Самоходная установка СУ-76М, ставшая в годы войны второй по массовости боевой машиной Красной армии, вооружалась 76-мм дивизионным орудием ЗИС-3. Эта система была одной из лучших, созданных В.Г. Грабиным, и обладала неплохими характеристиками. Вместе с тем попытки поставить на самоходную установку более мощные орудия предпринимались неоднократно, и некоторые варианты, например, СУ-85Б, даже были близки к запуску в серию. Тем не менее Красная армия так и не дождалась отечественного аналога САУ Marder.
Утилизация ненужной пушки
Ещё на этапе проектирования СУ-12 и СУ-71, прямых предшественников СУ-76М, появилась идея создать специализированный истребитель танков. Эта машина должна была получить 45-мм противотанковую пушку М-42. Правда, дальше создания тактико-технических требований работа по этой теме не пошла. А вот другая система В.Г. Грабина — 57-мм противотанковая пушка ЗИС-2 — с завидным постоянством то появлялась, то исчезала из программы вооружения самоходной артиллерии.
Очередной раз о ЗИС-2 и её танковой версии ЗИС-4 вспомнили весной 1943 года после испытаний обстрелом немецкого тяжёлого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Выяснилось, что ЗИС-2 является одной из немногих советских систем, которые поражают немецкий тяжёлый танк не только в борт, но и в лоб. Хотя лоб «Тигра» поражался огнём ЗИС-2 с минимальных дистанций, этого оказалось достаточно, чтобы в срочном порядке восстановить производства орудия.
Задание на изготовление танковой версии ЗиС-2, ЗИС-4, поступило из Главного артиллерийского управления (ГАУ). Но Грабин и завод №92 проявили инициативу, и параллельно с постройкой заказанных орудий для вооружения четырёх Т-34 на предприятии развернулось серийное производство. Пока танки с новыми пушками испытывались, завод №92 умудрился построить больше полутора сотен таких орудий. ЗИС-4 испытывалась и на опытной самоходной установке СУ-74Б. По сравнению с конструкцией 1941 года новая ЗИС-4 получилась более технологичной.
Как раз в то время, когда Т-34 с ЗИС-4 прибыли на испытания, закончилась первая фаза Курской битвы, оказавшей серьёзное влияние на советское танкостроение. Среди прочего стало ясно, что ЗИС-4 не совсем подходит для вооружения танков. Немцы применили немало новинок, включая средний танк Pz.Kpfw.Panther, верхний лобовой лист корпуса которого не могло пробить и 85-мм орудие. Пушка ЗИС-4 теперь выглядела достаточно бледно.
Выпуск ЗИС-2 продолжился, а на танковой версии пушки пришлось поставить крест. Но, как упоминалось выше, завод №92 проявил инициативу, и к концу 1943 года на складе завода №183 в Нижнем Тагиле мёртвым грузом зависли 154 новых ЗИС-4. Ещё двенадцать систем 1941 года выпуска завод сохранил с 1941 года, привезя в эвакуацию из Харькова.
Разумеется, продолжительное хранение не делало пушки лучше. С завода поступали требования что-то делать со ржавеющим неликвидом. ГАУ и Главное бронетанковое управление Красной армии (ГБТУ КА) оказались в сложной ситуации. 57-мм орудия всё ещё представляли боевую ценность, но на танки путь им был уже заказан: в конце 1943 года был сделан окончательный выбор в пользу танковых орудий калибра 85 мм. Выходом из тупика могло стать использование ЗИС-4 для вооружения лёгких самоходных установок.
Продолжением истории с многострадальными орудиями стала ещё одна инициатива, на сей раз конструкторского бюро (КБ) ГАЗ им. Молотова. В апреле 1944 года здесь разработали самоходную установку, получившую обозначение «57-мм самоходная противотанковая пушка». Часто встречающийся индекс СУ-57 появился заметно позже — в сентябре 1944 года. Велосипед на ГАЗ изобретать не стали: конструкция СУ-76М осталась прежней, а у системы ЗИС-3 заменили ствол. С учётом взаимозаменяемости деталей ЗИС-2 и ЗИС-3 эта операция не доставила проблем.
Интересно, что в одних документах разработка СУ-57 называется инициативой ГАЗ им. Молотова, в других указывается, что машина появилась по согласованию с ГАУ и ГБТУ. Есть ещё и третья версия событий. Документ от 24 апреля 1944 года гласит:
«На основании личных переговоров Начальника Главного Артиллерийского Управления Красной Армии Маршала Артиллерии т. Яковлева и Народного Комиссара Среднего Машиностроения СССР т. Акопова, Горьковскому Автомобильному Заводу дано задание по разработке проекта и изготовлению опытного образца 57-мм противотанковой самоходной пушки, представляющей собой установку вращающейся части 57-мм противотанковой пушки обр.1943 г. на шасси самоходной установки СУ-76М.
Так как настоящее задание является чрезвычайно спешным, то прошу Вас распоряжения об изготовлении опытного образца к 1 мая сего года и немедленной подаче его на Артиллерийский Научно-Исследовательский опытный полигон для полигонных испытаний.
АНИОП-у ГАУ дано указание о проведении испытаний в трёхдневный срок».
С учётом того, что программу испытаний подписали 27 апреля, а испытания на Гороховецком АНИОП прошли с 1 по 4 мая, инициативной эту разработку назвать очень сложно.
Для постройки опытного образца машины была взята серийная СУ-76М с серийным номером 404855, выпущенная в апреле 1944 года. Первые её испытания стрельбой прошли на заводе 30 апреля. Всего произвели 25 выстрелов, из них 20 усиленным зарядом. На АНИОП произвели ещё 270 выстрелов, из них 107 на усиленном заряде. Кучность осколочно-фугасного снаряда признали удовлетворительной, а кучность бронебойно-трассирующего снаряда — неудовлетворительной. Это была проблема не САУ, а её пушки: похожие проблемы АНИОП отмечал и при испытании ЗИС-2 осенью 1943 года. Лучше оказались результаты стрельбой подкалиберным снарядом.
Прицельная скорострельность достигла 10 выстрелов в минуту, а максимальная — до 15. Испытателям не понравились прицельные приспособления. СУ-76М получила не ЗИС-2, а ствол от неё: панорамный прицел от ЗИС-3, плохо подходивший для стрельбы по движущимся целям, остался на месте. Также не понравилось боевое отделение, частично открытое сзади и с боков.
Опытную САУ признали выдержавшей испытания, но требующей ряда переделок. Вместо панорамного прицела следовало поставить телескопический прицел 10-Т. Также нужно было установить электроспуск с кнопкой в рукоятке маховика подъёмного механизма и сделать боевое отделение полностью закрытым. Крышу требовалось изготовить из листов толщиной 5–8 мм, а борта и корму — 15 мм. В корме предусматривался двухстворчатый люк.
С учётом этих требований КБ ГАЗ им. Молотова разработало второй вариант САУ. Вместо изготовления новой машины в июне 1944 года был переделан уже имеющийся образец. Наибольшие изменения претерпело боевое отделение, которое стало полностью закрытым. Боевая масса этой машины указывается такой же, как и СУ-76М, что выглядит сомнительно. Вероятнее всего, она выросла примерно на полтонны. Для улучшения обзорности в крыше появились перископические приборы наблюдения MK-IV. Переделка вооружения выполнялась в соответствии с полученным заданием.
На Гороховецкий АНИОП машина прибыла 29 июня, без чертежей и документов. На следующий день начались испытания стрельбой, но вскоре они прекратились, поскольку АНИОП получил другое срочное задание. Из-за перебоев с горючим испытания не проводились с 5 по 28 июля, завершить их удалось 30 июля. Было произведено 358 выстрелов, из них 113 на усиленном заряде. Прицельная скорострельность и кучность стрельбы по неподвижным мишеням не изменились. Кучность стрельбы по движущимся целям стала хуже, но это было связано с тем, что стрельба велась по таблицам 85-мм орудия: именно такая шкала была нарезана на прицеле 10Т-15.
Особой выгоды переделки второго варианта не дали. Полностью закрытое боевое отделение стало более загазованным. Выявились недостатки в защите в лобовой части: при обстреле стрелковым оружием отдельные пули залетали внутрь боевого отделения. Тем не менее Артком ГАУ посчитал, что машина по второму варианту испытания выдержала. В сентябре 1944 года появился проект постановления ГКО о принятии 57-мм самоходной установки СУ-57 на вооружение. За четвёртый квартал 1944 года планировалось построить 165 таких машин, исполнителем заказа выступал ГАЗ им. Молотова.
Именно в этот момент Управление самоходной артиллерии (УСА) ГБТУ КА стало активно противодействовать принятию СУ-57 на вооружение. Там составили список недостатков, среди которых было, например, недостаточное бронирование машины. Попытки «продавить» выпуск машины неоднократно повторялись, в последний раз в 1945 году. К тому времени, впрочем, СУ-57 была уже совсем не актуальной, особенно с учётом того, что в середине 1944 года ГАЗ им. Молотова разработал самоходную установку с куда более мощным орудием.
Переход на средний калибр
Ещё летом 1943 года стало понятно, что бронепробиваемость ЗИС-2 для борьбы с новыми немецкими танками недостаточна. Под руководством Н.А. Астрова на ГАЗ им. Молотова в конце 1943 года была разработана и построена самоходная установка СУ-85 ГАЗ, имевшая также заводской индекс ГАЗ-75. Эта машина являлась развитием САУ ГАЗ-74, отличаясь от неё не только более мощным орудием, но и усиленной броневой защитой. При боевой массе машины 14,5 тонн толщина её верхнего лобового листа составляла 82 мм. Испытания, которые проходили с 3 января по 8 марта 1944 года, в целом закончились успешно, но дорабатывать машину не стали.
Причиной тому стало «торпедирование» А.А. Липгартом детища Астрова. Главный конструктор с конца 1943 года начал тихую (а местами и совсем не тихую) войну с военным производством на ГАЗ. Нет, Андрей Александрович не был диверсантом: им двигала необходимость переориентирования завода на производство «мирной» продукции. Кроме того, поскольку САУ ГАЗ-75 была во многом новой машиной, для её производства требовалась серьёзная перестройка мощностей завода. Поскольку объём выпуска САУ требовалось наращивать, внедрение ГАЗ-75 в серию оказалось невозможным.
Со смертью ГАЗ-75 попытки усиления вооружения лёгких САУ не прекратились. В мае 1944 года заводское КБ вместо создания принципиально новой машины решило разрабатывать её на основе СУ-76М. Работы в этом направлении стали возможными благодаря позиции военной приёмки, прежде всего инженер-полковника Окунева. Новая разработка получила индекс СУ-15А. Отсутствие обозначения ГАЗ в индексе объяснялась просто: базой машины стала СУ-15М, разработка КБ завода №38.
Руководство работами по СУ-15А возглавил Астров, а ведущим инженером машины стал И.В. Гавалов. Игорю Валентиновичу за его долгую конструкторскую карьеру часто приходилось решать сложные технические задания, и эта разработка исключением не стала: в лёгкое шасси нужно было встроить орудие, которое первоначально создавалось для тяжёлых и средних танков.
В мае 1944 года было проработано несколько вариантов машины. Выбрали наиболее простой: на существующий корпус СУ-15М устанавливалась 85-мм система Д-5С-85. Бронировка системы напоминала ту, что получила ГАЗ-75. Изменялась кормовая часть машины, в частности, нижний кормовой лист выполнялся вертикальным, чтобы внутри поместились увеличенные укладки патронов к Д-5С-85. Поскольку боевая масса, согласно расчётам, вырастала до 12 тонн, требовалось усиливать ходовую часть. Задний и передний балансиры опорных катков получали в качестве дополнительных упругих элементов рессоры. Вместо поддерживающих катков устанавливались полозья (склизы).
Для того, чтобы удостовериться в возможности установки Д-5С-85 на лёгкое шасси, в мае 1944 года этой системой вооружили обычную СУ-76М. Испытания стрельбой дали удовлетворительные результаты. Машину показали маршалу бронетанковых войск Федоренко, который разработку одобрил.
В конце мая 1944 года начальник ГБТУ КА генерал-лейтенант Вершинин обратился на ГАЗ им. Молотова и на завод №9 с просьбой о разработке ещё одной САУ. На базу СУ-76М предлагалось установить 122-мм гаубицу М-30. Вместо ГАЗ работой занялся завод №38, работавший над этой темой ещё с апреля 1944 года. Увы, в июле 1944 года работы были свёрнуты в связи с решением о переводе завода №38 из Кирова в Харьков на площадку завода №75. Не был даже закончен эскизный проект машины (в отличие от проектов ОСУ-76 и ЗСУ-37, которые передали на завод №40). Советская лёгкая гаубичная САУ умерла, так толком и не родившись.
А вот СУ-15А не только была построена, но и получила весьма бурную судьбу. Впрочем, эта машина тоже могла «исчезнуть» ещё до постройки. В июне 1944 года из ГБТУ КА в письме предложило прекратить работы по «СУ-85 на базе СУ-76», поскольку СУ-76М удовлетворяла всем требованиям, которые к ней предъявлялись.
В июне-июле судьба машины, которая в это время начала обозначаться как СУ-85А, висела на волоске. Между ГБТУ КА, Народным комиссариатом среднего машиностроения (НКСМ) и ГАУ КА велась весьма бурная переписка. Судьба СУ-85А определилась в конце июля 1944 года, когда председатель Арктома ГАУ генерал-лейтенант Хохлов в письме назвал тему этой САУ актуальной. ГБТУ КА сдалось: 2 августа был подписан приказ НКСМ и ГБТУ КА о проведении заводских испытаний машины.
К тому моменту опытный образец СУ-85А уже был готов. Его боевая масса чуть превысила расчётную и составила 12,2 тонны. Вместо Д-5С-85 машина получила другую систему — Д-5С-85А завода №8. В связи с тем, что габариты патронов калибра 85 мм были больше, боекомплект уменьшился до 42 штук. Правда, всё оказалось относительным: на более крупной по габаритам СУ-85 боекомплект оказался ненамного больше — 48 патронов к Д-5С-85А. На СУ-85А установили ломающийся телескопический прицел ТШ-15, которым было удобнее пользоваться наводчику. Колею опытной машины расширили на 40 мм, она получила более «живучие» торсионы.
На заводских испытаниях машина прошла 612 километров, в том числе 360 со стандартным и 252 с форсированным двигателем. Новая силовая установка понадобилась САУ из-за того, что боевая масса выросла более чем на 1,5 тонны. Средняя скорость движения по булыжному шоссе с первой силовой установкой составила 30 км/ч, а по сухому просёлку — 20,8 км/ч. С форсированным двигателем средняя скорость по шоссе не изменилась, а по просёлку увеличилась до 21,3 км/ч. Установка рессор для усиления подвески оказалась правильным решением, особенно это ощущалось при движении на максимальной скорости. Например, там, где СУ-85А ехала на скорости 30 км/ч, СУ-76М не могла двигаться быстрее 20–22 км/ч.
Первое время машина страдала разными детскими болезнями. Пришлось заменить некоторые элементы ходовой части. Впрочем, замены производились для увеличения надёжности машины, а не из-за потомки деталей. Исключением стали выход из строя бандажа одного из правых опорных катков (дефект вулканизации) и отрыв заклёпок правого переднего отбойника гусеницы.
Следующим этапом стали полигонные испытания, которые проходили с 8 по 20 сентября 1944 года. Планировалось, что машина пройдёт 1000 километров, но на практике эта дистанция увеличилась в полтора раза. Дело в том, что на 570-м километре из-за некачественной термообработки вышел из строя механизм правой бортовой передачи. После ремонта ходовые испытания начались заново, в результате общая дистанция пробега увеличилась до 1570 километров. 690 километров пути пришлось на шоссе, ещё 880 километров машина прошла по просёлку.
Вместо форсированного мотора на СУ-85А поставили обычный ГАЗ-203. Максимальная скорость составила 44,3 км/ч. При движении по шоссе средняя скорость составила 32,1 км/ч, а по просёлку — 18,4 км/ч, что примерно соответствовало показателям СУ-76М. Расход топлива также оставался в пределах нормы: 97 литров на 100 километров пути по шоссе и 169 литров при езде по просёлку. По проходимости машина также вполне соответствовала СУ-76М.
Хуже обстояли дела с боевым отделением. Компоновка рабочего места командира оказалась не самой удачной. Смотровой прибор вынесли вперёд и вверх, из-за чего наблюдение влево и вправо стало затруднительным, а смотреть назад с его помощью и вовсе было невозможно. Смотровую щель в лобовом листе рубки заделали, что также ухудшило обзор. Рабочее место наводчика оценивалось как удобное, но из-за новой системы орудийных укладок наводчик стал мешать заряжающему. Передняя (основная) укладка находилась перед наводчиком, и добраться до неё заряжающий мог только с его помощью.
Также выяснилось, что орудийная система неуравновешена. Во время ходовых испытаний поднимаемая машиной пыль залетала внутрь машины, делая работу экипажа невозможной, и забивала смотровые приборы. Плохо работала система снятия орудия со стопора по-походному без выхода из машины.
Тем не менее комиссия посчитала, что СУ-85 выдержала испытания, и рекомендовала принять машину на вооружение Красной армии. При этом требовалось внести переделки в конструкцию артиллерийской системы и боевого отделения, чтобы устранить выявленные недостатки.
Совсем иного мнения оказался Артиллерийский комитет ГАУ КА. В заключении от 31 октября 1944 года указывалось, что СУ-85А испытания не выдержала. Отмечалось, что машина, обозначенная как СУ-85-ГАЗ, имеет массу недочётов как по боевому отделению, так и по системе Д-5С-85А. Значительная часть претензий была справедливой, поскольку имели место существенные проблемы при стрельбе, особенно по движущимся целям. При стрельбе машина была недостаточно устойчивой. Проблемным было и орудие, обладавшее чрезмерным сопротивлением откату.
В своём вердикте Артком ГАУ КА предложил работы по САУ продолжить, одновременно запустив работу по новой системе, более подходящей для машины столь небольшой массы. В ответ на это 5 ноября 1944 года Астров подверг заключение критике. По мнению Астрова, значительная часть проблем заключалась отнюдь не в шасси САУ, а в артиллерийской системе. Часть выводов из заключения заместитель главного конструктора ГАЗ им. Молотова назвал и вовсе нелепыми. Например, «неэффективная» стрельба СУ-85А с ходу оказалась более эффективной, чем у СУ-76М. Странно выглядели и выводы о низкой кучности при стрельбе на максимальную скорострельность. Ведь от орудия в зависимости от характера испытаний можно получить либо максимальную скорострельность, либо кучность. В своём письме Астров потребовал пересмотреть заключение, которое имело массу откровенных неточностей. С собой он подтянул «тяжёлую артиллерию» в виде руководства УСА ГБТУ КА, которое также оказалось на стороне СУ-85А.
Борьба двух ведомств не отменяла того факта, что машина требовала доработки. Кроме того, систему Д-5С-85А, которая устанавливалась на опытный образец, с декабря 1944 года прекращали выпускать вместе с СУ-85М. Поэтому второй образец СУ-85А было решено построить с учётом выявленных недостатков и с 85-мм орудием ЗИС-С-53.
Тем временем работы по первому опытному образцу продолжались. К концу 1944 года машина прошла 2635 километров. Из орудия произвели 844 выстрела, из них 473 с усиленным зарядом. Систему переделали и лучше уравновесили. Ряд изменений внесли в конструкцию шасси. Рубка получила полностью закрытые борта и корму. Сзади появился большой люк, вылезать через который, правда, было не особо удобно. Переделка рубки не повысила защиту расчёта орудия, но значительно улучшила ситуацию с попаданием пыли в обитаемое отделение. Также в лобовой части появился смотровой прибор командира, изменили и смотровые приборы наводчика. После переделок боевая масса выросла до 12,3 тонн.
Переделке подверглась и ходовая часть. Венец ведущего колеса теперь имел 13 зубьев вместо 15, изменились отбойники гусениц, левая бортовая передача с увеличенным критическим числом оборотов получила трубчатую полуось. Кормовой лист корпуса в месте приварки буксирного крюка усилили. Также на корпусе появилось крепление для бревна самовытаскивания.
Переделанную СУ-85А отправили на НИБТ Полигон в Кубинку, где машина испытывалась с 6 по 19 января 1945 года. Там она прошла 1028 километров (511 по шоссе, 330 по просёлку и 187 по целине). И в зимних условиях машина вела себя на уровне обычной СУ-76М. Увеличение массы на две тонны не сказалось на надёжности машины, в ходе испытаний поломок отмечено не было. Средние скорости 29,2 км/ч по шоссе, 22,1 км/ч по просёлку и 17,1 км/ч по целине, показанные в зимних условиях, также соответствовали ходовым характеристикам более лёгкой СУ-76М. Максимальный угол, преодолеваемый машиной, составил 25 градусов, дальше ей не хватало сцепления гусениц с заснеженным грунтом.
Совсем иная картина наблюдалась на огневых испытаниях. Замечания Арткома ГАУ в адрес орудия Д-5С-85А были обоснованными. Эта система хорошо подходила для СУ-85, КВ-85 и ИС-85, но не особо годилась для лёгкой САУ. Высокое сопротивление откату устранить было непросто, поэтому результаты огневых испытаний оказались предсказуемыми. В то время, как СУ-76М и СУ-85 при стрельбе практически не сносило в продольной плоскости, у СУ-85А значение невозвратного отхода назад составило 380–457 мм при расторможенных гусеницах. Существенной оказалась амплитуда вертикальных колебаний. При выстреле машину чуть разворачивало влево. Кучность оказалась удовлетворительной, а прицельная скорострельность составила шесть выстрелов в минуту, то есть на уровне СУ-85.
Выяснилось, что стрельба по движущимся целям на дистанции 1,5 километра хоть и возможна, но не эффективна из-за затруднений, возникающих у командира машины при корректировке огня. Также имели место проблемы с прочностью системы: пружины Бельвилля после пробега 200–300 километров оказались деформированными. Из-за этого нагрузка на маховики наводки увеличивалась до 12–15 килограмм. Сохранилась и проблема с люфтами механизмов наведения. При обстреле защиты подвижной бронировки из пулемёта MG 42 брызги от пуль попадали в боевое отделение.
Заключение НИБТ Полигона оказалось близким к предыдущему отчёту. Шасси СУ-85А было вполне надёжным, но орудие явно требовало замены. Существенная переделка машины, а особенно её артиллерийской части, стала неизбежной.
Слишком поздно для серийного производства
В конце 1944 года было принято решение о постройке второго опытного образца СУ-85А, но заводское руководство не торопилось с его выполнением. Ведь для САУ требовалась новая орудийная система, которую предполагалось разрабатывать на базе танковой пушки ЗИС-С-53. Кроме того, на заводе внимательно следили за ходом испытаний на НИБТ Полигоне. В их ходе набралось много претензий не только к системе Д-5С-85А, но и к боевому отделению, и стало ясно, что тема СУ-85А окончательно закрывается: под новую орудийную систему машину пришлось бы переделывать.
Работы над новой машиной начались в марте 1945 года. Впрочем, «новой» её можно считать условно. Для создания первого образца было решено взять шасси СУ-85А и вновь его переделать. В условиях, когда конец Великой Отечественной войны был уже близок, заводское руководство решило сэкономить. Кроме того, к весне 1945 года трения между «военной» частью заводского КБ и «мирным» лобби ещё больше усилились. Астрова привлекали к разработкам, никакого отношения к военной технике не имевшим. Апофеозом такого отношения стала созданная главным конструктором лёгких гусеничных боевых машин буровая установка на базе ГАЗ-67Б, предназначенная для посадки деревьев.
К началу переделки шасси СУ-85 прошла 4320 километров. Боевая масса СУ-85Б достигла 12,4 тонн, поэтому было решено установить на неё более мощную силовую установку ГАЗ-15Б. Суммарная мощность агрегата составила 160 лошадиных сил, удельная мощность машины — 12,9 л.с. на тонну. Для сравнения, удельная мощность СУ-76М составляла 12,96 л.с. на тонну. Также силовая установка получила съёмную моторную перегородку по типу Т-70. Переделки вносились и в конструкцию трансмиссии. За счёт новых отводок бортовых фрикционов усилия на рычаги уменьшились с 27 до 15 килограмм. Усиление шестерён бортовых передач повысило их надёжность.
В работах по СУ-85Б участвовало ещё одно предприятие из Горького — завод №92 Народного комиссариата вооружения (НКВ). КБ под руководством А.И. Савина работало над рядом орудийных систем, в основном танковых. Например, под индексом ЛБ-1 была разработана танковая пушка калибра 100 мм. Система для установки в СУ-85Б поначалу, в апреле 1945 года, проходила под индексом ЗИС-1с, а позже получила обозначение ЛБ-2.
Предполагалось, что эта система будет базироваться на конструкции танкового орудия ЗИС-С-53, но при проектировании она существенно поменялась. Наиболее заметным внешним изменением стало появление однокамерного дульного тормоза. Разумеется, его появление было минусом с точки зрения заметности при стрельбе, но это было меньшим из двух зол. Как показали испытания, в зависимости от прибора измерения среднее сопротивление откату у новой системы составляло 5,2–6,4 тонны. С учетом того, что чрезмерное сопротивление откату являлось одной из главных причин проблем орудийной системы СУ-85А, снижение этого показателя почти в три раза стало существенным преимуществом. Длина отката уменьшилась до 500 мм.
На СУ-85Б могла прописаться и другая орудийная система. В начале 1945 года НКВ возложил работы по 85-мм орудию для СУ-76М на Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ). Там для проведения опытных работ затребовали серийную СУ-76М. Чем закончилась эта история, не совсем понятно, но собственную установку 85-мм орудия ЦАКБ разработало. Данная работа получила обозначение С-68. К сожалению, эскизного проекта не сохранилось, но, судя по описанию, С-68 мало отличалась от установки СУ-76М. В конструкцию рубки вносились изменения, связанные с установкой более громоздкой системы. С-68 также имела дульный тормоз, но длина отката получилась существенно большей — 900 мм. Плюсом являлся меньший вес: качающаяся часть СУ-68 имела массу 895 кг, а качающаяся часть ЛБ-2 — 1390 кг. ЛБ-2 ставилась в рамке, а С-68 на вертлюге. Вместо телескопического прицела ТШ-15 предполагалось использовать перископический прицел 10Т. Боекомплект САУ с орудием С-68 должен был состоять из 40 патронов калибра 85 мм.
Проект ЦАКБ так и остался на бумаге: летом 1945 года от него отказались и в ГАУ, и в ГБТУ, поскольку он уступал ЛБ-2.
Как и в СУ-85А, орудие ЛБ-2 устанавливалось с некоторым смещением влево. Правда, смещение стало меньшим: 125 мм вместо 175 мм у Д-5С-85А. Прицельный механизм остался прежним — ломающийся телескопический прицел ТШ-15. Орудийная установка и рубка снова подверглись переделкам. Особенно они были заметны сзади. Вместо невысокого заднего люка появилась полноценная дверь, которая одновременно служила укладкой для пяти патронов к ЛБ-2.
Обзорность улучшилась: командир машины получил новый смотровой прибор в лобовом листе рубки, имевший призму по типу командирской башенки американского среднего танка M4A2(76)W. Также переделке подверглись перископические смотровые приборы. Наконец, были учтены замечания к размещению боекомплекта. Из 43 патронов калибра 85 мм в основной укладке перед наводчиком находились 24 штуки. Остальные удалось разместить на правом борту рубки и её корме. Это улучшило условия работы заряжающего.
Переделка машины в СУ-85Б была закончена к 28 марта 1945 года. Далее последовали заводские испытания. С 28 марта по 5 апреля машина прошла 300 километров, из её орудия произвели 30 выстрелов. 7–8 апреля на Гороховецком АНИОП было сделано ещё 70 выстрелов. Существенное снижение сопротивления откату дало свои результаты. Согласно заводскому отчёту, теперь толчки при выстреле не мешали работе наводчика и командира. Улучшилась ситуация со сбиваемостью прицела при стрельбе, кучность была признана удовлетворительной. Максимальная скорострельность составила 11 выстрелов в минуту, а практическая скорострельность — 10 выстрелов в минуту. Улучшилась и ситуация с защитой боевого отделения при обстреле лобовой части из пулемёта.
Следующий этап испытаний также проходил на Гороховецком АНИОП 20–25 апреля 1945 года. За это время было произведено 604 выстрела, машина прошла 502 километра. Практическая скорострельность находилась в пределах 8–11 выстрелов в минуту, в зависимости от укладок, которыми пользовался заряжающий. Максимальная скорострельность составила 12 выстрелов в минуту.
Выяснилось, что, в отличие от СУ-85А, САУ с системой ЛБ-2 вполне успешно могла стрелять по движущимся целям на дистанциях 900 метров и дальше. Неплохо показала себя СУ-85Б и при стрельбе с ходу, правда, вырывающиеся из дульного тормоза пороховые газы немного мешали. При стрельбе с ходу удалось добиться 20% попаданий, а с коротких остановок — 85% попаданий. Устойчивость при стрельбе оказалась в 1,5–2 раза выше, чем у СУ-85А.
СУ-85Б признали выдержавшей испытания. Обнаруженные дефекты системы не были серьёзными. Успешными оказались и испытания, проведённые 25 апреля – 3 мая 1945 года на НИБТ Полигоне. Машина прошла 1004 километра, из её орудия произвели 800 выстрелов. Отмечалось более лёгкое по сравнению с СУ-76М управление, более удобное для обслуживания боевое отделение, а также небольшое увеличение скоростных характеристик. Даже дефект ведущего колеса не омрачил картину — СУ-85Б рекомендовалась к запуску в серию.
Ещё в начале апреля началось обсуждение перспектив серийного производства новой САУ на ГАЗ им. Молотова. Заводское руководство считало, что на подготовку к выпуску потребуется 1,5–2 месяца. Таким образом, производство могло начаться где-то в июне. Но после 9 мая на ГАЗ им. Молотова начались процессы, которые можно назвать изгнанием «танкистов». Фактическая же смерть СУ-85Б наступила в начале лета. О происходивших в это время событиях красноречиво говорит доклад старшего военпреда Окунева за июнь 1945 года:
«В отчётном месяце продолжали происходить изменения в личном составе конструкторов-танкистов. Ушёл с ГАЗ-а заместитель главного конструктора товарищ Астров, перейдя на должность главного конструктора завода малолитражных автомобилей «КИМ». Из ОКБ ушли все основные кадры конструкторов-танкистов. Осталось несколько конструкторов для текущего производства. Настроение руководства завода таково, что все опытные работы с боевыми машинами — закончены. Так, например: прибывшая на ГАЗ группа работников завода №235 с опытным образцом 85 мм пушки, с целью установки её на СУ-76 для проверки, не была даже впущена на завод. Завод категорически отказался о продолжения каких-либо опытных работ по СУ».
Появление работников КБ завода №235 на проходной Горьковского автозавода было связано с тем, что именно в Воткинске планировалось производство орудийных систем для СУ-85Б. Правда, это были не ЛБ-2. Производственные возможности завода №235 не позволяли делать стволы-моноблоки. Проблему решили в третьем проекте установки 85-мм пушки в СУ-76М. К марту 1945 года КБ завода №235 разработало несколько систем для установки в САУ, включая 85-мм В-13. Разработанная под руководством К.Ф. Федоренко система имела схожие с ЛБ-2 характеристики, включая длину отката. Проект одобрили, но после успешных испытаний ЛБ-2 заморозили. И вот теперь он пригодился.
Испытания СУ-85Б с составным стволом от системы В-13с начались 4 августа 1945 года и продолжались до 6 сентября. Всего было произведено 1195 выстрелов, из них 550 усиленным зарядом. 23 июля на Гороховецкий АНИОП, где проходили испытания, поступил ствол-моноблок. После его установки на СУ-85Б было произведено 424 выстрела. Оба ствола показали удовлетворительную живучесть.
Но время оказалось упущено. ГАЗ, разумеется, ни о каком производстве СУ-85Б и слушать не хотел, да и на заводе №40 производство СУ-76М постепенно подходило к концу. А в ГБТУ КА уже грезили о чём-то новом. В конце 1945 года были составлены тактико-технические требования на 25-тонную САУ, верхняя лобовая часть которой не должна была пробиваться немецким 88-мм орудием Pak 43. В качестве вооружения планировалось использовать 85-мм пушку с начальной скоростью снаряда 900 м/с. Вероятно, именно для этой САУ на заводе №40 проектировался 400-сильный двигатель. Правда, эти «хотелки» закончились ничем. Только почти полтора десятилетия спустя, 6 августа 1958 года, на вооружение Советской Армии приняли лёгкую САУ СУ-85, более известную под неиспользовавшимся в документах названием АСУ-85. Её разработали на заводе №40 под руководством Астрова.
Источники:
- Материалы ЦАМО РФ
Комментарии к данной статье отключены.