ на возражения генерала Курасова Чуйков предложил «прописать» этот полк под видом кафедры кавалерии в Академии Генштаба. Проблему улаживала министр культуры Е.А. Фурцева на уровне ЦК партии и министра обороны. Решение приняли, и в подмосковном гарнизоне Алабино был выделен участок под строительство военного городка с конюшнями. После завершения съёмок «Войны и мира» полк превратился из временного формирования в постоянное.
По состоянию на осень 1982 года 11-й отдельный кавалерийский полк имел в своём составе управление полка, три кавалерийских и один пулемётный эскадроны, конно-артиллерийскую батарею, конный оркестр, роту материального обеспечения, комендантский взвод и ветеринарный пункт. Всего в полку служило около 700 солдат и офицеров (в том числе 7 ветеринарных фельдшеров и 4 кузнеца), а также 450 лошадей. Боевой подготовки как таковой здесь не велось. У тех, кто не был занят на съёмках, всё время поглощалось уходом за лошадьми, конно-спортивными упрaжнениями и партийно-политической работой.
Чуйков как в воду глядел: требования от киностудий дать солдат, коней, технику, историческое оружие, подразделения полевого водоснабжения для обеспечения съёмок в «диких» исторических местах посыпались, как из рога изобилия. В сводках окружных организационно-мобилизационных управлений всё чаще встречалась информация об отсутствии тех или иных подразделений в связи с их убытием на киносъёмки. Это начало влиять на отчёты по боевой подготовке и мобилизационной готовности. Даже в Главном штабе Сухопутных войск выделили специальную группу офицеров во главе с полковником Н.Е. Глуховым с задачей отвечать за связь Советской армии с кинематографом.
«Одиночество» и штабной автобус
Как работал этот механизм, можно проследить по переписке штабов в 1964 году в связи со съёмками на Одесской киностудии историко-революционного фильма «Одиночество» о подавлении антисоветского восстания на Тамбовщине.
12 декабря 1963 года начальник Главного штаба Сухопутных войск генерал-полковник С.М. Штеменко подписал директиву №552/5/16110, в которой значилось следующее:
«Для оказания помощи Одесской киностудии в съёмках кинофильма «Одиночество», Главнокомандующий Сухопутными войсками приказал:
Командующему войсками Московского военного округа,
Из состава кавалерийского дивизиона, сформированного для съёмки фильма «Война и мир», направить к 15 января 1964 года в г. Новгород-Северский Черниговской области (ст. Пироговка Юго-Западной железной дороги) один кавалерийский эскадрон и артиллерийскую батарею. Кроме того, для руководства указанными подразделениями и обслуживания их выделить из управления дивизиона необходимое количество личного состава.
Вместе с эскадроном и артбатареей направить конское снаряжение, сёдла, предметы ухода за лошадьми и запасы фуража на 45 суток… Убывающий личный состав на съёмки кинофильма «Одиночество» обеспечить тёплым бельём, исправной обувью и постельной принадлежностью (матрацы, подушки, простыни).
Командующему войсками Киевского военного округа,
Прибывающие в округ подразделения разместить с 15 января по 1 мая 1964 года на арендованных Одесской киностудией фондах дома отдыха «Десна», подчинённого Киевскому территориальному Совету профсоюзов, а лошадей — в глинобитных сараях опытной станции. С 1 мая 1964 года личный состав подразделений разместить в палатках…
Из войск округа выделить для их обслуживания 2 походные кухни, 3 грузовых автомашины, 1 легковой автомобиль ГаЗ-69 и санитарную автомашину. Обеспечить указанный автотранспорт горюче-смазочными материалами…
После окончания съёмок, но не позднее 5 июля 1964 года, кавалерийский эскадрон и артбатарею отправить в пункт постоянной дислокации г. Дорогобуж-на-Днепре».
Отдельные указания в директиве давались начальнику Штаба тыла Вооружённых сил и начальнику Центрального управления военных сообщений. А для начальника Центрального финансового управления Министерства обороны особо оговаривалось, что «все расходы, связанные с перевозкой личного состава и лошадей, оплата суточных и квартирных офицерскому составу, расходы по содержанию лошадей, за работу автотранспорта, расход горюче-смазочных материалов, ремонт помещений и другие расходы по содержанию оплачивает Одесская киностудия художественных фильмов».
Штаб Киевского военного округа своей директивой №ОМУ/1/4923 поставил задачи начальникам родов войск и служб округа по расчёту. Черниговский областной военный комиссар и командир 15-й отдельной гвардейской бригады связи (войсковая часть 61335, на тот момент дислоцировалась в городе Шостка) должны были организовать встречу и размещение кавалеристов, так как в самом Новгород-Северском никаких воинских учреждений, кроме местного военкомата, не было. Продовольствие выдавалось с окружного продовольственного склада в Чернигове (войсковая часть 3221), топливо — с окружного склада хранения горючего (войсковая часть 44884, станция Жидиничи), вещевое имущество — с окружного вещевого склада №716 в Киеве. Также раздавались распоряжения войсковых частям по выделению машин и водителей (как обычно, «с бору по сосенке»).
В начале января 1964 года к месту будущего размещения кавалерии прибыла команда квартирьеров — 20 солдат во главе со старшим офицером Главного штаба Сухопутных войск полковником Глуховым. 10 января он доложил начальнику штаба округа генерал-полковнику В.М. Крамару, что кавалерийский дивизион в составе 190 человек личного состава и 150 лошадей грузится на станции Дорогобуж, выгрузка — на станции Пироговка в 15 км от Новгород-Северского. Глухов проверил готовность места к приёму и дополнительно попросил прикомандировать из войск округа двух поваров, одного врача, один автобус, одну водовозку АЦ-28, водомаслогрейку, автомобильную безноцистерну и ремонтную летучку.
Округ просьбу удовлетворил. Директивой №ОМУ/1/885 от 11 января «киношников» зачислили на все виды довольствия (в том числе и по топливу) согласно аттестатам, выданным округом, при бригаде связи в Шостке. Из Чернигова штаб 1-й общевойсковой армии прикомандировал к эскадрону шофера легковой машины.
13 января Черниговский областной военный комиссар полковник Щербина доложил, что встретил на станции Пироговка подразделения «киношников»: 16 офицеров, 33 сержанта, 117 солдат, 147 лошадей, 8 автомобилей. Все разместились, встали на довольствие согласно аттестатам и занялись съёмками.
Поначалу всё происходило в штатном режиме, но 31 января пришла срочная радиограмма от начальника Главного штаба Сухопутных войск Штеменко с недовольством работой по обеспечению киносъёмок. Выяснилось, что военный консультант фильма генерал-лейтенант Н.С. Осликовский (тот самый, который на съёмках «Войны и мира» был консультантом по кавалерии), минуя округ, напрямую обратился к Штеменко с жалобой на невыделение кавалеристам дополнительной техники и поваров. Озадаченный генерал Крамар отрядил из штаба округа ни много ни мало старшего офицера 1-го отделения 1-го отдела организационно-мобилизационного управления подполковника В.П. Строганова, чтобы тот на месте посчитал машины и поваров. Официально эту командировку назвали «проверкой обеспеченности по директиве Главного штаба Сухопутных войск».
По итогам своей поездки Строганов представил справку-доклад, из которой следовало, что кавалерийский дивизион имеет следующий состав: управление, кавалерийский эскадрон и артиллерийская батарея численностью 186 человек (18 офицеров, 35 сержантов, 133 солдата). Размещены в соответствии с требованиями директивы. Район съёмок находится в 25-30 км от места размещения дивизиона. Автомашин в дивизионе 9, в том числе:
- 4 специальные и легковые: 2 легковые для служебной деятельности командира дивизиона и военного консультанта, санитарная машина и автоцистерна для подвоза воды лошадям;
- 5 грузовых: одна для перевозки лошадей и оказания ветеринарной помощи, одна для перевозки опилок для подстилки лошадям (5-6 рейсов в день) и обеспечения фуражом, одна для подвоза к месту съёмок пушек и оружия старого образца, одна для подвоза продуктов и одна для перевозки личного состава артбатареи к месту стоянки лошадей для уборки (3 раза в день) и подвоза фуража.
Как выяснилось, просьба дополнительно выделить легковой автомобиль и автобус исходила от дирекции кинокартины «Одиночество», «что и выявлено из личной беседы с директором тов. Брашеван В.И., который просил передать это». Ну а военный консультант Осликовский попытался принудить округ через личный контакт со Штеменко, который не глядя подписал соответствующую директиву.
В управлении 1-й армии и самого округа выразили крайнее негодование такой «подставой», ведь с них спрашивали за боевую и мобилизационную готовность войск, невзирая на «борьбу за урожай», стройки и киносъёмки. Заработки от киностудии никого не интересовали, так как армия — это не хозрасчётная организация. Лишних людей и техники просто не было, поэтому чтобы отправить машину на съёмки, её надо было изъять у кого-то, кому она полагалась по штату. При этом брать машины в строительных и железнодорожных частях запрещалось, так как они тоже занимались выполнением важных государственных задач. В линейных мотострелковых и танковых частях автобусов и легковых машин практически не было, поэтому оставалось только отдать машины из самих штабов. Поэтому 15 февраля 1964 года генерал-полковник Крамар направил телеграмму начальнику Главного штаба Сухопутных войск:
«На период съёмок из войск округа выделены ещё два грузовых (крытых) автомобиля с водителями. Выделять дивизиону дополнительно один легковой автомобиль ГаЗ-69, один автобус и двух поваров необходимости нет. Крамар».
Съёмки кинофильма «Одиночество» успешно завершились в 1964 году, но в военном ведомстве сохраняли определённый негатив по отношению к «киношникам» как вечной помехе в реальной боевой работе. Все названные в статье генералы и офицеры — активные участники Великой Отечественной войны. Они имели право на такую оценку. Единственным безоговорочным авторитетом в глазах военных оставался кинорежиссер Сергей Бондарчук. Его батальные сцены «Войны и мира» перед монтажом в фильм на закрытом просмотре на «Мосфильме» принимал сам министр обороны с группой маршалов и генералов из Министерства обороны, Генштаба, Главкомата сухопутных войск и Московского военного округа. Они хотели сами увидеть, на что пошли усилия военного ведомства, и остались довольны. Министр обороны, имевший горький опыт учений, спросил, сколько людей погибло и пострадало в несчастных случаях во время съёмок. Оказалось, что жертв не было. После этого Бондарчук никогда не встречал отказов в Министерстве обороны, а предложение сохранить кавалерийский полк в армии на постоянной основе было удовлетворено.
Источники и литература:
- ГШ Сухопутных войск, Директива №552/5/16110 от 12 декабря 1963 года
- ГДА МОУ. — Ф. 40. — Оп. 17291с. — Дела 14, 35. (Штаб Киевского военного округа, Оргмобуправление. Спецоргмероприятия по Сухопутным войскам (по линии Главного штаба Сухопутных войск). 30.8.-18.12.1962, 1964)
- «Приказы Министра Вооруженных Сил СССР, Военного министра СССР и Министра обороны СССР. 1950-1953 гг.» / сост. П.Н. Бобылев и др. РОССПЭН, 2011
- Палатникова О. «Сергей Бондарчук. Его война и мир». Издательство «Алгоритм», 2017
- Саницкая О. «Солдата Жигунова стричь было нельзя»: курянин на «службе у кино» http://www.dddkursk.ru
Комментарии к данной статье отключены.