В музейном комплексе подмосковного парка «Патриот», в зале «Освобождение», экспонируется немецкий истребитель танков «Насхорн». Полное его название — 8.8 cm PaK 43/1 auf Geschützwagen III/IV (Sf), или Sd.Kfz. 164. Как следует из названия, это мощная 88-мм противотанковая пушка Pak 43 на самоходном лафете. Подобное орудие устанавливалось и на другие шасси, каждое из которых имело своё название и широко известно любителям танковой истории — к примеру, таким был «Фердинанд».

Изначально машина была известна под именем «Хорниссе» (Hornisse — «шершень»), но с конца января была переименована в «Насхорн» (Nashorn — «носорог»). Подробнее об истории создания этой машины можно прочесть в статье. Представляем подробный фотообзор этой интересной САУ.

Если фон фотографий создаёт помехи для чтения справочной информации к фотографиям, можно навести на текст курсор мыши — это временно затемнит подложку подписи.

​САУ спереди. «Насхорн» раскрашен в камуфляж, лишь отдалённо напоминающий немецкий - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
САУ спереди. «Насхорн» раскрашен в камуфляж, лишь отдалённо напоминающий немецкий
​Вид 3/4 слева спереди. САУ была захвачена на Курской дуге, историческая окраска должна быть иной - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Вид 3/4 слева спереди. САУ была захвачена на Курской дуге, историческая окраска должна быть иной
​Левый борт САУ. Весь инструмент и ЗИП утеряны - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Левый борт САУ. Весь инструмент и ЗИП утеряны
​Вид на левый борт и корму. Боевых повреждений на машине нет - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Вид на левый борт и корму. Боевых повреждений на машине нет
​Корма «Насхорна». Машина стоит близко к стене, и сделать кадр, чтобы в него поместилось всё, очень сложно - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Корма «Насхорна». Машина стоит близко к стене, и сделать кадр, чтобы в него поместилось всё, очень сложно
​Правый борт и корма в ракурсе 3/4 - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Правый борт и корма в ракурсе 3/4
​Правый борт САУ. Обращает на себя внимание длинный ствол — именно ему самоходка обязана своим поздним прозвищем - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Правый борт САУ. Обращает на себя внимание длинный ствол — именно ему самоходка обязана своим поздним прозвищем
​Вид справа в ракурсе 3/4. САУ можно свободно обойти и рассмотреть все внешние детали - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Вид справа в ракурсе 3/4. САУ можно свободно обойти и рассмотреть все внешние детали
​Передняя часть сверху. Кое-какие ракурсы доступны только с техническими средствами - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Передняя часть сверху. Кое-какие ракурсы доступны только с техническими средствами
​Левая сторона «Насхорна» сверху - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Левая сторона «Насхорна» сверху
​Внутри машина имеет много утрат. Вид на боевую рубку слева - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Внутри машина имеет много утрат. Вид на боевую рубку слева
​Боевая рубка сзади сверху - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Боевая рубка сзади сверху
​Правая задняя часть боевого отделения и правый борт сверху - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Правая задняя часть боевого отделения и правый борт сверху
​Правая сторона рубки сверху - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Правая сторона рубки сверху
​Вид сверху в ракурсе 3/4 спереди справа - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Вид сверху в ракурсе 3/4 спереди справа
​Ведущее колесо имеет два венца - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Ведущее колесо имеет два венца
​Устройство ведущего колеса - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Устройство ведущего колеса
​Тележка с опорными катками. Отбойник подвески находится в передней части - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Тележка с опорными катками. Отбойник подвески находится в передней части
​Поддерживающий ролик. За слоями краски ещё можно разглядеть маркировку на резине и название фирмы-производителя - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Поддерживающий ролик. За слоями краски ещё можно разглядеть маркировку на резине и название фирмы-производителя
​Общий вид на левую сторону ходовой - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Общий вид на левую сторону ходовой
​Отбойник подвески крепился к корпусу САУ рядом с тележкой - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Отбойник подвески крепился к корпусу САУ рядом с тележкой
​Лючок доступа к двигателю на левом борту рядом с третьей от носа тележкой - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Лючок доступа к двигателю на левом борту рядом с третьей от носа тележкой
​Ленивец имеет простую сварную конструкцию - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Ленивец имеет простую сварную конструкцию
​Кронштейн крепления ленивца - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Кронштейн крепления ленивца
​Опорные катки с тележками левого борта, вид изнутри со стороны носа САУ - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Опорные катки с тележками левого борта, вид изнутри со стороны носа САУ
​Опорные катки с тележками правого борта, вид изнутри со стороны носа САУ. Хорошо видно, что снизу «Насхорн» не совсем симметричен - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Опорные катки с тележками правого борта, вид изнутри со стороны носа САУ. Хорошо видно, что снизу «Насхорн» не совсем симметричен
​Траки, внешняя сторона - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Траки, внешняя сторона
​Нижняя передняя лобовая деталь. Буксирные проушины — часть боковых бронелистов. Левая проушина оторвана - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Нижняя передняя лобовая деталь. Буксирные проушины — часть боковых бронелистов. Левая проушина оторвана
​Крепление ствола орудия в положении по-походному - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Крепление ствола орудия в положении по-походному
​Рубка и лючки наблюдения механика-водителя САУ - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Рубка и лючки наблюдения механика-водителя САУ
​Детали на лобовой части САУ: крюк для подъёма верхней лобовой детали, бронировка вентиляционного отверстия бортового редуктора, кронштейн-опора упора крепления орудия в походном положении - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Детали на лобовой части САУ: крюк для подъёма верхней лобовой детали, бронировка вентиляционного отверстия бортового редуктора, кронштейн-опора упора крепления орудия в походном положении
​Крепление переднего брызговика правого крыла, на левом крыле такой же, симметричный - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Крепление переднего брызговика правого крыла, на левом крыле такой же, симметричный
​Правое крыло, впереди бронировка антенного вывода и ящик ЗИП - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Правое крыло, впереди бронировка антенного вывода и ящик ЗИП
​Жалюзи воздухозаборников одинаковы по бортам рубки - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Жалюзи воздухозаборников одинаковы по бортам рубки
​Передняя левая часть рубки и противооткатные устройства пушки - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Передняя левая часть рубки и противооткатные устройства пушки
​По верхней части рубки наварены зацепы для её подъёма. Маленькие П-образные крепления предназначены для ремней брезента, закрывавшего рубку сверху, это уже более поздние советские изменения - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
По верхней части рубки наварены зацепы для её подъёма. Маленькие П-образные крепления предназначены для ремней брезента, закрывавшего рубку сверху, это уже более поздние советские изменения
​Передняя правая часть рубки, бронировка и противооткатные устройства пушки - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Передняя правая часть рубки, бронировка и противооткатные устройства пушки
​Дульный тормоз, передняя часть - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Дульный тормоз, передняя часть
​Дульный тормоз выполнен двухкамерным - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Дульный тормоз выполнен двухкамерным
​Задняя часть опорной тележки и ленивец со стороны днища САУ - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Задняя часть опорной тележки и ленивец со стороны днища САУ
​В задней части САУ, ниже надгусеничных полок, но выше гусеничных лент, проложены от двигателя выхлопные трубы - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
В задней части САУ, ниже надгусеничных полок, но выше гусеничных лент, проложены от двигателя выхлопные трубы
​Бронировка выхода выхлопной трубы левого борта, с правой стороны такая деталь утеряна - Тонкокожий «Носорог» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Бронировка выхода выхлопной трубы левого борта, с правой стороны такая деталь утеряна