Данная статья завершает цикл публикаций, призванный систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
273-й истребительный авиационный полк был сформирован к концу августа 1941 г. в 13-м запасном истребительном авиаполку Приволжского Военного округа (г. Кузнецк) за счёт третьих эскадрилий 161-го и 236-го ИАП в составе двух эскадрилий. В боевых действиях Великой Отечественной войны участвовал с 15 сентября 1941 г. до её победного окончания в мае 1945-го (с перерывами на доукомплектование, перевооружение и отдых).
22 ноября 1942 г. за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР 273-й ИАП был преобразован в 31-й Гвардейский истребительный авиационный полк.
Всего за время участия в боях ВОВ лётным составом полка, по официальным данным, выполнено 16 677 боевых вылетов, в воздушных боях сбито 213 самолётов противника. Свои безвозвратные потери по всем причинам составили 174 самолёта и 83 лётчика.
В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолётов-истребителей:
Як-1
273-й ИАП вступил в боевые действия на истребителях Яковлева первой модели, и до окончания войны они оставались на его вооружении, составляя на разных этапах либо большую часть, либо 100% самолётного парка. Соответственно, «единички» составили и основную массу потерь 31-го Гв.ИАП в матчасти по итогам ВОВ: за всё время эксплуатации по боевым и небоевым причинам полк лишился 158 Як-1.
Як-7
«Семёрки» впервые появилсь на вооружении 31-го Гв.ИАП, по всей видимости, в конце декабря 1942 г., когда полк был переформирован с двухэскадрильного на трёхэскадрильный штат и пополнен самолётами из других авиаполков, убывающих в тыл на доукомплектование и переучивание. Самолёты Як-7Б, количество которых в полку никогда не превышало 15–20% от общей численности самолётного парка, находились в эксплуатации предположительно до лета 1944 г. и постепенно были заменены на более совершенные модели истребителей Яковлева. Безвозвратные потери «семёрок» составили всего 1 машину.
Як-9
Истребители Як-9 31-й Гв.ИАП получил на вооружение в мае – июле 1944 г., когда находился в резерве СВГК, доукомплектовываясь личным составом и самолётами и проводя обучение и тренировку молодого пополнения. «Девятки» эксплуатировались одновременно с Як-1 до окончания войны, но их численность никогда не превышала 20–25% от общего количества самолётов в полку. В середине апреля 1945 г. в полк поступили 4 Як-9У, на которых летали наиболее опытные лётчики части. Потери Як-9 всех модификаций по боевым и небоевым причинам составили 14 самолётов.
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации