Желько Ражнатович сегодня считается фигурой одиозной и, мягко говоря, неоднозначной. Для многих сербов он народный герой и защитник страны, но для всего остального мира, особенно для хорватов, это настоящий преступник и изувер, обвинённый по многим статьям международного трибунала.
Чтобы лучше понять, кем был предводитель самого боеспособного и организованного вооружённого формирования югославских войн, стоит рассмотреть его жизнь от начала и до конца.
Из грязи в князи
Детство у Желько было не из лучших. Он родился 17 апреля 1952 года в сербской семье в городе Брежице в Словении. Его отец был полковником ВВС ЮНА. Вскоре после появления ребёнка семья переехала в Белград. На новом месте дела у Ражнатовича-старшего не заладились: его уволили из армии, он начал пить и вымещать всю свою агрессию на жене и сыне. Желько ненавидел своего отца и старался во всём ему перечить. Велько Ражнатович чуть ли не спал с сигаретой в зубах – Желько раздражал даже слабый запах сигаретного дыма. Из-за того, что отец был страстным болельщиком белградского футбольного клуба «Партизан», сын стал болеть за их прямых соперников «Црвену Звезду». Такое поведение лишь усугубляло вражду.
В 9 лет, после очередной ссоры с родителем, Желько впервые убежал из дома. Бродяжничая, он попробовал себя в карманных кражах. Этот навык впоследствии он оттачивал с каждым новым побегом из дома. Учился он быстро, и к 1968 году уже считался профессиональным «щипачом». Однако в 17 лет он решил примериться к более крупному делу – ограблению ювелирного магазина. Здесь всё пошло не по плану, и Желько взяли на месте преступления. Его приговорили к двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии для несовершеннолетних. За этот непродолжительный период Ражнатович стал для юных арестантов непререкаемым авторитетом. Едва выйдя на свободу, он вновь ввязался в авантюру и оказался под следствием. Не желая вновь попадать в тюрьму, тем более, что в этот раз «малолеткой» уже было не отделаться, Желько сбежал в Европу.
Его имя вновь всплывает в Милане, где полиция идентифицирует его по отпечаткам пальцев как соучастника ограбления банка, но преступник скрывается от правосудия в Югославии. Спустя год он вновь вернулся, но уже как житель Валенсии Марио Валентино. К тому моменту у Ражнатовича уже сложились хорошие отношения с итальянскими мафиози. С одним из них, Карло Фабиано, он совершил гастрольный тур по банкам Швеции.
В тот же период проявляется любовь Ражнатовича к демонстративным и наглым выходкам. Так, например, в Милане он застрелил владельца ресторана, который отказывался платить мафии ренту, а спустя час вернулся туда же, чтобы отобедать. Но самым дерзким его преступлением в Италии стало вооружённое нападение на зал суда, где судили его друга Карло Фабиано. Вломившись в помещение, он направил пистолет на судью и приказал конвоирам освободить подсудимого, затем передал второй пистолет Фабиано, и вместе они покинули здание, выпрыгнув в окно.
В 1974 году в Бельгии Желько Ражнатовича арестовали и приговорили к десяти годам тюрьмы. Не отсидев и пары месяцев, он совершил побег. Его ловили ещё дважды в разных странах, но всякий раз ему удавалось бежать. Он числился в списке десяти самых разыскиваемых Интерполом преступников. Полиция и спецслужбы 12 европейских стран рыли носом землю в его поисках, а Желько продолжал заниматься своим любимым делом и строил личную жизнь. В конце 80-х в Западной Европе для Ражнатовича стало слишком жарко, и он вместе со всем награбленным вернулся в Югославию. На родине беглец встал во главе местного движения фанатов «Црвены Звезды» и участвовал в нескольких столкновениях с хорватскими фанатами. После одной из таких потасовок в Загребе его задержали и при обыске машины нашли несколько единиц оружия. Ему светил хороший срок, но по какой-то причине через двести дней его отпустили.
Во время своего заключения Желько узнал о распаде Югославии и планах нового правительства Хорватии относительно сербского населения. Оказавшись на свободе, он твёрдо решил идти на фронт, но перед этим провернул свою последнюю «шутку» – среди белого дня угнал личный BMW президента Хорватии Франьо Туджмана прямо с заднего двора его резиденции. На этом закончилась история преступника Желько Ражнатовича и началась история команданте Аркана.
Здесь водятся тигры
Аркан, несмотря на своё лихое прошлое, всегда оставался патриотом. Он считал, что пришло время вернуть сербам Словению, Хорватию, Боснию и Македонию. Характер Аркана не позволял ему отсиживаться в штабе и делать грязную работу чужими руками. Набрав добровольцев из числа фанатов «Црвены Звезды», он создал на их основе Сербскую Добровольческую Гвардию (СДГ, самоназвание «Тигры Аркана»).
В августе 1991 года эта гвардия состояла всего из 24 бойцов, которых Аркан экипировал на свои личные средства. Вместе с ними он принял боевое крещение в Славонии рядом с городком Тень, куда хорваты направили свой карательный отряд для усмирения непокорных сербов. После этого местные власти выдали СДГ оружие и боеприпасы. Захваченные у хорватов танки Аркан сдал ЮНА в обмен на снаряжение и продовольствие. К сентябрю «аркановцев» уже было шесть сотен.
Власти Восточной Славонии безвозмездно передали «тиграм» оставленные частями ЮНА казармы в Эрдуте. В них Аркан разместил своих бойцов и открыл учебный центр СДГ. Этот лагерь стал настоящим символом сербского сопротивления. Через него в период с 1991 по 1994 гг., по разным сведениям, прошло от 10 до 12 тысяч бойцов. О качестве подготовки «тигров» говорит хотя бы тот факт, что с момента первого боя до весны 1992 года их потери составили всего 9 человек, и это при том, что бои шли почти каждый день.
Своей выучкой и мастерством СДГ удивляла как врагов, так и союзников. По словам самого команданте, рецепт успеха его подразделения крылся в трёх простых правилах: «Дисциплина, дисциплина и ещё раз дисциплина». Аркан осознавал, что под его командованием находятся люди из криминального или околокриминального мира, поэтому их нужно держать в строгости. Телесные наказания за нарушение распорядка были обычной практикой и распространялись на всех, невзирая на положение в гвардии. Кроме этого, в рядах «аркановцев» не было политических противоречий. На все вопросы, связанные с этим, Аркан всегда отвечал одинаково: «В гвардии нет места политике и партиям. Мы все воюем за сербский народ». Набор в СДГ проходил без какого-либо гендерного размежевания: женщины сражались бок о бок с мужчинами и наравне с ними.
Ещё одной отличительной особенностью добровольческой гвардии было её самообеспечение. Ражнатович скопил достаточно, чтобы не зависеть от штабов и политиков. Все расходы на содержание личной армии (в марте 1993 года в СДГ было уже 7000 бойцов) покрывались за счёт продажи спиртного, торговлю которым в Славонии Аркан практически монополизировал. Он также не гнушался продавать нефть, оружие и продовольствие. В случае же необходимости всегда можно было «растрясти» нескольких местных предпринимателей. Конечно, это выставляет Аркана не в самом лучшем свете, но оправданием ему служит тот факт, что ни одна копейка не пошла в его или чей-либо другой карман – всё шло исключительно на нужды СДГ и сербского народа. К тому же, такая самодостаточность гвардии позволила её командиру запретить бойцам мародёрствовать и грабить местное население.
Сам Аркан не обладал навыками командира, поэтому брал на службу профессионалов военного дела, таких, например, как Милорад Улемак-Лукович по прозвищу Легия, который до этого служил во французском иностранном легионе и воевал в Персидском заливе. Он не понаслышке знал, что такое дисциплина и профессиональная военная подготовка. Уважение к Аркану со стороны рядовых бойцов и грамотное командование таких людей, как Легия, позволили «тиграм» успешно вести боевые действия там, куда не забиралась югославская армия. Порой, только заслышав о скором приближении «тигров», противник старался как можно быстрее убраться вон. СДГ боялись и уважали все, кто сражался в Югославии.
Конечно же, «Тигры Аркана» не были ангелами и убивали мирное хорватское и боснийское население. Аркан говорил об этом так: «Да, я уничтожал людей сам и давал приказы на это, но лишь потому, что так было надо». В Югославской войне не было фронтов и законов, не было мирного населения и солдат, были лишь свои и чужие. Усташи и босняки не моргнув глазом вырезали сербов целыми семьями, и если бы Аркан запретил своим обозлённым «тиграм» мстить, то он подорвал бы их боеспособность и потерял над ними контроль.
Международный трибунал по бывшей Югославии был снисходителен к преступлениям хорватов и боснийских мусульман, в то время как подобные действия со стороны «Тигров Аркана» называли зверством и преступлением против человечества. Но Желько Ражнатович знал, на что шёл, когда отказывался от своего имени и становился Арканом. Вплоть до самой смерти он был изгоем на родине, власти Югославии клеймили его гангстером и официально отреклись от всех связей с ним, но… лишь официально. Все прекрасно понимали, что если хочешь выжить на этой войне, действовать согласно международным правилам и конвенциям нельзя.
В 1996 году СДГ была распущена. Легия, который ещё во время существования гвардии собрал самых лучших бойцов в отряд спецназа «Супертигры», перешёл вместе с ними в спецназ Департамента Государственной Безопасности Сербии. Вместе со своими «краповыми беретами» он в 1999 году в звании полковника отправился на косовский фронт. Сам же Аркан, хотя и призывал всех бывших «тигров» добровольно вступать в армию или милицию Сербии, возродить СДГ планировал, только если НАТО отважится на наземную операцию в Косово. Между тем, в прессе активно писали о том, что Ражнатович командует несколькими подразделениями сербской армии. Однако достоверных подтверждений этим фактам нет.
Первое поражение
Аркан понимал, что одним лишь оружием мира не построишь, поэтому ещё в 1992 году он стал делегатом Скупщины сербского народа в Боснии и Герцеговине. Там он представлял интересы населения Косово и Метохии. Он начал свою агитацию всего за шесть дней до выборов в парламент. Его программа была проста: закрыть границу с Албанией, уничтожить все очаги албанского сепаратизма, провести всеобщую перепись населения, всех неграждан Югославии депортировать. Этническим албанцам из Косова, согласившимся платить налоги и коммунальные расходы (отопление, электричество и т.д.) наравне с сербами, будет гарантирована защита и безопасность. Такая нехитрая программа обеспечила сторонникам Ражнатовича пять мест в парламенте.
За время депутатства Аркана в столице Косово была построена пекарня, где по самой низкой цене можно было купить свежую выпечку. Также на собранные им деньги было выкуплено и отремонтировано около 30 квартир, которые безвозмездно передали инвалидам войны в Хорватии и Боснии. На деньги всех тех, кто работал с Арканом в парламенте, в Приштине был воздвигнут храм Христа Спасителя.
Осенью 1993 года Желько Ражнатович регистрирует свою собственную партию – Партию Сербского Единства, или CCJ (Странка Српского Jединства). Через десять дней регистрации в Минюсте на всей территории Сербии, от Косово до Воеводины, уже числилось 58 её филиалов. Аркан и его заместитель Борис Пелевич заявляли, что единственная цель, которую преследует CCJ, – это объединение сербского народа. Однако их противники думали иначе и считали Ражнатовича марионеткой Милошевича. Также считалось, что единственная цель Партии Сербского Единства – оттянуть голоса у радикалов Воислава Шешеля, единственных конкурентов Социалистической Партии Сербии.
Примерно в это же время начинают хождение слухи о том, что всё криминальное прошлое Аркана – лишь ширма, дескать, на самом деле до ухода на фронт он выполнял грязную работу для СДБ СФРЮ (аналог КГБ в СССР), а из белградской тюрьмы его выкупил сам Милошевич, который заплатил за это Туджману миллион немецких марок. Помимо того, что все эти слухи так и не нашли подтверждения, довольно сомнительно, что профессиональный банкир Милошевич стал бы платить такую сумму за преступника Ражнатовича.
Аркан был уверен, что его партия выиграет выборы. Он тратил на это исключительно личные средства, не взяв из казны и копейки. На агитацию в одном лишь Белграде было потрачено по меньшей мере 300 тысяч немецких марок, и это при том, что в Сербии средняя заработная плата была около 10 марок в месяц. В его партию вступали самые видные деятели культуры и спорта. Эстрадные звезды гастролировали по стране с бесплатными концертами в поддержку Ражнатовича. Народу это очень нравилось, однако на выборах его партия набрала 41% голосов, уступив социалистам Милошевича. Сам Аркан объяснял это тем, что сербы, привыкшие жить под коммунистами, просто не могли выбрать кого-то кроме левых.
Возвращение Ражнатовича в парламент произошло лишь в 1996 году. Получив на выборах 8 мест, он с головой ушёл в восстановление косовских городов и сёл, вкладывал деньги в улучшение условий жизни ветеранов балканских войн, а также стабилизацию демографического положения в стране.
Смерть Тигра
Такие люди, как Желько Ражнатович, редко уходят из жизни по естественным причинам. 15 января 2000 года в 17:15 в холле белградского отеля «Интерконтиненталь» Аркан встретился со своим другом Добросавом Гавричем. Они обнялись как братья и по старой славянской традиции обменялись поцелуями. После этого Гаврич выхватил пистолет и выстрелил Ражнатовичу в левый глаз, в рот и в висок, а затем в упор расстрелял его телохранителя. В течение года подобная участь постигла нескольких друзей и соратников Ражнатовича.
На сегодняшний день известны лишь имена исполнителей и их соучастников, все они осуждены Белградским окружным судом. Однако имена заказчиков так и не удалось установить. Существует множество версий причин гибели Аркана – от криминальных разборок до политических интриг, но нет смысла спорить, что Желько Ражнатович со своей идеологией мешал очень многим. Он много знал и многое видел.
Своей смертью Желько Ражнатович сделал то, что не успел сделать при жизни: он объединил многих сербов. 20 января нескончаемая толпа, в которой видные деятели политики и культуры смешались с обычным народом, скорбно тянулась за гробом. В этот день сербы хоронили бывшего преступника, который стал отважным воином и верным сыном своего отечества.
Источники:
- Попов А. Аркан и Српска Добровольачка Гарда. Журнал «Русский образ», выпуск № 2, 2003
- Харитонов М. Югославская трагедия http://www.specnaz.ru/article/?894
- Языкова А. Формирование спецназа Сербии в 1990-е годы. Часть I: Тигры Аркана http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-42144/
- Война в Югославии http://www.xx-centure.com.ua/archives/6638
- Тукмаков Д. Последняя битва Аркана http://zavtra.ru/content/view/2000–02–0863/
Комментарии к данной статье отключены.