Данная статья продолжает цикл публикаций, призванный систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
В конце декабря 1939 г. в Управлении кадров ГУ ВВС РККА в Москве был сформирован штаб 147-го истребительного авиационного полка, который убыл в Мурманск в распоряжение командования ВВС 14-й Армии Северо-Западного фронта. В середине января 1940 г. формирование было завершено путём включения в состав полка двух эскадрилий из 5-го САП и по одной эскадрилье из 26-го ИАП, 38-го ИАП и 9-го ЛШАП. Новая авиачасть приняла участие в советско-финской войне 1939–40 гг. На фронтах Великой Отечественной войны 147-й ИАП участвовал с 22 июня 1941 г. до момента исключения частей 7-й Воздушной армии Карельского фронта из состава действующей армии 13 января 1945 г.
4 апреля 1942 г. за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР 147-й ИАП был преобразован в 20-й Гвардейский истребительный авиационный полк.
Всего за период участия в боях ВОВ лётным составом полка, по официальным данным, выполнено 8768 боевых вылетов, в 183 групповых воздушных боях сбито 197 самолетов противника. Свои безвозвратные потери по всем причинам составили 104 самолета и 54 лётчика.
В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолетов-истребителей:
И-153 и И-15бис
147-й ИАП вступил в боевые действия, имея в боевом составе 34 И-153 и 19 И-15бис. «Бисы» использовались в боях, судя по всему, до конца июля 1941 г., большинство их было потеряно по боевым и небоевым причинам, а оставшиеся в строю сданы в ремонтные органы и заменены на МиГ-3. «Чайки» продержались в полку до конца декабря 1941 г. (на 1 октября 147-й ИАП имел всего 10 И-153) и были переданы другим частям ВВС Карельского фронта при перевооружении полка на иностранную авиатехнику.
МиГ-3
Первые четыре истребителя Микояна и Гуревича были получены полком 12 июля 1941 г. из резерва ВВС Ленинградского фронта, а к концу месяца поступило еще 17 МиГ-3. «МиГи» интенсивно эксплуатировались до перевооружения полка на иностранную авиатехнику на рубеже 1941–1942 гг., но в небольшом количестве имелись в составе части и после этого, задержавшись надолго: на 1 октября 1941 г. в полку было 6 МиГ-3, на 22 апреля 1942 г. – 5, а на 1 февраля 1943 г. всё ещё имелось два «МиГа».
«Харрикейн» (Hawker Hurricane британского производства)
Первые несколько ленд-лизовских машин появились на вооружении 147-го ИАП в ноябре 1941 г., и личный состав полка приступил к их освоению, не прерывая боевой работы на фронте (которая, впрочем, в условиях начавшейся полярной ночи не отличалась интенсивностью). В начале 1942 г. одна эскадрилья 147-го ИАП была полностью укомплектована «Харрикейнами». Машины эксплуатировались непродолжительное время – в начале мая того же года английские машины были сданы на укомплектование вновь сформированных авиаполков ПВО Мурманска, а 20-й Гв.ИАП был полностью перевооружён на более совершенную американскую технику. Однако история «Харрикейнов» в полку на этом не закончилась, и приблизительно до марта 1943 г. некоторое количество британских истребителей, возвращённых после ремонта, продолжало оставаться в боевом составе (на 1 февраля 1943 г. их имелось 6 штук), но сколько-нибудь существенной роли в боевой работе они уже не играли.
«Томагавк»/«Киттихаук» (Curtiss P-40 Tomahawk/Kittyhawk производства США)
Первые три экземпляра ранних модификаций данного типа 147-й ИАП получил в декабре 1941 г. После освоения новой техники личным составом полк был по большей части укомплектован такими машинами, которые к весне 1942 г. составили матчасть двух из трёх эскадрилий полка (на 22 апреля этого года в полку имелось 11 исправных «Томагавков». После того, как 1 мая 20-й Гв.ИАП сдал в полки 122-й ИАД ПВО английские «Харрикейны», он в дополнение к «Томагавкам» получил 19 более совершенных «Киттихауков». На 1 августа 1943 г. исправных «Киттихауков» в части насчитывалось 18 штук. Эти истребители представляли основу боевого состава полка до февраля 1944 г., когда полк был перевооружён на «Аэрокобры», а «Киттихауки» передал в другие части 7-й ВА.
Ла-5
Три Ла-5 поступили в 20-й Гв.ИАП летом 1943 г., по всей видимости, для ознакомления лётного состава перед последующим перевооружением части на отечественную технику. Однако решение о переоснащении полка на истребители Лавочкина принято не было, и эти три машины так и остались первыми и последними Ла-5 в 20-м Гв.ИАП. Они использовались до февраля 1944 г. (в частности, на Ла-5 летал на боевые задания командир части подполковник М. Семянистый) и были сданы в другие полки одновременно с «Киттихауками».
«Аэрокобра» (Bell P-39 Airacobra производства США)
В апреле 1943 г. 20-й Гв.ИАП получил два истребителя «Аэрокобра», к изучению и освоению которых полк приступил без отрыва от боевой работы. Оба этих самолёта были, судя по всему, потеряны или повреждены в лётных происшествиях, поскольку в боевом составе полка на 1 августа того же года «Аэрокобр» не числится. Второе «пришествие» американских машин в 20-й Гв.ИАП произошло в феврале 1944 г., когда полк был полностью переоснащён «Аэрокобрами», получив 30 экземпляров и передав всю матчасть других типов в полки 7-й ВА. На «Аэрокобрах» 20-й Гв.ИАП вёл боевую работу вплоть до вывода из состава действующей армии 13 января 1945 г.
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации