«Бентли» – известная марка британских автомобилей класса «люкс», являющихся роскошью в той же степени, что и средством передвижения. Первая из таких машин была собрана в 1919 году. Тогда Уолтер Оуэн Бентли и его компаньоны основали в графстве Чешир фирму Bentley Motors Ltd. — и преуспели.
Однако одноименный «стартап» вполне мог начать взлёт в России. В разгар Первой мировой войны житель Соединённых Штатов, англичанин Джон Френсис Бентли, предлагал опекающим военную промышленность Российской империи воротилам модель броневика собственной конструкции. Текст письма Бентли на имя главы Центрального военно-промышленного комитета (ЦВПК) А. И. Гучкова был недавно выявлен в фондах Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА, г. Москва).
Да, эти двое инженеров-коммерсантов были всего лишь однофамильцами. Но оставшийся в тени Джон Бентли тоже являлся весьма незаурядной личностью. В конце XIX–начале ХХ веков он без устали путешествовал по Африке, воевал и был едва ли не особой, приближённой к императору Эфиопии Менелику II. К 1915 году этот человек определённо приобрёл немалый жизненный опыт и навык конструирования транспортных средств.
К сожалению, Гучкову в тяжелейшую пору кризиса на фронте оказалось не до ноу-хау из-за границы. О его ответе Бентли и их переписке не сохранилось никаких сведений. Кто знает, чем обернулось бы дело, если бы Российская империя взяла бы на вооружение наработки англичанина — возможно, имя Бентли сегодня носили бы совсем другие машины.
Текст архивного документа предлагается вашему вниманию.
Перевод письма Господина Бентли на имя А. И. Гучкова от 24-го августа с[его 1915] г[ода].
Полагаю, что Вы несомненно помните мою книгу «К Менелику на автомобиле». Это путешествие на автомобиле по неизвестному Сомалиланду и Абиссинии и многие подобные экспедиции по бездорожным странам снабдили меня опытом по механическому транспорту, а его применение для обслуживания военных нужд занимает всю мою жизнь.
Во время Южно-Африканской войны [имеется в виду англо-бурская война 1899–1902 гг. — ред.] и в Египте, мне пришлось много работать с блиндированными поездами и механическим транспортом; и я тоже совершенно знаком с условиями американского автомобильного строительства.
5 месяцев тому назад я приехал в Петроград с целью предоставления моего опыта и знаний русскому Правительству и предложил ему специальный тип бронированных автомобилей, наиболее совершенный для русских условий.
5 месяцев я уже добиваюсь какого-нибудь определённого решения, но пока без успеха, хотя мне неоднократно говорили, что мои планы и сметы вполне удовлетворительны и будут приняты. При последних моих переговорах мне предложили быть готовым отправиться в Америку через несколько дней, но это было три недели тому назад и с тех пор ничего не произошло.
Я опасаюсь, что если моё предложение не будет представлено какой-нибудь новой инстанции, то я буду ждать ещё неопределённое время, и потому обращаюсь к Вашему Превосходительству с просьбой разрешить мне личное свидание с Вами, так, чтобы я мог ознакомить Вас с моим предложением по существу.
Примите и проч[ее].
Подпись Джон Бэнтлей.
[РГВИА. Ф. 803. Оп. 1. Д. 1855. Л. 81]
Публикация, вступительная статья – Юрий Бахурин
Комментарии к данной статье отключены.