Ранним утром 1 января 1945 года с немецких аэродромов в воздух поднялись сотни «мессершмиттов» и «фокке-вульфов» — началась операция «Боденплатте» («Опорная плита»). Её целью должны были стать аэродромы союзников в Бельгии и Голландии. Предполагалось, что мощным ударом удастся уничтожить на земле большое количество американских и британских самолётов, и тем самым завоевать господство в воздухе. Применение истребителей для этих целей было вынужденной мерой — немецкая ударная авиация к этому времени была практически уничтожена.

Не предупреждённые из-за секретности операции немецкие зенитчики «проредили» группы атакующих ещё до выхода на цель. Затем, уже над аэродромами союзников, зенитчики и взлетевшие истребители сумели дать немцам достойный отпор. Западные историки авиации до сих пор не могут прийти к единому мнению о потерях союзников, насчитывая от 250 до 500 самолётов уничтоженными и повреждёнными.

Потери немцев были тоже велики, но здесь данные колеблются незначительно. Чаще всего говорится о 280 самолётах, потерянных безвозвратно, ещё 69 были повреждены. 213 лётчиков люфтваффе погибли и попали в плен, ещё два десятка были ранены. И если союзники могли быстро восстановить численность своей авиагруппировки на континенте (при этом потери лётного состава были минимальны, порядка 15 человек), то немецким ягдваффе был нанесён смертельный удар.

На кадрах, сделанных кинофотопулемётами «мустангов» и «спитфайров», — истребители молодых немецких лётчиков (у большинства из участников налётов было не более 5–10 боевых вылетов). Видно, что большинство из них не способны даже маневрировать под огнём. К сожалению немцев, подготовка их лётчиков-истребителей была уже слишком слабой…