Июль 1941 года был неспокойным месяцем: на советско-германском фронте вермахт, захватив Прибалтику и Белоруссию, рвался к Киеву, Смоленску и Ленинграду, в Северной Африке противники после тяжёлых сражений восполняли потери и занимались перегруппировкой перед новыми сражениями, в Атлантике в смертельной схватке сошлись немецкие подводные лодки и британский флот. При таком размахе сражений начавшуюся в другом полушарии войну никто, кроме непосредственных участников, и не заметил — тем более незаметными остались и её герои.
Эквадор и Перу не были участниками ни одной из двух коалиций, ведущих Вторую мировую войну, и решали лишь свой вопрос спорных территорий. 5 июля 1941 года постоянные стычки на границе переросли в масштабное вторжение армии Перу на территорию Эквадора. На стороне перуанцев было как многократное численное преимущество, так и превосходство в оснащении — они использовали авиацию и танки. После первых боёв с применением артиллерии установилось было затишье, но 23 июля армия Перу по всему фронту перешла в решительное наступление.
В этот день и имел место самый, пожалуй, яркий эпизод в новейшей военной истории Перу. С приграничного аэродрома Тумбес взлетела четвёрка перуанских истребителей NA-50 «Торито» (Torito — «Бычок») под командованием капитан-лейтенанта Антонио Альберти (Antonio Alberti). Задачей группы, в которую, кроме ведущего, входили старшие лейтенанты Хосе Киньонес Гонсалес (José Abelardo Quiñones Gonzales) и Фернандо Парауд (Fernando Paraud), а также лейтенант Мануэль Ривера (Manuel Rivera), была бомбардировка и штурмовка артиллерийских позиций у эквадорского укреплённого пункта на реке Кебрада-Сека.
Примечателен самолёт, на котором перуанские лётчики выполняли задание. Разработка американской компании «Норт Американ» относилась к тому же семейству машин, что и знаменитый учебно-тренировочный самолёт T-6 «Тексан», и была выпущена в количестве всего 13 единиц. Все эти самолёты отличала простота конструкции, эксплуатации и применения, а потому они хорошо подходили для экспорта в страны с небольшими ВВС. Семь машин под обозначением NA-50 в 1939 году закупили перуанцы, которые сразу же оснастили свои «Торито» бомбодержателями, а ещё шесть под индексом NA-68 заказали ВВС Таиланда. Впрочем, в Азию эти самолёты так и не попали из-за начавшейся франко-тайской войны и растущих связей Таиланда с Японией и остались в США под обозначением P-64 в роли учебно-тренировочного истребителя.
Но вернёмся на границу Перу и Эквадора. Над целью четвёрка капитан-лейтенанта Альберти попала под сосредоточенный огонь эквадорских 20-мм зенитных автоматических пушек, которые поразили самолёт старшего лейтенанта Киньонеса Гонсалеса. Лётчик не стал прыгать из подбитого истребителя или пытаться совершить вынужденную посадку, а направил его на позиции зенитчиков, пожертвовав своей жизнью ради выполнения приказа. Подвиг авиатора сразу же был широко распропагандирован в Перу.
Уже к 31 июля боевые действия фактически закончились. Армия Перу оккупировала около 280 000 км² территории Эквадора, что составляло примерно четверть довоенной территории Перу и половину Эквадора. 29 января 1942 года эти приобретения были зафиксированы договором, подписанным в Рио-де-Жанейро, а погибшему лётчику была уготована посмертная судьба национального героя.
Хосе Абелардо Киньонес Гонсалес родился 22 апреля 1914 года в перуанском городке Пиментель. В 1928 году он поступил в национальный колледж «Нуэстра Сеньора де Гваделупа» в Лиме, где увлёкся планеризмом. В 1935 году молодой человек, несмотря на возражения родителей, поступил в Центральную авиашколу «Хорхе Чавес» (Escuela Central de Aviacion Jorge Chavez). В ходе обучения Киньонес Гонсалес был отмечен за отличные пилотажные навыки. Он первым в своей группе сдал экзамены на квалификацию пилота-истребителя и получил звание лейтенанта. В день своего выпуска 21 января 1939 года молодой лётчик поразил присутствующих на демонстрационных полётах зрителей, перевернув свой самолёт на сверхмалой высоте на спину и пролетев вдоль трибун вверх шасси.
19 октября 1941 года, через три месяца после гибели Хосе Киньонеса Гонсалеса, власти Эквадора вернули останки лётчика на родину. Полковник эквадорской армии Октавио Очоа (Octavio A. Ochoa), передавая останки Киньонеса Гонсалеса представителям Перу, заявил следующее:
«Я передаю ВВС Перу останки того, кто чтил свою родину, свой народ и свои вооружённые силы. Мой народ воздаёт должное перуанскому народу, достойно воплощённому в героической фигуре Хосе Абелардо Киньонеса Гонсалеса».
Останки пилота, посмертно произведённого в чин капитана ВВС, захоронили в Крипте героев в Мавзолее мемориала офицерской школы ВВС Перу. Хосе Киньонесу Гонсалесу в Перу установлено несколько памятников, в его честь назван международный аэропорт в Чиклайо. 23 июля ежегодно отмечается как День ВВС Республики Перу. В 1991 году, через 50 лет после гибели лётчика, портрет Хосе Абелардо Киньонеса Гонсалеса и изображение его маленького «Торито» поместили на перуанской купюре в 10 солей — самого малого номинала, а, значит, и самой ходовой. Там «Перуанский Гастелло» остаётся и по сей день.
Комментарии к данной статье отключены.