Шведский ствол
23 November '15
Даже среди остальных образцов самобытной шведской бронетехники самоходная артиллерийская установка Artillerikanonvagn 151, с историей создания которой можно познакомиться в этой статье , выделяется очень сильно. Качающееся орудие с автоматом заряжания придаёт этой машине отдалённое сходство с семейством французских танков, самым известным представителем которого является АМХ 13. Шасси Akv 151 унаследовала от так и не пошедшего в серию шведского тяжёлого танка EMIL (KRV). В целом сверхскорострельная установка, способная вести огонь практически со скоростью РСЗО и созданная в самом начале 60-х годов XX века, опередила своё время лет на 50 — огневые артиллерийские налёты с почти одновременным прибытием нескольких снарядов в одну точку стали применяться на практике совсем недавно.
Самоходная установка Artillerikanonvagn 151 – первая в мире серийная САУ, вооружённая автоматической гаубицей
Машина создавалась совместными усилиями фирм Bofors (артсистема) и Landsverk (шасси перспективного тяжёлого танка KRV). Артсистема на самоходке получила большие «гаубичные» углы возвышения – до 40 градусов
Гаубица имеет магазин на 14 выстрелов, укрытый в бронеконтейнере, который перезаряжается за две минуты без выхода экипажа из машины с помощью электроподъёмника
700-сильный бензиновый двигатель разгоняет 51-тонную самоходку до 55 км/ч
Многие детали шасси базового танка сохранились, однако для установки крупнокалиберной гаубицы в шасси пришлось внести и заметные изменения. Одно из них – опускаемый ленивец
Конструктивно установка артсистемы достаточно необычна: в кормовой части машины расположен хорошо видный на снимке боевой штырь, на нём закреплена артсистема, а по сторонам её – неподвижные относительно артсистемы (и подвижные относительно корпуса машины) бронерубки расчёта
Максимальная дальнобойность 155-мм гаубицы составляет 25,6 км. Скорострельность гаубицы остаётся непревзойдённой до настоящего времени: технический темп стрельбы до 60 выстрелов в минуту, практически 14-снарядный магазин может быть расстрелян за 45 секунд
В походном положении ствол орудия закрепляется специальным креплением
Для уменьшения длины отката орудие оснащено перфорированным дульным тормозом
Подъёмник обеспечивает перенос снарядов из кассеты с транспортной машины в магазин орудия. Для заряжания магазина раскрывается в рабочее положение стрела электроподъёмника, после чего крышки магазина раскрываются кверху
Снаряды из магазина подаются на лоток досылателя, а потом досылателем заряжаются в ствол
Гаубица оснащена вертикальным полуавтоматическим клиновым затвором с электрическим стреляющим механизмом
В магазине снаряды расположены в двухрядных гнёздах. Механизм заряжания поочерёдно выгружает снаряды из гнёзд…
… на лоток досылателя. Пружинный досылатель взводится при откате ствола, поэтому первый выстрел загружают в ствол вручную
Наибольший вес снаряженного осколочно-фугасного выстрела составляет 85 кг; вес осколочно-фугасного снаряда – 48 кг
Экипаж машины состоит из 7 человек, размещённых в четырёх кабинах. В средней части корпуса САУ размещено моторное отделение, в корме машины — боевое отделение
В рубке по правому борту размещаются заряжающий, управляющий также электроподъёмником, и стрелок-пулемётчик. Пулемёт устанавливается на турели на крыше рубки
В рубке левого борта расположены рабочие места командира машины, наводчика и радиостанция
Гаубица оснащена электроприводом вертикальной наводки, но возможно наведение и вручную с помощью массивных маховиков (в центре кадра)
При необходимости место у радиостанции (на переднем плане) занимает радист, наводчик работает с прицелом и маховиками вертикальной и горизонтальной наводки
Интерьер рабочего места наводчика сквозь люк в крыше рубки. Хорошо виден рычаг управления электрического привода вертикальной наводки
Интерьер рабочего места наводчика. Прицел, маховик вертикальной наводки, маховик горизонтальной наводки (в дальней части кадра за прицелом), смотровой прибор с защитным налобником
Интерьер рабочего места наводчика. Крупным планом прицел, хорошо виден маховик горизонтальной наводки
Интерьер рубки правого борта крупным планом. Хорошо видны смотровой прибор с защитным налобником, люк в крыше рубки, смотровое окно в корме рубки. За кожухами приводов наводки виднеется откидное кресло для размещения ещё одного члена экипажа
Защитные кожухи механизмов наводки
Крышка люка рубки правого борта, вид изнутри. Поскольку это штатное рабочее место стрелка, люк имеет мягкую травмобезопасную защитную окантовку
Пульт управления электроподъёмником
Смотровой прибор с защитным налобником
Вид на крыши рубок экипажа. На крыше рубки левого борта видна бронировка выходного зрачка прицела, на крыше рубки правого борта – пулемётная турель
Рубки экипажа оснащены большим количеством наблюдательных приборов. Видны смотровые приборы, направленные вперёд и вперёд-влево, на борту рубки расположен направленный влево смотровой прибор, видны бронировка выходного зрачка прицела, антенный вход
Рубка правого борта оснащена смотровыми приборами, направленными вперёд и вправо. Хорошо видна пулемётная турель
Вид на крышу рубки правого борта. Хорошо видны пулемётная турель, смотровой прибор в корме рубки с откинутой защитной крышкой, выводы приборов управления подъёмников и приводов наводки
В отделении управления в передней части корпуса размещены рабочие места механика-водителя (слева) и его помощника (справа)
Рабочее место механика-водителя с открытым люком
Приборная доска и органы управления механика-водителя
Рабочее место помощника механика-водителя с открытым люком
В боевом положении механик-водитель вёл наблюдение за полем боя через три смотровых прибора
На лобовом листе корпуса расположены буксирные рымы
Осветительные приборы правого борта (фара, маскировочная фара, габаритный огонь). Справа огнетушитель
Осветительные приборы левого борта и гудок
Многие узлы и детали ходовой части, включая траки гусениц, без изменений заимствованы у базового танка
Ведущее колесо
Обрезиненные опорные катки
Обрезиненный поддерживающий каток
Поддерживающий каток на оси
Заметное отличие ходовой части Artillerikanonvagn 151 от ходовой базового танка — опускаемый ленивец, который жёстко фиксируется в нижнем положении и воспринимает отдачу при стрельбе на больших углах возвышения орудия
Ленивец опускался поворотом кривошипа специальным механизмом. Виден также кормовой буксирный рым
Опускаемый ленивец левого борта. Видны кожух механизма опускания ленивца и кормовая световозвращающая фара
Комментарии к данной статье отключены.