6 марта пресс-служба Северного флота ВМФ РФ опубликовала пресс-релиз о том, что в распоряжение 80-й отдельной мотострелковой бригады, дислоцированной в поселке Алакуртти Мурманской области, поступил сочлененный двухзвенный вездеход ТТМ-4902 ПС-10 «Руслан». Это первая поставка из числа машин высокой проходимости, предназначенных для подразделений флота, создаваемых в Арктической зоне России.
Вездеход изготовлен в специальном «северном» исполнении и предназначен для эксплуатации на Крайнем Севере в условиях полного бездорожья, вечной мерзлоты и заболоченной местности. Все машины российского автопрома, предназначенные для поставки в армейские части, расположенные в районах с суровыми климатическими условиями, прошли предварительные эксплуатационно-ходовые испытания в Заполярье.
Снегоболотоход ТТМ-4902 ПС-10 «Руслан» построен на Нижегородском заводе транспортно-технологических машин согласно государственному оборонному заказу и представляет собой гусеничный двухсекционный плавающий тягач высокой проходимости. Первая секция вездехода является энергетическим модулем и играет роль главного ведущего звена транспортной пары, вмещая до шести человек и около полутонны груза. Вторая секция – это пассажирский модуль, который может перевозить до 18 человек. На данный момент части ВС РФ, дислоцированные в северных районах, используют универсальный транспортер МТ-ЛБ.
Поворотно-сцепное устройство вездехода свободно складывается в трех плоскостях и позволяет головной машине осуществлять буксировку прицепа без снижения скорости и тяглового усилия. Ширина вездехода составляет 2,94 м, а общая длина состава из двух секций – 11,57 м. Общая грузоподъемность второй секции составляет около трех тонн, а масса вездехода в снаряженном положении – 13,5 тонны.
Вездеходу предстоит нести службу в широтах с весьма сложными климатическими условиями, поэтому он рассчитан на эксплуатацию в диапазоне температур от -50 до +50 градусов по Цельсию. Для работы в условиях Севера машины изготавливаются с дополнительной термошумоизоляцией кабин, для которых также предусмотрена система автономного обогрева Webasto AirTop (Германия). Пассажирский модуль может быть легко переоборудован в командный пункт, спальный или медицинский блок на 6 мест. Производитель предлагает комплектацию модулей аудио-видео системами, кондиционерами, электрическими лебедками, креслами повышенного комфорта и т. д.
Для надежной работы в условиях низких температур наилучшим образом подходит газотурбинный двигатель с системой предпускового подогрева топлива, которым оснащается «Руслан», несмотря на несколько более высокий в сравнении с карбюраторным мотором уровень потребления топлива. Мощность двигателя арктического вездехода составляет 300 л. с. – для сравнения, легковой автомобиль Skoda Octavia 2.0T FSI vRS комплектуется мотором мощностью 200 л. с. Двигатель «Руслана» позволяет ему развивать скорость до 50 км/ч на твердом грунте и до 5 км/ч – на воде.
Высокая проходимость машины обеспечивается использованием колес с гусеницами, что приводит к снижению удельного давления вездехода на грунт (среднее – 0,17 кг/см). Это позволяет ему уверенно преодолевать снежный покров любой глубины, песчаные грунты, препятствия высотой до 1,8 м и заболоченную местность любой категории сложности, в том числе, открытые водоемы. По согласованию с заказчиком производитель предлагает несколько разновидностей гусеничных траков – с открытым шарниром двух типоразмеров и с резино-металлическим шарниром (включая вариант с эластичным уширителем). Ресурс гусениц, в зависимости от их типа и интенсивности эксплуатации, составляет от пяти до восьми тысяч километров.
Комментарии к данной статье отключены.