Михаил Леонтьевич Миль – советский конструктор вертолетной техники, создатель прославленного семейства гражданских и военных вертолетов «Ми», Герой Социалистического Труда. Будучи всесторонне одаренной творческой личностью, он мог стать художником или музыкантом, но еще в юношестве решил связать свою судьбу с авиацией.
1. Михаил Миль родился 9 (22) ноября 1909 года в Иркутске. Его отец служил на железной дороге, подрабатывал на золотых приисках, а мать была зубным врачом. Дед будущего конструктора, Самуил Миль, был евреем-кантонистом литовского происхождения, двадцать пять лет отслужившим на флоте. Как и многие юноши 20-х годов, Михаил проявлял живой интерес к технике, в особенности к авиации. В 12-летнем возрасте он построил свою первую модель летательного аппарата, которая получила первый приз на конкурсе в Новосибирске.
![Иркутск в начале ХХ века Источник: statehistory.ru - Михаил Миль - художник и конструктор | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/007/708/content/1.jpg)
Источник: statehistory.ru
2. В 1926 году Миль поступил в Томский технологический институт, где присоединился к секции планеристов. Однако уже через год он был отчислен за «непролетарское происхождение». Позже выяснилось, что кто-то из сокурсников, бывавший в гостях у Милей, написал донос, в котором отмечал «буржуазную роскошь» обстановки в их доме. Проработав год в лаборатории кожевенного производства для обеспечения себе пролетарской биографии, Миль перевелся в Донской политехнический институт сразу на 3-й курс.
![Здание Томского технологического института в начале ХХ века Источник: oldtomsk.narod.ru - Михаил Миль - художник и конструктор | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/007/710/content/2.jpg)
Источник: oldtomsk.narod.ru
3. Важную роль в формировании Миля как инженера и конструктора стало обучение в Донском политехническом институте, где он имел возможность экспериментально проверять свои выкладки в теории воздухоплавания, пользуясь одной из двух аэродинамических труб, имевшихся тогда в Союзе. Лекции по аэродинамике ему читал молодой профессор В. И. Левков – будущий создатель первых в мире судов на воздушной подушке. В 1929 году студент Михаил Миль узнает о новом летательном аппарате – автожире, сконструированном десятью годами ранее испанцем Хуаном де ла Сиервой, и всерьез увлекается теорией его полета.
![Студенты и преподаватели Донского политехнического института Источник: novocherkassk.net - Михаил Миль - художник и конструктор | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/007/709/content/3.jpg)
Источник: novocherkassk.net
4. Определяющее значение в судьбе будущего конструктора имело письмо Н. И. Камову, который в то время заведовал отделением автожиров в ЦАГИ. Прочитав его, земляк Миля и уже состоявшийся инженер Камов счел возможным привлечь студента из Новочеркасска к созданию первого отечественного автожира КАСКР-1 – в рамках летней практики. Стоит отметить, что, несмотря на мягкость характера, Миль умел добиваться своего. Например, окончив в 1931 году институт, он по распределению попал на Таганрогский авиазавод, однако смог убедить комиссию в том, что сможет принести больше пользы государству, занимаясь автожирами в ЦАГИ.
![Автожир КАСКР-1 и его создатели. Крайний справа – Н. И. Камов Источник: planetavvs.ru - Михаил Миль - художник и конструктор | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/007/712/content/4.jpg)
Источник: planetavvs.ru
5. Работая в ЦАГИ, Михаил Миль стал не только авиаконструктором, но и серьезным ученым-теоретиком, получившим в 1945 году степень доктора технических наук. Не ограничиваясь вертолетной тематикой, он участвовал в доработке самолетов других конструкторов, в частности легендарного штурмовика Ил-2, занимался теорией устойчивости и управляемости воздушного судна, а также глубоко изучал проблему штопора. Интересно, что в 30-е годы Милю, получавшему в ЦАГИ совсем небольшую зарплату, приходилось подрабатывать редактором и учителем немецкого языка.
![Самолёт СПБ конструкции Поликарпова №1/0 во время натурных испытаний в аэродинамической трубе. ЦАГИ, 1940 год. Источник: os.colta.ru - Михаил Миль - художник и конструктор | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/007/711/content/5.jpg)
Источник: os.colta.ru
6. В 1941 году группа под руководством Миля занималась испытаниями автожиров А-7 конструкции Камова в боевых условиях под Москвой. Их планировалось использовать в качестве корректировщиков артиллерийского огня, однако неплохо показав себя в мирной жизни, аппараты оказались пригодными только для тылового использования. В ходе этих испытаний имел место эпизод, когда после быстрого прорыва немцев Милю пришлось с оружием в руках предотвращать панику среди вверенных ему людей, чтобы обеспечить разборку и эвакуацию автожиров в тыл. Немцам тогда машины не достались.
![Группа конструкторов автожира А-7 с военными перед отправкой на фронт. В белых рубашках, слева направо – Миль и Камов Источник: http://topwar.ru/ - Михаил Миль - художник и конструктор | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/007/713/content/6.jpg)
Источник: http://topwar.ru/
7. С началом войны все работы по созданию винтокрылых машин были отложены до лучших времен, а конструкторы группы Камова – распределены по другим производствам. Миль оказался в эвакуации в поселке Билимбай Свердловской области, где занимался совершенствованием систем управления существующими самолетами, принимая личное участие в испытаниях. Результатом этих работ стала кандидатская диссертация и награждение Михаила Миля боевым орденом Красного Знамени.
![Штурмовики Ил-2 над Берлином Источник: waralbum.ru - Михаил Миль - художник и конструктор | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/007/717/content/7.jpg)
Источник: waralbum.ru
8. В 1942 году М. Л. Миль совместно с С. А. Пасхиным разрабатывают противотанковое ружье оригинальной конструкции, которое должно было вести огонь по танкам и ДОТам реактивными снарядами РС-82. Это необычное оружие в серию не пошло, а Миль, лично участвовавший в испытаниях, чуть не получил тяжелые увечья от раскаленной реактивной струи. В тот момент будущего создателя первого советского серийного вертолета спас кем-то наброшенный на него полушубок.
![М. Л. Миль и С. А. Пасхин со своим изобретением Источник: http://i2.guns.ru/ - Михаил Миль - художник и конструктор | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/007/714/content/8.jpg)
Источник: http://i2.guns.ru/
9. Миль увлекался живописью, уделяя своему хобби немало времени, если учитывать его плотный рабочий график. Персональные экспозиции Миля нередко устраивались в заводском доме культуры, а в 1981 году, уже после смерти конструктора, в Москве прошла выставка «Ученые рисуют», и картина Михаила Миля «Нарциссы. Угол кабинета», признанная художниками вполне профессиональной работой, стала ее эмблемой. Интересно и то, что в конструкторском бюро Миля работал целый штат художников, создававших рисунки, призванные наглядно показать потенциальным заказчикам боевое или хозяйственное применение проектируемых машин.
![Одна из акварелей Михаила Миля Источник: y-savinskiy.ru - Михаил Миль - художник и конструктор | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/007/716/content/9.jpg)
Источник: y-savinskiy.ru
10. М. Л. Миль скончался 31 января 1970 года в возрасте 60 лет, менее чем через полтора года после первого полета его самого известного детища – ударного вертолета Ми-24. Конструктор не дожил до начала эксплуатации и триумфа первого советского и второго в мире вертолета этого класса. Произведенная в количестве более 3500 экземпляров, машина приняла участие в десятках конфликтов, состоя на вооружении многих стран мира. Знаменитый «Крокодил» можно по праву считать самым воюющим вертолетом в мире.
![Вертолеты Ми-24 в небе Афганистана Источник: topium.ru - Михаил Миль - художник и конструктор | Военно-исторический портал Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/007/715/content/10.jpg)
Источник: topium.ru
Комментарии к данной статье отключены.