27 сентября 1946 года официально стартовала программа разработки американского лёгкого танка Light Tank T37. Это был первый из принципиально новых танков, разработка которого началась после окончания Второй мировой войны. Появление данной машины стало знаковым событием, поскольку оно отражало новое видение танков американской разработки. Для начала теперь требовалось создать принципиально новую агрегатную базу и только после этого запускать машину в работу. Именно по этой причине танк был готов спустя три с половиной года после начала разработки — в 1949 году. К тому времени у него уже появился сменщик, который, по сути, похоронил шансы Light Tank T37 на серию. Речь идёт о Light Tank T41 — улучшенной версии T37. Серийной эта машина также не стала, но оказалась прямым предшественником Light Tank M41, чья служба в некоторых странах продолжается до сих пор.
В поисках лучшего решения
Согласно первоначальным планам, Light Tank T37 предполагалось разрабатывать в трёх вариантах. Поэтому и планировалось заказывать три пилотных образца, которые должны были отличаться друг от друга. Согласно первоначальным планам, танки разделялись по так называемым фазам. Первая фаза (фактически тот T37, который построили) имела вооружение в виде 76-мм орудия T94, аналогичного по огневой мощи орудию M1. Данное орудие имело зенитную баллистику, для установки в лёгкий танк потребовалось переделать орудийную установку, а также ввести однокамерный дульный тормоз. Также, по опыту разработки 120-мм орудия T53, появился эжектор, что существенно улучшило ситуацию с загазованностью боевого отделения. Кроме того, на башне появился стереоскопический дальномер T37. Дальномер придавал башне характерный «ушастый» вид, причем этих «ушей» образовалось аж две пары. Дело в том, что по бортам башни появились пулемёты в блистерах, которые наводились по вертикали наводчиком.
И дальномер, и башенные пулемёты в блистерах являлись идеей Совета армейских сухопутных войск по рассмотрению вооружений. Эта структура была создана в январе 1945 года для разработки концепции вооружения американской армии в послевоенный период. Работу поручили лаборатории медицинских исследований бронетанковых войск (Форт-Нокс, штат Кентукки). Лабораторию возглавил подполковник Фредерик С. Бреккет, физик-спектроскопист. Вроде бы странная структура, но если посмотреть внимательно, то выяснится, что значительная часть выданных предложений являлись вполне разумными. Тем более что часть доклада, подготовленного 20 июня 1945 года, позже была одобрена другой комиссией — Советом военного департамента по рассмотрению вооружений. При этом, как уже было сказано выше, Light Tank T37 первоначально утвердили с орудием, близким по ТТХ к пушке M1, но эта система, даже по версии комиссии Бреккета, выглядела недостаточно мощной. Согласно требованиям, предполагалось получить орудие, способное поражать броню толщиной 127 мм на дистанции 914 м при наклоне 30 градусов от вертикали. Такое орудие, T91, решили ставить на танк второй фазы. На него же ставилась система управления огнём Vickers. Наконец, танк третьей фазы предполагалось оснастить магазинным механизмом заряжания разработки Rheem Manufacturing Company. Также предполагалось поставить систему стабилизации разработки IBM и стереоскопический дальномер.
Впрочем, в ходе работ начались некоторые изменения. Для начала, 1 мая 1947 года Комитет по вооружениям сократил число опытных машин до двух. Это было связано с тем, что требовалось для начала получить силовой блок (как показал опыт разработки тяжёлых танков, без него дело не сдвинулось бы с мёртвой точки). А осенью 1948 года, к моменту, когда наработки по моторам приобрели более явные очертания, начались существенные изменения в американском танкостроении. Наверное, вы будете смеяться, но общая концепция Light Tank T37 была выбрана основополагающей для танков среднего и тяжёлого типов. То есть, идея «давайте сделаем один танк и надуем его до других типов» никуда не делась — похоже, что история с «Першингом» мало чему научила американцев. К началу декабря появилось сразу три проекта — Light Tank T41 (по сути, переименование Light Tank T37), далее последовал Medium Tank T42 (более тяжёлый и с 90-мм орудием) и, наконец, Heavy Tank T43. Во всех этих проектах отлично просматривался прародитель, особенно что касается «ушастой» башни. Light Tank T37 при этом не отменили, но количество опытных экземпляров сократили до одного.
Согласно новому плану, выпускалось три образца нового танка. Ввиду того, что Light Tank T37 и так выпускался с башней по первой фазе, её отбрасывали. Сдавались танки в комплектации по «второй фазе». По планам, да и по информации из некоторых изданий, данные машины должны были появиться одновременно с Light Tank T37, но на самом деле это не совсем так. Первый, он же единственный, экземпляр T37 был готов в феврале 1949 года, а первый экземпляр T41 — в мае. Вторая машина появилась летом, а третья ещё позже — в декабре 1949 года. Неудивительно, что даже между T37 и первым «официальным» экземпляром T41 различия были не только в вооружении и системе управления. Заводские испытания, проводившиеся силами Детройтского арсенала, имели существенное влияние на конструкцию танка.
Самый первый образец, который так и остался в Детройтском арсенале, действительно был практически полной копией T37, за исключением пушки и «ушей» дальномера. Второй образец, официально считающийся первым, уже отличался и по шасси. Маленький опорный каточек, который стоял перед ведущим колесом, ликвидировали, также имелись изменения по выхлопной системе. По неизвестной причине вместо траков T91 шириной 533 мм на танк поставили траки T72 шириной 406 мм от Light Tank M24. На башне появились усилители, которые одновременно выполняли роль пулеотбойников. В таком виде танк и отправился на Абердинский полигон.
«Неплохо, но надо переделать»
Ситуация, при которой тестовые образцы Light Tank T41 делались с некоторым временным разрывом, объяснялась массой причин. Об этом не так часто любят вспоминать, но вообще появление нового мотора, да ещё и с гидромеханическим трансмиссионным блоком CD-500 разработки Alisson, было сопряжено с мучительным процессом его доводки. По сравнению с той драмой, которая разворачивалась в 1946-1948 годах на тяжёлых танках, дела обстояли намного лучше, тем не менее, проблемы и с мотором, и с элементами трансмиссии случались регулярно. Для понимания сути проблемы — уже на серийных Light Tank M41 стояли моторы AOS-895-3 и трансмиссионный блок CD-500-3. Появились они там не просто так. На третьем опытном экземпляре стояли мотор AOS-895-1A и трансмиссионный блок CD-500-1B — эти буквы много о чём говорят.
По итогам переделок боевая масса второго образца выросла до 23405 кг. Это было на полторы тонны больше, чем боевая масса T37, впрочем, запаса прочности шасси вполне хватало, а динамические характеристики почти не снизились. Машина показала себя вполне подвижной, а конструкция шасси — вполне удачной (не считая уже указанных поломок). Поэтому у третьей (официально второй) опытной машины шасси по сравнению со вторым экземпляром уже не менялось — по крайней мере, с точки зрения внешних различий.
С башней и вооружением складывалась более сложная ситуация. Для начала, идея с блистерной установкой пулемётов в бортах башни оказалась, скажем так, интересной, но не особо эффективной. Это показали испытания как Light Tank T37, так и второго опытного экземпляра T41, которые проводились на Абердинском полигоне. Несмотря на то, что все три Light Tank T41 построили с этими установками, уже к концу 1949 года стало понятно — результат получился так себе. Поэтому в дальнейшем блистеры попросту убрали, а на Medium Tank T42 и Heavy Tank T43 они отсутствовали ещё на стадии макетов, хотя до того даже на концепте среднего танка от Совета армейских сухопутных войск по рассмотрению вооружений эти самые блистеры имелись. Кстати говоря, эта идея была заразительной — достаточно вспомнить множество пулемётов на Объекте 260. Мысль о создании плотной стены огня для отпугивания вражеской пехоты была весьма популярной.
Ещё более проблемной оказалась ситуация с системой управления огнём. Как изначально предполагалось по второй фазе Light Tank T37, в башне устанавливалась система управления огнём Vickers, предполагавшая стабилизацию в двух плоскостях. Работала она с дальномером, при этом сам дальномер, в принципе, показал себя неплохо. Он позволял (при первом выстреле) достигать более высокой точности на дальних дистанциях огня. А вот система Vickers требовала доработки. Главная неприятность заключалась в том, что вся система была единым целым, то есть оставить одно и убрать другое не получалось.
Решение оказалось простым и бесхитростным. Всю эту систему из танка решили изъять, а вместо неё поставить стереоскопический дальномер, установленный в Light Tank T37. Сделали это прямо во время его ходовых испытаний, поэтому есть фотографии, где машина ездит с пустыми «глазницами». После небольшой переделки дальномер поставили во второй образец T41, где он показал вполне неплохие результаты — по крайней мере, так это звучит официально, но что было на самом деле? Дело в том, что далее дальномер из T41 исчез. Судя по происходившему, с дальномером T37 ситуация оказалась не особо радужной.
Не всё в порядке оказалось и с самой башней. По этой причине третий экземпляр Light Tank T41, построенный в декабре 1949 года, получился ещё более отличающимся от первой машины. Крыша башни стала «домиком», тем самым улучшилась ситуация с её жёсткостью. Переделки внесли в конструкцию люка и приборов наблюдения заряжающего. Впрочем, это были скорее косметические изменения, поскольку сложилась довольно щекотливая ситуация. С одной стороны, танк вроде как был неплох, имея мощное орудие, причём именно такое, какое и требовали военные. Машина показала весьма приличные характеристики и явно превосходила Light Tank M24. С другой стороны, был собран такой «букет» претензий, что стало ясно — в текущей конфигурации машина в серию не пойдёт. При этом ещё в 1948 году был выбран производитель Light Tank T41. Им оказался Cadillac — с учётом того, что там имелся богатый опыт выпуска Light Tank M24, в этом нет ничего удивительного. Более того, в январе 1950 года был заключён контракт на выпуск 100 танков, вот только танк ещё предстояло переделать.
Некоторые пункты претензий вызывают большое удивление и вопрос, почему так не сделали с самого начала. Прежде всего, это касается размещения экипажа. На Light Tank T37/T41 была типовая схема с размещением наводчика и командира слева, а заряжающего — справа. Между тем, ещё на Medium Tank M4 их расположение поменяли: наводчик и командир — справа, а заряжающий — слева. Объяснялось это тем, что с точки зрения удобства, особенно для наводчика, такая система более предпочтительна. Ранее наводчик сидел слева по той причине, что на том же Light Tank M3 имелся плечевой упор для наведения орудия, а далее играла роль «сила традиций». В общем, было решено эту традицию прервать, ибо здравый смысл всё же важнее. Заодно возвращался телескопический прицел, которого у T37/T41 не было.
Имелись и другие проблемы. Light Tank T41, как и T37, создавался с диаметром погона в свету 1753 мм. Выяснилось, что этого диаметра маловато для нормальной работы с орудием T91. Также военные потребовали поставить вспомогательную силовую установку (ВСУ). Комичность ситуации состояла в том, что ВСУ имелась на Light Tank M3A1, но дальше с лёгких танков пропала. И вот теперь внезапно вспомнили, что для питания мотора поворота башни и установленных на ней систем нужна ВСУ. По итогам всех изменений было решено делать улучшенный вариант танка, получивший обозначение Light Tank T41E1. Делать его предстояло быстро, поскольку стремительно уходило время исполнения контракта на выпуск 100 таких танков. Таким образом, Департаменту вооружений пришлось преодолевать трудности, которые он сам себе и создал. Несмотря на то, что уже в начале 1950 года в мире «запахло жареным», надо было сильно постараться, чтобы создать такую ситуацию, как с Light Tank T41. Стоит отметить, что Light Tank T41E1, который впоследствии и стал Light Tank M41, получился сильно отличающимся от прародителя — настолько, что его можно было обозначить как новый танк.
В отличие от Light Tank T37, который до наших дней не сохранился, T41 повезло. До наших дней дожил третий (он же официально второй) экземпляр танка, который испытывался на Абердинском полигоне. Он использовался в ходе испытаний, связанных с доводкой T41E1. Второй (он же официально первый) экземпляр в начале 1951 года демонстрировался президенту Трумэну, а позже ушёл в металлолом.
Источники:
- NARA
- Sheridan: A History of the American Light Tank, Vol. 2, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1995, ISBN 0-89141-570-X
Комментарии к данной статье отключены.