17 августа, накануне международного авиасалона МАКС-2015, российская Объединённая приборостроительная корпорация продемонстрировала фотографии нового уникального беспилотника «Чирок». Разработанный Московским научно-исследовательским радиотехническим институтом, БПЛА способен летать практически бесшумно, а также взлетать и садиться практически на любую поверхность. О сроках появления рабочей модели беспилотника пока не сообщается.
Неординарность нового беспилотника бросается в глаза с первого же взгляда. Он оборудован обитаемой кабиной, рассчитанной на двоих членов экипажа. По заявлениям разработчиков, «Чирком» можно управлять как в беспилотном, так и в пилотируемом режиме. Но новый российский БПЛА способен удивить не только этим.
Главная его особенность – способность взлетать и садиться почти на любую поверхность. Аппарат на воздушной подушке получил название в честь водоплавающей птицы именно благодаря этой своей особенности. «Чирку» для взлёта будет достаточно всего ста метров относительно ровной поверхности – не важно, будет это рыхлый снег, песок, твердый грунт или заболоченная местность.
Для военных новая разработка российских учёных может быть интересна ещё по нескольким причинам. Корпус из лёгких композитных материалов делает его малозаметным в радиолокационном диапазоне, а тихие поршневые двигатели с винтами изменяемого шага позволяют летать практически бесшумно. Эти особенности позволяют применять «Чирок»для разведки и доставки личного состава в труднодоступные районы. Также после доработки будет возможным оснащение БПЛА вооружением – ракетами, бомбами или высокоточными снарядами, после чего его можно будет использовать как ударный беспилотник.
Одно из ключевых ноу-хау «Чирка» — шасси на воздушной подушке. Оно создано с применением мембраны из уникального материала, которая при толщине в 2мм и массе 16 кг имеет достаточную прочность. Под давлением потока воздуха из центробежного вентилятора мембрана приобретает форму тора с внутренним давлением около 100 кг на квадратный метр, а после отрыва от земли, когда вентилятор выключается, мембрана «прилипает» к днищу «Чирка». Отбор мощности на вентилятор осуществляется от одного из двух двигателей (каждый мощностью по 100 л.с.).
Использование воздушной подушки как шасси имело побочный результат – по причине отсутствия колёс летательному аппарату нечем тормозить. Для решения этой проблемы конструкторы применили реверсивные винты, а заднее V-образное оперение поместили в воздушные потоки от них:
Покажут ли инновационный беспилотник на авиасалоне МАКС-2015 — пока неизвестно. Разработка БПЛА «Чирок» велась ещё с конца 1990-х годов. Был построен демонстрационный прототип, а совместно с учеными НИИ полимерных химических волокон и НИИ эластомерных материалов и изделий разработан двумерно растяжимый материал для мембраны ограждения воздушной подушки. К началу 2000-х была изготовлена аэродинамическая модель «Чирка»:
Заявленные ТТХ аппарата «Чирок»:
Длина разбега — до 100 м
Крейсерская скорость – 250 км/ч, максимальная – 350 км/ч
Максимальная высота полёта – 6 000 метров
Длительность полёта – 10–12 часов
Дальность полёта – до 2,5 тыс. км
Максимальная взлётная масса – 700 кг
Полезная нагрузка – до 300 кг
Комментарии к данной статье отключены.