• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    32

    От Немана до Меконга

    • авиация
    • локальные конфликты
    • Вьетнам
    • Франция
    Евгений Понамарчук
    13 April '22

    Участию французской эскадрильи «Нормандия-Неман» во Второй мировой войне посвящено множество отечественных книг и статей, но дальнейшая её история обычно излагается в очень лаконичном виде. «Мы за правое дело дрались, камарад, нам война ненавистна иная», — в советское время эту строчку из песни было трудно идеологически увязать с боевым путём «Нормандии-Неман» после 1945 года. Одним из его эпизодов стала полуторагодичная командировка в полыхающий Индокитай.

    Снова в бой

    «Нормандию-Неман» можно назвать символом советско-французской дружбы. Фронтовое братство и 273 подтверждённые воздушные победы удостоились песни Марка Бернеса, художественного фильма, памятников по городам и весям СССР. Не в последнюю очередь благодаря особой позиции Франции по многим европейским и международным вопросам культ соединения пережил холодную войну и оказался настолько сильным, что в Советском Союзе закрывали глаза на участие былых братьев по оружию в «авантюрах французского колониализма».

    ​Пара «Кингкобр» истребительной группы II/6 в небе Вьетнама. Самолёты несут по три топливных бака – дальность полёта P-63 оставляла желать лучшего - От Немана до Меконга | Warspot.ru
    Пара «Кингкобр» истребительной группы II/6 в небе Вьетнама. Самолёты несут по три топливных бака – дальность полёта P-63 оставляла желать лучшего

    Первые послевоенные годы стали для эскадрильи своеобразным безвременьем. Одновременно с Яками она почти год летала на истребителях NC.900, являвших собой не более и не менее чем копию немецкого Fw 190, что вызвало смешанные чувства у пилотов. В 1947-м подразделение перевели в Марокко, переименовали в истребительную группу II/6 и перевооружили на бывшие в употреблении «Москито» из загашников Королевских ВВС. Як-3 были отправлены в отставку, что избавило заинтересованные стороны от курьёзной ситуации в будущем, когда советские самолёты оказались бы использованы для борьбы с национально-освободительными движениями народов Азии.

    В рассматриваемый период военная авиация Франции состояла в основном из эскадр, разделённых на группы с римской нумерацией (хотя у многих авторов есть тенденция пренебрегать этим и писать арабскими цифрами) и названиями в честь различных регионов страны. Так, GC II/6 – это вторая истребительная группа шестой истребительной эскадры «Нормандия-Неман», или неформально «Нё-Нё» (Neu-Neu); при этом 6-я эскадра после отбытия «Нормандии» на войну была расформирована. Кажется логичным приравнять такую структуру к авиаполкам и эскадрильям, но может возникнуть путаница, поскольку каждая группа включала в себя по два более мелких подразделения, именовавшихся как раз эскадрильями. В истребительной группе насчитывалось 20 самолётов.

    «Москито» не радовали, периодически бились, и когда в 1949-м подошло время отправки на далёкую войну, было понятно, что от них избавятся. Французские «бритиш фанер» успели послужить в Индокитае, и в местных климатических условиях показали себя настолько плохо, что их боевая карьера там ограничилась несколькими месяцами. Пилотов II/6 стали переучивать на P-47 «Тандерболт». Здесь уместно вспомнить популярную историю о том, как американцы поставили Франции союзническую подножку, выступив против отправки P-47 на войну. До 1950 года США прохладно относились к колониальным амбициям Парижа, и мотивировали свой запрет тем, что американское оружие должно защищать безопасность Европы. Впрочем, дело было не только в политике. Сами французы не имели однозначного взгляда на «Тандерболты» и ещё в 1945-м отказались от их использования на Дальнем Востоке, а причина лежала на поверхности – взлётно-посадочные характеристики этих монстров позволяли эксплуатировать их лишь с одного аэродрома в регионе (Таншоннят). Даже когда американцы изменили позицию и стали главными финансистами этой войны, «Тандерболты» во Вьетнаме так и не появились.

    ​Линейка самолётов «Нормандии-Неман» в Таншонняте, апрель 1950 года. На заднем плане можно увидеть транспортники AAC.1 и американский C-54 - От Немана до Меконга | Warspot.ru
    Линейка самолётов «Нормандии-Неман» в Таншонняте, апрель 1950 года. На заднем плане можно увидеть транспортники AAC.1 и американский C-54

    Учитывая ситуацию с P-47, французское командование сделало выбор в пользу Белл P-63C-5 «Кингкобра», благо эти самолёты находились главным образом в Северной Африке и не имели никакого отношения к европейской безопасности. В сентябре лётчики прошли подготовку на P-63 в Тунисе. 6 октября в Бизерте состоялась очень торжественная погрузка на лайнер «Шампольон», посещённая губернатором Туниса (очевидец сравнил эту церемонию с парадом на День взятия Бастилии). После трёхнедельного путешествия 29 октября 1949 года истребительная группа «Нормандия-Неман» под командованием капитана Андре Бийуэна прибыла в Индокитай, приняв эстафету у 3-й истребительной эскадры. Главным местом её базирования на следующие полтора года стал сайгонский аэродром Таншоннят. Бийуэн командовал до декабря и был сменён капитаном Жаком Гийменом де Монплане, остававшимся на должности до конца командировки.

    Тем временем Индокитайская война уже уносила жизни бывших «нормандцев». Капитан Марк Шарра, служивший в эскадрилье с февраля 1944-го (2 личные воздушные победы и 5 в группе), не вернулся из вылета в районе Тёлой 30 июля 1949 года. Считается, что его «Спитфайр» был сбит зенитным огнём. Найти место гибели капитана на карте затруднительно, как и определить, в каком подразделении он летал; расплывчато указана 3-я истребительная эскадра, на тот момент представленная группами «Наварра» и «Шампань». Шарра родился в Сайгоне, так что можно сказать, что он воевал за свою родину… А в декабре того же года в сайгонском госпитале умер Луи Астье, пострадавший в катастрофе самолёта Бичкрафт 18 гражданской авиакомпании (а не от болезни, как утверждается). Астье очень недолго был с «Нормандией», откуда его отчислили после инцидента с залётом на вражескую территорию и гибелью пассажира в августе 1943 года.

    В самой группе II/6 на Дальнем Востоке ветеранов советского периода было мало. Можно назвать командовавшего 2-й эскадрильей лейтенанта Гаэля Табюре (2 личные воздушные победы и 3 в группе; кстати, один из первых пилотов, начавших осваивать «Хеллкэты»). Капитан Ив Маэ, увековеченный мемориалом в британском городе Йорк за отражение налёта люфтваффе, а потом сбитый под Спас-Демянском и проведший два года в плену, стал первым командиром «Нормандии» после возвращения из Индокитая в 1952-1953 годах. Некоторые служили в других подразделениях. Особо стоит выделить Эдмона Жилля. В 1945-м он провел с эскадрильей всего два месяца, но в дальнейшем получил более чем достаточно боевого опыта, пройдя Индокитай, Суэц и Алжир. Причём в Индокитае на его счету 443 вылета, что, скорее всего, является абсолютным рекордом для этого конфликта.

    ​Авария P-63C № 44-4086. Маркировка самолётов «Нормандии-Неман» в Индокитае: последняя литера «позывного» на капоте (в данном случае это борт F-UGQB), эмблема группы на двери, кок в цветах французского флага. В других группах маркировка отличалась. Нестандартный опознавательный знак с «большими ушами» (grosse oreilles) достался в наследство от ВВС США и был не на всех самолётах - От Немана до Меконга | Warspot.ru
    Авария P-63C № 44-4086. Маркировка самолётов «Нормандии-Неман» в Индокитае: последняя литера «позывного» на капоте (в данном случае это борт F-UGQB), эмблема группы на двери, кок в цветах французского флага. В других группах маркировка отличалась. Нестандартный опознавательный знак с «большими ушами» (grosse oreilles) достался в наследство от ВВС США и был не на всех самолётах

    Группа II/6 не сразу приступила к работе. Сначала лётчики проводили полёты для ознакомления с театром военных действий на Si 204 и морских «Каталинах». Авиамеханики долго ждали прибытия своих инструментов, из-за чего сомнительно выглядит информация о первом боевом вылете «Кингкобры» уже 1 ноября. По другим данным, его совершили лейтенант Верне и сержант Гийо в районе Ратьзя только 11 ноября. Первая серьёзная операция произошла 16 ноября, когда группа выполнила 12 вылетов на прикрытие воздушного десанта возле Фуми к юго-востоку от Сайгона (операция «Датура» – высадка трёхсот парашютистов и морского десанта). Пришлось менять крыло на самолёте лейтенанта Пишоффа, которое «повело» после слишком резкого пикирования. 28 ноября возле Каоланга P-63 атаковали вьетнамские сампаны и впервые попали под зенитный огонь. 1 декабря самолёт № 43-11697 потерпел аварию на Камышовой равнине – заболоченной местности у камбоджийской границы, являвшейся одним из главных оплотов Вьетминя в Кохинхине. «Нормандия-Неман» втягивалась в боевые будни.

    Истребительные части ВВС Франции большую часть войны не базировались в Индокитае на постоянной основе, сменяя друг друга обычно после года службы. Первые P-63 появились на театре военных действий летом 1949 года в составе истребительных групп «Иль-де-Франс» и «Вандея», так что «Нормандия-Неман» была третьим по счёту соединением с этими самолётами. P-63 как истребитель-бомбардировщик пришёл на замену морально и физически устаревшим «Спитфайрам» Mk IX; уступая им в дальности полёта, во всём остальном «Кингкобра» показала себя с лучшей стороны и пользовалась уважением пилотов, давших ей прозвище «Король». Поскольку Вьетминь не имел своей авиации, единственными задачами P-63 являлись штурмовка и разведка. Они топили сампаны и джонки, широко использовавшиеся для транспортировки риса и боеприпасов, оказывали непосредственную поддержку пехоте, атаковали обнаруженные отряды Вьетминя. Необычной целью стала радиостанция, уничтоженная на мысе Камау 12 апреля 1950 года. Применялись в основном встроенное вооружение (37-мм пушка и четыре 12,7-мм пулемёта) и американские осколочно-фугасные бомбы. В теории «Кингкобра» могла нести три 500-фунтовые бомбы, но судя по фотографиям, в стандартной конфигурации вместо третьей бомбы под фюзеляжем монтировали перегоночный топливный бак. Использование неуправляемых ракет было, по-видимому, ограниченным из-за их низкой точности. Ветеран II/6 Роже Пароди: «Когда пускали ракету вправо, она летела влево»; ветеран II/5 Жаки Рушон: «100-мм ракеты летели практически куда попало», из-за чего их заменили на 70-мм (тип упомянутых 100-мм ракет не установлен). Трудно сказать, применялся ли с «Кингкобр» напалм. Такие утверждения есть, однако они непроверяемы, а вообще считается, что французы начали применение напалма во Вьетнаме только зимой 1951 года, когда «Нормандия-Неман» уже пересела на F6F. В сражении при Виньйене вьетминевцы были шокированы напалмовыми бомбардировками, явно не имея предыдущего знакомства с этим оружием.

    ​Самолёт «Нормандии-Неман» в готовности к вылету с двумя 500-фунтовыми бомбами AN-M64 и перегоночным топливным баком под фюзеляжем aviateurs.e-monsite.com - От Немана до Меконга | Warspot.ru
    Самолёт «Нормандии-Неман» в готовности к вылету с двумя 500-фунтовыми бомбами AN-M64 и перегоночным топливным баком под фюзеляжем
    aviateurs.e-monsite.com

    Наступление генерала Биня

    В исследованиях французской колониальной войны принято уделять основное внимание боевым действиям в Тонкине, немного – Аннаму («улица без радости», мобильная группа 100), и практически игнорировать Кохинхину. Действительно, судьба Французского Индокитая решалась прежде всего на севере. Во Нгуен Зиап, колониальная дорога № 4, «линия де Латтра», Дьенбьенфу… А на юге шла мелкая суета вокруг блокпостов. Экспедиционному корпусу приходилось вести две разные войны, и Кохинхинская война всегда была «бедным родственником» у Тонкинской, не стеснявшейся перетягивать на себя войска, ресурсы и внимание историков. Казалось бы, какая разница, что в 1950 году французы одержали стратегическую победу на юге? Ведь в конечном счёте они проиграли и ушли. Но долговременные последствия этой забытой победы невозможно игнорировать. Если бы Франция на женевских переговорах отдала вьетминевцам юг вместе с севером, то не появился бы Южный Вьетнам, и красный флаг над Сайгоном взвился не в 1975-м, а в 1954-м. Этого не случилось отчасти из-за позиции Советского Союза и КНР, а отчасти потому, что исход противостояния на юге был явно не в пользу Вьетминя (строго говоря, и на севере даже после Дьенбьенфу было далеко до военной победы, но это уже другая история). И здесь отведённую ей роль сыграла истребительная группа «Нормандия-Неман».

    Когда колёса первых «Кингкобр» коснулись взлётно-посадочной полосы Таншоннята, в судьбе Кохинхины наступал переломный момент. Командующий силами Вьетминя в Намбо (вьетнамское название Кохинхины) генерал-лейтенант Нгуен Бинь решил перейти к третьему этапу революционной войны по концепции Мао Цзэдуна – генеральному наступлению. Примечательно, что в этом он опередил Во Нгуен Зиапа, начавшего третий этап на севере почти годом позже. Решение смелое: если северные товарищи имели под боком только что победившую КНР с её поставками оружия и военными советниками, то у южан не было ничего, даже «тропа Хо Ши Мина» ещё не существовала. С большим трудом Бинь создал четыре полка основных сил – не слишком много по меркам дельты Красной реки, но солидно для дельты Меконга, ведь и французская группировка здесь была совсем не та, что на севере. Готовясь к наступлению, Бинь усилил пропаганду и городскую герилью в Сайгоне, и его усилия пали на благодатную почву. Новый вьетнамский премьер-министр Нгуен Фан Лонг очень хотел дистанцироваться от Франции, и в антиколониальном угаре решил разоружить сайгонскую полицию. В первой половине 1950 года на улицах «восточного Парижа» постоянно рвались гранаты, погибали враги революции и маршировали студенты со знамёнами Вьетминя, который уже вёл подготовку к штурму города.

    ​Кохинхина в 1950 году. Пунктиром обозначены районы активности основных сил Вьетминя William McFall Waddell III. In the Year of the Tiger: the War for Cochinchina, 1945-1951 - От Немана до Меконга | Warspot.ru
    Кохинхина в 1950 году. Пунктиром обозначены районы активности основных сил Вьетминя
    William McFall Waddell III. In the Year of the Tiger: the War for Cochinchina, 1945-1951

    Значение группы II/6 в боях этого периода неоценимо. К началу 1950 года в Индокитае находились всего четыре истребительные группы ВВС Франции (II/3, I/5, II/5, II/6; бомбардировочных пока не было). «Нормандия-Неман» была единственным истребительным соединением в составе тактической авиационной группы «Юг» (GATAC Sud). Более простыми словами: вся боевая авиация ВВС в Кохинхине насчитывала два десятка «Кингкобр», не учитывая импровизированные бомбардировщики AAC.1 – копии немецких транспортников Ju 52. И этот небольшой отряд временами дёргали то в Камбоджу, то в Тонкин.

    Первый удар своего генерального наступления Нгуен Бинь нанёс возле Чавиня в декабре 1949 года. Всё шло хорошо: Вьетминь захватил и сжёг несколько блокпостов, оборонявшихся кхмерским ополчением, а затем устроил засаду на марокканский батальон и нанёс ему ощутимые потери. Ободрённый успехом Бинь перегруппировал войска и отправил их в новую атаку в середине января 1950 года. Но французы уже знали, что им противостоят крупные силы, и реагировали более оперативно. По итогам двухнедельной операции наступавшие были рассеяны, не добившись особых результатов. Самолёты «Нормандии» участвовали в этих боях, хотя подробностей мало; например, подчёркивается, что благодаря авиационной поддержке французы быстро выбили Вьетминь из деревни Баукат, возле которой находился важный мост. За январь группа II/6 выполнила 250 боевых вылетов.

    ​Боевой вылет на Чавинь, январь 1950 года. Самолёт № 43-11697 потерпел аварию на Камышовой равнине 1 декабря 1949 года, и эта фотография подтверждает, что он был возвращён в строй. Американский серийный номер размещался на киле без первой цифры и дефиса - От Немана до Меконга | Warspot.ru
    Боевой вылет на Чавинь, январь 1950 года. Самолёт № 43-11697 потерпел аварию на Камышовой равнине 1 декабря 1949 года, и эта фотография подтверждает, что он был возвращён в строй. Американский серийный номер размещался на киле без первой цифры и дефиса

    После передышки и пополнения пять батальонов Вьетминя нанесли новый удар в конце марта под Чавинем, а 4 апреля развернулось наступление под Шокчангом (изначально эти операции должны были начаться одновременно, и задержка стала, безусловно, одной из причин поражения). Вспомогательные и отвлекающие удары были нанесены в ряде других районов. Применяя свою любимую тактику «напасть и устроить засаду для подкреплений», вьетминевцы всё же не сумели остановить французские мобильные соединения и добиться чего-то более существенного, чем уничтожение нескольких блокпостов. К 6 апреля французское командование заявляло, что под Чавинем погибло не менее 400 солдат противника. Под Шокчангом самолёты нанесли атаковавшим «определённо очень значительные» потери, а возле Кантхо потопили 100 (!) лодок в налёте на речной конвой. Понятно, что в этих случаях речь идёт о «нормандских» P-63 по причине отсутствия в регионе других боевых самолётов. Бои в дельте Меконга длились несколько недель и затихли перед сезоном дождей в мае.

    Вьетминь на юге уступал своим северным товарищам в численности и вооружении, поэтому проблем от зенитного огня у французских пилотов здесь было меньше. «Кингкобры» часто возвращались на базу с пулевыми пробоинами (в конце марта, когда начались бои при Чавине, – почти ежедневно), но боевые потери являлись редкостью. 5 мая 1950 года во время вылета на Чавинь огнём с земли была повреждена система охлаждения на самолёте № 44-4173. Адъютант Леон Перье совершил посадку на брюхо возле Кайлая, механики сняли с машины всё ценное и оставили её ржаветь. При схожих обстоятельствах 14 сентября аварийно сел возле Тэйниня капитан де Руайе-Дюпре, только его самолёт № 44-4149 (тот самый борт, которому меняли крыло в ноябре 49-го) эвакуировали в ремонт. 22 октября села на Камышовой равнине «Кингкобра» сержант-шефа Тюрпена – очевидно, тоже с боевыми повреждениями, номер и судьба самолёта в этом случае неизвестны.

    ​Аварийная посадка P-63C № 44-4173 (F-UGQF) после поражения зенитным огнём 5 мая 1950 года. Рядом с самолётом стоит пилотировавший его адъютант Леон Перье avionpassion.eklablog.com - От Немана до Меконга | Warspot.ru
    Аварийная посадка P-63C № 44-4173 (F-UGQF) после поражения зенитным огнём 5 мая 1950 года. Рядом с самолётом стоит пилотировавший его адъютант Леон Перье
    avionpassion.eklablog.com

    Заключительная попытка Вьетминя переломить ход войны в Кохинхине стартовала в начале октября; это совпало с разгромом французских войск на колониальной дороге № 4 в Тонкине. Удары в районе многострадального Чавиня и Тяудока, а потом к северу от Сайгона в военной зоне D привели к отдельным тяжёлым стычкам с большими потерями для сторон.

    Сайгон, 11 октября: (Рейтер) – Силы Французского Союза после трёхчасового боя «редкой ожесточённости» отбросили партизан-инсургентов от аванпоста всего в 30 милях от Сайгона, заявил сегодня французский военный представитель. Артиллерия и французские истребители «Кинг Кобра» приняли участие в сражении, и хотя полные результаты ещё не известны, были убиты по крайней мере 130 партизан Вьетминя.

    — Singapore Standard, 12 октября 1950

    Осенним атакам не хватало прежней сосредоточенности и координации сил, они выглядели скорее партизанщиной, чем стратегическим наступлением. С этим французы могли справиться. К ноябрю подразделениям Вьетминя оставалось только выйти из боя, минимизируя потери. В Сайгоне, который еще недавно находился на грани «революционной ситуации», после ухода Нгуена Фан Лонга в мае были приняты драконовские меры против коммунистического подполья. Не гнушаясь никакими методами (и частично позаимствовав их у своих врагов), до конца года тайная полиция умиротворила столицу Юга. Следующую попытку её захвата коммунисты предприняли только через восемнадцать лет.

    ​Механики у самолёта № 44-4142. Под крылом подвешены связки малокалиберных бомб. Сентябрь 1950 года avionpassion.eklablog.com - От Немана до Меконга | Warspot.ru
    Механики у самолёта № 44-4142. Под крылом подвешены связки малокалиберных бомб. Сентябрь 1950 года
    avionpassion.eklablog.com

    Первое и последнее наступление Вьетминя в Кохинхине завершилось ничем, а французское контрнаступление сухого сезона 1950-1951 годов нанесло большие потери соединениям и ущерб базовым районам. С трудом создававшиеся полки основных сил пришлось расформировать. Франция одержала победу, никем не замеченную на фоне катастрофы на севере и через несколько лет оказавшуюся ненужной для неё самой. Генерала Биня объявили ответственным за провал и вызвали «на ковёр» к начальству – по некоторым предположениям, даже рассчитывая на то, что до места назначения он не доберётся. Бинь шёл по диким джунглям с маленьким отрядом, страдая от тропических болезней и нехватки еды, и возможно, что его судьба в этом путешествии была предрешена и без роковой стычки с камбоджийскими шассёрами 29 сентября 1951 года.

    «Хеллкэты»

    Осенью 1950 года истребительную группу II/6 ждали две большие новости. Во-первых, подходившая к завершению годичная командировка была продлена на полгода. Во-вторых, группе предстояло лишиться своих «Кингкобр».

    ​«Хеллкэты» в Таншонняте, март 1951 года. Вдали виднеется одинокая «Кингкобра», вероятно, последняя остававшаяся в подразделении - От Немана до Меконга | Warspot.ru
    «Хеллкэты» в Таншонняте, март 1951 года. Вдали виднеется одинокая «Кингкобра», вероятно, последняя остававшаяся в подразделении

    Французы не имели особых нареканий к лётным и боевым характеристикам P-63. Проблема заключалась в нехватке запчастей и боеприпасов. Всё это приходилось закупать у американцев; запчасти у них кончились, а переговоры о поставках 37-мм снарядов для пушек по каким-то причинам не продвигались. Французы запрашивали 1,8 миллиона снарядов, поставлено же в 1950 году было 79 тысяч, то есть в среднем по 1300 на каждую из шестидесяти «Кингкобр» в Индокитае, или три-четыре снаряда на самолёт в день (на практике несколько больше, потому что не каждый самолёт летал ежедневно). Уже упомянутый Роже Пароди свидетельствовал, что пилотам не разрешали применять 37-мм пушку, хотя, возможно, он имел в виду какие-то временные ограничения. Итогом таких проблем с поставками стало снятие P-63 с вооружения Дальневосточных ВВС в 1951 году.

    Заменить «Королей» французы хотели «Мустангами» или даже «Сейбрами». В условиях начавшейся Корейской войны они не получили ни тех, ни других. Утверждается, что выбор в пользу палубных самолётов Грумман был сделан весной 1950-го на совещании французского командования с американскими представителями, причём важнейшим аргументом оказались хорошие взлётно-посадочные характеристики. Так что основным боевым самолётом ВВС Франции в Индокитае суждено было стать истребителю-бомбардировщику Грумман F8F «Биркэт», а до его поставок в качестве временной меры взяли F6F «Хеллкэт». Вместе с тем есть несколько иная версия, что у французов «Хеллкэт» был на последнем месте в списке пожеланий, и они согласились на него скорее потому, что не имели особого выбора в тот момент.

    ​«Хеллкэты» маркировались гораздо скромнее «Кобр». Сохранена тёмно-синяя окраска ВМС США, эмблема подразделения отсутствует, литера «позывного» нанесена в малодоступных местах (хотя иногда присутствовала на киле), последние три цифры серийного номера ВМС США (на фото № 79858) расположены ниже горизонтального стабилизатора aviateurs.e-monsite.com - От Немана до Меконга | Warspot.ru
    «Хеллкэты» маркировались гораздо скромнее «Кобр». Сохранена тёмно-синяя окраска ВМС США, эмблема подразделения отсутствует, литера «позывного» нанесена в малодоступных местах (хотя иногда присутствовала на киле), последние три цифры серийного номера ВМС США (на фото № 79858) расположены ниже горизонтального стабилизатора
    aviateurs.e-monsite.com

    В конце октября 1950 года авианосец «Диксмюд» доставил в Сайгон четыре десятка F6F-5 – первая поставка американского оружия на войну в Индокитае. Планировалось распределить их поровну между двумя истребительными группами, «Нормандией-Неман» и I/6 «Корсика», но из-за аварии одного самолёта «Нормандии» достались 19 машин, возместить потери которых было нечем. Уже 12 декабря лейтенант Перфеттини выполнил первый боевой вылет на «Хеллкэте» в районе Лонгми, а к концу года в группе II/6 оставалось только три P-63.

    На исходе полноценной эксплуатации «Кингкобр» группу постигла трагедия. 2 ноября при вылете в паре с лейтенантом Марро начались проблемы с системой охлаждения у лейтенанта Робера Бастида. Он попытался совершить аварийную посадку на футбольное поле, в процессе которой самолёт № 44-4076 столкнулся с насыпью, унеся жизнь пилота.

    ​Лейтенант Робер Эктор Бастид. Погиб за Францию 2 ноября 1950 года в катастрофе «Кингкобры» № 44-4076 memorialgenweb.org - От Немана до Меконга | Warspot.ru
    Лейтенант Робер Эктор Бастид. Погиб за Францию 2 ноября 1950 года в катастрофе «Кингкобры» № 44-4076
    memorialgenweb.org

    В этот период «Нормандию» стали всё чаще забирать из Кохинхины на север, благодаря чему она отметилась в ключевых сражениях войны. После разгрома экспедиционных сил под Каобангом в середине октября отряд с капитаном де Монплане временно прибыл на ханойский аэродром Зялам. Первые удары были нанесены по французским складам, брошенным при торопливой эвакуации Лангшона. Ещё раз «нормандцы» оказались здесь перед Новым годом, теперь в Батьмае и на новых F6F. В январе 1951-го они вместе с другими авиагруппами бомбили наступающие полки под Виньйеном, лишив Вьетминь надежды на скорую победу в войне. В феврале другой отряд был размещён в Туране (Дананг), где пробыл до конца вьетнамской командировки. В марте очередной отряд в очередной раз отправили на несколько дней в Камбоджу… «Нормандия» воевала во всех регионах Французского Индокитая, кроме Лаоса.

    Первая потеря «Хеллкэта» оказалась историческим моментом для группы. 19 января 1951 года пара самолётов возвращалась из боевого вылета над Камышовой равниной, когда у лейтенанта Мориса Жаксона заглох двигатель (один источник утверждает о подбитии огнём с земли, но в очень подробных описаниях этого происшествия такой факт не фигурирует). Борт № 78083 совершил жёсткую посадку. Очнувшись, Жаксон обнаружил себя посреди огромного болота, кишащего комарами и вьетминевцами, вдали от французских позиций. Ни ведущий пары, ни другие вылетевшие на поиски самолёты не заметили пилота в воде рядом с обломками. Его сочли погибшим, и к месту крушения были отправлены профранцузские партизаны хоахао в надежде найти тело. Выжить Жаксону помогло, вероятно, его знание негостеприимной равнины, где он бывал с пехотой в качестве авианаводчика. Он спрятался в болотной грязи от искавших его групп Вьетминя, а наутро сумел привлечь к себе внимание самолёта-разведчика при помощи сигнального зеркала. Проведя 16 часов в тылу врага, Жаксон был подобран вертолётом Хиллер 360 (пилот – сержант Луи-Раймон Фюма) и доставлен в Таншоннят, где его встречал командующий Дальневосточными ВВС Франции генерал Андре Артеманн. Так состоялась первая в истории Индокитайских войн эвакуация потерпевшего аварию пилота вертолётом.

    ​Спасённый лейтенант Жаксон с командующим Дальневосточными ВВС корпусным генералом Андре Артеманном, 20 января 1951 года aha-helico-air.asso.fr - От Немана до Меконга | Warspot.ru
    Спасённый лейтенант Жаксон с командующим Дальневосточными ВВС корпусным генералом Андре Артеманном, 20 января 1951 года
    aha-helico-air.asso.fr

    «Хеллкэт» Жаксона был первым из трёх, потерянных истребительной группой II/6 за четыре с лишним месяца эксплуатации. 4 марта из-за возгорания двигателя в районе Зёнгрьенга (почти на полуострове Камау) разбился борт № 79407. Под огневым прикрытием F6F и B-26 лейтенант Пьер Марро был спасён вертолётом того же сержанта Фюма через три часа. 9 марта пара Пароди-Пишофф выполняла боевое задание из Турана; к югу от Куангнгая у ведомого (№ 79614) опять-таки загорелся двигатель, лейтенант Андре Пишофф приводнился в Южно-Китайском море и плыл, пока случайно не наткнулся на корабль «Пномпень» (американский охотник за подводными лодками типа PC-461), шедший ему на помощь, но имевший неправильные координаты.

    ​Лётная книжка Роже Пароди за март 1951 года. В записи 9 марта отмечена авария его ведомого Пишоффа aeroplanedetouraine.fr - От Немана до Меконга | Warspot.ru
    Лётная книжка Роже Пароди за март 1951 года. В записи 9 марта отмечена авария его ведомого Пишоффа
    aeroplanedetouraine.fr

    Потери были невосполнимы, резервные F6F отсутствовали, но этого и не требовалось: индокитайская служба «Нормандии-Неман» подходила к концу. За апрель 1951 года группа совершила 210 вылетов, активно уничтожая морской транспорт Вьетминя и поддерживая операции в районе Шадека и Хатьена. Последние шесть вылетов были 30 апреля. В начале мая личный состав отбыл на родину, оставив 16 уцелевших «Хеллкэтов» истребительной группе II/9 «Овернь».

    ​Почти рекламный плакат: пилот «Нормандии-Неман» в кабине F6F. Таншоннят, март 1951 года - От Немана до Меконга | Warspot.ru
    Почти рекламный плакат: пилот «Нормандии-Неман» в кабине F6F. Таншоннят, март 1951 года

    За полтора года на этой войне «Нормандия-Неман» совершила 4977 вылетов с налётом 6900 часов. По данным французского исследователя Филиппа Гра, она потеряла двух человек личного состава, однако во всех доступных источниках упоминается и описывается только одна смерть – лейтенанта Бастида (2 ноября 1950). Безвозвратные потери авиатехники составили не менее пяти – как минимум два P-63, ровно три F6F – и вряд ли больше десятка машин. От зенитного огня достоверно потеряна одна «Кингкобра» 5 мая 1950, могли быть и другие случаи (в одном источнике утверждается, что «Хеллкэт» 19 января 1951 был сбит, также неизвестна судьба подбитой «Кингкобры» 22 октября 1950).

    Так закончилась ещё одна война «Нормандии», и свою войну в Кохинхине она не проиграла.


    Источники и литература:

    1. Bernard Chenel, Alain Crosnier. Les chasseurs Grumman de l'armée de l'air: Hellcat et Bearcat en Indochine. – LELA Presse, 1997.
    2. French Claim Of Heavy Losses To Ho's Offensive. // Indian Daily Mail. – 7 April 1950.
    3. French Repel Reds’ Attack Near Saigon. // Singapore Standard. – 12 October 1950.
    4. French 'throttle' Vietminh attacks. // The Singapore Free Press. – 15 April 1950.
    5. Philippe Gras. L’ Armée de l’Air en Indochine. 4 – P-63 dans l’Ouragan. // Le Fana de l’Aviation. – N° 375, Février 2001.
    6. Philippe Gras. L’ Armée de l’Air en Indochine. 5 – Le F6F «Hellcat» ou l’aide américaine. // Le Fana de l’Aviation. – N° 376, Mars 2001.
    7. Jean Houben. Bain forcé en Mer de Chine (aviateurs.e-monsite.com)
    8. Robert Lacouture. Le GC 2/6 Normandie Niemen en Indochine (amicaa.fr)
    9. Didier Lecoq. Roger Parodi n’a pas eu un bon souvenir du Neu-Neu (aeroplanedetouraine.fr)
    10. NORMANDIE-NIEMEN du Yak au Mirage… – EC 2/30 Normandie-Niémen, juin 1987.
    11. Opération “SOCRATE” 19 et 20 janvier 1951 (aha-helico-air.asso.fr)
    12. Alain Pelletier. Les “Kingcobra” de L’armée de l’Air. // Le Fana de l’Aviation. – N° 302, Janvier 1995.
    13. Jean-Jacques Petit. Le KINGCOBRA en Indochine. // Aviation Française Magazine. – N° 1, Dec 2004 / Janv 2005.
    14. Raymond Fumat (aha-helico-air.asso.fr)
    15. William McFall Waddell III. In the Year of the Tiger: the War for Cochinchina, 1945-1951. Dissertation. – The Ohio State University, 2014.

    Евгений Понамарчук

    На мирно спящих аэродромах Тонкина на Warspot.ru
    На мирно спящих аэродромах Тонкина
    Легко ли сбить «Фантом» из винтовки? на Warspot.ru
    Легко ли сбить «Фантом» из винтовки?
    Четвёртый Тонкинский инцидент на Warspot.ru
    Четвёртый Тонкинский инцидент
    Поделиться
    • 17
    • 44
    • 3
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Убийцы «железных тётушек» на Warspot.ru
    Убийцы «железных тётушек»
    Цифры Warspot: 5 500 м  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 5 500 м
    Кровавая «Искра» генерала Кравченко на Warspot.ru
    Кровавая «Искра» генерала Кравченко
    На мирно спящих аэродромах Тонкина на Warspot.ru
    На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google