Любой сохранившийся до наших дней самолёт времён Второй мировой — сам по себе легенда, независимо от модели и степени сохранности. Четырёхмоторный бомбардировщик B-17 — легенда вдвойне, а уж если самолёт имеет свою историю, то и говорить не о чем. На прошлой неделе после реставрации покинули ангар сразу две «Летающие Крепости», законно претендующие на звание самой известной машины своего типа. Это B-17F с серийным номером 41-24485 и собственным именем Memphis Belle и B-17G с серийным номером 42-32076 и названием Shoo Shoo Shoo Baby.
«Мемфисская красотка», пожалуй, будет фаворитом в этом соревновании. Самолёт был назван в честь жены командира экипажа капитана Роберта Моргана, уроженки Мемфиса в штате Теннесси. Выпущенный в июле 1942 года, этот бомбардировщик одним из первых в ВВС Армии США совершил «боевой тур» по Европе, выполнив 25 боевых вылетов с ноября 1942 по май 1943 гг. в составе 324-й бомбардировочной эскадрильи 91-й бомбардировочной авиагруппы. Его целями в основном были военно-морские базы в Лориане, Сен-Назере и Бресте. В июне самолёт вернулся в США и стал звездой пропагандистского тура в рамках кампании по выпуску облигаций очередного военного займа. Облетев более 30 городов, «Красотка» стала кинозвездой. Про самолёт и его экипаж в 1944 году был снят документальный фильм "Memphis Belle: A Story of a Flying Fortress», а в 1990 году появился и художественный фильм "Memphis Belle».
После войны самолёт был куплен мэрией Мемфиса по цене металлолома и избежал разделки. Долгое время он влачил жалкое существование на открытых площадках, страдая от погоды и вандализма, пока в 2004 году не попал на реставрацию в Национальный музей ВВС на авиабазе Райт-Паттерсон недалеко от Дейтона (штат Огайо). Однако и там долгое время не могли найти средства на реставрацию, которая затянулась больше чем на 10 лет. Теперь самый известный B-17 займёт место в постоянной экспозиции.
Интересно, что после снятия многих слоёв краски в хвостовой части фюзеляжа на обшивке были обнаружены сотни надписей с именами. Оказалось, что во время рекламного тура подписавшимся на военный займ людям разрешили оставить на самолёте свой след. В мае 2017 года музей объявил, что готовится завершить реставрацию и выставить Memphis Belle на показ 17 мая 2018 года, к 75-летию 25-го боевого вылета самолёта.
Второй самолёт, который получил название в честь популярной песенки известных в годы войны сестёр Эндрюс, имел не такую счастливую карьеру. Выпущенный в январе 1944 года, в марте он был зачислен в ту же 91-ю авиагруппу, базировавшуюся в Англии. Выполнив 24 вылета, самолёт не вернулся из вылета на бомбежку польской Познани 29 мая 1944 года. Экипаж 2-го лейтенанта Роберта Гунтера был признан пропавшим без вести. Над Европой у бомбардировщика отказали последовательно два двигателя, и, чтобы не попасть в плен, экипаж пошёл в сторону шведских берегов, сбрасывая за борт всё что можно, вплоть до оружия и приборов. Шведский перехватчик посадил B-17 в Мальмё.
Шведы интернировали самолёт и экипаж. В конце концов лётчиков отправили домой под обещание не совершать боевые вылеты, а самолёт шведы переоборудовали в пассажирский. После войны его перепродавали для разных целей датчанам и французам, а в 1972 году самолёт был передан ВВС США для экспозиции в музее. Нынешняя реставрация была не первой для «Крошки», теперь она должна отправиться в экспозицию Смитсоновского института в Вашингтоне.
На примере стоящих рядом самолётов хорошо видно, как менялось стрелковое оборонительное вооружение «Летающей Крепости». Если более ранний B-17F лишён характерной «бороды» с передней стрелковой точкой, то на более позднем B-17G она придаёт бомбардировщику более привычный вид.
Комментарии к данной статье отключены.