Крылатые дети Павла Сухого
22 July '15
120 лет назад в белорусском селе Глубокое на современной витебской земле родился Павел Сухой – человек, чьи самолеты всегда опережали время, с первых шагов на посту начальника конструкторской бригады в коллективе А.Н. Туполева, и до самых последних прижизненных проектов. И сейчас, спустя 40 лет после его смерти, самолеты с маркой «Су» являются гордостью российской авиапромышленности.
Первым серийным самолетом, созданным под руководством П.О. Сухого, стал спроектированный в 1925–1927 гг. истребитель И-4 (АНТ-5). Этот цельнометаллический самолет был построен в большой для того времени серии в 369 машин и состоял на вооружении до 1933 года, когда его вытеснил истребитель И-5 конструкции Н.Н. Поликарпова (http://wikipedia.org )
Истребитель И-14 (АНТ-31), созданный под руководством П.О. Сухого в 1932 году, был для своего времени машиной революционной – цельнометаллический моноплан с гладкой обшивкой, закрытой кабиной, убирающимся шасси и мощным вооружением. К сожалению, было выпущено всего 18 серийных И-14бис в пользу гораздо более дешевого и простого в пилотировании И-16 конструкции все того же Н.Н. Поликарпова (http://irkipedia.ru )
Бригадой Сухого был спроектирован в том же 1932 году и рекордный самолет АНТ-25 (на фото), ставший гордостью советской авиации 30-х годов XX века – на нем в 1934–1937 гг. экипажи М.М. Громова и В.П. Чкалова совершили ряд сверхдальних перелетов. Был под руководством Сухого создан и рекордный самолет АНТ-37бис «Родина», на котором покоряли расстояния женские экипажи (http://wikipedia.org )
В 1936 г. конкурс по созданию многоцелевого самолета «Иванов» выиграл самолет П.О. Сухого, опередив проекты Поликарпова, Ильюшина, Григоровича, Немана и других признанных авиационных конструкторов. Первоначально имея обозначения АНТ-51 или ББ-1, позже, в рамках общего переименования самолетов по первым буквам фамилии главного конструктора, бомбардировщик получил название Су-2 и стал родоначальником гордого имени «Су» (http://waralbum.ru )
Машина вышла удачной, и в 1940–1941 гг. было построено 893 серийных Су-2, применявшихся как бомбардировщики, ближние разведчики и артиллерийские корректировщики. Относительные потери Су-2 (количество вылетов на один сбитый самолет) при этом были ниже, чем у других советских ударных машин Ил-2 и Пе-2, особенно для поздних модификаций, оснащенных двигателем М-82 (http://obalanceva.blogspot.ru )
К сожалению, потеря при отступлении Харьковского и Таганрогского авиазаводов привела к прекращению производства Су-2 уже к концу 1941 года, когда в эвакуации кончился задел вывезенных сборочных комплектов. Тем не менее, уцелевшие самолеты применялись до 1943 года, прежде всего, как артиллерийские корректировщики с прекрасным обзором из кабины (http://legendary-aircraft.blogspot.ru )
Военные годы КБ П.О. Сухого создало несколько интересных машин, которые по разным причинам в серию не пошли. Так, довести до серийного производства истребитель-перехватчик Су-1/Су-3 не позволила эвакуация и турбокомпрессор, который, обеспечивая самолету прекрасные высотные характеристики, был очень ненадежен в работе (http://karopka.ru )
В 1944 году был создан экспериментальный истребитель И-5 с комбинированной силовой установкой из поршневого двигателя ВК-107 и дополнительного реактивного двигателя, выполнявшего роль ускорителя. Однако практика показала, что подобные силовые установки – тупиковая ветвь при переходе от поршневой авиации к реактивной, и проект был закрыт (http://propjet.ucoz.ru )
Штурмовик Су-6, который проектировался в КБ П.О. Сухого в 1940–1944 гг., по комплексу характеристик значительно превосходил знаменитый ильюшинский Ил-2, но постоянные проблемы с силовой установкой не позволяли запустить его в серию. В итоге после производства 10 опытных самолетов проект закрыли, Сухой получил за Су-6 Сталинскую премию, а в серию пошел Ил-10 – глубокая модернизация Ил-2 (http://topwar.ru )
Начало реактивной эры советской авиации, совпавшее с окончанием войны и поступлением из Германии трофейных турбореактивных двигателей, не могло не отразиться на работе суховцев. В 1946 г. был создан опытный истребитель-перехватчик Су-9 (первый с таким названием). Часто его называют советской копией Ме-262, однако, кроме одинаковых двигателей, расположенных под крылом, самолеты мало что связывает. В серию Су-9 не попал, как и его развитие Су-11/Су-13, уступив более простым и дешевым Як-15 и МиГ-9 (http://www.airpages.ru )
С началом производства бомбардировщика Ту-2 конструкции А.Н. Туполева встал вопрос о разработке его учебной версии. В связи с загруженностью КБ Туполева работой по боевым модификациям, конструирование учебного самолета поручили КБ Сухого. Машина получила нейтральное наименование УТБ-2 и двигатели АШ-21 мощностью 600 л.с. Для обеспечения удовлетворительных летных характеристик самолеты облегчались, с них снимали броню, вооружение и т.п. (http://ribalych.ru )
Еще одной интересной машиной Сухого стал разведчик-корректировщик Су-12, спроектированный в 1946–1948 гг. В его двухбалочной схеме и развитом остеклении кабин можно увидеть отголоски немецкой «рамы» ФВ-189, однако Су-12 был машиной с мощными двигателями АШ-82, тяжелым пушечным вооружением и бомбовой нагрузкой. В серию самолет не пошел – в СССР, который не вел колониальных войн с заведомо более слабым противником, подобная техника оказалась невостребованной (http://www.airwar.ru )
Успех пришел к КБ П.О. Сухого во второй половине 50-х годов, когда одновременно в серийное производство пошли сразу две суховские машины. Первой из них был реактивный истребитель-бомбардировщик Су-7Б (http://aviapanorama.su )
Наряду с истребителем МиГ-21 КБ А.И. Микояна, этот самолет Сухого стал этапной машиной советских ВВС, выпускавшейся в течение 1957–1972 гг. крупной серией (1874 шт.) и состоявшей на вооружении десятка стран, как этот самолет ВВС Индии (http://4etverti-ik.livejournal.com )
Одновременно в серийное производство был запущен перехватчик Су-9 (позднее его модернизированная версия Су-11). Этот самолет с треугольным крылом, выпущенный в серии более 1200 экземпляров, был сложным в пилотировании и не пользовался любовью летного состава, но, оставаясь на вооружении до начала 80-х, когда его сменил МиГ-25, обеспечивал надежную ПВО страны (https://www.airforce.ru )
В 1962 году вышел на испытания истребитель-перехватчик ПВО Су-15. Эти мощные машины, построенные в количестве более 1300 экземпляров (вместе с более поздней модификацией Су-15ТМ), до самого развала СССР составляли основу советской истребительной авиации ПВО. Наиболее известен Су-15 тем, что в 1983 году именно таким истребителем был сбит корейский «Боинг-747» (http://dic.academic.ru )
На смену истребителю-бомбардировщику Су-7 в 1970 году пришло семейство Су-17/Су-20/Су-22. Мировая мода на крыло изменяемой стреловидности не обошла и советскую авиацию, и Су-17 стал первым отечественным самолетом, оснащенным таким крылом (https://www.airforce.ru )
Всего выпущено чуть менее 3000 Су-17 и его модификаций, которые до сих пор состоят на вооружении многих стран мира – так, к примеру, в настоящее время Су-22 активно используются в боях правительственными ВВС в Сирии (http://topwar.ru )
Фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Су-24 впервые поднялся в воздух в 1970 году, но до сих пор остается основным самолетом этого класса в ВВС Российской Федерации. Предполагается, что они останутся на вооружении до 2020 года и будут заменены самолетами Су-34 (http://avia-simply.ru )
В 60–70-хх годах в КБ Сухого по программе сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца был спроектирован и построен уникальный самолет Т-4 (он же «Изделие 100» или «Сотка»), способный нести две противокорабельных крылатых ракеты Х-45 (http://audi-nn.narod.ru )
К сожалению, как и за 30 лет до этого, проект Сухого был слишком революционным для своего времени (при создании ракетоносца было зарегистрировано несколько сотен изобретений), да и просто слишком дорогим даже – в планере самолета широко применялись жаропрочные титановые сплавы. После постройки нескольких прототипов Т-4 его место заняли более простые Ту-22, а затем Ту-160 (http://audi-nn.narod.ru )
Комментарии к данной статье отключены.