Данная статья продолжает цикл публикаций, призванный систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
180-й истребительный авиационный полк был сформирован в июне 1941 г. в Московском Военном округе в составе четырёх эскадрилий на самолётах И-16. В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны 180-й ИАП участвовал с 24 июня 1941 г. (к активной боевой работе приступил в середине августа 1941 г.) до её победного окончания в мае 1945-го (с перерывами на доукомплектование, перевооружение и отдых).
![Лётный состав 180-го ИАП у истребителя МиГ-3, зима 1941–42 гг. (www.airforce.ru) - 30-й Гвардейский истребительный Барановичский Краснознамённый ордена Суворова авиационный полк | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/013/528/content/1.jpg)
22 ноября 1942 г. за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР 180-й ИАП был преобразован в 30-й Гвардейский истребительный авиационный полк.
Всего за время участия в боях ВОВ лётным составом полка, по официальным данным, выполнен 9661 боевой вылет, в воздушных боях сбит 381 самолёт противника. Свои безвозвратные боевые потери составили 104 самолёта и 38 лётчиков.
В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолётов-истребителей:
![Личный состав 180-го ИАП у истребителя «Харрикейн», лето 1942 г. (www.forum.faleristika.info) - 30-й Гвардейский истребительный Барановичский Краснознамённый ордена Суворова авиационный полк | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/013/530/content/2.jpg)
И-16
На момент начала ВОВ полк имел в боевом составе только истребители Поликарпова. В первые месяцы войны полк активной боевой работы не вёл, в основном совершая вылеты на патрулирование; встреч с воздушным противником не имел. К середине августа 1941 г., после переформирования части по трёхэскадрильному штату, две эскадрильи получили на вооружение МиГ-3 и только в одной остались И-16, которые к концу 1941 г. все были в основном потеряны в боях и авариях либо повреждены и сданы в ремонтные органы. Общие безвозвратные потери «ишаков» в 180-м ИАП составили 7 машин.
![Лётный состав 30-го Гв.ИАП у истребителя «Аэрокобра» (серийный № 42-9625, бортовой № 95), на котором летал командир полка Хасан Ибатулин, зима 1944–45 гг. (www.airforce.ru) - 30-й Гвардейский истребительный Барановичский Краснознамённый ордена Суворова авиационный полк | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/013/529/content/3.jpg)
МиГ-3
Истребители Микояна и Гуревича поступили на вооружение двух эскадрилий 180-го ИАП в августе 1941 г. В январе 1942 г., когда часть была переведена на двухэскадрильный штат, все «МиГи» сосредоточили в одной эскадрилье. Они использовались до середины марта 1942 г., когда уцелевшие машины были переданы в другие части, а полк выведен в тыл для перевооружения на иностранную технику. Всего за период эксплуатации в 180-м ИАП было по боевым и небоевым причинам потеряно 20 МиГ-3.
![Личный состав 30-го Гв.ИАП во вглаве с командиром полка Хасаном Ибатулиным у истребителя «Аэрокобра» (серийный № 42-20414, бортовой № 93), на котором летал командир звена Александр Филатов, зима 1944–45 гг. (www.airforce.ru) - 30-й Гвардейский истребительный Барановичский Краснознамённый ордена Суворова авиационный полк | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/013/531/content/4.jpg)
ЛаГГ-3
Самолёты Лавочкина, Горбунова и Гудкова стали поступать в 180-й ИАП к концу 1941 г. для восполнения потерь матчасти. При переводи части на двухэскадрильный штат все они были сведены в одну эскадрилью. Аналогично «МиГам», «ЛаГГи» оставались на вооружении полка до середины марта 1942 г., их безвозвратные потери составили 7 самолётов.
![ - 30-й Гвардейский истребительный Барановичский Краснознамённый ордена Суворова авиационный полк | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/013/532/content/p39_30giap_93_filatov.jpg)
Реконструкция внешнего вида «Аэрокобры» Александра Филатова с предыдущего снимка (Osprey Publications)
«Харрикейн» (Hawker Hurricane британского производства)
В 20-х числах марта 1942 г. 180-й ИАП был выведен с фронта в 22-й запасной истребительный авиаполк (г. Иваново Московского ВО), где личный состав освоил ленд-лизовские истребители «Харрикейн». К боевой работе на новой матчасти полк приступил 12 июля 1942 г. под Сталинградом. «Харрикейны» эксплуатировались всего один месяц, при этом большая часть была потеряна в интенсивных боях. 13 июля полк передал несколько уцелевших истребителей и часть лётчиков в 436-й ИАП и убыл в тыл на доукомплектование и переучивание. Всего в боях и авариях 180-й ИАП потерял 13 «Харрикейнов».
![ - 30-й Гвардейский истребительный Барановичский Краснознамённый ордена Суворова авиационный полк | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/013/533/content/p39_30giap_rents.jpg)
Реконструкция внешнего вида «Аэрокобры» командира эскадрильи 30-го Гв.ИАП Михаила Ренца (Osprey Publications)
«Аэрокобра» (Bell P-39 Airacobra производства США)
К середине марта 1943 г. в 22-м ЗИАП МВО 30-й Гв.ИАП перевооружился на американские истребители «Аэрокобра», на которых приступил к боевой работе 24 марта. «Аэрокобры» различных модификаций находились на вооружении полка до окончания боевых действий в мае 1945 г. За это время по всем причинам было потеряно 59 самолётов.
Комментарии к данной статье отключены.