Герой Ютландского сражения, флагман британского адмирала Джеллико линкор «Айрон Дюк» – каков он был во время своего боевого пути? Мы собрали наиболее яркие фотографии линкора и людей, которые служили под защитой его брони и под сенью его внушительных пушек
На фото – линкор «Айрон Дюк»

Источник: http://www.artvalue.com/
Предшественник линкора – парусный линейный корабль «Айрон Дюк», 1860 год

Источник: http://www.artvalue.com/
Орудийная башня «Айрон Дюка» – вид с надстройки

Источник: Canadian Maritime archive
Носовые орудия – вид с наблюдательного поста на грот-мачте
Источник: Canadian Maritime archive
Носовые орудия – вид с наблюдательного поста на грот-мачте
Источник: Canadian Maritime archive
Дредноут разрабатывался в рамках программы усиления «Большого Флота» перед Первой мировой войной. В 1912 году были заложены сразу четыре однотипных корабля (на стапели в Портсмуте, на верфи в Бредморе, на верфи фирмы «Виккерс-Армстронг» в Ньюкасле и на Королевской судоверфи в Девенпорте). Головной корабль получил имя в честь великого британского полководца Артура Уэлсли Веллингтона, которого солдаты прозвали «железный герцогом» (Iron Duke)
На фото – спуск на воду шлюпки и парового катера

Источник: Canadian Maritime archive
12 октября 1912 года «Айрон Дюк» спустили на воду, причем его крестной матерью стала герцогиня Веллингтон – потомок «железного герцога». 12 марта 1914 года вымпел был принят в состав флота. С началом Первой мировой войны и назначением Джона Рашворта Джеллико главнокомандующим «Большого Флота» «Айрон Дюк» стал флагманским линкором. В этом качестве он участвовал в Ютландском сражении 31 мая 1916 года – самом крупном в истории бою с участием дредноутов. «Айрон Дюк» оставался флагманским кораблем до 1917 года, когда пост главкома занял адмирал Дэвид Битти, перенесший флаг на линкор «Королева Елизавета». В составе «Большого Флота» «Айрон Дюк» находился до 1919 года
На фото – эсминец у борта «Айрон Дюка»

Источник: Canadian Maritime archive
В 1919 году линкор стал флагманом Средиземноморской эскадры Великобритании, принимал участие в интервенции против Советской России, а в 1922 году участвовал в боевых действиях против Турции – в частности, обеспечивал эвакуацию беженцев из Смирны перед вступлением в город турецких войск
На фото – матросы драят барбет башни главного калибра

Источник: Canadian Maritime archive
Согласно Вашингтонским соглашениям о сокращении морских вооружений, в 1928 году линкор был превращен в учебный корабль. В 1939 году «Айрон Дюк» базировался в Девенпорте в качестве плавучей батареи и получил сильные повреждения при налетах немецкой авиации. В 1946 году корабль был снят с вооружения и продан на слом, а в 1949 году разделан на металл
На фото – посыльное судно у борта «Айрон Дюка»

Источник: Canadian Maritime archive
Основные характеристики линкора «Айрон Дюк»: водоизмещение – 26 100 т (нормальное) и 31 400 т (полное); длина – 187,2 м (по КВЛ); ширина – 27,5 м (наибольшая); осадка – 9,98 м (средняя при полном водоизмещении); бронирование: главный пояс – 203-305 мм, верхняя палуба – 32-51 мм; двигатели – 18 водотрубных котлов в трёх котельных отделениях; мощность силовой установки – 29 000 л.с. (проектная); движитель – 4 винта; максимальная скорость хода – 22 узла. Дальность плавания корабля составляла: 3 800 миль на 21,25 узлах; 4 500 миль на 20 узлах; 8100 миль на 12 узлах. Экипаж «Айрон Дюка» насчитывал 925-1102 человека (в военное время – до 1180 человек)
На фото – «Айрон Дюк» после перевооружения в 1928 году. Демонтированы башни главного калибра

Источник: Maritime quest
Корабль имел следующее вооружение:
артиллерия: 5×2 – 343-мм/45 Mk.V; 12×1 – 152-мм/45 BL Mk.VII; 1×76-мм десантная пушка; 4×47-мм салютные пушки Гочкиса; 5×7,71-мм пулемётов системы «Максим-Виккерс»;
зенитная артиллерия: 2×76-мм/45 зенитные пушки QF Mark I (на корме);
минно-торпедное вооружение: 4 подводных 533-мм торпедных аппарата (2 носовых и 2 кормовых, 20 торпед);
авиационная группа: 2 взлётные платформы для самолётов-корректировщиков (демонтированы в 1927-28 годах).
На фото – «Айрон Дюк» идет вдоль английского побережья, 1914 год (?). На мачте – флаг с крестом Святого Георгия

Источник: http://commons.wikimedia.org
«Айрон Дюк» в боевом походе. Пушки заглушены не парадными, а строевыми пробками без геральдических изображений

Источник: www.shipsnostalgia.com
Схема телефонов управления батареей вспомогательных 6-дюймовых орудий

Источник: www.dreadnoughtproject.org
Матросы на палубе однотипного линкора «Бенбоу». Хорошо видна разметка градусов на орудийной башне

Источник: www.navweaps.com
Еще одно фото после конверсии 1928 года. На барбете вместо башни «В» установлена зенитная пушка

Источник: tsushima.su
«Айрон Дюк» принимает уголь в Порт-Саиде. Над палубами натянуты тенты из парусины для предохранения экипажа от солнца

Источник: englishclass.jp
«Айрон Дюк» во главе эскадры линкоров, 1916 год (?)

Источник: histomil.com
«Айрон Дюк» в доке Портсмутской судостроительной верфи непосредственно перед спуском на воду, 1912 год

Источник: prints.rmg.co.uk
Однотипный линкор «Император Индии» в гавани Скапа-Флоу, 1921 год

Источник: http://warshipsimages.com
«Айрон Дюк» в гавани Смирны во время пожара в городе, 1922 год

Источник: http://4.bp.blogspot.com
Бульдог Пегги – талисман экипажа «Айрон Дюка», 1922 год

Источник: nmrnportsmouth.blogspot.com
Однотипный линкор «Мальборо» в Плимуте, 1931 год. В 1932 году этот корабль разберут на металл в Росайте

Источник: www.maritimequest.com
5 июня 1916 года. Военный министр Великобритании генерал Горацио Герберт Китченер поднимается на борт «Айрон Дюка», чтобы пообедать с главкомом ВМФ Джоном Рашвортом Джеллико. Через несколько часов Китченер отправится с миссией в Россию на крейсере «Хэмпшир» и погибнет вместе с кораблем, подорвавшимся на мине

Источник: Collections of the Imperial War Museums (collection no. 9411-17)