«Я буду работать, пока дышу…» – под этим девизом трудился известный оружейный конструктор Ф. В. Токарев. Никакие преграды, встречавшиеся на пути Фёдора Васильевича, не смогли заставить бросить дело, которое являлось смыслом всей его жизни.
В 1871 г. 2 (14 по новому стилю) июня в станице Егорлыкская, область Войска Донского, в казачьей семье родился будущий оружейный конструктор Фёдор Васильевич Токарев. Возможности познакомиться с оружием в казачьих станицах хватало – после церковно-приходской школы Токарев попал в мастерскую при училище, где и познакомился со своим первым учителем А. В. Красновым, разработчиком казачьей 6-линейной винтовки. Уже через несколько лет Ф. В. Токарев решил продолжить своё обучение оружейному ремеслу и в 1887 г. поступил в Новочеркасскую военно-ремесленную школу на оружейное отделение. Однако Токарев осваивал не только инженерно-конструкторскую, но и военную стезю – после юнкерского училища он получил звание хорунжего. Это пригодилось ему впоследствии – во время Первой мировой, когда уже известного своими конструкциями самозарядных винтовок сотника Токарева отзывают с Сестрорецкого завода на фронт. Полтора года командуя казачьей сотней, он был дважды ранен и награждён пятью боевыми наградами.
В январе 1916 г. Токарев вернулся на Сестрорецкий оружейный завод в качестве заведующего отделом проверки и сборки готовых изделий. Боевой опыт, доставшийся ему потом и кровью, позволил конструктору сформулировать требования к самозарядной винтовке, над совершенствованием которой Токарев продолжал работать – и к другим образцам оружия, конструктором которых был Токарев: оружие должно быть максимально простым и лёгким, собираться без использования специальных инструментов только при наличии всех узлов и деталей и правильной их установке, надёжно работать при запылении, загрязнении, падении с трёхметровой высоты.
Летом 1919 г. Токарев был направлен на оружейный завод в г. Ижевск для его восстановления. После того как город покинули белые, завод был разорён и отчасти разрушен. Ф. В. Токарев проделал колоссальную работу по его восстановлению, запустил производство винтовок Мосина. К сожалению, сохранить качество на дореволюционном уровне ему не удалось. Как только в производимых винтовках обнаружился брак, "военспец" был немедленно в этом обвинён и арестован. 30 августа 1920 г. Токарева приговорили к расстрелу, спустя некоторое время заменив расстрел 15 годами тюрьмы. Тяга к изобретательству не покинула Фёдора Васильевича даже в тяжёлый для него период. В заключении он изобрёл аппарат для уничтожения вшей, восстановил паровые котлы, чинил пишущие машинки.
После отмены приговора Ф. В. Токарева освободили, и он вновь вернулся на завод, продолжив заниматься конструированием оружия. В октябре 1921 г. Ф. В. Токарев был прикомандирован к Тульскому оружейному заводу. "Командировка" растянулась на 9 лет –лишь в 1930 г. Ф. В. Токарев был принят в штат Тульского оружейного завода. Именно в Туле родились образцы вооружения, вписавшие имя Ф. В. Токарева в золотой фонд советских конструкторов стрелкового оружия.
Одной из первых серийных работ Токарева был ручной пулемёт МТ (Максим-Токарев), созданный на основе станкового пулемёта «Максим». В 1923 году Артиллерийский комитет поставил задачу создания ручного пулемёта. Токарев принял участие в разработке и отлично выполнил задание. Всего в МТ по отношению к "Максиму" было введено 12 крупных изменений, практически речь шла о конструировании нового пулемёта. Пулемёт МТ был принят на вооружение в РККА как Максим-Токарев 1925 года. Их было выпущено 2450 штук, но всё же основным ручным пулемётом Красной армии стал пулемёт Дегтярёва. Большая часть ручных пулемётов МТ была передана в Испанию.
Следующей большой работой Токарева стал пистолет-пулемёт ППТ. Первый образец под патрон от револьвера «Наган» был разработан в 1927 г. В ходе испытаний стало ясно, что его характеристики не удовлетворяют требованиям военных. Стоит учитывать, что под револьверный патрон от Нагана сконструировать оружие крайне сложно, а других подходящих патронов в СССР тогда не производили. Также из-за отсутствия опыта конструирования военный заказчик потребовал слишком малую массу оружия.
Токарев продолжил работу по модернизации пистолета-пулемёта и в 1928 г. создал образец под 7,63-мм патрон пистолета «Маузер». Несмотря на то, что образец получился весьма удачным, он так и не был принят на вооружение в РККА. Была лишь выпущена небольшая партия, и вскоре работы по нему были прекращены из-за появления более перспективных образцов.
Наряду с другими разработками Ф. В. Токарев также начал работу над самозарядным пистолетом, который получил название "пистолет Токарева 7,62-мм обр. 1930 г.", или, как его сокращённо называют «ТТ»-(Тула,Токарев). В феврале 1931 года было принято решение выпустить первую массовую партию пистолетов для проведения войсковых испытаний. После начала массового производства были внесены некоторые изменения в конструкцию, упрощавшие технологичность его изготовления. Серийный выпуск пистолетов ТТ налажен в 1933 г. Усовершенствованный пистолет получил название пистолет ТТ обр. 1933 г.
Одной из причин победы пистолета конструкции Токарева стал удачный выбор патрона. Хотя в тот момент этот патрон не производился серийно в СССР и только закупался для знаменитых "маузеров", а решение о его выборе принималось одновременно с выбором пистолета.
И всё же главной целью Токарева было создание самозарядной винтовки. Над ней он трудился большую часть своей жизни и не прекращал работу даже в самые тяжёлые времена.
Первый этап самозарядных винтовок в СССР началась постановлением комиссии Будённого в 1924 году. Оружейные конструкторы вступили в борьбу за право создания оригинального образца, отвечающего тактико-техническим требованиям комиссии. Начиная с 30-х , основным конкурентом Токарева стал С. Г. Симонов. На протяжении многих лет они трудились, экспериментировали и усовершенствовали свои работы, принимали участие в оружейных конкурсах. За эти годы были отработаны десятки образцов различной конструкции. Винтовки Токарева показывала хорошие результаты, но всё же полностью не отвечали всем требованиям и на вооружение так и не были приняты. В результате долгого противоборства победу на конкурсе одержал Симонов, и в 1936 году его винтовку приняли на вооружение. Однако вскоре выяснилось, что «изжить недостатки, свойственные системе Симонова, не удалось», и в 1937 был объявлен конкурс на новую самозарядную винтовку. На первое испытание было предоставлено 11 образцов. 10 из них были сняты с испытаний – за исключением винтовки Токарева.
На финальном этапе испытаний в октябре 1938 года с участием винтовок Токарева, Симонова и БНК-4 лучшей стала самозарядная винтовка Токарева, которая и была принята на вооружение как СВТ-38. Тем не менее, вес самозарядной винтовки не устраивал военных, и Токареву необходимо было облегчить её.
"…общий вес винтовки со штыком, ножной, магазином без патронов и ремнём для носки не должен превышать 4 кг"
Для сравнения, вес винтовки обр 1891/30 (Мосина) со штыком был 4,18 кг, то есть военные хотели, чтобы новая самозарядная винтовка весила даже меньше, чем старая магазинная.
Надо сказать, что это требование заказчика отчасти послужило причиной многих проблем, как у Токарева, так и у его конкурента Симонова.
Комиссия отметила, что самозарядная винтовка системы Симонова является наиболее лёгкой по весу и имеет наиболее отлаженное питание, но небезопасна в эксплуатации и при устранении задержек и имеет недостаточную прочность деталей.
Токарев тоже оказался вынужден заниматься облегчением своей винтовки. В 1940 году до мая месяца в основном проводились работы по облегчению СВТ.обр.1938 года.
Отличие от винтовки образца 1938 года заключалось в том, что был уменьшен вес отдельных деталей путём изменения конфигурации, введением выемов и отверстий. Винтовка ЦКБ-14 была снята с испытаний вследствие поломки ствольной коробки, из-за снятия рёбер жёсткости.
<…>
В марте 1940 г. было проведено испытание также облегчённых винтовок единого проектного бюро, но винтовки были сняты с испытаний.
Однако испытания показывали, что усилия по облегчению как самого Токарева, так и других занявшихся модернизацией СВТ конструкторов идут вразрез с требованиями надёжности.
В итоге работы Токарева облегчённая на 600 гр. винтовка была принята как самозарядная винтовка системы Токарева образца 1940 года (СВТ-40).
К началу Великой Отечественной войны было изготовлено более миллиона единиц СВТ. Однако вскоре выяснилось, что для военного времени самозарядная винтовка слишком сложна в производстве и эксплуатации. После начала войны из армии стали поступать отрицательные отзывы.
Вскоре производство СВТ было прекращено, за исключением небольшого количества автоматических винтовок (АВТ).
Подобные проблемы в эксплуатации встречались и у иностранных винтовок. США, взявшие курс на вооружение армии самозарядными винтовками Гаранда, также столкнулись с потоком жалоб на их ненадёжность. Первый образец Гаранда был изготовлен в 1929-м, массовый серийный выпуск начался только в 1937-м, однако претензии к надёжности удалось снять только в 1941-м. Заметим, что Гаранды производились в мирное время на оружейном заводе и попадали солдатам сравнительно небольшой кадровой армии мирного же времени. СВТ же производились в крайне тяжёлых условиях: после эвакуации завода к станкам вставали женщины и подростки, а изготовленные ими винтовки попадали к солдатам военных призывов, когда для обучения не хватало времени.
Только в 1944-м с завода поступили модифицированные винтовки, которые выдержали все полигонные испытания на надёжность. К ним также был наконец создан надёжный магазин на 20 патронов. Если бы такая винтовка появилась на 3 года раньше, перед войной, она вполне могла бы стать в ряду «легендарного оружия Победы».
Позднее Токарева переводят в Москву, где он продолжает заниматься конструированием оружия. Но после нескольких конструкторских неудач, последней из которых был пистолет, уступивший на конкурсе пистолету Макарова, Токарев завершает свою работу по конструированию стрелкового оружия.
Но и после этого Ф. В. Токарев продолжал изобретать. Он занялся модернизацией фототехники, давним своим увлечением. Им был создан панорамный фотоаппарат, не имевший аналогов, получивший название ФТ – фотоаппарат Токарева. Снимки, сделанные на этом фотоаппарате, весьма успешно участвуют в выставке и занимают 2 место. Сам же ФТ (фотоаппарат Токарева) получил «Гран-При» на выставке в Брюсселе.
Помимо пяти боевых наград ещё за Первую мировую, Ф. В. Токарев за свой труд был удостоен звания Герой Социалистического труда, а также многочисленных орденов и премий.
Фёдор Васильевич продолжал работать до самых последних дней жизни, не останавливаясь ни на минуту. Таким он и остался в памяти тех, кто его знал. Токарев умер на 97 году жизни 7 июня 1968 года. Похоронили его на Всехсвятском кладбище в Туле. В городе Сестрорецк, где несколько лет своей жизни трудился Фёдор Васильевич, в его честь была названа улица.
Использованные источники:
- ЦАМО РФ ф. 81 опись 12040 дело 41
- Чумак Р. «Я буду работать, пока дышу» журнал «Калашников». 2011. № 6
- Чумак Р. "Самозарядные и автоматические винтовки Токарева" СПб. Издательство 'Атлант'', 2014
- Форум http://forum.guns.ru (особая благодарность участнику PILOT_SVM)
Комментарии к данной статье отключены.