С середины 50-х годов в Египет широким потоком шло самое разнообразное вооружение советского производства. Среди них были и новейшие для своего времени образцы — например, знаменитые «Грады» (сотня БМ-21 была поставлена на рубеже 60-70-х годов). Творческое развитие этих систем в Египте привело к появлению оригинального гусеничного варианта пусковой установки.
Поставки советских вооружений позволили многим арабским странам в течение 60-70-х годов создать весьма современные арсеналы. По количественным и качественным показателям лидировала Арабская Республика Египет, получавшая широкий спектр вооружений всех основных классов — за исключением разве что межконтинентальных баллистических ракет и атомных субмарин. Не последнюю строчку в перечне поставлявшихся образцов составляли реактивные системы залпового огня (РСЗО). Сначала это были 140-мм системы БМ-14 и 240-мм БМ-24, а в конце 60-х годов появились и наиболее современные — 122-мм БМ-21 «Град».
«Грады» в Египте
В 1967 году Египет заказал в СССР 100 РСЗО БМ-21. Поставки начались в следующем году и завершились в 1972-м. «Грады» приняли участие в арабо-израильской войне 1973 года, но, в отличие от БМ-24, в сколь-нибудь значительном количестве среди израильских трофеев не значились. Позже, уже в 80-е годы, Египет обзавёлся и некоторым количеством БМ-11 — северокорейских «клонов» «Града». Эти машины отличались от оригинала числом и компоновкой направляющих (30 в двух пакетах вместо 40 в одном пакете) и используемым шасси. Вместо «Урала-375» в КНДР чаще всего использовался «Цзефань» СА-30 — китайская копия ЗИЛ-157.
Для системы БМ-21 в Египте наладили собственное производство реактивных снарядов. Занимается этим завод в Каире, известный под названием Sakr Factory for Development Industries. Это предприятие основано ещё в 1949 году и является ведущим египетским центром развития ракетных технологий. Итогом усилий местных инженеров стало создание целой линейки реактивных снарядов калибра 122 мм, отличающихся массогабаритными характеристиками и дальностью стрельбы:
- «Сакр-10»: масса — 26,5 кг, дальность — 10 км;
- «Сакр-18»: соответственно 39,25 кг и 17 км;
- «Сакр-36»: 47,2 кг, 31 км;
- «Сакр-45»: 63,5 кг, 42 км.
Соотношение массы и заявленной дальности стрельбы египетских 122-мм реактивных снарядов вызывает определённые сомнения, ведь советский снаряд 9М22 при массе 66 кг имеет максимальную дальность пуска всего 20,4 км. Вряд ли применяемое египтянами топливо способно вдвое увеличить дальность при сохранении массы снаряда.
Считается, что в базовом варианте все реактивные снаряды этого семейства комплектуются осколочно-фугасной боевой частью массой 20,5 кг, различаясь лишь длиной и массой ракетного двигателя. «Сакр-10» и «Сакр-18» имеют S-образное складывающееся оперение, а «Сакр-36» и «Сакр-45» — более традиционное прямое.
Помимо обычной осколочно-фугасной боевой части, для «Сакров» разработаны специализированные — например, агитационные, начиняемые листовками. Наиболее интересными вариантами являются кассетные боеприпасы с кумулятивно-осколочными поражающими элементами, созданными «по мотивам» американских М77. Такие боевые части имеются для всех ракет семейства, кроме «Сакр-10». Подрыв боевой части, снаряжённой 72 суббоеприпасами, осуществляется на высоте примерно 700 м, что обеспечивает значительную площадь поражения. Кассетные «Сакры» эффективны против незащищённой живой силы и небронированной техники.
122-мм реактивные снаряды египетского производства экспортируются в ряд стран. В частности, отмечено применение кассетных «Сакров» в Сирии.
Пусковые установки
Помимо снарядов, в Египте наладили выпуск пусковых установок для «Градов», то есть «Сакров». В первую очередь, египтяне скопировали северокорейскую РСЗО БМ-11 и советскую БМ-21, установив артиллерийские части на шасси западного производства. Эти системы известны под обозначениями RL-21 и RC-21 соответственно. Специалисты завода в Хелуане, выпускающего эти системы, на копировании не остановились. Дальнейшее развитие шло по пути создания облегчённых систем, подходящих для применения в конфликтах вроде «войны Тойот» и действий в стиле «бей-беги». В итоге в производственной программа хелуанского завода появились однозарядная переносная пусковая установка на треноге PRL-111 (копия советской ПУ 9П132 «Град-П»), а также её вариации с двумя и тремя (PRL-113) трубчатыми направляющими. Эти компактные ПУ способны вести огонь сравнительно лёгкими реактивными снарядами «Сакр-10», а вот варианты с четырьмя (RL-4) или восемью направляющими могут стрелять и более тяжёлыми снарядами семейства «Сакр». Такие четырёх- и восьмизарядные ПУ предназначены для монтажа на пикапах и лёгких грузовиках. Они представлены на международном оружейном рынке и в наше время. Так, в 2018 году на выставке продукции египетской военной промышленности ЕDEX-2018 демонстрировался вариант четырёхзарядной пусковой установки на шасси российского грузовика ГАЗ-3308 «Садко».
«Клонирование» «Градов» на колёсном шасси и создание облегчённых пусковых установок для 122-мм реактивных снарядов не является чем-то необычным — этим занимаются в десятках стран. А вот создание вариаций «Града» на гусеничном шасси — явление довольно редкое: в «товарных количествах» такие РСЗО создавались разве что в Китае. Поэтому появление египетского гусеничного «Града», впервые «засветившегося» в ходе учений «Раад-31» в 2016 году, стало в определённой мере неожиданностью.
Мотивы создания гусеничной РСЗО в Египте, очевидно, аналогичны тем, которыми руководствовались советские военные, заказывая реактивную систему БМ-24Т на шасси гусеничного тягача АТ-С — обеспечение подразделениям реактивной артиллерии тактической мобильности на уровне танковых частей. Выбранное технологическое решение оказалось крайне простым и в целом повторяло советский подход: египтяне просто водрузили артиллерийскую часть на шасси подходящего гусеничного арттягача, в данном случае — АТС-59Г. Эта машина является весьма популярной в среде творцов «эрзац-самоходной» артиллерии. Стоит упомянуть хотя бы йеменские и эфиопские «поделки» (монтаж, соответственно, 122-мм орудий и 130-мм пушек М-46 на шасси АТС-59Г), не говоря уже о целой серии северокорейских САУ «Токчон» (правда, те являются промышленными образцами). Неприхотливая и надёжная машина приглянулась и египетским инженерам.
Переделка АТС-59Г в боевую машину реактивной артиллерии не потребовала много усилий — на грузовую платформу водрузили артиллерийскую часть, состоящую из 30 направляющих в двух пакетах, установленных на лафете с механизмами горизонтальной и вертикальной наводки. Внешний облик артиллерийской части соответствует северокорейской БМ-11, точнее, её египетскому «клону» RL-21. Мотивы выбора такого решения неясны — ведь конструкция АТС-59Г, несмотря на «паспортную» грузоподъёмность 3000 кг, вполне способна выдержать массу 40-зарядного пакета от RC-21 (сама артиллерийская часть RL-21 весит примерно полтонны, а 30 снарядов в самом тяжёлом исполнении «Сакр-45» прибавляют ещё 1900 кг). В качестве предположения отметим, что египтяне, возможно, ориентируются на преимущественное применение своими «Градами» кассетных, а не осколочно-фугасных боеприпасов. В таком случае и трёх десятков стволов может оказаться вполне достаточно для создания большого поля поражения. Управление пуском может осуществляться как из кабины, так и с выносного пульта, подсоединяемого кабелем. Расчёт РСЗО состоит из четырёх-пяти человек — такой вывод можно сделать, исходя из имеющихся фотографий.
Сведения о египетской гусеничной РСЗО весьма отрывочны и базируются, главным образом, на анализе имеющихся фото- и видеоматериалов. Неизвестно даже официальное название этой системы, практически не освещены и обстоятельства её создания. Как уже отмечалось, впервые пусковые установки RL-21 на шасси АТС-59Г были замечены в 2016 году. Но тягачи этого типа попали в Египет ещё в 70-е годы, а РСЗО БМ-11 — в начале 80-х. Поэтому можно предположить, что местные специалисты «скрестили» эти два образца гораздо раньше. Количество поставленных систем неизвестно, но их точно не менее 24-х — именно столько «засветилось» на учениях «Раад-31». Системы сведены в трёхбатарейные дивизионы (четыре ПУ в каждой батарее).
Анализ фотографий с учений «Раад-31» позволяет отметить наличие в комплекте батарей (дивизионов) РСЗО на шасси АТС-59Г и других машин вспомогательного назначения на той же базе. Эти машины имеют на грузовой платформе большую надстройку угловатой формы. Западные эксперты высказывают предположение, что вспомогательные машины могут служить либо для перевозки дополнительного личного состава, либо в качестве пунктов управления огнём, либо как транспортёры боеприпасов. По нашему мнению, наиболее вероятным является последнее предположение, поскольку на полевом смотре в строю дивизиона РСЗО вспомогательные машины стоят там же, где в соседнем дивизионе с САУ М109 расположены транспортёры боеприпасов М992.
Что же получилось в итоге? Насколько целесообразной была установка «Града» на гусеничное шасси? Естественно, по сравнению с РСЗО на автомобильном шасси существенно возрос расход топлива, и снизилась скорость передвижения по шоссе. С другой стороны, гусеницы обеспечивают гораздо лучшую проходимость по бездорожью. Довольно массивное шасси (собственная масса АТС-59Г составляет около 13 т, а в варианте РСЗО она, вероятно, ближе к 15-16 т) является устойчивой платформой при стрельбе. Наконец, двухрядная семиместная кабина позволяет вместить весь расчёт пусковой установки — в отличие от тесной кабины грузовика.
Литература:
- bmpd.livejournal.com
- missilery.info
- tanks-encyclopedia.com
- military-today.com
Комментарии к данной статье отключены.