Послевоенный британский средний танк FV4202 так и не стал серийным — его производство ограничилось всего тремя экземплярами. Один из них пустили на металлолом, второй переделали в ремонтно-эвакуационную машину. Наконец, третий стал экспонатом музея в Бовингтоне, откуда и попал в эксклюзивный фотообзор на Warspot. Какова же история создания этой боевой машины?
К середине 50-х годов танкостроители осознали, что тогдашнее поколение танков подошло к своему финалу. Требовалось что-то новое и революционное. Потому 50-е, особенно вторая половина десятилетия, стали временем воплощения самых разных идей в области танкостроения.
Не была исключением и родина танков – Великобритания. Centurion, танк, ставший результатом изысканий английских инженеров в годы Второй мировой войны, подходил, казалось, к закату своего развития. Перед островными инженерами открывалось три пути. Первый путь – это создание принципиально нового танка, второй – глубокая модернизация, третий – эволюционное развитие. На тот момент третий путь рассматривался как наименее перспективный, но в итоге был избран именно он. Появление 105-мм пушки L7 и дополнительное бронирование продлили службу Centurion на десятилетия — более того, кое-где танк, опытный образец которого построили ещё в 1945 году, всё ещё служит. Продуктом глубокой модернизации стал Centurion Action X, появившийся в 1955 году. На шасси Centurion Mk.7 установили принципиально новую башню, впрочем, дальше экспериментов дело не пошло.
Что же касается пути создания принципиально нового танка, то первый шаг по нему был сделан в 1956 году. В это время на испытания вышел танк, который прозвали «40-тонный Centurion». Впрочем, это был неофициальное прозвище — на самом деле, танк разработки Leyland Motors имел индекс FV4202. Надо сказать, что по сравнению с конкурирующим Medium Gun Tank FV4201, так и оставшемся в виде макета, новая машина выглядела шагом назад. Макетный предшественник имел гнутую лобовую деталь корпуса, напоминавшую «щучий нос» ИС-3, механик-водитель размещался по центру, машина имела совершенно новую по конструкции башню. Изготовленный в металле танк выглядел заметно спокойнее и представлял собой эволюционное развитие идей, заложенных в Centurion и Centurion Action X.
Корпус танка представлял собой развитие Centurion, но при этом получился несколько ниже. Благодаря этому общая высота FV4202 составила 2,75 м – на четверть метра ниже Centurion. Снижение высоты корпуса использовали для снижения угла наклона лобового листа. Кроме того, корпус сделали почти на полметра короче — это позволило сократить число опорных катков до пяти на борт. Благодаря всем проведенным операциям масса снизилась с 51 до 40 тонн.
Башня также представляла собой эволюционное развитие, но на сей раз Centurion Action X. Лобовая часть напоминала предшественника довольно сильно, впрочем, имели место и нововведения вроде «бороды» под орудийной установкой. Много общего было в конструкции крыши башни. Заметные отличия наблюдались в кормовой части. В качестве вооружения использовалась 20-фунтовая пушка поздних модификаций. К тому времени она избавилась от массивного набалдашника, взамен обзаведясь эжектором. Внешне это орудие напоминает 105-мм пушку L7 — многих ее внешний вид вводит в заблуждение.
Всего было построено три экземпляра FV4202. Испытания продолжались несколько лет, но 40-тонному танку так и не дали шанса на серию. От идеи эволюционного развития концепции Centurion отказались, вместо этого концепция FV4201 получила дальнейшее развитие. Уже в сентябре 1959 года на испытания вышел прототип P1, ставший родоначальником семейства танков Chieftain.
Один из прототипов FV4202 был отправлен в металлолом, второй позже переделали в БРЭМ, который находится в коллекции REME Museum of Technology в Бордоне. Третья машина оказалась в танковом музее в Бовингтоне. Время и далеко не самый благоприятный для техники климат сделали своё дело – в настоящее время танк требует очень серьёзной реставрации. Несколько лет назад для хранения техники в Tank Museum было построено здание VCC (Vehicle Conservation Centre), в которое переместили многие боевые машины, стоящие на улице. Там же находится и FV4202. Будем надеяться, что рано или поздно руки реставраторов дойдут и до этой машины, которая является одной из не очень заметных, но всё же вех в истории английского танкостроения. Кто знает, куда бы двинулись дальше в развитии английские танки, прими англичане на вооружение машину, весящую значительно меньше «Центуриона» и сопоставимую с ним по вооружению и бронезащите.
Давайте присмотримся к этому танку повнимательнее.
До наших дней FV4202 дожил не в самом лучшем состоянии. Танк лишился боковых экранов, которые напоминали таковые на Centurion, в значительной степени утрачены надгусеничные полки. Вместо родных гусениц установлены траки от Centurion поздних модификаций. Утрачено много чего из навесного оборудования, включая фары и шанцевый инструмент. Тем не менее, это на порядок лучше, чем танк, отправленный в металлолом. Безусловно, работы реставраторам предстоит много, тем не менее, танк, в основном, комплектен.
Несмотря на общую схожесть с Centurion, корпус FV 4202 имеет целую массу отличий. Прежде всего, новый танк отличался от прародителя более низким корпусом, что особенно хорошо видно в носовой части. Снижение высоты корпуса позволило переделать лобовые листы, заметно уменьшив углы наклона. Таким образом, при одинаковой толщине брони, FV4202 получился более защищённым. Впрочем, 80 мм брони во второй половине 50-х годов даже с таким углом наклона – это явно мало.
Подобно Centurion, место механика-водителя FV4202 находилось справа по ходу движения. Снижение высоты корпуса отнюдь не увеличило комфорт, впрочем, на Chieftain механик-водитель уже практически лежит. Здесь же условия работы более-менее комфортны. В отличие от Centurion, где использовался двустворчатый распашной люк, на FV4202 использовался люк, приподнимавшийся вверх и отводящийся в сторону. С точки зрения удобства такое решение значительно лучше.
Ходовая часть практически без изменений перекочевала с Centurion Mk.5. Впрочем, это самое «почти» имело ряд нюансов. Во-первых, число опорных катков уменьшилось до пяти, в связи с чем пришлось переделывать подвеску первого опорного катка. Во-вторых, ширина трака уменьшилась. Сейчас на танке стоят неродные гусеницы, посему второе изменение отсутствует.
На FV4202 использовалась подвеска системы Хортсмана, с различными изменениями использовавшаяся на английских танках с 1922 года. В последний раз её ставили на Chieftain. Несмотря на, скажем так, весьма консервативный подход, англичан подвеска устраивала. Другой вопрос, как такую тележку демонтировать в боевых условиях.
Кормовая часть во многом напоминает Centurion. Ничего революционного, обычный вертикальный лист. Слева можно заметить разорённый вандалами полевой телефон — одну из визитных карточек английских танков послевоенного периода.
Надмоторная плита также имеет много общего с Centurion. Одна из её особенностей – конструкция, состоящая из нескольких небольших секций. Система очень удобная – даже человек, не отличающийся большой физической силой, способен в одиночку открыть надмоторную плиту. Похожую систему использовали американцы на «Першингах» и «Паттонах», а также швейцарцы на Panzer 61.
Днище английских танков – образец минимализма. Никаких эвакуационных люков не предусмотрено, только несколько сервисных лючков. Покидать машину в случае чего пришлось бы под огнём противника.
Башня FV4202 имеет много общего с Centurion Action X. Особенно хорошо заметно сходство в носовой части. Впрочем, есть и ряд изменений. Например, под орудийной амбразурой появилась «борода», защищающая от заклинивания вражескими снарядами.
Основным вооружением FV4202 являлась 20-фунтовая пушка поздних серий. На ней отказались от набалдашника на срезе ствола, зато появился эжектор, предназначенный для отвода пороховых газов. Издали такая пушка похожа на 105-мм L7, но вблизи видно, что форма эжектора иная.
На виде сверху хорошо заметно, что башня FV4202 представляет собой сплав технических решений. Спереди она больше напоминает башню Centurion Action X, а кормовая часть больше похожа на обычный Centurion. Крыша башни больше напоминает Action X.
Перейти к подробному фотообзору.
Комментарии к данной статье отключены.