Авиастроительная компания «Норт Американ» оставила яркий след в истории Второй мировой войны, прежде всего — своим великолепным истребителем P-51 «Мустанг». Но был среди конструкций фирмы еще один принявший участие в войне истребитель, о котором редко кто вспоминает.

Идея постройки эрзац-истребителя нового поколения, простого в пилотировании и обслуживании, с гладкой металлической обшивкой, убирающимся шасси и закрытой кабиной, подходящей для лётчика невысокой квалификации, была не нова, и её реализовала не одна авиастроительная компания. Для поставок на экспорт или вооружения собственных колониальных ВВС в отдаленных районах, куда не доберется никакой враг, лучше всего подходил истребитель на основе учебно-тренировочной машины, а «Норт-Американ» имела целое семейство машин во главе с отличным «Тексаном». Он и стал прототипом.

Характеристики новой машины были крайне скромными по меркам 1939 года: скорость 435 км/час, потолок 8400 метров, вооружение — два пулемёта винтовочного калибра. Увы, единственными заказчиками, соблазнившимися таким истребителем, стали ВВС Перу, которые получили семь самолётов под индексом NA-50A. Купить шесть экс-«Тексанов» решил и Таиланд, но оккупация королевства с Японией сорвала контракт. В итоге шесть машин официально приняли на вооружение ВВС армии США под индексом P-64. Отправлять их на фронт в таком мизерном количестве даже без учета крайне скромных возможностей было бы безумием, и эрзац-истребители стали переходными от учебных к боевым машинами в авиаучилищах.

Войну пережил единственный американский P-64, который был продан в частные руки и летал до 1988 года, а вылетав ресурс, встал на прикол. В 2016 году самолёт восстановили до лётного состояния, и теперь он в яркой раскраске вновь радует зрителей на многочисленных авиашоу. Еще один свой самолёт собираются поднять на крыло перуанцы.