В результате строительства дороги евреям удалось организовать бесперебойные поставки грузов в Иерусалим, находившийся в арабской блокаде, что стало их большой тактической победой на первом этапе Войны за независимость. Эта победа завершила объединение большинства боевых частей еврейского ишува перед вторым этапом войны, начавшимся 15 мая 1948 года – в день окончания британского колониального мандата и на следующий день после провозглашения независимости государства Израиль
Начавшаяся 29 ноября 1947 года Война за независимость Израиля на первом этапе (с 30 ноября 1947 года по 14 мая 1948 года) носила преимущественно позиционный характер. Обе стороны конфликта стремились к установлению контроля над ключевыми транспортными развязками и стратегическими объектами. В связи с этим для евреев важнейшее значение имела возможность осуществлять снабжение частей, находившихся в осаждённом арабами Иерусалиме.
Операция «Нахшон»
В апреле 1948 года военные силы ишува (общее название еврейских поселений в Палестине) начали реализацию плана «Далет» (военной стратегии, разработанной после прекращения британского колониального мандата) и перешли к активным наступательным действиям на территории, предназначенной для создания еврейского государства. 3 апреля они взяли под свой контроль арабскую деревню Кастель, расположенную на одноимённой горе над въездом в Иерусалим (в десяти километрах от города). Захват этого населённого пункта стал началом операции «Нахшон», призванной прорвать арабскую блокаду Иерусалима (все дороги, соединявшие еврейские поселения с Иерусалимом, находились под контролем арабских отрядов) и сделать безопасным передвижение по дороге из Тель-Авива в Иерусалим, которая с ноября 1947 года регулярно обстреливалась арабами на участке от деревни Шар ха-Гай до Иерусалима.
Некоторое время считалось, что название «Нахшон» было выбрано в честь библейского героя Нахшона – главы колена Иегуды во время исхода евреев из египетского рабства. На самом же деле операцию назвали задним числом в память о командире одной из рот бригады «Эцион» Нахуме Шошани по прозвищу Нахшон (ивр. – «упорный»), погибшем во время взятия деревни Кастель в ночь с 2 на 3 апреля 1948 года.
В период с 3 по 9 апреля гора и деревня Кастель стали местом ожесточённых боёв. Уже в полдень 3 апреля арабы предприняли попытку отбить высоту силами отряда «Армии Священной войны» численностью в 400 человек. Утром следующего дня к ним прибыло подкрепление из иерусалимского квартала Катамон, а к вечеру 5 апреля арабы взяли под контроль вершину горы, где к ним присоединились жители окрестных арабских деревень. В ответ на это еврейское командование усилило оборону деревни взводом бригады «Эцион». С этого момента бои за Кастель не прекращались ни на минуту. 7 апреля на гору Кастель прибыл арабский лидер, племянник иерусалимского муфтия Абд эль-Кадир эль-Хусейни, который возглавил командование операцией. Атаки арабов стали более интенсивными – в 23:00 они начали массированное наступление на деревню, используя миномёты, и к трём часам ночи 8 апреля захватили несколько домов по пути к командному пункту евреев, которые, увидев противника перед собой, пустили в ход оборонительные гранаты. Это на некоторое время задержало продвижение арабов, и они предприняли попытку пронести в деревню большую мину, а затем, отойдя на безопасное расстояние, привести в действие детонатор. Арабским минерам удалось заложить взрывчатку возле командного пункта, но на обратном пути они были убиты, а мина обезврежена. Только на рассвете 8 апреля Абд эль-Кадир с двумя бойцами смог подойти вплотную к командному пункту. Однако их вовремя заметил еврейский ротный старшина, который насмерть сразил Абд эль-Кадира автоматной очередью. Арабы решили, что их лидер попал в плен, и начали отчаянную атаку на деревню с целью его освобождения. К вечеру почти вся деревня, включая дом старосты, перешла под контроль арабов, однако они не смогли воспользоваться плодами своей победы, так как большая часть арабских солдат отправилась в Иерусалим на похороны своего командира. Утром 9 апреля рота 4-го батальона «Пальмаха» атаковала деревню и отбила её у арабов. Сегодня на месте поселения находится мемориальный парк «Кастель», в котором сохранились руины укреплений и дом старосты.
Обозы идут в Иерусалим
Взятие деревни Кастель сыграло большую роль для прорыва блокады Иерусалима. Уже 6 апреля, когда ситуация на горе ещё оставалась неопределённой, евреям удалось провести из Тель-Авива в Иерусалим большой транспортный конвой с продовольствием. В этот день Бен-Гурион сделал в своем дневнике запись: «Ценность Иерусалима не поддаётся ни измерению, ни исчислению; если у страны может быть душа, то Иерусалим – душа Эрец-Исраэль <…> Иерусалим требует и заслуживает того, чтобы мы его отстояли. Данная когда-то «при реках вавилонских» клятва обязывает нас и сегодня, иначе мы не достойны называться народом израильским». Перед началом операции «Нахшон» руководство ишува даже не предполагало, что контроль над деревней Кастель будет иметь ключевое значение в организации снабжения Иерусалима. Сегодня же бой за Кастель израильские историки называют «малым Нахшоном» и дают ему весьма смелую оценку как переломному моменту в Войне за независимость.
Стратегический треугольник
Возле деревни Кастель находились ещё два стратегически важных населённых пункта – Дир-Ясин и Колонья. Как и Кастель, эти поселения располагались на возвышенностях, образовывая «треугольник», обладание которым означало контроль над дорогой на Иерусалим и давало значительное позиционное преимущество. Атака на эти холмы по сложности была равносильна штурму большой крепости. Бои за «треугольник» продолжались три дня. 9 апреля, сразу же после взятия Кастели, евреи атаковали Дир-Ясин, но смогли взять его только днём позже. 12 апреля они вошли в Колонью, а в период с 13 по 15 апреля были взяты и другие населённые пункты: Дир-Муаясин, Хульда, Сейдин, Бейт-Накуба, Сарис, Хирбат-Бейт, Дир-Аюб, Вади-Ханьян и Бейт-Тул.
15 апреля евреи начали доставку грузов в Иерусалим, назвав эту операцию «Харель» в честь одноимённой бригады «Пальмаха». Операцией командовал будущий премьер-министр Израиля Ицхак Рабин. В ночь с 15 на 16 апреля еврейские части захватили деревню Мессарис, которая была последним препятствием на дороге в Иерусалим. Благодаря этому их грузовики смогли доставить продовольствие, оружие, медикаменты, боеприпасы и топливо в Иерусалим и вернуться обратно в Тель-Авив. Однако 20 апреля следующую колонну атаковали сотни арабских боевиков, которым удалось захватить возвышенность возле транспортной развязки Шар ха-Гай, и блокада Иерусалима возобновилась. И всё же часть груза удалось доставить в Иерусалим. Всего в ходе операции «Харель» до Иерусалима успешно добралось около 900 грузовиков.
14 мая 1948 года, в день провозглашения независимости государства Израиль, британские колониальные войска покинули селение Латрун, передав его под контроль Трансиордании. Это значительно ухудшило положение евреев в Иерусалиме, которым арабы поспешили перекрыть поставки воды. С каждым днём положение становилось всё более и более тяжёлым, небольшие поставки грузов по воздуху не могли исправить ситуацию, и руководство ишува начало искать альтернативные способы прорыва блокады.
Строительство «Дерех Бурма»
Американский юрист Дэвид Дэниэл Маркус, который служил в Палестине добровольцем под именем Микки Маркус и был близок к лидеру палестинских евреев Давиду Бен-Гуриону, выдвинул идею строительства новой дороги на Иерусалим несколько южнее существовавшей. На тот момент вдоль этого маршрута уже были протоптаны небольшие дороги и тропы, что облегчало задачу инженерам. Пробные конвои прошли по «тропе газелей» (так называли этот маршрут палестинцы) уже в середине мая – 16 мая по дороге успешно проехал одиночный броневик, а 18 мая по ней был послан первый конвой. Однако арабы прекрасно знали местность и на просматриваемом с Латруна участке обстреляли конвой из артиллерии. Тем не менее, это не остановило евреев, которые отправили в направлении Иерусалима новые боевые группы, взявшие в итоге под контроль весь участок, предназначенный для строительства дороги. Это позволило объединить части, находившиеся в блокаде с недавно созданными военными подразделениями, прибывшими из Тель-Авива. После объединения частей было начато строительство дороги, но даже по недостроенному пути в Иерусалим пошли грузы, доставляемые с помощью джипов, ослов и носильщиков.
Прокладка дороги, получившей название «Дерех Бурма» в честь дороги из Бирмы, по которой в годы Второй мировой войны осуществлялась доставка американских грузов в блокированный Китай, проходила под непрекращающимися обстрелами и окончательно завершилась 14 июня, когда существование дороги признали представители ООН. Ещё за несколько дней до этого израильтяне стали отправлять по ней в Иерусалим моторизованные колонны. В результате строительства «Дерех Бурма» евреям удалось организовать бесперебойные поставки грузов в Иерусалим, находившийся в арабской блокаде. По этому же пути евреи начали перебрасывать контрабандное оружие втайне от наблюдателей ООН.
Организация снабжения евреев Иерусалима, ставшая возможной благодаря строительству «Дерех Бурма», была большой тактической победой евреев на первом этапе Войны за независимость. Эта победа завершила объединение большинства боевых частей еврейского ишува перед вторым этапом войны, начавшимся 15 мая 1948 года – в день окончания британского колониального мандата и на следующий день после провозглашения независимости государства Израиль.
Комментарии к данной статье отключены.