• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 26 February '21
      Война в картинках: пропаганда, развлечение, искусство
    • 23 February '21
      Первое оружие легионера
    • 22 February '21
      Венгерские хроники длинноносых «соток»: третий «Конрад»
    • 18 February '21
      Засекреченный космонавт
    • 17 February '21
      Поломанные крылья вяземского десанта
    • 15 February '21
      Шкура битой немецкой кошки
    • 13 February '21
      Бои на истощение: кто поднимет костыль выше?
    • 12 February '21
      Два прочтения одной хрестоматии
    • 11 February '21
      Второй бой у Нарвика
    • 10 February '21
      Как угнать немецкий танк
    • 10 February '21
      Оружие советского снайпинга
    • 08 February '21
      Проект Manta Ray: DARPA заказывает подводные беспилотники
    31

    «Тот, кто посвящал в рыцари на горе Синай…»

    • до XX века
    • Турция
    • Азия
    • Португалия
    Юрий Тарасевич
    21 March '20

    К вечеру 21 апреля 1541 года португальская флотилия из 16 галер с 250 воинами, вышедшая 30 марта из бухты Ареквеа, приблизилась к порту Тор у входа в Синайский залив, пройдя с 18 февраля от Массуа в общей сложности около 1200 километров. Победы португальцев над турками в Суакеме и Алькосере укрепили их убеждённость в окончательном успехе. На пути к Суэцу оставался лишь ещё один важный порт — Тор.

    Триумф в Торе

    Тор (ныне египетский Эт-Тур или Эль-Тур) был важным и удобным портом на аравийском берегу Красного моря у входа в Синайский залив, имевшим «гавань в пять саженей [глубины — прим. автора], и дно чистое». Тор имел и символическое значение, поскольку стоял у подножия библейской горы Синай, где Моисей, по преданию, получил от бога библейские десять заповедей. Рядом находился легендарный монастырь Св. Екатерины Синайской, который османы терпели за его важность, а в городе жило много христиан.

    ​Северная часть Красного моря. Красным отмечены точки пути и даты прихода туда португальского флота - «Тот, кто посвящал в рыцари на горе Синай…» | Warspot.ru
    Северная часть Красного моря. Красным отмечены точки пути и даты прихода туда португальского флота

    Как напишут португальцы постфактум, дон Эштеван да Гама, «зная, что там [в Торе — прим. автора] живут христиане, решил идти туда, хотя бы только и затем, чтобы добыть вести о Суэце». Португальские корабли вышли из-за мыса Мундо, прикрывающего гавань, под всеми флагами и с развёрнутыми парусами с португальским крестом, паля из пушек.

    На пляже, однако, португальцы увидели занявший позиции сильный отряд стрелков численностью до 200 человек, под бело-зелёными турецкими знамёнами, высланный из Тора при виде португальских кораблей.

    Тогда дон Эштеван приказал спустить паруса и идти к берегу на вёслах, стреляя из пушек; потом приказал остановиться, чтобы высмотреть наилучшее место для высадки. Наконец, приказал высаживаться и сражаться в том же порядке, что и в Алькосере — то есть, двумя отрядами, передовым, под началом брата наместника дона Криштована, и замыкающим или основным, которым командовал сам, «идя под флагом Христа», который нёс его наместник Луис Энрикес.

    ​Тор на рисунке в «Дневниках Красного моря» Жуана де Кастро - «Тот, кто посвящал в рыцари на горе Синай…» | Warspot.ru
    Тор на рисунке в «Дневниках Красного моря» Жуана де Кастро

    На берегу португальцы встретили сильный отпор, поскольку защитники были с ручницами и «некоторых португальцев сразили». Коррейра писал, что «на пляже оставили 20 турок, а наших лишь трое было раненых». Но дон Криштован стремительно «напал на них со своими, быстро согнал с пляжа и заставил отступить в город, который был зело крепок и имел много больших домов». Атака португальцев оказалась столь быстрой, что защитники не успели запереть ворота за отступающими стрелками, и португальцы ворвались в город на их плечах. Отступление перешло в бегство, за стрелками последовал гарнизон, и многие жители также, «выйдя с другой стороны, оставили город».

    Когда португальцы собирались приступить к ограблению города, Тристан де Таиде встретил монахов из монастыря Св. Екатерины, которые спешили навстречу португальцам, чтобы просить тех о милосердии:

    «Тристан же, видя пред собою благочестивую братию, ласково обнял их и с ними пришёл к наместнику, и с ними бросился к ногам наместника, именем Св. Екатерины умоляя пощадить город и не жечь, ибо много в городе христиан и божья церковь. И наместник прослезился и обнял монахов и тут же послал к дону Криштовану сказать, чтоб тот ничего городу не делал. А сам долго с монахами разговаривал и многое от них узнал, но ничего — о цели своего похода. И монахи пригласили наместника посетить монастырь, дабы он честь им оказал и утешил, и наместник приказал войску идти в церковь тем же строем, каким высаживались».

    Здесь произошла сцена, достойная, по выражению Монтейро, финала гранд-оперы. Португальский отряд под развёрнутыми флагами, под звуки барабанов, флейт и труб промаршировал к главной церкви Тора: «И так они прошли через город и достигли монастыря, где благочестивые братья встретили их с изъявлениями любви и благоволения, и, окруживши наместника, вошли в церковь с пением псалмов, и прочие португальцы с радостию в церковь вступили».

    В церкви отслужили торжественную благодарственную мессу в честь христианских воинов, причём португальцы «возрадовались, ибо были первыми европейскими христианами, кои оружно пришли в то место». В память этого славного путешествия, «более величественного и достойного, чем плавание Язона за золотым руном», наместник в церкви возвёл в рыцарское достоинство всех, кто пожелал, и обещал хлопотать для них о рыцарстве наследственном.

    ​Эль-Тор на современной топографической карте - «Тот, кто посвящал в рыцари на горе Синай…» | Warspot.ru
    Эль-Тор на современной топографической карте

    Сам император Карл говаривал, что завидует тем, кого посвятили в рыцари у подножия горы Синай. Эти же слова — «тот, кто посвящал в рыцари на горе Синай» — были помещены впоследствии в эпитафию на могиле Эштевана да Гама.

    Наместник просил у святых братьев дать ему в дар святые реликвии «в память сего события», и кое-что получил, «хотя и немного», так как главнейшие реликвии, как объяснили ему братья, хранились в самом монастыре у горы Синай, и надо было ждать два дня, пока всё доставят. Наместник с благодарностью отказался, так как ждать было некогда, а в ответ подарил монахам бело-зелёное знамя с красным крестом и пятью португальскими щитами, а также другие подарки, был провожен монахами к кораблям, и португальцы отплыли.

    От Тора до Суэца

    22 апреля утром флотилия вышла из Тора и направилась через залив к египетскому берегу. До заката, пользуясь благоприятными ветрами, прошли 10 лиг (около 60 км), а 23 апреля — ещё 4–5 лиг; вечером слышали пушечные выстрелы. 24 апреля продолжали идти вдоль египетского берега; днём вновь слышали пушечные выстрелы. Двигаться приходилось лишь днём и осторожно, поскольку на флотилии не было никого, знакомого с этими берегами, а прибрежных рифов и отмелей было много.

    ​Суэцкая бухта на современной топографической карте - «Тот, кто посвящал в рыцари на горе Синай…» | Warspot.ru
    Суэцкая бухта на современной топографической карте

    25 апреля прошли до 4 лиг, и в 17:00 были в 2 лигах от «большого мыса» (Рас-эль-Адабия), где вновь слышали выстрелы пушек. Той же ночью поднялся сильный ветер с севера, и корабли укрылись в «большом заливе» между мысами Рас-эль-Адабия и Рас-абу-Дирадж. Глубина здесь достигала 50 саженей, и встать на якорь было трудно, так что флотилия рассеялась.

    26 апреля вновь дул сильный неблагоприятный ветер, и за день португальцы по прямой прошли лишь 1,5 лиги. К закату подошли к «мысу, отходящему от аравийского берега, где хорошо было укрыться от северного ветра» (мыс Рас-Месалла). Отсюда до Суэца оставалось 3 лиги, и уже можно было различить мачты судов в гавани.

    Разведка у Суэца

    С вечера 26 апреля наместник созвал капитанов и объявил им, что высылает Тристана де Таиде с несколькими отборными людьми на разведку. Возражений не последовало, и на катур «Попугай» (Papagayo), с которого сняли мачту, взошли сам Тристан де Таиде, хорошо знавший эти места Грек-янычар (крестник наместника Гарсия де Норонья) и ещё трое отважных солдат, Диаш Сезар, Жуан Фидальго и Антонио Перейра. Солдаты по приказу наместника разделись до исподнего и намазались жиром, «чтобы ни за что их нельзя было ухватить», и должны были с одними ножами тайно высадиться в месте, какое укажет Грек-янычар, «всё узнать об османских галерах», и вернуться утром, к 06:00.

    Но темнота оказалась такой непроницаемой, что де Таиде не смог отыскать путь. Проблуждав с катуром всю ночь, — чтобы не шуметь, пришлось много пройти на шестах, — он ничего не разведал и вернулся к флоту. Наместник приказал ничего больше не вызнавать, а сниматься с якорей и наступать.

    ​Суэц на рисунке в «Дневниках Красного моря» Жуана де Кастро - «Тот, кто посвящал в рыцари на горе Синай…» | Warspot.ru
    Суэц на рисунке в «Дневниках Красного моря» Жуана де Кастро

    27 апреля в 10:00 флотилия двинулась к Суэцу на вёслах, идя против сильного северо-северо-западного ветра. Не доходя 1 лиги до берега, португальцы выслали вперёд на разведку два наиболее лёгких катура под началом Жуана де Кастро и Тристана де Атаиде, и те оказались близ берега около 15:00.

    Оказалось, что османские галеры — 41 единица больших галер-«реалес» — были вытащены на пляж в африканской части гавани, а девять больших парусников стояли на якорях у аравийской стороны. Сам Суэц в то время был деревушкой в 30–40 домов, почти без коммерческого значения, но верфи были прикрыты крепостью, построенной «квадратом в 30 саженей сторона [примерно 65 метров — прим. автора], и на каждой стороне по ронделю с пушками».

    Более того, на местности португальцы обнаружили многие конные отряды, а в береговых укреплениях — два больших отряда пехоты. Османские власти, получившие вести и от Ходжи-Сафара, и от суакемского царя, успели подготовиться к приходу португальцев, с выгодой использовав задержку тех в Суакеме. Как выяснилось позже, у Суэца под началом египетского наместника были «все янычары и прочие солдаты, какие были в Каире». Не случайны были и пушечные выстрелы 23–25 апреля — они отмечали продвижение португальцев.

    Пока же португальцы пересчитывали настигнутый ими, как они полагали, османский флот, и радовались, но вскоре их оптимизм был притушен. Уже попытка катуров-разведчиков приблизиться к галерной стоянке вызвала огонь крупнокалиберной артиллерии из крепости, а к предполагаемому месту высадки немедленно подошёл отряд в 2000 всадников. С катуров по ним открыли огонь из берсо (у испанцев и португальцев в XVI веке — лёгкое корабельное орудие крупнее мушкета и мельче эсмериля, калибром примерно в четверть или треть фунта свинца, или 30–40 мм) и добились попаданий, но отступить всё равно пришлось.

    Теперь флотилию разделили на две части, и передовой отряд из восьми наиболее быстрых катуров, поставленный под начало Криштована да Гама, атаковал стоянку парусников при поддержке второго отряда из галиота и семи катуров, бывшего под началом самого наместника.

    Но катуры дона Криштована не нашли фарватера и сели на мель. С мели удалось сняться, и они попытались проскочить к галерной стоянке, но под огнём из крепости вынуждены были отступить. Стало ясно, что португальских сил слишком мало, чтобы исполнить задуманное. Флотилия отошла к западному берегу залива и там встала на якорь.

    Возвращение

    28 апреля на рассвете португальская флотилия повернула обратно в Массуа. 29 апреля в 09:00 португальцы вошли в Тор и, пополнив запасы, ушли к «источникам Сулеймана» (бухта Шейх-Риах), что на расстоянии около 1 лиги от Тора. Обратный путь проделали без особых происшествий, и на рассвете 22 мая были в 4 лигах от Массуа, а в полдень вошли в порт, встречаемые «пышными приветствиями флота». Здесь флот стал ожидать попутных муссонов для возвращения в Индию.

    ​Северная часть Индийского океана и Красное море - «Тот, кто посвящал в рыцари на горе Синай…» | Warspot.ru
    Северная часть Индийского океана и Красное море

    Тем временем в Массуа прибыли послы от «пресвитера Иоанна», как называли в Западной Европе абиссинского негуса, с просьбой о помощи против султана Зейлы. На помощь негусу наместник отправил 400 португальцев под началом своего брата дона Криштована.

    9 июля флот вышел из Массуа на Гоа; в пути он был рассеян жестокими бурями, были потеряны один галиот и одна фуста со всеми людьми. До самого конца августа потрёпанные корабли прибывали в порты Индии от Чаула до Гоа.

    Заключение

    Главная цель португальского похода в Красное море 1541 года — уничтожение суэцкого галерного флота османов — достигнута не была. Но не была ли суэцкая экспедиция 1541 года одним из величайших дел португальского флота всех времён?

    Португальский флот провёл в Красном море семь месяцев, захватил, ограбил и сжёг два важных города, а третий взял, на год остановил торговлю «кораблей Мекки» и возвратился в Индию, нагруженный добычей. Более того, всё это удалось осуществить без существенных потерь (не считая мятежников, ушедших из Массуа), хотя после суэцкого боя в городах Египта и сообщали о победе египетского наместника и показывали, по его приказу, головы, якобы отрубленные у побеждённых португальцев.

    Велик был и моральный эффект от появления португальцев почти у «врат Каира» — как в Индии, так и в Османском султанате и Европе. Вести об их успехе повлияли на императора Карла, когда он решал судьбу своего фатального алжирского предприятия. Однако с этого момента регион привлёк более пристальное внимание султаната, что сказалось уже в следующем, 1542 году.

    Окончание следует


    Источники и литература:

    1. Correa, G. Lendas da India. T.4. Parte 1. Lisboa, 1863
    2. Faria y Sousa, M. de. Asia Portuguesa. T.1. Lisboa, 1666
    3. Roteiro de Goa a Suez ou do Mar Roxo (1541). 2a ed. Lisboa, 1940
    4. Couto, D. de. Da Asia. Decada quinta. Parte segunda. Lisboa, 1780
    5. Monteiro, A. da S.S. Batalhas e combates da Marinha Portuguesa. V.3 (1539-1579). Lisboa, 1992

    Юрий Тарасевич

    «Кесарю судьба поручает завершить дело…» на Warspot.ru
    «Кесарю судьба поручает завершить дело…»
    «Великие дела похваляются сделать, да денег не имеют…» на Warspot.ru
    «Великие дела похваляются сделать, да денег не имеют…»
    «С армией, подобной водам моря…» на Warspot.ru
    «С армией, подобной водам моря…»
    Поделиться
    • 3
    • 60
    • 4
    • Статьи по теме
    • Комментарии (12)
    «Хотя бы на моём пути встали сто турецких галер…» на Warspot.ru
    «Хотя бы на моём пути встали сто турецких галер…»
    «Если в Суэце не буду, лучше самому сгореть…» на Warspot.ru
    «Если в Суэце не буду, лучше самому сгореть…»
    «Оставляя за собой лишь пепел…» на Warspot.ru
    «Оставляя за собой лишь пепел…»
    Цифры Warspot: 8 месяцев  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 8 месяцев
    • Статьи по теме
    • Комментарии (12)
    Неизвестный
    wargamming.net © 2014 — 2021 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google