Война – страшное дело, и с этим нет смысла спорить. Однако в истории существует целый ряд вооружённых конфликтов, которые иначе как «странными» назвать сложно. Участники таких войн, конечно же, считали, что сражаются во имя высших идеалов, но по прошествии многих лет такие события выглядят как театр абсурда, будто это не исторические факты, а порождение чьей-то больной фантазии.
Быстрая война
Когда говорят, что та или иная война закончилась очень быстро, обычно имеется в виду период в несколько месяцев или хотя бы недель, но в книге рекордов Гиннесса есть вооружённый конфликт, который по скорости своего разрешения заткнёт за пояс все войны мира. Всё началось с того, что 25 августа 1896 года в мир иной отошёл правитель Занзибара султан Хамад ибн Тувайни, который придерживался политики сотрудничества с британским колониальным правительством. К власти в султанате пришёл его племянник Тувайни Халид ибн Баргаш. Для Британии это не сулило ничего хорошего, так как новый правитель пользовался протекцией со стороны Германии.
Англичане поставили перед новым правителем Занзибара ультиматум: либо тот отрекается от престола, либо будет война. Баргаш отказываться от власти не хотел, поэтому начал собирать армию. Срок ультиматума истекал в 9:00 27 августа. К этому времени султан Занзибара успел собрать 2800 человек для обороны своего дворца. Почти все защитники были гражданскими и воевать не умели. Британцы, поняв, что им было отказано, в 9:02 начали обстреливать с моря дворец султана. Уже в 9:40 на дворце Баргаша был сбит флаг, что означало окончание боевых действий. За 38 минут, которые длилась эта война, занзибарцы потеряли около 600 человек, в то время как у англичан все потери сводились к одному раненому матросу.
Полоса раздора
В США очень трепетно относятся к войне северных и южных штатов. Каждый год там чтят её героев и вспоминают жертв этого братоубийственного конфликта. Однако не все знают, что Гражданская война могла начаться на целых 25 лет раньше из-за споров штата Мичиган и штата Огайо за полосу земли площадью 468 квадратных километров вдоль их границы. В силу противоречий государственных и федеральных законов, а также слабого понимания географии региона спор за территорию близь города Толидо тянулся ещё с 1787 года. К 1835 году ситуация осложнилась до такой степени, что правительства обоих штатов начали стягивать к границе войска. Армия Мичигана встала на своём берегу реки Моми, а войска Огайо на своём. Они стояли так почти год. Каждый день солдаты строились на берегу и открывали огонь. Друг в друга стрелять они не решались, поэтому палили в воздух, стараясь запугать противника.
Всё закончилось в 1836 году, когда экономику штата Мичиган постиг глубочайший кризис, и его руководство было вынуждено признать, что больше не может продолжать войну. Солдаты разошлись по домам, а спорная земля отошла штату Огайо. Почти за год противостояния ни одна из сторон не понесла потерь. Это был самый мирный пограничный конфликт если уж не в мировой истории, то в истории США точно.
Самая долгая война
Наверняка все знают о Столетней войне, но вот о 335-летней войне между Голландией и архипелагом Силли знают немногие. Начало этого долгого противостояния уходит корнями в события второй английской гражданской войны. К моменту вступления в войну Голландии (1648 год) Оливер Кромвель уже захватил весь материковый Корнуолл, и роялисты были вынуждены отступить на соседний архипелаг Силли. Нидерланды стремились во что бы то ни стало сохранить союз с Англией, поэтому они выступили на стороне побеждающих парламентариев. В ходе сражения голландского флота с роялистами близ злополучного архипелага первые потерпели поражение и понесли значительные потери. В марте 1651 года адмирал Мартин Тромп прибыл в Силли и стал требовать от роялистов возместить его государству урон, нанесённый потерей судов и находившихся на них грузов. Конечно же, он получил отказ. После этого Голландия официально объявила войну островам Силли, но уже в июне парламентская армия вынудила роялистов с архипелага сложить оружие.
Правительство Нидерландов не стало заключать с Силли официального мира, так как сам по себе этот прецедент является довольно необычным, ведь война была объявлена одним народом малой части другого. Вскрылось это лишь в 1985 году, когда председатель совета Силли Рой Дункан отправил запрос в голландское посольство с просьбой разобраться с этим вопросом. В ходе исследований выяснилось, что вот уже 335 лет острова Силли находятся в состоянии войны с Голландией. 17 апреля 1985 года на острова прибыл голландский посол, который подписал мирный договор, положив конец самой длинной войне в истории человечества.
Давид и Голиаф
До 1885 года большинство приказов английских монархов издавалось от имени Англии, Шотландии и города Берик-апон-Туид – последний имел особый дипломатический статус. Поэтому когда королева Виктория в 1854 году объявила войну Российской империи, все соответствующие документы были подписаны от имени «Великобритании, Ирландии, Берика и всех британских владений». Однако к моменту подписания Парижского мирного договора Берик из титулатуры уже был исключён, следовательно, юридически он с Россией мира не заключал. В итоге в течение 113 лет маленький английский город находился в состоянии войны с Российской империей.
В 1966 году, в разгар холодной войны, мэр Берика, видимо, решив обезопасить свой город, пригласил посла СССР, и они подписали мирный договор. Однако, с юридической точки зрения, этот документ не обладает силой, так как градоначальник просто не имеет полномочий подписывать такого рода документы. Если развить эту тему ещё дальше, то получается, что Берик всё ещё находится в состоянии войны с Россией, хотя этот факт, похоже, нисколько не смущает правительства ни Великобритании, ни Российской Федерации.
Воинственная деревня
В 1883 году испанский король Альфонсо XII нанёс визит в Германию и Австрию. Среди посещённых им городов был Гамбург, где в тот момент проходили прусские манёвры. Во время этого мероприятия император Вильгельм провозгласил Альфонсо XII шефом Шлезвиг-Гольштейнского уланского полка. После этого испанский король принял в дар прусский мундир и даже участвовал в манёврах. Однако в Париже, где Альфонсо остановился на пути в Брюссель, эту новость восприняли как личное оскорбление, ведь манёвры и назначение проходили не где-либо, а в Страсбурге, который Германия отвоевала у Франции. Когда испанский правитель прибыл на Северный вокзал Парижа, его встретила озлобленная толпа, выкрикивающая оскорбления в адрес монарха. В числе прочего его называли уланским королём и требовали, чтобы он убрался вон.
Французское правительство по какой-то причине совсем не предпринимало попыток разогнать толпу. Вскоре этот казус удалось замять на дипломатическом уровне, но вот жители деревушки Лихар, что на юге Испании, пришли в бешенство, когда до них дошли новости об оскорблении горячо любимого ими монарха. На собрании жителей деревни мэр Лихара и все три сотни жителей в единодушном порыве объявили Франции войну, после чего мирно разошлись по домам. Закончилась эта бескровная война спустя 93 года, когда в 1981 году король Испании Хуан-Карлос I прибыл в Париж, где к нему проявили большое уважение и почтение. За это жители Лихара простили французов и объявили, что больше не планируют вести военных действий и согласны на мир.
Парагвайский Наполеон
После того как Парагвай получил статус независимого государства, между ним и Бразилией образовался ряд спорных территорий. Юридически они принадлежали Бразилии, но по факту были заняты Парагваем. До 50-х годов XIX века это не являлось проблемой, так как отношения между двумя странами были довольно тёплыми, но затем они стали стремительно ухудшаться. Апофеоз настал, когда Бразилия воздвигла на одной из спорных территорий крепость Дорадус, тем самым нарушив статус-кво. Конечно, войны можно было бы избежать, если бы президентом Парагвая в 1862 году не стал Франсиско Солано Лопес. Этот человек был большим поклонником Наполеона Бонапарта, да и себя мнил величайшим стратегом в истории человечества. Ему не хватало лишь шанса проявить свои «полководческие» качества.
В действиях Бразилии Лопес увидел возможность оставить своё имя в истории, и в 1864 году объявил войну. Год спустя к врагам Парагвая добавились Аргентина и Уругвай. Война длилась шесть лет и закончилась полным разгромом «латиноамериканского Наполеона». По приблизительным подсчётам, в этом конфликте было уничтожено почти 90% всего мужского населения Парагвая, страна потеряла всякий вес на международной политической арене и до сих пор в полной мере не преодолела последствий войны – Парагвай по-прежнему считается одной из самых бедных стран Южной Америки. Однако сами парагвайцы в большинстве своём называют этот конфликт Великой войной, а Франсиско Лопеса – борцом с империализмом.
Война свинины и бобов
Такое забавное название получило противостояние США и Великобритании на границе штата Мэн. После «Второй войны за независимость США» в 1812 году большая часть этой территории принадлежала короне. Почти сразу же после окончания боевых действий все британские войска были оттуда выведены, но, несмотря на это, сама земля всё ещё считалась английской территорией. Возможно, американские лесорубы не знали об этом, так как зимой 1838 года начали лесозаготовку в спорной части штата Мэн. Это вызвало гнев Великобритании, и в район были переброшены войска. Штаты в долгу не остались и направили туда своих солдат.
Ни одно из правительств не хотело первым инициировать кровопролитие, поэтому единственными «залпами» в течение 11 месяцев были звуки, издаваемые кишечниками американских солдат. Из-за ошибки отдела снабжения в качестве провизии они получили большое количество свинины и бобов. Несмотря на то, что на протяжении всего конфликта не было произведено ни единого выстрела в сторону противника, бескровным его назвать не поворачивается язык – обе стороны в общей сложности потеряли больше 500 солдат. Причиной таких потерь стали несчастные случаи и болезни.
Людоед против США
Президент Уганды Дада Уме Иди Амин, полный титул которого звучит как «Его Превосходительство Пожизненный Президент, Фельдмаршал Аль-Хаджи Доктор Иди Амин, Повелитель всех зверей на земле и рыб в море, Завоеватель Британской Империи в Африке вообще и в Уганде в частности, кавалер орденов «Крест Виктории», «Военный крест» и ордена «За боевые заслуги»», был одним из жесточайших диктаторов в мире. То он по воле явившегося к нему во сне Аллаха изгонял из своих земель всех граждан Пакистана и Индии, присваивая себе всё их имущество, то решал истребить всех христиан в Уганде. Доходило даже до того, что прочие диктаторы из Африки и других стран мира обращались к нему с просьбой успокоиться и перестать топить свою страну в крови. Амин никого не слушал. Казни были поставлены на поток.
Трупов было так много, что их не успевали закапывать, и вскоре просто стали сбрасывать в Нил. Но в 1975 году Амин превзошёл самого себя и, заблаговременно присвоив себе звание фельдмаршала, объявил войну США. Так как никакой реакции от американского правительства не последовало, Амин публично объявил себя победителем и с новой силой продолжил творить бесчинства. Вскоре он решил повоевать с Танзанией, за что был лишён поддержки СССР и полностью разгромлен. Есть свидетельства, что после побега Амина в Ливию в его дворце был обнаружен холодильник для хранения трупов – по свидетельствам слуг, диктатор любил побаловать себя человеческим мясом.
Австралия против эму
Все описанные выше конфликты хотя и являются нелепыми, но велись хотя бы против людей. Однако правительство Австралии пошло ещё дальше, и в 1932 году объявило войну страусам эму. Правительство было обеспокоено жалобами фермеров на то, что популяция этих прожорливых птиц вышла из-под контроля. Сами по себе страусы никому не мешали, но фермерам не нравилось, что 20 000 эму могут стать угрозой для их урожая. К решению «страусиного вопроса» были подключены военные. В течение недели солдаты устраивали засады и расстреливали страусов – было убито примерно 2500 эму. Спустя совсем немного времени австралийская армия… капитулировала, так как солдаты отказались стрелять в беззащитных птиц. К тому же страуса, как выяснилось, очень тяжело убить – получив даже несколько пуль, он продолжает бежать.
По подсчётам командного состава, для убийства одной птицы необходимо было всадить в неё примерно десять пуль. Будучи зажатым в угол, эму начинал контратаковать. Рост этого вида страусов варьируется от 170 до 190 сантиметров, а вес доходит до 75 килограммов. В общем, австралийская армия предпочла войну страусам проиграть. Несмотря на уговоры фермеров вновь продолжить отстрел птиц, военные отказались предоставлять для этих целей и людей, и оружие.
Комментарии к данной статье отключены.