Участию французской эскадрильи «Нормандия-Неман» во Второй мировой войне посвящено множество отечественных книг и статей, но дальнейшая её история обычно излагается в очень лаконичном виде. «Мы за правое дело дрались, камарад, нам война ненавистна иная», — в советское время эту строчку из песни было трудно идеологически увязать с боевым путём «Нормандии-Неман» после 1945 года. Одним из его эпизодов стала полуторагодичная командировка в полыхающий Индокитай.
Снова в бой
«Нормандию-Неман» можно назвать символом советско-французской дружбы. Фронтовое братство и 273 подтверждённые воздушные победы удостоились песни Марка Бернеса, художественного фильма, памятников по городам и весям СССР. Не в последнюю очередь благодаря особой позиции Франции по многим европейским и международным вопросам культ соединения пережил холодную войну и оказался настолько сильным, что в Советском Союзе закрывали глаза на участие былых братьев по оружию в «авантюрах французского колониализма».
Первые послевоенные годы стали для эскадрильи своеобразным безвременьем. Одновременно с Яками она почти год летала на истребителях NC.900, являвших собой не более и не менее чем копию немецкого Fw 190, что вызвало смешанные чувства у пилотов. В 1947-м подразделение перевели в Марокко, переименовали в истребительную группу II/6 и перевооружили на бывшие в употреблении «Москито» из загашников Королевских ВВС. Як-3 были отправлены в отставку, что избавило заинтересованные стороны от курьёзной ситуации в будущем, когда советские самолёты оказались бы использованы для борьбы с национально-освободительными движениями народов Азии.
В рассматриваемый период военная авиация Франции состояла в основном из эскадр, разделённых на группы с римской нумерацией (хотя у многих авторов есть тенденция пренебрегать этим и писать арабскими цифрами) и названиями в честь различных регионов страны. Так, GC II/6 – это вторая истребительная группа шестой истребительной эскадры «Нормандия-Неман», или неформально «Нё-Нё» (Neu-Neu); при этом 6-я эскадра после отбытия «Нормандии» на войну была расформирована. Кажется логичным приравнять такую структуру к авиаполкам и эскадрильям, но может возникнуть путаница, поскольку каждая группа включала в себя по два более мелких подразделения, именовавшихся как раз эскадрильями. В истребительной группе насчитывалось 20 самолётов.
«Москито» не радовали, периодически бились, и когда в 1949-м подошло время отправки на далёкую войну, было понятно, что от них избавятся. Французские «бритиш фанер» успели послужить в Индокитае, и в местных климатических условиях показали себя настолько плохо, что их боевая карьера там ограничилась несколькими месяцами. Пилотов II/6 стали переучивать на P-47 «Тандерболт». Здесь уместно вспомнить популярную историю о том, как американцы поставили Франции союзническую подножку, выступив против отправки P-47 на войну. До 1950 года США прохладно относились к колониальным амбициям Парижа, и мотивировали свой запрет тем, что американское оружие должно защищать безопасность Европы. Впрочем, дело было не только в политике. Сами французы не имели однозначного взгляда на «Тандерболты» и ещё в 1945-м отказались от их использования на Дальнем Востоке, а причина лежала на поверхности – взлётно-посадочные характеристики этих монстров позволяли эксплуатировать их лишь с одного аэродрома в регионе (Таншоннят). Даже когда американцы изменили позицию и стали главными финансистами этой войны, «Тандерболты» во Вьетнаме так и не появились.
Учитывая ситуацию с P-47, французское командование сделало выбор в пользу Белл P-63C-5 «Кингкобра», благо эти самолёты находились главным образом в Северной Африке и не имели никакого отношения к европейской безопасности. В сентябре лётчики прошли подготовку на P-63 в Тунисе. 6 октября в Бизерте состоялась очень торжественная погрузка на лайнер «Шампольон», посещённая губернатором Туниса (очевидец сравнил эту церемонию с парадом на День взятия Бастилии). После трёхнедельного путешествия 29 октября 1949 года истребительная группа «Нормандия-Неман» под командованием капитана Андре Бийуэна прибыла в Индокитай, приняв эстафету у 3-й истребительной эскадры. Главным местом её базирования на следующие полтора года стал сайгонский аэродром Таншоннят. Бийуэн командовал до декабря и был сменён капитаном Жаком Гийменом де Монплане, остававшимся на должности до конца командировки.
Тем временем Индокитайская война уже уносила жизни бывших «нормандцев». Капитан Марк Шарра, служивший в эскадрилье с февраля 1944-го (2 личные воздушные победы и 5 в группе), не вернулся из вылета в районе Тёлой 30 июля 1949 года. Считается, что его «Спитфайр» был сбит зенитным огнём. Найти место гибели капитана на карте затруднительно, как и определить, в каком подразделении он летал; расплывчато указана 3-я истребительная эскадра, на тот момент представленная группами «Наварра» и «Шампань». Шарра родился в Сайгоне, так что можно сказать, что он воевал за свою родину… А в декабре того же года в сайгонском госпитале умер Луи Астье, пострадавший в катастрофе самолёта Бичкрафт 18 гражданской авиакомпании (а не от болезни, как утверждается). Астье очень недолго был с «Нормандией», откуда его отчислили после инцидента с залётом на вражескую территорию и гибелью пассажира в августе 1943 года.
В самой группе II/6 на Дальнем Востоке ветеранов советского периода было мало. Можно назвать командовавшего 2-й эскадрильей лейтенанта Гаэля Табюре (2 личные воздушные победы и 3 в группе; кстати, один из первых пилотов, начавших осваивать «Хеллкэты»). Капитан Ив Маэ, увековеченный мемориалом в британском городе Йорк за отражение налёта люфтваффе, а потом сбитый под Спас-Демянском и проведший два года в плену, стал первым командиром «Нормандии» после возвращения из Индокитая в 1952-1953 годах. Некоторые служили в других подразделениях. Особо стоит выделить Эдмона Жилля. В 1945-м он провел с эскадрильей всего два месяца, но в дальнейшем получил более чем достаточно боевого опыта, пройдя Индокитай, Суэц и Алжир. Причём в Индокитае на его счету 443 вылета, что, скорее всего, является абсолютным рекордом для этого конфликта.
Группа II/6 не сразу приступила к работе. Сначала лётчики проводили полёты для ознакомления с театром военных действий на Si 204 и морских «Каталинах». Авиамеханики долго ждали прибытия своих инструментов, из-за чего сомнительно выглядит информация о первом боевом вылете «Кингкобры» уже 1 ноября. По другим данным, его совершили лейтенант Верне и сержант Гийо в районе Ратьзя только 11 ноября. Первая серьёзная операция произошла 16 ноября, когда группа выполнила 12 вылетов на прикрытие воздушного десанта возле Фуми к юго-востоку от Сайгона (операция «Датура» – высадка трёхсот парашютистов и морского десанта). Пришлось менять крыло на самолёте лейтенанта Пишоффа, которое «повело» после слишком резкого пикирования. 28 ноября возле Каоланга P-63 атаковали вьетнамские сампаны и впервые попали под зенитный огонь. 1 декабря самолёт № 43-11697 потерпел аварию на Камышовой равнине – заболоченной местности у камбоджийской границы, являвшейся одним из главных оплотов Вьетминя в Кохинхине. «Нормандия-Неман» втягивалась в боевые будни.
Истребительные части ВВС Франции большую часть войны не базировались в Индокитае на постоянной основе, сменяя друг друга обычно после года службы. Первые P-63 появились на театре военных действий летом 1949 года в составе истребительных групп «Иль-де-Франс» и «Вандея», так что «Нормандия-Неман» была третьим по счёту соединением с этими самолётами. P-63 как истребитель-бомбардировщик пришёл на замену морально и физически устаревшим «Спитфайрам» Mk IX; уступая им в дальности полёта, во всём остальном «Кингкобра» показала себя с лучшей стороны и пользовалась уважением пилотов, давших ей прозвище «Король». Поскольку Вьетминь не имел своей авиации, единственными задачами P-63 являлись штурмовка и разведка. Они топили сампаны и джонки, широко использовавшиеся для транспортировки риса и боеприпасов, оказывали непосредственную поддержку пехоте, атаковали обнаруженные отряды Вьетминя. Необычной целью стала радиостанция, уничтоженная на мысе Камау 12 апреля 1950 года. Применялись в основном встроенное вооружение (37-мм пушка и четыре 12,7-мм пулемёта) и американские осколочно-фугасные бомбы. В теории «Кингкобра» могла нести три 500-фунтовые бомбы, но судя по фотографиям, в стандартной конфигурации вместо третьей бомбы под фюзеляжем монтировали перегоночный топливный бак. Использование неуправляемых ракет было, по-видимому, ограниченным из-за их низкой точности. Ветеран II/6 Роже Пароди: «Когда пускали ракету вправо, она летела влево»; ветеран II/5 Жаки Рушон: «100-мм ракеты летели практически куда попало», из-за чего их заменили на 70-мм (тип упомянутых 100-мм ракет не установлен). Трудно сказать, применялся ли с «Кингкобр» напалм. Такие утверждения есть, однако они непроверяемы, а вообще считается, что французы начали применение напалма во Вьетнаме только зимой 1951 года, когда «Нормандия-Неман» уже пересела на F6F. В сражении при Виньйене вьетминевцы были шокированы напалмовыми бомбардировками, явно не имея предыдущего знакомства с этим оружием.
Наступление генерала Биня
В исследованиях французской колониальной войны принято уделять основное внимание боевым действиям в Тонкине, немного – Аннаму («улица без радости», мобильная группа 100), и практически игнорировать Кохинхину. Действительно, судьба Французского Индокитая решалась прежде всего на севере. Во Нгуен Зиап, колониальная дорога № 4, «линия де Латтра», Дьенбьенфу… А на юге шла мелкая суета вокруг блокпостов. Экспедиционному корпусу приходилось вести две разные войны, и Кохинхинская война всегда была «бедным родственником» у Тонкинской, не стеснявшейся перетягивать на себя войска, ресурсы и внимание историков. Казалось бы, какая разница, что в 1950 году французы одержали стратегическую победу на юге? Ведь в конечном счёте они проиграли и ушли. Но долговременные последствия этой забытой победы невозможно игнорировать. Если бы Франция на женевских переговорах отдала вьетминевцам юг вместе с севером, то не появился бы Южный Вьетнам, и красный флаг над Сайгоном взвился не в 1975-м, а в 1954-м. Этого не случилось отчасти из-за позиции Советского Союза и КНР, а отчасти потому, что исход противостояния на юге был явно не в пользу Вьетминя (строго говоря, и на севере даже после Дьенбьенфу было далеко до военной победы, но это уже другая история). И здесь отведённую ей роль сыграла истребительная группа «Нормандия-Неман».
Когда колёса первых «Кингкобр» коснулись взлётно-посадочной полосы Таншоннята, в судьбе Кохинхины наступал переломный момент. Командующий силами Вьетминя в Намбо (вьетнамское название Кохинхины) генерал-лейтенант Нгуен Бинь решил перейти к третьему этапу революционной войны по концепции Мао Цзэдуна – генеральному наступлению. Примечательно, что в этом он опередил Во Нгуен Зиапа, начавшего третий этап на севере почти годом позже. Решение смелое: если северные товарищи имели под боком только что победившую КНР с её поставками оружия и военными советниками, то у южан не было ничего, даже «тропа Хо Ши Мина» ещё не существовала. С большим трудом Бинь создал четыре полка основных сил – не слишком много по меркам дельты Красной реки, но солидно для дельты Меконга, ведь и французская группировка здесь была совсем не та, что на севере. Готовясь к наступлению, Бинь усилил пропаганду и городскую герилью в Сайгоне, и его усилия пали на благодатную почву. Новый вьетнамский премьер-министр Нгуен Фан Лонг очень хотел дистанцироваться от Франции, и в антиколониальном угаре решил разоружить сайгонскую полицию. В первой половине 1950 года на улицах «восточного Парижа» постоянно рвались гранаты, погибали враги революции и маршировали студенты со знамёнами Вьетминя, который уже вёл подготовку к штурму города.
Значение группы II/6 в боях этого периода неоценимо. К началу 1950 года в Индокитае находились всего четыре истребительные группы ВВС Франции (II/3, I/5, II/5, II/6; бомбардировочных пока не было). «Нормандия-Неман» была единственным истребительным соединением в составе тактической авиационной группы «Юг» (GATAC Sud). Более простыми словами: вся боевая авиация ВВС в Кохинхине насчитывала два десятка «Кингкобр», не учитывая импровизированные бомбардировщики AAC.1 – копии немецких транспортников Ju 52. И этот небольшой отряд временами дёргали то в Камбоджу, то в Тонкин.
Первый удар своего генерального наступления Нгуен Бинь нанёс возле Чавиня в декабре 1949 года. Всё шло хорошо: Вьетминь захватил и сжёг несколько блокпостов, оборонявшихся кхмерским ополчением, а затем устроил засаду на марокканский батальон и нанёс ему ощутимые потери. Ободрённый успехом Бинь перегруппировал войска и отправил их в новую атаку в середине января 1950 года. Но французы уже знали, что им противостоят крупные силы, и реагировали более оперативно. По итогам двухнедельной операции наступавшие были рассеяны, не добившись особых результатов. Самолёты «Нормандии» участвовали в этих боях, хотя подробностей мало; например, подчёркивается, что благодаря авиационной поддержке французы быстро выбили Вьетминь из деревни Баукат, возле которой находился важный мост. За январь группа II/6 выполнила 250 боевых вылетов.
После передышки и пополнения пять батальонов Вьетминя нанесли новый удар в конце марта под Чавинем, а 4 апреля развернулось наступление под Шокчангом (изначально эти операции должны были начаться одновременно, и задержка стала, безусловно, одной из причин поражения). Вспомогательные и отвлекающие удары были нанесены в ряде других районов. Применяя свою любимую тактику «напасть и устроить засаду для подкреплений», вьетминевцы всё же не сумели остановить французские мобильные соединения и добиться чего-то более существенного, чем уничтожение нескольких блокпостов. К 6 апреля французское командование заявляло, что под Чавинем погибло не менее 400 солдат противника. Под Шокчангом самолёты нанесли атаковавшим «определённо очень значительные» потери, а возле Кантхо потопили 100 (!) лодок в налёте на речной конвой. Понятно, что в этих случаях речь идёт о «нормандских» P-63 по причине отсутствия в регионе других боевых самолётов. Бои в дельте Меконга длились несколько недель и затихли перед сезоном дождей в мае.
Вьетминь на юге уступал своим северным товарищам в численности и вооружении, поэтому проблем от зенитного огня у французских пилотов здесь было меньше. «Кингкобры» часто возвращались на базу с пулевыми пробоинами (в конце марта, когда начались бои при Чавине, – почти ежедневно), но боевые потери являлись редкостью. 5 мая 1950 года во время вылета на Чавинь огнём с земли была повреждена система охлаждения на самолёте № 44-4173. Адъютант Леон Перье совершил посадку на брюхо возле Кайлая, механики сняли с машины всё ценное и оставили её ржаветь. При схожих обстоятельствах 14 сентября аварийно сел возле Тэйниня капитан де Руайе-Дюпре, только его самолёт № 44-4149 (тот самый борт, которому меняли крыло в ноябре 49-го) эвакуировали в ремонт. 22 октября села на Камышовой равнине «Кингкобра» сержант-шефа Тюрпена – очевидно, тоже с боевыми повреждениями, номер и судьба самолёта в этом случае неизвестны.
Заключительная попытка Вьетминя переломить ход войны в Кохинхине стартовала в начале октября; это совпало с разгромом французских войск на колониальной дороге № 4 в Тонкине. Удары в районе многострадального Чавиня и Тяудока, а потом к северу от Сайгона в военной зоне D привели к отдельным тяжёлым стычкам с большими потерями для сторон.
Сайгон, 11 октября: (Рейтер) – Силы Французского Союза после трёхчасового боя «редкой ожесточённости» отбросили партизан-инсургентов от аванпоста всего в 30 милях от Сайгона, заявил сегодня французский военный представитель. Артиллерия и французские истребители «Кинг Кобра» приняли участие в сражении, и хотя полные результаты ещё не известны, были убиты по крайней мере 130 партизан Вьетминя.
— Singapore Standard, 12 октября 1950
Осенним атакам не хватало прежней сосредоточенности и координации сил, они выглядели скорее партизанщиной, чем стратегическим наступлением. С этим французы могли справиться. К ноябрю подразделениям Вьетминя оставалось только выйти из боя, минимизируя потери. В Сайгоне, который еще недавно находился на грани «революционной ситуации», после ухода Нгуена Фан Лонга в мае были приняты драконовские меры против коммунистического подполья. Не гнушаясь никакими методами (и частично позаимствовав их у своих врагов), до конца года тайная полиция умиротворила столицу Юга. Следующую попытку её захвата коммунисты предприняли только через восемнадцать лет.
Первое и последнее наступление Вьетминя в Кохинхине завершилось ничем, а французское контрнаступление сухого сезона 1950-1951 годов нанесло большие потери соединениям и ущерб базовым районам. С трудом создававшиеся полки основных сил пришлось расформировать. Франция одержала победу, никем не замеченную на фоне катастрофы на севере и через несколько лет оказавшуюся ненужной для неё самой. Генерала Биня объявили ответственным за провал и вызвали «на ковёр» к начальству – по некоторым предположениям, даже рассчитывая на то, что до места назначения он не доберётся. Бинь шёл по диким джунглям с маленьким отрядом, страдая от тропических болезней и нехватки еды, и возможно, что его судьба в этом путешествии была предрешена и без роковой стычки с камбоджийскими шассёрами 29 сентября 1951 года.
«Хеллкэты»
Осенью 1950 года истребительную группу II/6 ждали две большие новости. Во-первых, подходившая к завершению годичная командировка была продлена на полгода. Во-вторых, группе предстояло лишиться своих «Кингкобр».
Французы не имели особых нареканий к лётным и боевым характеристикам P-63. Проблема заключалась в нехватке запчастей и боеприпасов. Всё это приходилось закупать у американцев; запчасти у них кончились, а переговоры о поставках 37-мм снарядов для пушек по каким-то причинам не продвигались. Французы запрашивали 1,8 миллиона снарядов, поставлено же в 1950 году было 79 тысяч, то есть в среднем по 1300 на каждую из шестидесяти «Кингкобр» в Индокитае, или три-четыре снаряда на самолёт в день (на практике несколько больше, потому что не каждый самолёт летал ежедневно). Уже упомянутый Роже Пароди свидетельствовал, что пилотам не разрешали применять 37-мм пушку, хотя, возможно, он имел в виду какие-то временные ограничения. Итогом таких проблем с поставками стало снятие P-63 с вооружения Дальневосточных ВВС в 1951 году.
Заменить «Королей» французы хотели «Мустангами» или даже «Сейбрами». В условиях начавшейся Корейской войны они не получили ни тех, ни других. Утверждается, что выбор в пользу палубных самолётов Грумман был сделан весной 1950-го на совещании французского командования с американскими представителями, причём важнейшим аргументом оказались хорошие взлётно-посадочные характеристики. Так что основным боевым самолётом ВВС Франции в Индокитае суждено было стать истребителю-бомбардировщику Грумман F8F «Биркэт», а до его поставок в качестве временной меры взяли F6F «Хеллкэт». Вместе с тем есть несколько иная версия, что у французов «Хеллкэт» был на последнем месте в списке пожеланий, и они согласились на него скорее потому, что не имели особого выбора в тот момент.
В конце октября 1950 года авианосец «Диксмюд» доставил в Сайгон четыре десятка F6F-5 – первая поставка американского оружия на войну в Индокитае. Планировалось распределить их поровну между двумя истребительными группами, «Нормандией-Неман» и I/6 «Корсика», но из-за аварии одного самолёта «Нормандии» достались 19 машин, возместить потери которых было нечем. Уже 12 декабря лейтенант Перфеттини выполнил первый боевой вылет на «Хеллкэте» в районе Лонгми, а к концу года в группе II/6 оставалось только три P-63.
На исходе полноценной эксплуатации «Кингкобр» группу постигла трагедия. 2 ноября при вылете в паре с лейтенантом Марро начались проблемы с системой охлаждения у лейтенанта Робера Бастида. Он попытался совершить аварийную посадку на футбольное поле, в процессе которой самолёт № 44-4076 столкнулся с насыпью, унеся жизнь пилота.
В этот период «Нормандию» стали всё чаще забирать из Кохинхины на север, благодаря чему она отметилась в ключевых сражениях войны. После разгрома экспедиционных сил под Каобангом в середине октября отряд с капитаном де Монплане временно прибыл на ханойский аэродром Зялам. Первые удары были нанесены по французским складам, брошенным при торопливой эвакуации Лангшона. Ещё раз «нормандцы» оказались здесь перед Новым годом, теперь в Батьмае и на новых F6F. В январе 1951-го они вместе с другими авиагруппами бомбили наступающие полки под Виньйеном, лишив Вьетминь надежды на скорую победу в войне. В феврале другой отряд был размещён в Туране (Дананг), где пробыл до конца вьетнамской командировки. В марте очередной отряд в очередной раз отправили на несколько дней в Камбоджу… «Нормандия» воевала во всех регионах Французского Индокитая, кроме Лаоса.
Первая потеря «Хеллкэта» оказалась историческим моментом для группы. 19 января 1951 года пара самолётов возвращалась из боевого вылета над Камышовой равниной, когда у лейтенанта Мориса Жаксона заглох двигатель (один источник утверждает о подбитии огнём с земли, но в очень подробных описаниях этого происшествия такой факт не фигурирует). Борт № 78083 совершил жёсткую посадку. Очнувшись, Жаксон обнаружил себя посреди огромного болота, кишащего комарами и вьетминевцами, вдали от французских позиций. Ни ведущий пары, ни другие вылетевшие на поиски самолёты не заметили пилота в воде рядом с обломками. Его сочли погибшим, и к месту крушения были отправлены профранцузские партизаны хоахао в надежде найти тело. Выжить Жаксону помогло, вероятно, его знание негостеприимной равнины, где он бывал с пехотой в качестве авианаводчика. Он спрятался в болотной грязи от искавших его групп Вьетминя, а наутро сумел привлечь к себе внимание самолёта-разведчика при помощи сигнального зеркала. Проведя 16 часов в тылу врага, Жаксон был подобран вертолётом Хиллер 360 (пилот – сержант Луи-Раймон Фюма) и доставлен в Таншоннят, где его встречал командующий Дальневосточными ВВС Франции генерал Андре Артеманн. Так состоялась первая в истории Индокитайских войн эвакуация потерпевшего аварию пилота вертолётом.
«Хеллкэт» Жаксона был первым из трёх, потерянных истребительной группой II/6 за четыре с лишним месяца эксплуатации. 4 марта из-за возгорания двигателя в районе Зёнгрьенга (почти на полуострове Камау) разбился борт № 79407. Под огневым прикрытием F6F и B-26 лейтенант Пьер Марро был спасён вертолётом того же сержанта Фюма через три часа. 9 марта пара Пароди-Пишофф выполняла боевое задание из Турана; к югу от Куангнгая у ведомого (№ 79614) опять-таки загорелся двигатель, лейтенант Андре Пишофф приводнился в Южно-Китайском море и плыл, пока случайно не наткнулся на корабль «Пномпень» (американский охотник за подводными лодками типа PC-461), шедший ему на помощь, но имевший неправильные координаты.
Потери были невосполнимы, резервные F6F отсутствовали, но этого и не требовалось: индокитайская служба «Нормандии-Неман» подходила к концу. За апрель 1951 года группа совершила 210 вылетов, активно уничтожая морской транспорт Вьетминя и поддерживая операции в районе Шадека и Хатьена. Последние шесть вылетов были 30 апреля. В начале мая личный состав отбыл на родину, оставив 16 уцелевших «Хеллкэтов» истребительной группе II/9 «Овернь».
За полтора года на этой войне «Нормандия-Неман» совершила 4977 вылетов с налётом 6900 часов. По данным французского исследователя Филиппа Гра, она потеряла двух человек личного состава, однако во всех доступных источниках упоминается и описывается только одна смерть – лейтенанта Бастида (2 ноября 1950). Безвозвратные потери авиатехники составили не менее пяти – как минимум два P-63, ровно три F6F – и вряд ли больше десятка машин. От зенитного огня достоверно потеряна одна «Кингкобра» 5 мая 1950, могли быть и другие случаи (в одном источнике утверждается, что «Хеллкэт» 19 января 1951 был сбит, также неизвестна судьба подбитой «Кингкобры» 22 октября 1950).
Так закончилась ещё одна война «Нормандии», и свою войну в Кохинхине она не проиграла.
Источники и литература:
- Bernard Chenel, Alain Crosnier. Les chasseurs Grumman de l'armée de l'air: Hellcat et Bearcat en Indochine. – LELA Presse, 1997.
- French Claim Of Heavy Losses To Ho's Offensive. // Indian Daily Mail. – 7 April 1950.
- French Repel Reds’ Attack Near Saigon. // Singapore Standard. – 12 October 1950.
- French 'throttle' Vietminh attacks. // The Singapore Free Press. – 15 April 1950.
- Philippe Gras. L’ Armée de l’Air en Indochine. 4 – P-63 dans l’Ouragan. // Le Fana de l’Aviation. – N° 375, Février 2001.
- Philippe Gras. L’ Armée de l’Air en Indochine. 5 – Le F6F «Hellcat» ou l’aide américaine. // Le Fana de l’Aviation. – N° 376, Mars 2001.
- Jean Houben. Bain forcé en Mer de Chine (aviateurs.e-monsite.com)
- Robert Lacouture. Le GC 2/6 Normandie Niemen en Indochine (amicaa.fr)
- Didier Lecoq. Roger Parodi n’a pas eu un bon souvenir du Neu-Neu (aeroplanedetouraine.fr)
- NORMANDIE-NIEMEN du Yak au Mirage… – EC 2/30 Normandie-Niémen, juin 1987.
- Opération “SOCRATE” 19 et 20 janvier 1951 (aha-helico-air.asso.fr)
- Alain Pelletier. Les “Kingcobra” de L’armée de l’Air. // Le Fana de l’Aviation. – N° 302, Janvier 1995.
- Jean-Jacques Petit. Le KINGCOBRA en Indochine. // Aviation Française Magazine. – N° 1, Dec 2004 / Janv 2005.
- Raymond Fumat (aha-helico-air.asso.fr)
- William McFall Waddell III. In the Year of the Tiger: the War for Cochinchina, 1945-1951. Dissertation. – The Ohio State University, 2014.
Комментарии к данной статье отключены.