Весной 1917 года в небе Украины в районе прикарпатского местечка Богородчаны произошёл авиационный бой, ставший одним из лучших боёв героя нашего повествования. Самолёт-разведчик марки «Парасоль» российской императорской армии возвращался с боевого задания. Внезапно он был атакован германским «Альбатросом». Тихоходный «Парасоль» практически не имел шансов уйти от погони, и русских лётчиков ждала неминуемая гибель. Но вдруг пришло спасение: в небе появился быстроходный «Ньюпор» с русскими опознавательными знаками на крыльях, который начал поливать немцев пулемётным огнём. Пытавшийся контратаковать «Альбатрос» отвлёк на себя подоспевший к месту боя другой русский лётчик на «Моране-Монококе». Наконец, «Ньюпор», уйдя от огня германского самолёта, подлетел к нему почти вплотную и выпустил длинную пулемётную очередь. «Альбатрос» загорелся, стал на крыло и начал падать… Взрыв, столб дыма — бой окончен.
Эта схватка стала первой подтверждённой победой Доната Макиёнка, поляка по национальности, выходца из Белоруссии. Впоследствии этому человеку было суждено стать одним из лучших авиационных асов Первой мировой войны, сражавшихся в русской армии.
Польский вопрос трёх империй
К началу военных действий летом 1914 года многие поляки в буквальном смысле разрывались между польской национальной идеей и своими обязательствами перед странами, в состав которых входила разделённая на куски Польша. Стороны конфликта — Россия, Германия и Австро-Венгрия — прекрасно осознавали, что территория Польши станет одним из главных театров военных действий, а также то, что около миллиона поляков так или иначе будут мобилизованы армиями-участницами войны.
Чтобы пресечь антироссийские настроения, разжигаемые Германией, 14 августа 1914 года царские власти издали манифест-прокламацию, призывавший всех поляков-подданных Российской империи поддержать Россию в этой войне и обещавший взамен будущую единую, свободную и демократическую Польшу под гуманным и великодушным правлением российской короны. В целом эта идея была встречена польским обществом, в особенности интеллигенцией, с определённым энтузиазмом. Во-первых, Россия, по их мнению, даже с царским самодержавием во главе являлась своеобразным защитником интересов славянских народов на мировой политической арене; во-вторых, немаловажную роль в пророссийских настроениях поляков сыграл тот факт, что на стороне России в Первой мировой войне выступили Англия и Франция, — по их мнению, своеобразные гаранты будущего независимого существования Польши. Немало поляков служило в рядах российской армии, многие из них самоотверженно сражались на фронтах Первой мировой. Одним из таких людей стал уроженец Белоруссии Донат Макиёнок.
Донат Адамович (в некоторых источниках — Адуевич) Макиёнок родился 19 мая 1890 года (по старому стилю) в маленькой деревне Дамбовка Освейской волости Дриссенского уезда Витебской губернии в семье небогатого польского крестьянина-католика. В старой русской транскрипции его фамилия писалась Макъенок или Макiенок, по-польски — Makijoenek. Воспитание и начальное образование мальчик получил в церковно-приходской школе, затем окончил три класса церковно-ремесленного училища, а в 1906 году — среднее техническое училище в Витебске. В возрасте 21 года Донат был призван на службу в армию и 20 ноября 1911 года стал солдатом 97-го Лифляндского пехотного полка. В марте того же года он был переведён в 106-й пехотный Уфимский полк.
В конце 1911 года перед российской армией стояла задача срочно увеличить военно-воздушный флот. Планы тогдашнего Генерального штаба России предусматривали, что дополнительно создаваемые авиационные подразделения будут полностью укомплектованы штатными пилотами к концу 1912 года. Однако вскоре стало ясно, что возникли трудности при наборе офицеров, не особо стремящихся попасть в не очень престижные части в качестве пилотов, не говоря уже о должностях механиков и мотористов. Поэтому приняли решение привлекать будущих лётчиков и обслуживающий персонал воздушных судов из числа нижних чинов. Увидев в этом возможность продвинуться по карьерной лестнице, Макиёнок ещё в декабре 1911 года подал рапорт о переводе его в авиачасти. Рапорт был рассмотрен зимой 1912 года, а 4 апреля того же года он был зачислен механиком в 3-й корпусной авиаотряд. Так началась авиационная карьера молодого поляка из белорусской деревеньки, вошедшая в летописи Первой мировой.
10 июня 1912 года Макиёнок был отправлен на учебу в Севастопольскую авиационную школу, где сначала окончил курсы мотористов. Начальство сразу приметило толкового рядового, и его решили учить дальше. Донат в срочном порядке был зачислен в группу для обучения полётам на моноплане «Ньюпор-4». Будучи способным учеником, 7 марта 1914 года старший унтер-офицер Макиёнок получил звание лётчика и пилотское удостоверение (по-тогдашнему — «бреве») за номером 239.
Кроме того, Макиёнок очень быстро продвигался по службе. Буквально в течение месяца он получил звания ефрейтора (17 мая 1913 года) и младшего унтер-офицера (1 июня). Ещё меньше, чем через месяц, он стал старшим унтер-офицером (27 июня). После окончания авиашколы Донат убыл на службу в расположение 3-го корпусного авиаотряда, где в августе 1914 года ему присвоили звание фельдфебеля.
Бои в Восточной Пруссии
3-й корпусной авиаотряд, в котором служил Донат Макиёнок, с самого начала Первой мировой войны был придан 3-му армейскому корпусу под командованием генерала от инфантерии Епанчина. Основные боевые действия, в которых участвовал отряд, происходили на территории тогдашней Восточной Пруссии по маршруту Вильковишки – Вержблово – Шталлупёнен – Гумбиннен – Инстенбург. Основными задачами отряда были связные и разведывательные полёты. На вооружении отряда состояли пять монопланов «Ньюпор-4», в нём служили восемь офицеров (пять пилотов и три лётчика-наблюдателя) и 117 нижних чинов (механиков, мотористов, денщиков, обозных и т.д.). Старший унтер-офицер Макиёнок был единственным лётчиком, не имевшим офицерского звания. Командовал отрядом военный лётчик штабс-капитан Георгий Мячков.
Авиаотряд принял самое активное участие в знаменитой битве при Гумбиннене 20–21 августа 1914 года, когда русские войска нанесли сокрушительное поражение корпусу генерала Макензена. В этом сражении немцы потеряли около 8800 убитыми и ранеными, русские войска взяли 6000 пленных.
Именно здесь, в небе Восточной Пруссии, военный лётчик Донат Макиёнок завоевал свою первую боевую награду. 21 августа 1914 года 3-й корпусной авиаотряд получил приказ отыскать прорвавшуюся далеко в тыл немцев русскую конницу под командованием генерала Хана-Нахичеванского и передать ему пакет от командующего. Первый посланный на поиски экипаж авиаотряда пропал без вести (вероятно, был сбит огнём неприятеля). Вторым на поиски в одиночку (без лётчика-наблюдателя) вылетел Донат Макиёнок. Молодой лётчик отыскал конницу и передал приказ, однако на обратном пути его самолёт попал под шквальный пулемётно-ружейный огонь немцев. Пуля пробила бензобак, и лётчик, выключив мотор, чтобы не начался пожар, начал планировать на свою территорию. Макиёнок дотянул до своих и благополучно приземлился. За этот подвиг он получил Георгиевский крест 4-й степени.
Несмотря на первые победы, уже скоро русским войскам в Восточной Пруссии пришлось отступать. В это время 3-й корпусной авиаотряд выполнял разведывательные полёты над городами Кёнигсберг, Алленбург, Фридлянд. Полёты сопровождались постоянными авариями, и к сентябрю 1914 года отряд остался без матчасти, вследствие чего был признан небоеспособным и отправлен в тыл.
Разведчик становится истребителем
В сентябре 1914 года Макиёнок был отправлен в лётную школу для обучения полётам на самолётах французской фирмы «Моран-Солнье» типа L «Парасоль». Эти машины были в большом количестве заказаны царским правительством во Франции, а позже сотнями строились на российских предприятиях (в основном на московском заводе «Дукс»).
По мнению самих лётчиков, эти воздушные суда не были особенно удачными. Единственными их преимуществами были возможность нести лёгкие бомбы весом до 70 кг и наличие надёжной платформы для проведения фоторазведки. Этот истребитель-разведчик был рассчитан на одного лётчика и мог вооружаться одним пулемётом: либо пулемётом Гочкисса калибра 8,8 мм, либо пулемётами Виккерса или Льюиса калибра 7,7 мм. Впрочем, в начале истории его эксплуатации лётчики вылетали на боевые задания, вооружённые лишь карабинами и револьверами. Максимальная скорость самолёта составляла 119 км/ч. Из-за своего крыла, поднятого высоко над фюзеляжем, он получил название «Парасоль» (буквально — «зонтик»).
Макиёнок успешно окончил курс обучения на новых самолётах и в ноябре 1914 года вернулся в свой авиаотряд. После относительно спокойной зимы 1914–1915 годов он начал участвовать в ежедневном авиапатрулировании позиций на самолётах «Моран-Солнье» L и «Моран-Солнье» G.
27 апреля 1915 года Макиёнок совершал разведывательный облёт на «Моран-Солнье» G (бортовой номер MS107) и попал под зенитный огонь. Одна из пуль пробила двигатель, лётчик с трудом смог дотянуть до линии фронта и совершил аварийную посадку недалеко от позиций российских войск у реки Нида (Польша). Макиёнок успел вытащить из перевернутого самолёта оборудование для аэрофотосъёмки и укрыться в ближайшей траншее прежде, чем обломки накрыла огнём вражеская артиллерия. За эти самоотверженные действия 28 апреля 1915 года Донат Макиёнок был награждён Георгиевским крестом 3-й степени.
16 июня 1915 года Макиёнок заметил подготовку противника к наступлению в районе Сандомира — враг наводил мост через реку Сан. За своевременное сообщение об этом командованию он получил Георгиевский крест 2-й степени и звание подпрапорщика. За боевые вылеты лета 1915 года в октябре того же года Макиёнок был повышен до прапорщика. В октябре 1915 года 3-й корпусной авиаотряд, совершенно измотанный и морально, и физически, отправили на отдых в Одессу, где в течение месяца пилоты совершали только тренировочные полёты. В декабре отряд направили в расположение 7-й армии.
16 января 1916 года Донат Макиёнок был признан достаточно опытным пилотом, чтобы называться военным лётчиком. В начале 1916 года он в составе 3-го корпусного авиаотряда принимал участие во всех наиболее значимых воздушных боях этого славного подразделения: в воздушном бое с немецким «Альбатросом» в районе села Клишковцы (Украина) и других. Именно в этот период среди наград Макиёнка появились его первые офицерские ордена: орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, немного позже — орден Святого Станислава 3-ей степени с мечами и бантом.
В 1916 году русская военная авиация практически с нуля начала создавать собственные истребительные части, и Макиёнок подал рапорт на обучение его на лётчика-истребителя. Рапорт был удовлетворён, и Донат отправился в Одессу для лётной подготовки на новых самолётах-истребителях «Ньюпор-17». Обучение Макиёнок закончил в августе 1916 года уже в звании подпоручика, после чего вернулся в 3-й корпусной авиаотряд.
Осенью того же года подпоручик Макиёнок принял участие в одной из крупнейших воздушных бомбардировок, проведённой российским военно-воздушным флотом во время Первой мировой войны. 15 сентября (по старому стилю) 1916 года крупные силы русской авиации совершили налёт на железнодорожную станцию Подвысокое-1 (Украина). Всего в атаке участвовали 20 самолётов, 16 из которых несли бомбы, а 4 — охраняли их от атак неприятельских воздушных судов. В этот день русские лётчики сбросили на станцию 43 пуда (более 700 кг.) бомб. В воздушном бою, завязавшемся в небе, лётчик Макиёнок трижды атаковал вражеский «Альбатрос» и заставил его снизиться и выйти из боя, укрывшись на территории, подконтрольной немецким войскам. За этот бой подпоручик получил очередные награды: орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», а несколько позже вышел приказ о его награждении орденом Святого Станислава 2-й степени с мечами.
Будучи бойцом по натуре, Макиёнок всё время рвался в истребительную авиацию, и в декабре 1916 года его перевели в 7-й авиационный истребительный отряд под командованием подпоручика Ивана Орлова. Отряд базировался неподалёку от города Тарнополь (Украина). На новое место службы Макиёнок прибыл прямиком из госпиталя, куда попал после аварийной посадки.
Пилоты 7-го авиационного истребительного отряда обладали сходными психологическими качествами: сдержанные и скромные на земле, максимально агрессивные в небе. Макиёнок прекрасно вписался в новый воинский коллектив. Вот что писал командир отряда в своей аттестации на Макиёнка в 1917 году:
«Лётчик изумительной храбрости. Не только отлично исполняет приказы, но сам всегда вызывается на опасные полёты, которые выполняет блестяще. Так же очень хорош по технике полёта, свою работу любит. Характера спокойного и уживчивого. Всего более подходит для истребительного дела, хотя одинаково хорошо выполняет всякие задачи».
К началу февраля 1917 года Макиёнок принял участие в нескольких воздушных боях, но его противникам всё время удавалось уходить от поражения. Не оставляя надежды на скорую победу, Донат понял, что его шансы значительно улучшатся, если он найдёт себе надёжного и смелого напарника. Именно таким напарником стал прапорщик Василий Янченко — опытный пилот с уже подтверждёнными тремя сбитыми вражескими самолётами (закончил Первую мировую войну с 16 подтверждёнными воздушными победами). Лётчики сдружились и в каждую свободную минуту обсуждали тактику проведения совместных боёв. К концу февраля 1917 года Макиёнок и Янченко представляли собой прекрасную боевую пару и ожидали возможности проявить себя в небе.
Эта возможность им вскоре представилась. 7 марта 1917 года, пролетая на высоте 2200 м над селом Свистельники, двое русских пилотов обнаружили германский аэроплан и атаковали его. Во время боя Янченко снижался до 400 м, Макиёнок — до 800 м. Бой длился больше 20 минут, и после восьмой совместной атаки вражеский самолёт был сбит. Немцы упали за первой линией своих траншей западнее местечка Липница-Горна (Польша). К сожалению, факт победы в этом бою смогли подтвердить лишь сами лётчики и несколько российских солдат, видевших начало боя из своих окопов. Для Макиёнка это была первая победа в качестве лётчика-истребителя, подтверждённая другими свидетелями, для Янченко — четвёртая. Хотя самолёт упал на территории противника, о нём сообщают документы отряда и дивизиона.
В этом же месяце три самолёта (два «Ньюпора» и «Монокок») 7-го истребительного отряда вступили в бой с двумя германскими аэропланами над Монастыржеско (Польша). Большой самолёт-бомбардировщик не принял боя и с большим снижением ушёл в своё расположение. Охранявший его истребитель вступил в бой и после нескольких атак русских лётчиков также ушёл к своим. После приземления в заголовнике «Ньюпора-21» Макиёнка было обнаружено четыре пробоины всего в 2 см от головы лётчика.
13 апреля 1917 года состоялся воздушный бой над Богородчанами. Лётчиком, сбившим неприятельский «Альбатрос», был подпоручик Макиёнок. Факт этой победы подтверждён телеграммой из штаба 117-й пехотной дивизии, сообщение об этом попало в сводку Верховного Главнокомандования. Что же касается австрийских документов, то они сообщают, что в тот день в районе Богородчан состоялся воздушный бой экипажа из 7-й авиароты (Flik 7) на разведчике «Бранденбург» C.I с русским «Ньюпором». Лётчик фельдфебель Пауль Хабличек был тяжело ранен в бедро. Наблюдатель обер-лейтенант Роман Шмидт попытался совершить вынужденную посадку в расположении 14-й воздухоплавательной роты, но не справился с управлением — самолёт рухнул в лес и при падении распался на куски. Позже фельдфебель Хабличек скончался в госпитале.
Интенсивность вылетов и трудоспособность нашего героя поражают. В апреле 1917 года он совершил 22 боевых вылета. В мае из 105 боевых вылетов, совершённых пятью лётчиками отряда, 30 пришлось на Макиёнка. В отдельные дни он делал по 2–3 боевых вылета. Не чурался подпоручик и несвойственной истребителям работы: вёл разведку и фотографировал вражеские позиции. В июне 1917 года из 146 боевых вылетов лётчиков отряда 39 выполнил Макиёнок. В этом же месяце в воздушном бою с двумя (по другой версии, с четырьмя) вражескими истребителями погиб командир отряда подпоручик Иван Орлов.
Новым командиром назначили корнета Юрия Гильшера — уникального лётчика, Маресьева Первой мировой. После аварии ему ампутировали стопу левой ноги, однако он не только не ушёл в отставку, но и продолжал летать с протезом и сбивать вражеские аэропланы. В июле 1917 года корнет Гильшер погиб в воздушном бою и был торжественно похоронен в городе Бучач.
Донат Макиёнок стал временным командиром 7-го отряда, но тяжёлая боевая работа подкосила здоровье храброго пилота. Он заболел туберкулёзом и в августе 1917 года сложил с себя обязанности командира, но уезжать с фронта не желал. Начальство, устав уговаривать упрямца, нашло прекрасный предлог командировать его в тыл. В сентябре 1917 года Макиёнка отправляют в школу лётчиков-наблюдателей в Евпатории для изучения пулемётного дела. Сразу по прибытии в Крым Макиёнок был помещён в Севастопольский госпиталь Красного Креста, где узнал о присвоении ему очередного звания штабс-капитана (об этом официально сообщили в газете «Русский инвалид» №234 от 12 октября 1917 года).
Смутные времена
Окончив курсы по пулемётному делу, Макиёнок отбыл в распоряжение начальника Управления авиации и воздухоплавания в Петроград. К этому времени в стране наступил хаос, и, не найдя своего места в новых реалиях, Макиёнок вернулся на фронт. На общем собрании солдат и офицеров его, как крестьянского сына, даже избрали в состав Военно-революционного комитета. Но всё это было не по душе отважному лётчику — последовав примеру командира своего отряда Тадеуша-Владислава Гроховальского, Макиёнок организовал своё откомандирование в Польский корпус на основании приказа Верховного комитета союза военных поляков при 7-й армии.
18 января 1918 года Макиёнок вместе с механиком прилетает в Каменец-Подольский, где вступает в ряды 1-го Польского авиационного отряда на должность помощника командира части, тем самым закончив свою службу в российском военно-воздушном флоте.
«Jeszcze Polska nie zginęła!»
Далее жизнь Макиёнка шла по законам хорошего приключенческого романа. Вскоре 1-й Польский авиаотряд вошёл в состав 2-й Карпатской бригады под командованием генерала Юзефа Галлера. Теперь уже майор Макиёнок выполнил труднейший перелёт из Сорок в Кишинёв, доставляя приказ командования. В целом во время польско-украинской войны 1918–1919 годов он совершил 16 боевых вылетов общей продолжительностью 35 часов.
После разгрома немцами 2-го корпуса Войска Польского под Каневом 11 апреля 1918 года Макиёнок попал в плен. Через несколько дней он смог бежать и добрался до Киева, уже занятого частями Красной армии. Здесь Макиёнок установил контакт с подпольной организацией, отправлявшей польских солдат на родину, и возглавил отряд из 18 человек, направлявшийся в Польшу через Мурманск. Группа имела поддельные документы и следовала под видом мобилизованных русских солдат. В Нижнем Новгороде поляков арестовала ЧК. От большевиков Макиёнок получил предложение вступить в ряды Красной армии и командовать подразделениями военно-воздушного флота Советской России.
Макиёнок отказался от заманчивого предложения, и был отправлен в Бутырскую тюрьму. После шести недель тюремного заключения у него обострился туберкулёз. 1 октября 1918 года Макиёнок ухитрился бежать и из этой тюрьмы, а 1 ноября добрался до Варшавы, где вновь вступил в ряды Войска Польского. Родина встретила Макиёнка не очень приветливо. Ему пришлось пройти курсы подготовки в офицерской школе, после которых он был произведён в чин поручика (на два ранга ниже, чем в русской императорской армии или войсках генерала Галлера). После этого Макиёнок отправился служить в Краковскую лётную школу.
Зимой 1919 года Макиёнок стал пилотом только что сформированной 3-й эскадрильи, которая вскоре отправилась в Люблин для действий на Волынском (польско-украинском) фронте. Приказом от 3 февраля 1919 года он получил должность шефа-пилота части, а через некоторое время — звание капитана. В феврале 1919 года Макиёнок на самолёте DFW C.V (бортовой номер 54) совершил первый боевой вылет эскадрильи. За четыре месяца боевых действий он осуществил 16 разведывательных полётов. Весной 1919 года капитан Макиёнок стал командиром 3-й эскадрильи. С апреля по октябрь 1920 года его эскадрилья участвовала в советско-польской войне, но сам он не летал из-за обострившегося туберкулёза.
Помимо всего прочего, в 1919 году Макиёнок успел побывать членом комиссии, организованной первой польской авиастроительной фирмой «Plage i Laśkiewicz» для строительства новых самолётов по проекту итальянской компании «Gio. Ansaldo & C».
После окончания боевых действий на советско-польском фронте Макиёнок продолжал командовать 3-й эскадрильей, пока в начале 1925 года не получил назначение на пост коменданта авиационного парка в лётной школе в Быдгоще. С этой должности он в чине майора вышел в отставку в 1928 году. После этого работал на фабрике «Продметал» в Быдгоще, женился. По некоторым сведениям, в 1933 году у него родился сын Хенрик. В 1939 или 1940 году, во время оккупации Польши гитлеровцами, Макиёнок был арестован. До сих пор неясно, что послужило причиной этому: то ли немцы не смогли простить асу его воздушные победы времён Первой мировой, то ли он занимался подпольной борьбой с оккупационным режимом. Известно лишь то, что в мае 1941 года Макиёнок попал в концлагерь Освенцим, где и погиб (по данным польских историков, 18 июня).
Боевые достижения русско-польского аса
Итак, подведём некоторые итоги. За свою лётную карьеру Донат Макиёнок совершил около 600 боевых вылетов, провёл десятки воздушных боёв, в которых одержал девять побед (четыре из них имеют официальное подтверждение). Летал на четырнадцати типах самолётов: «Ньюпор» (с 4-го по 23-й), «Моран-Ж» (типы H и G), «Моран-Парасоль», «Спад» (А2 и/или A4), «Альбатрос» D.III, «Фоккер» D.VII, «Бранденбург» (B.I, C.I) и DFW C.V.
Начав службу рядовым солдатом, Макиёнок достиг чина штабс-капитана русской императорской армии и майора Войска Польского. За доблесть, проявленную на фронтах Первой мировой войны и в иных сражениях, он получил следующие награды: российские Георгиевский крест всех четырёх степеней, орден Святого Георгия 4-й степени, орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, орден Святой Анны 4-й степени и 3-й с мечами и бантом, орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом и 2-й с мечами, польские Орден воинской доблести 5-й степени военный знак отличия «Крест Храбрых», орден «Крест Независимости» и сербский орден Белого орла.
Особо интересен последний орден Макиёнка. Орден Белого орла является государственной наградой Королевства Сербия и его правопреемника — Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев. Изображение двуглавого белого орла с расправленными в полёте крыльями, ставшего государственным символом Сербии, являлось универсальным символом христианского государства, уходившим своими корнями к Византии. Вручался он, как правило, военным за боевые заслуги перед королём и Отечеством. Иностранцам эту награду сербы вручали лишь в исключительных случаях — видимо, подвиги Макиёнка, союзника Сербии в Первой мировой, были признаны именно таким случаем на самом высоком уровне сербского королевства.
Повороты судьбы
Муза истории Клио — дама весьма изобретательная и непредсказуемая. Исходя из её логики, судьба нашего героя могла сложиться совсем по-другому. Уже заканчивая работу над этой статьёй, я выяснил две вещи. Белорусская фамилия Макеёнок (или Макиёнок) очень распространена в Витебской области: в сельской местности на границе с Латвией есть деревни, где издавна жили практически одни Макиёнки. По данным белорусского «Мемориала», в деревне Дамбовка Освейского района Витебской области проживал родной брат Доната — Антон Адамович Макеёнок (Макиёнок) 1886 года рождения, колхозник, образование незаконченное начальное. Судьба его сложилась трагически: простой сельский труженик Антон Адамович был арестован 29 декабря 1932 года органами НКВД. Через четыре месяца, 19 апреля 1933 года, его приговорили к десяти годам исправительно-трудовых лагерей по обвинению в контрреволюционной деятельности (Статьи 69, 76 УК БССР). Дальнейшая судьба этого человека неизвестна. По сведениям всё того же «Мемориала», Антон Адамович Макеёнок был реабилитирован 25 декабря 1989 года прокуратурой Витебской области. Возможно, не последнюю роль в судьбе Антона Адамовича сыграли родственные отношения с его братом, видным польским офицером.
Трагически сложилась и судьба малой родины Доната Макиёнка. В феврале-марте 1943 года у юго-восточных границ Латвии на территории Освейского, Дриссенского и Россонского районов Витебской области нацисты проводили карательную операцию под названием «Зимнее волшебство» («Winterzauber»). Целью карателей было создание вдоль латвийской границы многокилометровой полосы «мёртвой земли»: все деревни должны были быть уничтожены, их жители — истреблены или вывезены на принудительные работы. Основной ударной силой операции были немецкие подразделения и латышские полицейские батальоны. За полтора месяца каратели сожгли более 430 деревень, уничтожили тысячи мирных жителей, ещё тысячи угнали на принудительные работы. Вот что писали каратели в донесении от 28 февраля 1943 года:
«278-й батальон полиции прочесал деревни Скрипчино и Беляны, где захватил и передал СД 122 человека и некоторое количество скота. Деревни Марково, Барташи и Сафоново уже были сожжены. Обозначенные на карте деревни Дамбовка и Поляны больше не существуют».
Можно долго рассуждать о том, как могла сложиться судьба нашего героя, но ясно одно — память о российском лётчике-асе Первой мировой, родоначальнике военной авиации независимой Польши, славном сыне белорусской земли Донате Адамовиче Макиёнке не должна кануть в реку забвения.
Литература:
- Alan Durkota, Thomas Darcey, Victor Kulikov: «The Imperial Russian Air Service: Famous Pilots & Aircraft of World War One», Flying Machines Press, 1995
- Norman Franks «Nieuport Aces of World War I», Osprey Publishing, 2000
- Norman Franks, Russell Guest, Gregory Alegi «Above the war Fronts: the British two-seater bomber pilot and observer aces, the British two-seater fighter observer aces, and the Belgian, Italian, Austro-Hungarian and Russian fighter aces, 1914-1918», Grub Street, 1997
- Victor Kulikov «Russian Aces of World War I», Osprey Publishing, 2013
- Jerzy Pawlak «Polskie eskadry w latach 1918-1939», Wydawnictwa Komunikacji i Lacznosci, 1989
- Виктор Куликов «Польский орёл в русском небе. Летчик-истребитель Макиёнок», АвиаМастер, №6, 2000
Комментарии к данной статье отключены.