• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    4

    Михаил Миль - художник и конструктор

    • авиация
    • персоналии
    • СССР
    Данила Гусев
    22 November '14

    Михаил Леонтьевич Миль – советский конструктор вертолетной техники, создатель прославленного семейства гражданских и военных вертолетов «Ми», Герой Социалистического Труда. Будучи всесторонне одаренной творческой личностью, он мог стать художником или музыкантом, но еще в юношестве решил связать свою судьбу с авиацией.

    1. Михаил Миль родился 9 (22) ноября 1909 года в Иркутске. Его отец служил на железной дороге, подрабатывал на золотых приисках, а мать была зубным врачом. Дед будущего конструктора, Самуил Миль, был евреем-кантонистом литовского происхождения, двадцать пять лет отслужившим на флоте. Как и многие юноши 20-х годов, Михаил проявлял живой интерес к технике, в особенности к авиации. В 12-летнем возрасте он построил свою первую модель летательного аппарата, которая получила первый приз на конкурсе в Новосибирске.

    ​Иркутск в начале ХХ века  Источник: statehistory.ru - Михаил Миль - художник и конструктор | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Иркутск в начале ХХ века

    Источник: statehistory.ru

    2. В 1926 году Миль поступил в Томский технологический институт, где присоединился к секции планеристов. Однако уже через год он был отчислен за «непролетарское происхождение». Позже выяснилось, что кто-то из сокурсников, бывавший в гостях у Милей, написал донос, в котором отмечал «буржуазную роскошь» обстановки в их доме. Проработав год в лаборатории кожевенного производства для обеспечения себе пролетарской биографии, Миль перевелся в Донской политехнический институт сразу на 3-й курс.

    ​Здание Томского технологического института в начале ХХ века  Источник: oldtomsk.narod.ru - Михаил Миль - художник и конструктор | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Здание Томского технологического института в начале ХХ века

    Источник: oldtomsk.narod.ru

    3. Важную роль в формировании Миля как инженера и конструктора стало обучение в Донском политехническом институте, где он имел возможность экспериментально проверять свои выкладки в теории воздухоплавания, пользуясь одной из двух аэродинамических труб, имевшихся тогда в Союзе. Лекции по аэродинамике ему читал молодой профессор В. И. Левков – будущий создатель первых в мире судов на воздушной подушке. В 1929 году студент Михаил Миль узнает о новом летательном аппарате – автожире, сконструированном десятью годами ранее испанцем Хуаном де ла Сиервой, и всерьез увлекается теорией его полета.

    ​Студенты и преподаватели Донского политехнического института  Источник: novocherkassk.net - Михаил Миль - художник и конструктор | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Студенты и преподаватели Донского политехнического института

    Источник: novocherkassk.net

    4. Определяющее значение в судьбе будущего конструктора имело письмо Н. И. Камову, который в то время заведовал отделением автожиров в ЦАГИ. Прочитав его, земляк Миля и уже состоявшийся инженер Камов счел возможным привлечь студента из Новочеркасска к созданию первого отечественного автожира КАСКР-1 – в рамках летней практики. Стоит отметить, что, несмотря на мягкость характера, Миль умел добиваться своего. Например, окончив в 1931 году институт, он по распределению попал на Таганрогский авиазавод, однако смог убедить комиссию в том, что сможет принести больше пользы государству, занимаясь автожирами в ЦАГИ.

    ​Автожир КАСКР-1 и его создатели. Крайний справа – Н. И. Камов  Источник: planetavvs.ru - Михаил Миль - художник и конструктор | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Автожир КАСКР-1 и его создатели. Крайний справа – Н. И. Камов

    Источник: planetavvs.ru

    5. Работая в ЦАГИ, Михаил Миль стал не только авиаконструктором, но и серьезным ученым-теоретиком, получившим в 1945 году степень доктора технических наук. Не ограничиваясь вертолетной тематикой, он участвовал в доработке самолетов других конструкторов, в частности легендарного штурмовика Ил-2, занимался теорией устойчивости и управляемости воздушного судна, а также глубоко изучал проблему штопора. Интересно, что в 30-е годы Милю, получавшему в ЦАГИ совсем небольшую зарплату, приходилось подрабатывать редактором и учителем немецкого языка.

    ​Самолёт СПБ конструкции Поликарпова №1/0 во время натурных испытаний в аэродинамической трубе. ЦАГИ, 1940 год. Источник: os.colta.ru - Михаил Миль - художник и конструктор | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Самолёт СПБ конструкции Поликарпова №1/0 во время натурных испытаний в аэродинамической трубе. ЦАГИ, 1940 год.
    Источник: os.colta.ru

    6. В 1941 году группа под руководством Миля занималась испытаниями автожиров А-7 конструкции Камова в боевых условиях под Москвой. Их планировалось использовать в качестве корректировщиков артиллерийского огня, однако неплохо показав себя в мирной жизни, аппараты оказались пригодными только для тылового использования. В ходе этих испытаний имел место эпизод, когда после быстрого прорыва немцев Милю пришлось с оружием в руках предотвращать панику среди вверенных ему людей, чтобы обеспечить разборку и эвакуацию автожиров в тыл. Немцам тогда машины не достались.

    ​Группа конструкторов автожира А-7 с военными перед отправкой на фронт. В белых рубашках, слева направо – Миль и Камов  Источник: http://topwar.ru/ - Михаил Миль - художник и конструктор | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Группа конструкторов автожира А-7 с военными перед отправкой на фронт. В белых рубашках, слева направо – Миль и Камов

    Источник: http://topwar.ru/

    7. С началом войны все работы по созданию винтокрылых машин были отложены до лучших времен, а конструкторы группы Камова – распределены по другим производствам. Миль оказался в эвакуации в поселке Билимбай Свердловской области, где занимался совершенствованием систем управления существующими самолетами, принимая личное участие в испытаниях. Результатом этих работ стала кандидатская диссертация и награждение Михаила Миля боевым орденом Красного Знамени.

    ​Штурмовики Ил-2 над Берлином  Источник: waralbum.ru - Михаил Миль - художник и конструктор | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Штурмовики Ил-2 над Берлином

    Источник: waralbum.ru

    8. В 1942 году М. Л. Миль совместно с С. А. Пасхиным разрабатывают противотанковое ружье оригинальной конструкции, которое должно было вести огонь по танкам и ДОТам реактивными снарядами РС-82. Это необычное оружие в серию не пошло, а Миль, лично участвовавший в испытаниях, чуть не получил тяжелые увечья от раскаленной реактивной струи. В тот момент будущего создателя первого советского серийного вертолета спас кем-то наброшенный на него полушубок.

    ​М. Л. Миль и С. А. Пасхин со своим изобретением  Источник: http://i2.guns.ru/ - Михаил Миль - художник и конструктор | Военно-исторический портал Warspot.ru
    М. Л. Миль и С. А. Пасхин со своим изобретением

    Источник: http://i2.guns.ru/

    9. Миль увлекался живописью, уделяя своему хобби немало времени, если учитывать его плотный рабочий график. Персональные экспозиции Миля нередко устраивались в заводском доме культуры, а в 1981 году, уже после смерти конструктора, в Москве прошла выставка «Ученые рисуют», и картина Михаила Миля «Нарциссы. Угол кабинета», признанная художниками вполне профессиональной работой, стала ее эмблемой. Интересно и то, что в конструкторском бюро Миля работал целый штат художников, создававших рисунки, призванные наглядно показать потенциальным заказчикам боевое или хозяйственное применение проектируемых машин.

    ​Одна из акварелей Михаила Миля  Источник: y-savinskiy.ru - Михаил Миль - художник и конструктор | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Одна из акварелей Михаила Миля

    Источник: y-savinskiy.ru

    10. М. Л. Миль скончался 31 января 1970 года в возрасте 60 лет, менее чем через полтора года после первого полета его самого известного детища – ударного вертолета Ми-24. Конструктор не дожил до начала эксплуатации и триумфа первого советского и второго в мире вертолета этого класса. Произведенная в количестве более 3500 экземпляров, машина приняла участие в десятках конфликтов, состоя на вооружении многих стран мира. Знаменитый «Крокодил» можно по праву считать самым воюющим вертолетом в мире.

    ​Вертолеты Ми-24 в небе Афганистана  Источник: topium.ru - Михаил Миль - художник и конструктор | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Вертолеты Ми-24 в небе Афганистана

    Источник: topium.ru

    Данила Гусев

    Женское лицо сирийской войны на Warspot.ru
    Женское лицо сирийской войны
    10 фактов о генерале Паттоне на Warspot.ru
    10 фактов о генерале Паттоне
    Кавалерия в битве за Москву на Warspot.ru
    Кавалерия в битве за Москву
    Поделиться
    • 1
    • 111
    • 11
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Фото дня: Белая Лилия на Warspot.ru
    Фото дня: Белая Лилия
    Фото дня: герой трёх войн на Warspot.ru
    Фото дня: герой трёх войн
    Первый отряд на Warspot.ru
    Первый отряд
    Артём Драбкин: человек, который помнит на Warspot.ru
    Артём Драбкин: человек, который помнит
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google