Сегодня в рубрике «Найдено в архиве» — сразу несколько документов, связанных единой сюжетной линией. Начало этой цепочке положило письмо политрука отдельного батальона связи 8-й стрелковой дивизии М. И. Филатова, направленное в газету «Красная Звезда» 24 августа 1937 года. Филатова разгневало изображение Красной Звезды на солдатской каске, поступающей в войска — он счёл его «троцкистским». Обращение политрука не только попало к адресатам в высших эшелонах власти, но и возымело видимый (в буквальном смысле) эффект. Что характерно, почти все участники переписки вскоре были арестованы и расстреляны.
До сих пор многие увлекающиеся историей советских касок разделяют по внешнему виду модель СШ-36 (стальной шлем образца 1936 года) на три типа:
- «ранние» — с «широкой» звездой;
- «поздние» — с «узкой» звездой, а также серпом и молотом;
- с закрашенными звёздами или без звёзд.
Наибольший интерес вызывают каски с нанесённым изображением Красной Звезды. По чернильным штампам на внутренней стороне касок было видно, что в производстве «поздние» Красные Звёзды появились в 1938 году, но до недавнего времени точная хронология перехода от одного типа звезды к другому была неизвестна. Нижеследующая переписка проливает свет на причину, по которой сменилась эмблема на СШ-36, а также на точное время этого происшествия. Помимо этого, приведённые тексты документов позволяют почувствовать дух той эпохи.
Итак, письмо Ответственного Секретаря Партбюро, политрука отдельной роты связи 8-й стрелковой дивизии М. И. Филатова в редакцию газеты «Красная Звезда», написанное 24 августа 1937 года:
«В редакцию газеты «Красная Звезда»
Прошу разъяснить или передать мое письмо Наркому Обороны т. Ворошилову для принятия мер по следующему вопросу: В отдельный батальон связи 8 СД присланы стальные шлемы 24 августа на которых нарисована пятиконечная звезда без серпа и молота, что является агитацией троцкизма, т.е. отрицание союза рабочего класса с крестьянством. Мною было расследовано и установлено, что они упакованы в ящики в 1936 году, а потому, вероятно, это было изготовлено по указанию врагов народа, а кто их высылает по частям надо тоже поинтересоваться и спросить «что он думает».
Я сообщаю факт о звезде без серпа и молота.
В 1929 г. в Ленинграде были троцкистами изготовлены наконечники для знамен в которых звезда была без серпа и молота, когда это дело раскопали, то оказалось что их заготовляли враги народа.
Поэтому прошу еще раз проверить или разъяснить мне, но я сейчас при мнении таком, что это пропаганда троцкизма; а пока на этом кончаю.
Жду ответ до 5 сентября, после чего доношу в ЦК ВКП(б) т. Сталину.
При сем прилагаю рисунок шлема.
С коммунистическим приветом.
Отсекр. партбюро Отд. б-на связи 8 СД. Политрук (М.И. Филатов)
Мой адрес: БССР, г. Бобруйск, Ворошиловская 1/69 М.И. Филатов»
5 сентября 1937 года письмо попадает в редакцию, где с ним ознакомился ответственный редактор «Красной Звезды» Михаил Маркович Ланда (в прошлом старший помощник прокурора Верховного суда СССР по военной прокуратуре). Он сопоставил дату и степень угрозы, написанной в письме, и тут же переправил письмо в Наркомат Обороны Союза ССР с сопроводительным текстом на бланке со штампом газеты, в котором была указана дата:
«Центральный орган Народного Комиссариата Обороны.
Красная Звезда. Редакция. 5.9.37
Заместителю Народного Комиссара Обороны СССР Маршалу Советского Союза тов. Егорову.
Представляю на Ваше распоряжение письмо политрука т. Филатова о стальных шлемах, полученных в 8 СД.
ответственный редактор, армейский комиссар 2-го ранга Ланда (М.Ланда)"
Эти документы попали к Александру Ильичу Егорову 7 сентября 1937 года. Он ознакомился с текстом из «Красной Звезды» и письмом политрука, после чего наложил свою резолюцию на текст М. М. Ланды (красным цветом), где тоже указал дату. Затем все документы были направлены в Управление Обозно-Вещевого Снабжения (УОВС) РККА:
«Весьма Срочно. Нач. УОВС РККА. Доложить по этому вопросу. 7.9.37. Егоров."
В УОВС эти документы попали 8 сентября 1937 года (дата получения отмечена на штампе, поставленном на сопроводительном тексте «Красной Звезды»).
9 сентября 1937 г. назад Маршалу Егорову поступает письмо из УОВС:
«Управление Обозно-Вещевого снабжения РККА, отдел четвертый, отделение второе 9.9.37
Заместителю Народного Комиссара Обороны Союза ССР тов. Егорову А.И.
По существу обвинения выдвинутого по поводу знака Красной Звезды на стальном шлеме, докладываю что:
1. Знак «Красная Звезда», наносимая на стальной шлем масляной краской, была введена для того, чтобы несколько украсить внешний вид шлема и создать некоторое удобство распознавания в боевых условиях своего бойца от противника.
2. Этот знак нанесен в виде контура звезды из соображения, чтобы не иметь на шлеме хорошо видимый с отдаленных дистанций сплошной красной звезды, при том знак «серп и молот» не были нанесены на зеленое поле внутри контура этого знака из-за технических трудностей аккуратного нанесения масляной краской в условиях массового производства шлема.
3. «Красная Звезда» без обозначения «серпа и молота» применялась и применяется в широких размерах, и до сих пор не отмечалось случая приписки этого явления вылазке контрреволюционных троцкистских агентов.
Так например:
а) бойцы и командиры МПСД (Московской Пролетарской Стрелковой Дивизии — ред.) ежегодно выводятся на парады на Красной площади в стальных шлемах со звездами без серпа и молота;
б) на башне Кремля, обращенной к дому правительства поднята звезда без знака «серп и молот»;
в) на зданиях ГУМ'а и исторического музея, украшенных ко дню МЮД'а (Международный Юношеский День — ред.) вывешены красные звезды без знаков «серпа и молота».
Таких примеров нетрудно привести сотни и тысячи по различным городам и организациям Союза.
Учитывая все же возможности неправильного толкования нанесенного на шлем обозначения «Красной Звезды», а так же отсутствие особо веских доводов за необходимостью сохранения звезды предлагаю:
1. отказаться вовсе от нанесения звезды на стальной шлем, предложить заводу изъять эту операцию из производства шлема и
2. одновременно с проводимой работой по перекраске шлемов в недешифруемый защитный цвет (ныне они красятся в обычный защитный цвет) закрасить и имеющийся знак «Красной Звезды».
Изложенное докладывая на Ваше распоряжение
Врид. Начальника Управления Бригинтендант (П. Витковский)"
Егоров ознакомился с ответом из УОВС и на нём красным карандашом написал ответ:
«Сделать рисунок звезды с серпом и молотом в одну узкую линию и показать. А.И. Егоров 9.9.37»
После этого был утверждён новый вид эмблемы, наносившийся на советские каски до середины 1940 года.
Политруку Филатову и в редакцию «Красной Звезды» в тот же день был отправлен ответ из УОВС:
«Ответственному секретарю батальона связи 8 стрелковой дивизии.
Политруку — тов. Филатову
Копия: Редактору газеты «Красная Звезда»
По существу Вашего сигнала газете «Красная Звезда» по вопросу изображения пятиконечной звезды на стальном шлеме для РККА сообщаю, что ваше письмо 9 сентября сего года доложено Заместителю Народного Комиссара Обороны Союза ССР — Маршалу Советского Союза т. Егорову, которым приняты соответствующие решения в отмену существующей звезды.
По указанию Зам. Наркома вводится на стальной шлем пятиконечная звезда в виде тонкого красного контура с помещение в середину знака «серп и молот».
Об этом изменении тот час же по его утверждении Заместителем Наркома будут даны соответствующие указания производству шлемов и округам для переделки существующих знаков.
С коммунистическим приветом
Врид. Начальника Управления Бригинтендант (Витковский)"
Благодаря этой переписке была установлена точная хронология «эволюции» каски СШ-36. Ну а судьба участников переписки, как уже было сказано в начале, сложилась печально. Все они были арестованы до конца 1937 года, обвинены в различных заговорах и впоследствии расстреляны. Исключением, возможно, стал только автор самого первого письма политрук Филатов, чью судьбу отследить не удалось.
Источник:
РГВА Ф. 37860 оп. 1 д.279 Стр.16–21
Комментарии к данной статье отключены.