16 января 1943 года в районе Шлиссельбурга под Ленинградом на территории, занятой советскими войсками, совершил вынужденную посадку немецкий истребитель с эмблемой в виде зелёного сердца на фюзеляже. Машина получила не самые тяжёлые повреждения, а её пилот унтер-офицер Хельмут Брандт из авиагруппы II./JG 54 попал в плен. В условиях огромной протяжённости советско-германского фронта такие события не были редкостью, однако этот случай имел большую важность — впервые в пригодном для восстановления состоянии удалось захватить немецкую новинку — истребитель «Фокке-Вульф» Fw 190A-4.

Первые самолёты этого типа появились на восточном фронте осенью 42-го — на год позже, чем на западном. Поначалу советские лётчики не могли безошибочно отличать новый немецкий истребитель, о котором слышали из разведсводок, от других «лобастых» машин с двигателями воздушного охлаждения, применявшихся немцами и их союзниками (Re.2000, MC.200, B-239 и т.п.), однако быстро поняли, что новый противник на голову превосходит эти стареющие итальянские и американские истребители, на которых летали союзники немцев.

Естественно, что «Фоккер» (такое сокращённое имя ФВ-190 быстро получил в ВВС РККА) унтер-офицера Брандта постарались как можно быстрее восстановить до лётного состояния и испытать в НИИ ВВС. Повреждения воздушного винта, щитков шасси, нижней поверхности крыла были устранены, и ФВ-190 был всесторонне изучен. Известные лётчики-испытатели Антипов, Кочетков, Голофастов произвели не один десяток полётов, результатами которых стали рекомендации как лётчикам, так и авиационным конструкторам. Кроме того, был выпущен учебно-ознакомительный фильм, предлагаемый к просмотру. В нём в целом верно расставлены акценты на слабых и сильных сторонах немецкого истребителя. Несколько заниженные скоростные характеристики объясняются тем, что машина была повреждена, а кроме того, при испытаниях не использовался краткосрочный «чрезвычайный» режим работы двигателя.