Атомный подводный крейсер «Екатеринбург» вышел на ходовые испытания после двухгодичного ремонта. Субмарина, пострадавшая от пожара, была восстановлена на верфях предприятия «Центр судоремонта «Звездочка», расположенного в городе Северодвинске Архангельской области. Проверка всех ходовых систем и механизмов корабля проводится в ходе трёхнедельных испытаний и тестов в акватории Белого моря.
Атомный ракетоносец К-84 «Екатеринбург» является представителем второго поколения подводных лодок и относится к классу боевых кораблей стратегического назначения. Корабль был построен в 1984 году по проекту 667БДРМ «Дельфин» (в обозначениях НАТО именуется как Delta-IV) и вошел в состав ВМС Советского Союза в 1985 году, а в 1999 году был переименован в «Екатеринбург» и нес службу в составе Северного флота ВМС России. «Екатеринбург» является вторым из семи кораблей, построенных по проекту 667БДРМ за период с 1984 по 1992 год (кроме него в серию вошли подводные лодки К-51 «Верхотурье», К-114 «Тула», К-117 «Брянск», К-18 «Карелия», К-407 «Новомосковск» и К-64 (БС-64).
«Екатеринбург» по праву называется стратегическим подводным крейсером, поскольку несет на борту 16 баллистических межконтинентальных ракет Р-29РМ, каждая из которых имеет десять 100-килотонных или четыре 200-килотонных ядерных боеголовок индивидуального наведения. Таким образом, ракеты подлодки способны поразить от 64-х до 160-ти целей на расстоянии до 8000 километров – при этом цели могут находиться на расстоянии сотен километров друг от друга. Кроме того, «Екатеринбург» имеет минно-торпедное вооружение и комплексы ПЗРК в качестве средства противовоздушной обороны. О мощи баллистических ракет, которыми вооружена подлодка, и сложности её оборудования свидетельствует тот факт, что в мае 2006 года с ее борта был осуществлен успешный запуск искусственного спутника Земли «Компас-2».
Подлодка обладает внушительными размерами – ее длина составляет 167 метров, наибольшая ширина – почти 12 метров, а водоизмещение в подводном положении – более 18 тысяч тонн. Автономность плавания достигает 90 суток, за которые субмарина может преодолеть тысячи километров пути. Два атомных реактора ВМ-4СГ суммарной мощностью 180 МВт и два пятилопастных винта обеспечивают лодке скорость хода в 14 узлов в надводном положении и до 24 – в подводном. «Екатеринбург» способен погружаться на глубины до 650 метров, рабочая же глубина составляет около 500 метров.
Длительный ремонт в Северодвинске лодке понадобился после пожара, возникшего на ее борту 29 декабря 2011 года при проведении газосварочных работ. По официальной версии, вследствие нарушений правил пожарной безопасности от искр сварки загорелись деревянные леса, установленные возле подлодки, и огонь распространился на ее борт.
Огонь повредил гидроакустическое покрытие корпуса лодки, кабельные каналы и некоторые внутренние помещения. Однако несмотря на то, что ядерные реакторы и часть торпед подлодки во время докования находились на ее борту, катастрофы удалось избежать. Тушение пожара, которым лично руководил министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу, длилось более двадцати часов, устранение же последствий инцидента заняло больше двадцати месяцев. Стоимость ремонта субмарины, по некоторым оценкам, составила около 1 миллиарда рублей.
По статистике, пожары на подводных лодках в мире происходят примерно один раз в два-три года. Их причиной часто является человеческий фактор, однако иногда случаются пожары, вызванные усталостью металла, детонацией боеприпасов либо самовозгоранием. На подлодке «Екатеринбург» первая серьезная авария произошла в декабре 1989 года во время операции «Бегемот», суть которой состояла в проведении залпового испытательного запуска баллистических ракет (пуска всех ракет поочередно с минимальной задержкой в 15-20 секунд между стартами). За несколько минут до залпа из-за нарушений в работе датчиков в шахте одной из ракет произошла утечка топлива. В результате самовозгорания произошел взрыв топлива, вырвавший крышку люка, и ракета оказалась частично выброшенной из шахты. Благодаря умелым действиям экипажа вспыхнувший пожар тогда удалось локализовать, и выгорела только шахта ракеты.
Ожидается, что уже в декабре 2014 года, по завершении ходовых испытаний подлодка «Екатеринбург» вернется в состав Северного флота ВМС России. Несмотря на солидный возраст субмарины (28 лет), срок ее службы продлен еще на пять лет – до 2019 года. Некоторые эксперты прогнозируют продление срока службы лодок данного проекта до 2035 года при условии их перевооружения и поддержания в надлежащем техническом состоянии. На сегодняшний же день подлодки серии 667БДРМ являются основой морского компонента российской ядерной триады.
Комментарии к данной статье отключены.