На совещании в Кремле Сталин спросил у Малышева, ведётся ли проектирование новых САУ на базе перспективного танка. Вспомнив о конструкторе Горлицком, нарком тут же отрапортовал, что в разработке находится новая самоходка СУ-100-М с компоновкой по типу «Фердинанда». Сталин ответил: «Хорошо! Сделайте побыстрее и поставьте на неё 122-мм пушку!»
Стремительное наступление немцев в 1941–42 годах сильно ударило по советской танкостроительной промышленности. Эвакуация предприятий из европейской части СССР в Сибирь и на Урал затормозила запуск в серию новых видов бронетехники, но не остановила их разработку. Несмотря на все трудности военного времени, параллельно с усовершенствованием старых машин создавались и новые образцы.
Передовой средний танк
КБ харьковского завода №183, переехавшего на Урал на производственные площади нижнетагильского предприятия «Уралвагонзавод», в 1942 году начало работы над новым средним танком Т-43. Он отличался от легендарного Т-34 трёхместной просторной башней с командирской башенкой и значительно более мощным бронированием, а также использованием торсионной подвески и в полтора раза большей толщиной бронедеталей корпуса. Созданием машины лично руководил главный конструктор завода А. А. Морозов. Однако в серию этот танк не пошёл, так как в случае замены им «тридцатьчетвёрки» в суммарном производстве советских средних танков произошёл бы значительный спад, а этого руководство страны допустить не могло.
В результате отдельная группа конструкторов занялась глубокой модернизацией Т-34, которая привела к замене его башни на башню с Т-43, в результате чего появился практически новый танк Т-34-85. Однако от идеи создания нового среднего танка А. А. Морозов не отказывался, и в конце 1943 года началась разработка Т-44. Он без переделок унаследовал от Т-43 башню, корпус же новой машины претерпел значительные изменения. Наиболее передовым решением, найденным разработчиками, стало поперечное расположение двигателя В-44. Благодаря такой компоновке удалось значительно уменьшить высоту и длину корпуса, а за счёт высвободившегося веса – усилить бронирование. В Таблице 1 приведена толщина брони корпусов танков Т-34, Т-43 и Т-44.
танк |
лоб |
|
борт |
корма |
днище |
крыша | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
мм |
° |
мм |
мм |
мм |
мм |
|
Т-34 | 45 | 60° | 45 | 45 | 20 | 20 | |
Т-43 | 75 | 60° | 60 | 60 | 20 | 30 | |
Т-44 | 90 | 60° | 75 | 30-45 | 15 | 15-20 |
На Т-44 установили новую пятиступенчатую коробку перемены передач (далее – КПП). Она получилась лёгкой и компактной благодаря использованию в конструкции трансмиссии нового агрегата – «гитары» (так назвали редуктор с передаточным числом 0,7, увеличивавший число оборотов и уменьшавший нагрузки на КПП). За счёт установки новой топливной аппаратуры номинальную мощность дизельного двигателя удалось увеличить до 520 л. с.
Ещё одним кардинальным решением, применённым на Т-44, был отказ от подвески Кристи в пользу торсионов. Пружинные «свечи» отбирали слишком много забронированного пространства, имея при этом и положительную особенность – у экипажей возникало меньше сложностей с их ремонтом. Торсионы позволили уменьшить габариты машины, удешевили её производство и улучшили условия обитаемости экипажа.
Отец советских самоходок
Параллельно с работой над совершенствованием уже разработанных моделей танков и созданием новых в других советских танковых КБ инженеры трудились над проектированием машин совсем иных типов. Так, конструкторский коллектив свердловского предприятия «Уральский завод транспортного машиностроения» специализировался на создании средних по весу самоходных артиллерийских установок (далее – САУ). Руководил этими работами конструктор Лев Израилевич Горлицкий.
Жизненный путь этого человека оказался тернистым и сложным. Льву было пятнадцать лет, когда белогвардейцы на его глазах застрелили отца, лежавшего в тифозной горячке, а вскоре в боях с петлюровцами погиб старший брат. Мать с остальными пятью детьми перебралась в Киев, где Лев вскоре поступил в Киевский политехнический институт. С третьего курса его перевели в Ленинградский военно-механический институт, и в 1932 году Горлицкий оказался в числе его первых выпускников.
В дальнейшем молодой конструктор работал в артиллерийском КБ-3 на Ленинградском заводе имени С. М. Кирова (далее – ЛКЗ, в 1932 году он назывался «Красный Путиловец»). В 1938 году Л. И. Горлицкий разработал 76-мм горную пушку, которая вскоре пошла в серию. За этот проект Сталин лично похвалил инженера… и тот оказался на нарах. Из Испании, в которой шла гражданская война и куда СССР поставлял оружие для республиканского правительства, стали приходить известия, что пушки Горлицкого выходят из строя. К счастью, конструктора не успели расстрелять к тому моменту, когда оказалось, что орудия приходили в негодность на заводе-изготовителе, где один из молодых рабочих выводил их из строя, мстя за своих репрессированных родственников. Горлицкого выпустили на свободу и в августе 1940 года назначили руководителем артиллерийского КБ вместо расстрелянного И. А. Маханова.
Вскоре началась война, и артиллерийское КБ ЛКЗ эвакуировали отдельно от танкового производства – не в Челябинск, а в Свердловск на площади «Уралмаша». Здесь Горлицкий занялся вопросами производства САУ, и когда мощности, производившие артиллерийские системы, выделили в отдельный завод №9, Лев Израилевич остался на «Уралмаше» начальником Специального конструкторского бюро (далее – СКБ).
К осени 1944 года на «Уралмаше» на базе шасси Т-34 уже были разработаны такие известные САУ как СУ-122, СУ-85 и СУ-100. Помимо этих машин, СКБ работало и над проектированием других самоходок, получивших меньшую известность. Так, с ноября 1943 года команда Горлицкого вела разработку уникальной САУ ЭСУ-100, во многом копировавшей решения, «подсмотренные» на немецких трофейных самоходках «Фердинанд». В первую очередь конструкция машины отличалась от разработок уралмашевцев использованием электромеханической трансмиссии и задним расположением боевого отделения.
Альтернатива «советским фердинандам»
В июне 1944 года решением начальника Отдела главного конструктора Наркомата танковой промышленности И. С. Бера все работы по ЭСУ-100 были остановлены, поскольку военные функционеры посчитали, что новая самоходка ничем не превосходит уже разработанную к тому времени СУ-100. Однако Горлицкий не хотел отказываться от проекта САУ с задним расположением боевой рубки и убедил наркома танковой промышленности В. А. Малышева разрешить разработку самоходки с такой же компоновкой, но с механической трансмиссией. По утверждению исследователя М. Н. Свирина, в этом вопросе конструктору помог сам Сталин – на совещании в Кремле, где обсуждалось, в том числе, состояние дел по разработке танка Т-44, вождь спросил у Малышева, ведётся ли проектирование новых САУ на базе перспективного танка. Вспомнив о Горлицком, нарком тут же отрапортовал, что в разработке находится новая самоходка СУ-100-М с компоновкой по типу «Фердинанда», где используется моторно-трансмиссионное отделение (далее – МТО) от Т-44. Сталин ответил: «Хорошо! Сделайте побыстрее и поставьте на неё 122-мм пушку!»
Чтобы перестраховаться, в июне 1944 года наркомат заказал СКБ разработку сразу нескольких проектов, работу над которыми инженеры вели параллельно:
- СУ-100М1 «Уралмаш-1» – на базе шасси Т-34 с задним расположением боевого отделения и передним расположением МТО. Вооружение – 100-мм пушка Д-10С;
- СУ-100М2 «Уралмаш-1» – на базе шасси Т-44 с задним расположением рубки боевого отделения и передним расположением МТО. Вооружение – 100-мм пушка Д-10С;
- СУ-122-44 «Гром» – на базе шасси Т-44 с передним расположением рубки боевого отделения и задним расположением МТО. Вооружение – 122-мм пушка Д-25-44С.
10 октября 1944 года на специальном заседании Технического совета Наркомата танковой промышленности с участием сотрудников Управления самоходной артиллерии, помимо этих трёх проектов, рассматривали судьбу «электрической» САУ ЭСУ-100, а также уже реализованной в металле и успешно испытанной СУ-122П, представлявшей собой модернизированную СУ-100. Было принято решение в дальнейшем развивать проекты СУ-100М2 и СУ-122-44, а работы по остальным машинам прекратить. 26 октября это решение оформили приказом №625 по Наркомату танковой промышленности. Фактически СУ-122-44 с традиционной для советского машиностроения компоновкой оставили на случай, если эксперимент с «советским «Фердинандом» окажется неудачным.
В качестве основного вооружения для новой самоходки конструкторы выбрали уже проверенное орудие Д-25С, представлявшее собой самоходный вариант гаубицы А-19. С декабря 1943 года его начали устанавливать на тяжёлые танки ИС-2 (вариант орудия для установки на танки обозначали индексом Д-25Т), где эта артсистема хорошо себя зарекомендовала. Основным недостатком пушки было её раздельное заряжание, что означало низкую скорострельность. Наведение планировали осуществлять: с использованием прицела ТШ-17 – при стрельбе прямой наводкой; с использованием прицела М-30 с панорамой – при ведении огня с закрытых позиций. В маске орудия Д-25С также проектировалась установка спаренного пулемёта ДТ.
СУ-122-44 получила такое же лобовое бронирование, как и Т-44 – 90 мм. Расчётный вес машины достигал 32,8 тонны, что всего на две тонны превышало массу Т-44. В связи с этим ожидалось, что скорость САУ будет ненамного меньшей, чем у танка-прототипа (по шоссе – 60 км/ч; по пересечённой местности – 25–30 км/ч).
Однако в металле самоходка СУ-122-44 никогда не реализовывалась, так как весной 1945 года от её дальнейшей разработки отказались в пользу экспериментальной САУ СУ-100М2.
Комментарии к данной статье отключены.