Судостроительное предприятие «Адмиралтейские верфи» завершает ходовые испытания новой многоцелевой подводной лодки «Ростов-на-Дону» и до конца текущего года передаст её Военно-морскому флоту России. Это вторая лодка проекта 636.3 «Варшавянка» из строящейся серии в шесть боевых подводных кораблей: «Новороссийск», «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол», «Краснодар», «Великий Новгород» и «Колпино». Подлодка «Новороссийск» в августе этого года вошла на вооружение ВМФ РФ и несет службу в составе Черноморского флота. Последняя, шестая субмарина данной серии должна быть сдана в срок до 2018 года. «Адмиралтейские верфи», входящие в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» – ведущее предприятие в Российской Федерации, производящее, кроме прочих видов кораблей, неатомные подводные дизель-электроходы.
Проект 877 был разработан в ЦКБ «Рубин» в 1970-х годах для экспорта в страны Варшавского договора (отсюда его название – «Варшавянка»), а в 1990-е годы был модифицирован и получил номер 636. Сегодня в мире насчитывается 16 действующих субмарин 636-го проекта: 2 – в России (включая подлодку «Ростов-на-Дону»), 10 – в Китае и по 2 – в Алжире (еще 2 единицы уже заказаны) и Вьетнаме (заказаны еще 4 единицы). Нынешняя, усовершенствованная модификация проекта носит маркировку 636.3 и согласно стандартов НАТО относится к классу Improved Kilo.
По ряду основных параметров проект признан весьма удачным, поэтому принято решение продолжать его производство с внесением необходимых усовершенствований по мере появления новых технологий и видов оружия. Причины завидного «долголетия» проекта 636 кроются в том, что подводные лодки класса Improved Kilo показали наилучшее сочетание боевых и технических характеристик, которые делают их крайне опасным противником. По ряду своих показателей они заметно превосходят зарубежные аналоги.
Одна из важнейших задач подлодки – остаться незамеченной под водой, не выдавая себя шумом работающих машин, поэтому субмарины проекта «Варшавянка» имеют преимущество перед большинством подводных лодок мира, отличаясь высокими показателями малошумности. Двойной корпус, убирающиеся рули, амортизирующие платформы для двигателей, а также специальные внешние гидроакустические покрытия обеспечивают максимально возможную звукоизоляцию и затрудняют обнаружение лодки противником. В режиме движения на электромоторах подлодка становится практически неслышимой и способна «подкрасться» к противнику почти вплотную. В странах НАТО лодка получила прозвище «Черная дыра» за свою акустическую «невидимость». Специалисты не исключают, что недавний скандал с так и не найденной подводной лодкой у берегов Швеции возник именно вокруг субмарины класса «Варшавянка», которая осталась необнаруженной и удалилась из района её поисков.
Лодка способна погружаться на глубину до 300 метров и находиться в автономном плавании в течение 45 суток, а ее корпус спроектирован таким образом, чтобы производить как можно меньше шума под водой и иметь наилучшую гидродинамическую форму. Это привело к потере некоторых мореходных качеств субмарины – на поверхности она развивает скорость до 17 узлов, в подводном положении – до 20 узлов. При оптимальном режиме хода лодка способна пройти под водой до 400 миль, а общая дальность ее плавания достигает 7500 миль. Длина лодки составляет 73,8 метра, наибольшая ширина –9,9 метра, а надводное водоизмещение – 2350 тонн. Для управления подводным боевым кораблем необходим экипаж численностью 52 человека.
Усовершенствования проекта 636 предусматривают модернизацию не только силовых установок, навигационного оборудования и систем управления, но и существенное усиление огневого потенциала субмарины. Многолетнее производство этих лодок на экспорт и оснащение их в соответствии с растущими пожеланиями иностранных заказчиков привели к тому, что в дополнение к классическому набору вооружения (торпедам и минам) на них стали устанавливать ракетное вооружение. В частности, на подлодки проекта 636.3 устанавливается ударный ракетный комплекс «Калибр» (в терминах экспортных проектов – Club-S), способный поражать цели на море и суше. Примечательно, что для запуска крылатых ракет этого комплекса с борта лодки не требуется специальное оборудование – пуск ракет производится через торпедные аппараты. Ракетное вооружение переводит данный тип подводных лодок в новый боевой статус. Из лодки берегового охранения субмарина превращается в полноценный подводный ракетоносец стратегического уровня, так как ракеты данного типа имеют дальность полета до 1500 км.
За всю историю строительства и эксплуатации лодок этого проекта не зафиксировано катастроф или сколько-нибудь серьезных аварий с их участием. Являясь сравнительно недорогими в производстве, они могут быть изготовлены в количестве, достаточном для поддержания обороноспособности страны, и способны обеспечить надежную защиту морских рубежей. 19 ноября генеральный директор судостроительного предприятия «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков сообщил в интервью информационному агентству «Оружие России», что уже в текущем году зарубежным заказчикам будут переданы еще две подводных лодки этого проекта.
Таким образом, имеются все основания для того, чтобы признать проект достойным дальнейшего развития, так как неатомные подводные лодки имеют перспективу в оборонной доктрине и наряду с другими подводными и надводными кораблями прочно занимают свое место в современном военно-морском флоте. Требует дальнейшей разработки и усовершенствования часть технологий, относящаяся к силовым и энергетическим установкам. Кроме того, перспективы развития проекта лежат в плоскости повышения скорости подводной лодки, а также в увеличении ее автономности. Одновременно с этим стоит задача сохранения (а в идеале – улучшения) параметров невидимости лодки для гидроакустических приборов обнаружения. Потребность в столь сложных технических решениях делает эту задачу трудновыполнимой, однако определенные наработки в данной сфере уже существуют. По мнению главного конструктора ЦКБ «Рубин» Игоря Молчанова, серия 636.3 вполне может стать успешным переходным проектом в ходе создания принципиально новых неатомных субмарин следующего поколения.
Комментарии к данной статье отключены.