По справедливости, начинать этот рассказ следует с времён, далеко отстоящих от нынешних. В двенадцатом веке, в 1125 году, война между государством Ляо, образованном племенами кидани
– Превосходный мост, – писал Марко Поло. – Настолько прекрасный, что у него едва ли найдётся соперник в мире.
Во времена Марко Поло династия Цзинь уже полвека как сошла с исторической сцены. Бывший Чжунду, сожжёный дотла, отстроенный заново и называемый Ханбалык, служил столицей монгольского царства, управляемого внуком Чингиза, ханом Хубилаем, основателем династии Юань. Монголы продержались у власти примерно век и были сметены восстанием «красных повязок». Пришедшая им на смену Минская империя существовала более двух с половиной веков, но в 1628 году в Северном Китае началось восстание под предводительством Ли Цзычэна, стремительно распространявшееся. Через десять лет у восточного окончания моста, на берегу Лугоу, которая называлась к тому времени Удинхэ, река, не имеющая спокойствия, для защиты столицы от сил восставших была возведена небольшая крепость Гунцзи, впоследствии переименованная в Ваньпин. Теперь мост начинался с площади перед западными воротами крепости. Тем не менее, ещё через шесть лет Ли Цзычэн вошёл в столицу. Последний император Мин покончил с собой. Но уже через полтора месяца под стенами столицы стояла армия беспокойных северных соседей — маньчжуров. Восставшие отступили. Отныне Китаем правила маньчжурская династия Цин, последняя императорская династия Китая.
Примерно через полвека после установления правления Цин император Айсиньгёро Сюанье занялся приведением в порядок обветшавших гидротехнических сооружений по всей стране. В частности, берега реки Удинхэ были укреплены, её русло стало постоянным, и река получила название Юндинхэ — река вечного спокойствия. Считается, что в 1699 году император лично измерял глубину реки, чтобы оценить уровень заиливания русла: во всяком случае, возле моста стоит памятная стела в честь личного императорского руководства строительными работами. Мост также подвергся капитальному ремонту.
Вторая половина девятнадцатого века стала тяжёлым временем для Китая. Несмотря на двухвековое управление, дистанция между маньчжурами и коренными ханьцами не исчезла, и конфликты на национальной почве продолжались. Кроме того, проводимая цинскими императорами политика самоизоляции принесла горькие плоды. Последовательные поражения в двух опиумных войнах, первой японо-китайской войне, территориальные потери, многочисленные восстания; фактическое управление империей, сосредоточенное в руках жестокой и властолюбивой, но не обладавшей государственным умом вдовствующей императрицы Цы Си — всё это привело к Синьхайской революции, падению в феврале 1912 года династии Цин и провозглашению Китайской республики.
С момента образования республике пришлось решать как старые проблемы, оставленные в наследство ушедшей династией, так и ряд вновь образовавшихся. Как и всегда при падении правительства в результате революции, нашлось много желающих прибрать бесхозную власть к своим рукам. За руководящие места в Пекине боролись три крупных военных блока, руководимых генералами: Аньхойская, Чжилийская и Фэнтяньская клики; националистическая партия Китая — Гоминьдан, Коммунистическая партия Китая, а также множество партий, клик и фракций меньшего масштаба. Политические раздоры часто переходили в горячую стадию, С 1912 по 1928 год Китай пережил семнадцать смен президентов, две попытки реставрации империи и минимум шесть крупных междоусобных войн. Наконец, в 1926 году Гоминьдан и Коммунистическая партия временно объединили усилия. Союз распался уже весной следующего года, официально считающегося годом начала гражданской войны в Китае, после ряда жёстких репрессий со стороны Гоминьдана и серии подавленных коммунистических восстаний. Тем не менее, кликам «милитаристов» к тому времени был нанесён решающий удар, и их добивание было лишь вопросом времени. Считается, что ещё через год, в 1928 году, Гоминьдан формально объединил весь Китай под своей властью, хотя оставались сельские районы с советской властью, в которых жило несколько миллионов человек. В 1931 году они объединились в Китайскую советскую республику, против которой немедленно начались «карательные походы» Гоминьдана. Весной 1932 года Китайская советская республика объявила войну Японии. В 1936 году уцелевшие отряды Китайской Красной армии сосредоточились в последнем оставшемся советском районе Шэньси — Ганьсу — Нинся и перешли к политике создания единой коалиции со всеми вооружёнными и политическими силами Китая, направленной против основного врага — Японии.
Япония вступила во вторую половину XIX века в довольно схожем с Китаем состоянии. Изрядно запутанная система управления, когда император царствует, сегунат правит, а даймё управляют на местах; политика жёсткой самоизоляции, фактическое отсутствие промышленного производства — и наконец, знаменитые «чёрные корабли» коммодора Перри, принудительные контакты и вооружённые конфликты с западными державами. Вот только выводы из этих конфликтов с их предсказуемо печальным завершением были сделаны совершенно другие. В ходе реставрации Мэйдзи, начавшейся в 1868 году, был упразднён сегунат, лишены земель даймё, реорганизованы вооружённые силы, проведена образовательная реформа. Приглашались европейские военные советники и инженеры. Упорядочивались международные отношения.
Преодолев сопротивление аристократии, вылившееся в полуторагодичную гражданскую войну, Япония стремительно индустриализировалась. В 90-х годах девятнадцатого века, всего через двадцать лет после начала реставрации, со стапелей Морского арсенала в Йокосуке уже сходили современные крейсера, хотя основные броненосные корабли флота всё ещё закупались в Европе.
Индустриальное развитие требовало огромного количества ресурсов, но вот ресурсов как раз и не было. Японские острова бедны полезными ископаемыми, которых требовалось всё больше. Наиболее естественным решением этой проблемы представлялись территориальные приобретения. Начались они с аннексии в 1879 году архипелага Рюкю (теперь префектура Окинава), до того считавшегося автономным государством, правитель которого имел вассальные обязательства как перед Китаем, так и перед Японией. Через пятнадцать лет дипломатических манёвров, направленных на установление контроля над Корейским полуостровом, начинается первая японо-китайская война, результатом которой стали китайское признание самостоятельности Кореи, до этого являвшейся вассалом цинской династии, японская аннексия Тайваня, архипелага Пэнху и Ляодунского полуострова. С полуостровом, впрочем, не получилось: не прошло и недели после подписания Симоносекского мирного договора с Китаем, как Россия, Германия и Франция потребовали от японского правительства возвращения полуострова Китаю, поскольку Россия имела свои виды на город Порт-Артур, которым вскорости и завладела — правда, ненадолго.
В 1900 году японская армия в составе коалиционных войск принимала участие в подавлении боксёрского восстания и в штурме Пекина. После русско-японской войны русская аренда Порт-Артура и Квантунской области перешла к победителю. В 1910 году Япония полностью аннексирует Корею.
Дальнейшие японо-китайские отношения более всего напоминали купирование собачьего хвоста по частям. Продление аренды Квантунской области в результате приёма Китаем ультиматума «тринадцати пунктов». Вторжение в Маньчжурию, отторжение её от Китая и организация марионеточного государства Маньчжоу-Го, чуть позже Великой Маньчжурской Империи, императором которой стал Айсиньгёро Пу И, последний император династии Цин, низложенный Синьхайской революцией в двухлетнем возрасте. Оккупация и присоединение к Маньчжоу-Го китайской провинции Жэхэ. Оккупация провинций Хэбэй и Чахар. К 1937 году единственным путём, связывающим Пекин
В конце июня 1937 года японские части, размещённые на западном берегу Реки Вечного Спокойствия, проводили учения. Вообще-то здесь не было территории, захваченной японцами. Они находились здесь согласно подписанному в 1901 году, после подавления боксёрского восстания, многостороннему договору, т. н. «Заключительному протоколу», предоставлявшему подписантам право разместить свои войска в двенадцати пунктах вдоль железной дороги Пекин — Таньцзинь, и назывались «Гарнизонной армией в Китае». Право на проведение манёвров оговаривалось дополнительным соглашением от 1902 года.
Утром седьмого июля занимавшие крепость Ваньпин войска Гоминьдана получили японскую телефонограмму, извещающую о бесследной пропаже одного из японских солдат и серьёзных подозрениях японского командования, что пропавший солдат захвачен китайцами и содержится в Ваньпине. Японское командование без лишних церемоний требовало разрешения войти в крепость и обыскать её. Генерал Цинь Дэчунь приказал отклонить требования. Вечером того же дня ему был вручен ультиматум с требованием допустить войска в крепость в течении часа под угрозой артиллерийского обстрела. В полночь с 7 на 8 июля начался обстрел крепости Ваньпин, а на мост вошли японские войска численностью до роты. Навстречу им выдвинулись войска Гоминьдана, приблизительно тысяча человек, и остановили продвижение японцев. На следующий день к китайцам подошло подкрепление, и контроль над мостом был восстановлен полностью. Японская армия предложила переговоры.
Переговоры проходили под навязчивый припев военных обеих сторон: «Нельзя верить японцам!» и «Нельзя верить китайцам!». Создаётся ощущение, что если высшее командование и политические власти что Китая, что Японии пытались найти компромисс, то генералы среднего звена жаждали крови. Пока формулировались требования, на основе которых возможно исчерпание инцидента, к зоне конфликта перебрасывались дополнительные силы. 14 июля японская артиллерия снова обстреляла Ваньпин. Начались локальные стычки между японскими и китайскими войсками. После 25 июля на соглашение о прекращении огня, похоже, никто уже не обращал внимания, но общее наступление японских войск началось только 28-го.
Восьмого августа японские войска без сопротивления вступили в Пекин. Вторая японо-китайская война началась, и прекратилась она только с прекращением Второй мировой, через восемь лет.
После поражения во Второй мировой войне Япония утратила все континентальные приобретения и практически все островные. Япония также отказалась от войн как способа решения политических проблем, закрепив это положение в Конституции, и от вооружённых сил. Теперь японская армия называется силы самообороны Японии, с юридической точки зрения является гражданской организацией общей численностью почти четверть миллиона человек и участвует в миротворческих операциях ООН, обеспечивая тыловую поддержку, без ведения боевых действий: это условие, прописанное в Конституции, строго соблюдается.
С окончанием Второй мировой войны в Китае возобновилась гражданская война между коммунистами и Гоминьданом, завершившаяся только в 1950 году победой коммунистов. Остатки гоминьдановских сил отступили на Тайвань, и по сей день Китайская республика на Тайване является отдельным государством.
Мост Лугоуцяо благополучно дожил до нашего времени. Европейцам он известен как мост Марко Поло. В 1986–1987 годах был проведён капитальный ремонт моста с заменой большой части покрытия, но в центре оставлена полоса исторических камней.
В крепости Ваньпин сейчас размещён музей японо-китайской войны.
Комментарии к данной статье отключены.