• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    65

    «Тигры» из Львова

    • танки
    • армия
    • искусство и творчество
    • СССР
    • кино
    Николай Сайчук
    27 January '22

    В январе этого года появились сообщения о возможном повторном прокате в российских кинотеатрах киноэпопеи Юрия Озерова «Освобождение» 1968-1971 годов. Ранее мы уже рассказывали о массовом участии в её съёмках войсковых частей Советской армии, а теперь расскажем о «немецких» танках для этого фильма и танкоремонтном заводе, который их сделал.

    Киноэпопея Юрия Озерова «Освобождение» начиналась в 1968 году с фильма «Огненная дуга», посвящённого Курской битве. Её батальные сцены снимались годом ранее в Киевском военном округе на территории Ржищевского учебного центра. Как мы уже рассказывали ранее, с 1827-й окружной базы для съёмок было выделено трофейное немецкое артиллерийско-стрелковое вооружение. При этом немецкой бронетехники не имелось на складах не только Киевского, но и других военных округов. Поэтому весной 1967 года изготовление реплик немецких тяжёлых танков «Тигр» для съёмок «Огненной дуги» поручили 17-му бронетанковому ремонтному заводу Прикарпатского военного округа. С июля 1944 года этот завод, созданный для ремонта бронетехники 1-го и 4-го Украинских фронтов, находился во Львове.

    ​Танки «Тигр» Львовского танкоремонтного завода на переднем плане в кинофильме «Огненная дуга» (1968) - «Тигры» из Львова | Warspot.ru
    Танки «Тигр» Львовского танкоремонтного завода на переднем плане в кинофильме «Огненная дуга» (1968)

    Почему выбрали именно это предприятие? Львовский бронетанковый ремонтный завод (БТРЗ) — единственный из более чем двадцати танкоремонтных заводов страны — собрал все награды, которыми тогда отмечали передовые промышленные предприятия страны. В их числе почётное звание «Предприятие коммунистического труда» и Памятное знамя ЦК КПСС, Президиума ВС СССР, СМ СССР и ВЦСПС. С начала 60-х годов как хорошо организованное предприятие с высокой культурой производства 17-й завод считался чем-то вроде базового завода Управления начальника танковых войск. Здесь проводились совещания начальников танкоремонтных заводов (в том числе под руководством маршала бронетанковых войск А.Х. Бабаджаняна) и мероприятия с участием представителей союзных армий. Кроме того, тут проходили производственную и преддипломную практику иностранные офицеры-слушатели Военной академии бронетанковых войск, а также студенты Московского высшего технического училища имени Н.Э. Баумана.

    ​Главный маршал бронетанковых войск А.Х. Бабаджанян и генерал-полковник В.И. Варенников на 17-м танкоремонтном заводе, 1975 год - «Тигры» из Львова | Warspot.ru
    Главный маршал бронетанковых войск А.Х. Бабаджанян и генерал-полковник В.И. Варенников на 17-м танкоремонтном заводе, 1975 год

    В условиях военного времени завод отремонтировал более 1200 единиц Т-70, Т-34, СУ-76, СУ-100, ИС-1, ИС-2 и ИСУ-122. В конце 40-х годов был освоен танк Т-44, с 1952 года — тяжёлые танки ИС-3. В 1955-1965 годах на заводе провели капитальный ремонт пусковых установок ракет на базе тяжёлых танков (объектов 801 и 803). В 1965-1985 годах проводились капремонт и модернизация танков Т-54 до уровней Т-54Б и Т-54М, а также танков Т-55 до уровней Т-55М и Т-55МВ. В 80-е годы предприятие освоило ремонт танков Т-72 и выпуск спецтехники на их базе.

    Всего на заводе было разработано и освоено изготовление двадцати видов бронированных гусеничных машин специального назначения на базе танков. При этом завод специализировался на задачах по быстрой разработке технической документации и изготовлению опытных машин буквально в считанные дни. Поэтому в 1982 году Главное бронетанковое управление поручило ему создать машину разминирования БМР-1 для советских войск в Афганистане, а в 1983 году — бронированную эвакуационную машину БРЭМ-3 с широким применением танковых агрегатов.

    В 1963-1964 годах завод ежемесячно выпускал до тридцати единиц капитально отремонтированной или модернизированной боевой техники — в основном это были танки Т-55, а также три-четыре тягача БТС-4. Башни танков Т-44 и Т-54, снятых с машин при их переоборудовании в тягачи БТС-4 и БТС-4А, отправлялись на китайскую границу для вооружения укреплённых районов. В 1986 году завод ежемесячно выдавал шестьдесят машин двенадцати модификаций. Рекордом было 65 капитально отремонтированных танков в месяц (по 3-4 в день).

    Учитывая умение 17-го завода быстро переоборудовать устаревшие танки в новые машины, именно ему давались особые поручения по работе с техникой Великой Отечественной войны. Так, к 40-летию Победы для парада в Москве заводу было поставлено задание капитально отремонтировать 40 танков Т-34-85 (боевой готовности). В мае 1985 года они прошли парадом по Красной площади. Танковые тягачи БТС-4, созданные заводом на базе Т-44, ежегодно использовались в Москве при проведении военных парадов в качестве технической помощи на случай выхода из строя боевой техники.

    ​Танк Т-34-85 во время приёма-сдачи готовой продукции на площадке хранения вооружения и техники 17-го танкоремонтного завода - «Тигры» из Львова | Warspot.ru
    Танк Т-34-85 во время приёма-сдачи готовой продукции на площадке хранения вооружения и техники 17-го танкоремонтного завода

    Особым поручением была и директива заводу на изготовление бутафорских танков «Тигр» для участия в киносъёмках «Огненной дуги» в 1967 году. В качестве базы «Тигра» завод взял с хранения танки Т-44. Их было легче закамуфлировать «под немцев», чем послевоенные боевые машины или широко известные Т-34. Проект переделки подготовили в заводском КБ, а всё дополнительное оборудование, накладки на катки и башни изготовил цех №4, ответственный за производство широкой номенклатуры изделий для танков (от танковых радиаторов и баков до ящиков ЗИП, кронштейнов, скоб, шайб и т.п.). Сегодня в средствах массовой информации можно встретить разные цифры, но 17-й бронетанковый ремонтный завод выпустил всего 20 киношных танков марки «Тигр» на базе Т-44. Известно, что непосредственно работы по «маскировке» Т-44 в «Тигры» осуществлял электросварщик В.К. Пинчук, участник Великой Отечественной войны. С весны 1942 года он сражался в артиллерийской разведке и не раз лично встречался с атакующими «Тиграми», когда с передовых позиций корректировал огонь артиллерии.

    ​Танки Т-44, переделанные под немецкие «Тигры» для съёмок киносериала «Освобождение», на площадке Львовского завода - «Тигры» из Львова | Warspot.ru
    Танки Т-44, переделанные под немецкие «Тигры» для съёмок киносериала «Освобождение», на площадке Львовского завода

    Т-44, закамуфлированные во Львове под «Тигры», стали наиболее похожими на оригинал танками советского кинематографа. Кроме киноэпопеи «Освобождение», они участвовали в съёмках фильмов «Горячий снег», «Аты-баты шли солдаты» и других.

    Так как это были старые Т-44 с заводского хранения, то, в отличие от более новых боевых машин Т-55 и Т-62, они не находились в боевом составе войсковых частей. Таким образом, не было необходимости вернуть их из бутафорских «Тигров» в боевое состояние. При этом передать эти старые машины на хранение «Мосфильму» для широкой эксплуатации на киносъёмках тоже не могли из-за трудностей с поддержанием их технической исправности. Показателен пример с танками Т-34-85, отправленными в 1985 году в Москву для участия в параде. Они оставались на хранении в Москве для регулярного участия в различных мероприятиях, и ежегодно заводская бригада из Львова направлялась в столицу для проверки исправности этих танков. Поэтому Т-44/«Тигр» держали на заводе, а не на «Мосфильме», и доставляли к местам съёмок. Это дополнительно повышало стоимость кинокартин, и большими «кинозвёздами» эти танки не стали. По мере выхода из строя их постепенно разукомплектовали и сдали на слом.

    1/2

    Заголовок1

    Заголовок2

    ​На скриншоте из кинофильма «Аты-баты шли солдаты» (1976) можно видеть, что «Тигр» Львовского танкоремонтного завода на базе Т-44 выгодно отличался от широко распространённых в советском кинематографе подделок под Pz.IV на базе послевоенных Т-54/55 - «Тигры» из Львова | Warspot.ru
    На скриншоте из кинофильма «Аты-баты шли солдаты» (1976) можно видеть, что «Тигр» Львовского танкоремонтного завода на базе Т-44 выгодно отличался от широко распространённых в советском кинематографе подделок под Pz.IV на базе послевоенных Т-54/55

    ​ - «Тигры» из Львова | Warspot.ru

    В 1986 году, сразу после катастрофы на Чернобыльской АЭС, заводу поручили в двухнедельный срок изготовить тягачи-бульдозеры с высоким уровнем противорадиационной защиты. Для этого использовались имевшиеся на заводе 10 танков Т-44 и тягачей БТС-4, на них надлежало установить свинцовую оболочку. Военно-транспортная авиация доставила с Урала на аэродром Черляны под Львовом листовой свинец толщиной 5-12 мм. На заводе этот свинец плавили и слоем 30-40 мм покрывали машину со всех шести сторон. Доподлинно неизвестно, участвовали ли танки, модифицированные таким образом, в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.


    Источники:

    1. ОГА МО Украины. — Территориальный архивный отдел во Львове

    Николай Сайчук

    Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР на Warspot.ru
    Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    Большие манёвры: управление и «образ врага» на Warspot.ru
    Большие манёвры: управление и «образ врага»
    Большие манёвры: за кулисами «учебной войны» на Warspot.ru
    Большие манёвры: за кулисами «учебной войны»
    Поделиться
    • 26
    • 2768
    • 7
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Warspot про кино: «Нюрнбергский процесс» и ответ на главный вопрос на Warspot.ru
    Warspot про кино: «Нюрнбергский процесс» и ответ на главный вопрос
    Как Советская армия в кино снималась на Warspot.ru
    Как Советская армия в кино снималась
    Армия и киноэпопея «Освобождение» на Warspot.ru
    Армия и киноэпопея «Освобождение»
    Магия большого экрана по-итальянски на Warspot.ru
    Магия большого экрана по-итальянски
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google