К началу 70-х годов палестинские боевые группы всерьез надоели израильским спецслужбам. Шестидневная война увеличила территорию Израиля в три раза и практически прекратила активные приграничные стычки. Под контроль Израиля перешли оккупированные ранее Иорданией и Египтом Западный берег реки Иордан и Сектор Газа, Израиль также аннексировал Голанские высоты и Синайский полуостров. Традиционные плацдармы для наступления на Израиль у арабской стороны были отобраны, и боевые действия стали носить террористический характер. Террористические организации ФАТХ и НФОП взрывали автобусы, угоняли самолеты, устраивали взрывы на автостанциях и в кафе. Апофеозом этого тяжелого для Израиля времени стал печально известный теракт на Олимпиаде в Мюнхене, организованный группировкой «Черный сентябрь». Стало ясно, что настало время для активной антитеррористической деятельности.
Основная операция по ликвидации террористов носила название «Божий гнев» и продлилась более двадцати лет. Главной ее мишенью стал «Черный сентябрь». Параллельно с началом операции «Божий гнев» в 1973 году началась подготовка к операции «Весна молодости». Подготовку операции вела служба внешней разведки МОССАД. Исполнителями были назначены бойцы подразделений самых разных родов войск: отряда особого назначения «Сайерет Маткаль», ВМС флотилии «Шайетет 13», парашютно-десантной бригады «Цанханим», пехотной бригады «Нахаль» и отряда боевых пловцов «707».
Пять основных целей операции были раскиданы по всему Бейруту. Всем им были даны женские имена. «Авива» – два жилых дома, в которых размещались лидеры террористов Камаль Нассер, Камаль Адван и Махмуд Юсуф аль-Наджар (он же «Абу Юсуф»). Цель располагалась на северо-западе Бейрута. «Цила» – мастерские на северо-востоке Бейрута, в которых изготовлялись комплектующие для морских мин, использовавшихся ФАТХ. «Гила» – штаб «НДФОП» (семиэтажный дом в центре Бейрута). «Варда» – два здания, расположенные в южной части Бейрута: дом лидера ФАТХ Ибрагима Насера и завод по производству зарядов для РПГ и морских мин. «Еудит» – автомастерские, обслуживавшие транспортные средства ФАТХ и располагавшиеся в северной части портового города Сайда.
Самой труднодоступной целью была «Авива». Основной проблемой было то, что она находилась в густонаселенном районе, и было крайне сложно избежать жертв среди мирных жителей. Кроме того, согласно данным МОССАД, подобраться к домам террористов незамеченными было крайне сложно. Подобраться же к ним незамеченными, будучи увешанными оружием, – и вовсе невозможно. Поэтому было принято решение рассредоточить участников операции и замаскировать их под влюбленные парочки. Бойцы поменьше ростом стали девушками, бойцы повыше – остались парнями. Будущий премьер-министр Израиля Эхуд Барак был загримирован под брюнетку, а будущий командующий северным округом Израиля Амирам Левин – под блондинку. В операции также принимал участие брат Беньямина Нетаньяху – Йони. Через три года после операции «Весна молодости» Йони Нетаньяху погиб во время освобождения заложников в аэропорту Энтеббе (Уганда).
Добираться до Бейрута решили морем. В качестве транспорта выбрали резиновые моторные лодки. Местом высадки был назначен частный пляж Сандоз – по данным разведки, по вечерам он был закрыт, а окна близлежащего отеля были плотно закрыты и зашторены – в это время со стороны моря дули сильные ветры, приносящие песок и брызги.
Перед началом операции Генштаб медлил, и сроки ее начала постоянно переносились. Иерусалим прекрасно понимал, что в независимости от исхода мероприятия действия Израиля всколыхнут весь мир. Впрочем, эта задержка была на руку «девушкам». Они днями оттачивали умение ходить на каблуках, стирая ноги до крови, формировали «женскую» походку и учились ходить парами в обнимку. Не исключено, что такая тщательная подготовка была одним из главных факторов, обусловивших успех операции. По ночам на окраине Тель-Авива проводились тренировки по непосредственной ликвидации террористов.
1 марта 1973 года боевики «Черного сентября» ворвались на территорию посольства Саудовской Аравии в Хартуме и взяли в заложники несколько человек. Через день двое граждан США и один гражданин Бельгии были расстреляны. В Иерусалиме поняли – наступил самый удачный момент для проведения операции. После теракта в Хартуме возмущений по поводу действий Израиля почти не будет.
В ночь с 9 на 10 апреля 1973 года израильские коммандос высадились в Бейруте. Дойдя до точки, находящейся в трех километрах от Ливана, на ракетных и торпедных катерах, они пересели в резиновые лодки. Несколькими днями ранее агенты МОССАД в Бейруте арендовали легковые автомобили, который 9 апреля уже поджидали израильтян возле пляжа Сандоз. Перед непосредственной высадкой на берег бойцы подразделения «707» добрались вплавь до ливанского берега, где установили контакт с агентами. Был подан сигнал: «Пляж свободен – можно плыть», и непосредственные ликвидаторы террористов поплыли в сторону пляжа.
Пробежав по пляжу в пластиковых пакетах на ногах (чтобы избежать налипшего мокрого песка, который вызвал бы подозрения в городе), израильтяне сели в машины. За несколько кварталов до цели «влюбленные парочки» израильского спецназа вышли из автомобилей и пошли пешком. В лифчике Эхуда Барака лежали две упаковки пластиковой взрывчатки, а под широкой блузкой был прикреплен автомат Узи. Остальные «женщины» были также увешаны оружием.
Добравшись до дома, где жили террористы, спецназовцы закрепили взрывчатку на дверях их квартир. После того как взрывы выбили входные двери, израильтяне вломились в квартиры и расстреляли Камаля Адвана, Камаля Насера и Абу Юсуфа. К сожалению, избежать случайных жертв не удалось – вместе с террористами погибли жена Абу Юсуфа и соседка-итальянка, услышавшая взрывы и выглянувшая на площадку.
Расстреляв террористов, израильский спецназ собрал большую часть документов, находившихся у них в квартире, и стал отходить к своим. В Бейруте воцарилась паника. С разных городских окраин были слышны взрывы. Это были удары по остальным четырем целям.
Все пять целей были уничтожены. По данным Минобороны Израиля, трое лидеров арабских боевиков и около двадцати рядовых террористов были устранены. Арабская сторона сообщила о 14 погибших и 29 раненых. Израиль понес потери только при ликвидации цели «Гила» – погибли Авиеда Шора и Хагай Мааян.
Как и предполагалось, операция вызвала широкий международный резонанс. Однако, вопреки сложившейся традиции, международное сообщество не стало резко осуждать Израиль. Арабские террористы были напуганы – операция подтвердила устоявшееся мнение о том, что МОССАД – это одна из самых сильных и влиятельных разведок мира.
Комментарии к данной статье отключены.