Королевские ВВС Великобритании в Юго-Восточной Азии, как и ВВС Голландской Ост-Индии, были очень консервативны в окраске своих самолётов, которую можно было бы назвать даже скучной. Однако быстро меняющаяся в условиях японского вторжения обстановка привела к появлению интересных импровизаций.
Истребителю Brewster F2A, больше известному под своим британским названием «Буффало» (Buffalo, в переводе с английского – «буйвол»), принадлежит важная роль в истории американской авиации: он был первым палубным истребителем из поколения монопланов. Однако к моменту вступления страны в войну машина уже устарела и выводилась из строевых частей, а в сравнении с европейскими сухопутными истребителями она и в момент своего запуска в серию не представляла ничего особенного.
Ещё в октябре 1939 года английское министерство авиации пришло к заключению, что эти истребители не пригодны к службе в RAF по причине своих низких характеристик, но в начале 1940 года британская закупочная комиссия всё же подписала контракт с фирмой «Брюстер». Отношение к самолёту ничуть не изменилось – он был фактически выбран как «лучший из худших» и не предполагался к использованию в боевых действиях в Европе. Империи требовались истребители не только на фронте, но и для «демонстрации флага» в отдалённых колониях.
Армию Голландской Ост-Индии, которая также решила закупить эти истребители, заботили в первую очередь финансовые соображения и трудности логистики и техобслуживания. Поэтому одним из главных критериев при заказе партии «Буффало» стало оснащение их двигателями «Райт-Циклон», аналогичными стоявшим на уже имевшихся на вооружении у голландцев бомбардировщиках «Мартин-139».
Английские и голландские «Брюстеры» представляли собой версию палубного F2A-2, с которого сняли оборудование для посадки на авианосец, а также убрали надувную лодку, предназначенную для спасения экипажа.
Самолёты британского заказа (модель 339E, или «Буффало» Mk.I) прямо на заводе окрашивались по стандартам RAF, включая нанесение опознавательных знаков и серийных номеров. На верхних и боковых поверхностях были камуфляжные пятна зелёной и коричневой американских красок, аналогичных по оттенкам британским Dark Green и Dark Earth. Окраска нижних поверхностей, однако, не соответствовала стандартам RAF – ни действовавшим на момент поставки самолётов, ни более ранним.
По правилам 1939–40 гг. нижние поверхности истребителей RAF красили в два цвета: левую половину самолёта в чёрный, правую – в белый, а в июне 1940 года эту окраску заменили на общий для всех британских ВВС светлый зеленовато-серый цвет Sky. В ноябре было предписано «до специального распоряжения» красить левую консоль поверх базового цвета легкосмываемой чёрной краской, но во второй половине апреля 1941 года и это распоряжение отменили.
На «Брюстерах» же, поставки которых были выполнены в период с марта по август 1941 года, была двухцветная окраска нижних поверхностей, аналогичная стандарту 1939 года, но с заменой белого цвета на голубой. Марка использованной краски в заводских документах осталась не отражена, но можно предположить, что это был американский аналог британской Sky Blue (использовавшаяся главным образом для самолётов средиземноморского ТВД модификация стандартной Sky, не имеющая зелёного оттенка).
Англичане затем дополнили заводскую окраску стандартными элементами быстрой идентификации истребительной авиации: коками и фюзеляжными полосами цвета Sky. Коки красили иногда полностью, а иногда только частично (съёмную переднюю часть). После поступления в строевые части на борта фюзеляжа наносили и кодовые буквы серого цвета: двухбуквенный код эскадрильи по одну сторону кокарды и индивидуальная буква по другую. Иногда, но не слишком часто, наносили различные индивидуальные эмблемы или надписи.
Brewster Buffalo I (сер. № W8198, код NF-U) из состава 488-й эскадрильи RNZAF, аэродром Калланг, Сингапур, октябрь 1941 – январь 1942 гг. В этот период на самолёте регулярно летал командир флайта «A» флайт-лейтенант RAF Джон Н. Маккензи (John Noble Mackenzie). Кроме него, самолёт использовали и другие лётчики подразделения, в т.ч. сержант RNZAF Уильям Дж. Н. МакИнтош (William James Nesbit MacIntosh), который 18 января одержал на нём две предположительные победы над японскими «морскими истребителями тип 0» (в действительности это были армейские Ki-43). 22 января самолёт был выведен из строя во время японской бомбардировки аэродрома Калланг.
Ветеран «Битвы за Британию» Джон Маккензи летом-осенью 1940 года записал на свой счёт 8⅔ уничтоженных самолётов противника, 2 предположительно уничтоженных и 2 повреждённых. Во время обороны Сингапура он активно летал, но ни одной победы одержать не сумел. Для «Джима» МакИнтоша оборона Сингапура стала боевым дебютом. В январе 1942 года на его счёт записали одну групповую «достоверную» победу и три личные предположительные.
Оба лётчика позже воевали на Суматре и Яве. МакИнтош попал в плен после капитуляции союзных войск в Ост-Индии, а Маккензи оказался в числе эвакуированного в Австралию персонала. В конце войны он командовал истребительной эскадрильей на западном фронте, но ни одной победы больше не одержал.
Самолёты голландского заказа (модели 339C и D, отличавшиеся друг от друга суб-модификацией двигателя) также камуфлировались и получали серийные номера и опознавательные знаки прямо на заводе. Верхние и боковые поверхности самолётов окрашивались двумя оливковыми красками из американской палитры 1940 года: тёмной Dark Olive Drab 31 и светлой Light Olive Drab 35, нижние блестели «алюминиевой» краской.
Опознавательные знаки в виде оранжевых треугольников с чёрной окантовкой располагались в шести позициях на фюзеляже и крыльях. Ост-индийские серийные номера состояли из буквы, обозначающей тип самолёта («B» – «Брюстер»), цифры, обозначающей его назначение («3» – истребитель), и собственно порядкового номера (у «Брюстеров» они начались с 95). Серийный номер наносили белой краской на фюзеляж и (только цифры) на передние кромки крыла.
После поступления самолёта в часть на борту кабины в обязательном порядке писали фамилию лётчика, за которым его закрепили. От этой практики голландцы не отказались даже после начала боевых действий, но, разумеется, полёты на «чужих» машинах никому не возбранялись.
Brewster B.339C (сер.№ B3–100) из состава 2-й эскадрильи 5-й авиагруппы (2-VlG-V) ML-KNIL, аэродром Калланг, Сингапур, декабрь 1941 – январь 1942 гг. Ещё с довоенных для Голландской Ост-Индии времён самолёт был закреплён за командиром отряда (патруля) эскадрильи 2-VlG-V 1-м лейтенантом Аугюстом Дейбелом (August Gerard Deibel). В конце декабря – начале января он выполнил несколько вылетов на перехват японских разведчиков, а 12 января, в день начала японского воздушного наступления на Сингапур, поучаствовал в двух крупных воздушных боях. Первый закончился для лётчика безрезультатно, но во втором, в котором тройка голландских «Брюстеров» сражалась с девяткой Ki-27, он одержал две победы, сам был сбит и раненый выпрыгнул с парашютом.
Позже лейтенант Дейбел воевал на Яве и в марте 1942 года одержал свою третью победу, поделив с командиром своей эскадрильи капитаном Якобом ван Хелсдингеном (Jacob van Helsdingen) лавры самого результативного голландского лётчика Ост-Индии. После капитуляции союзных войск на Яве он попал в плен. После окончания Второй мировой Дейбел вернулся на родину, чтобы погибнуть в тренировочном полёте на реактивном «Метеоре» 12 июня 1951 года.
На борту самолёта перед кабиной изображён носорог – эмблема эскадрильи (2-VlG-V была единственная из всех авиационных частей Голландской Ост-Индии, которую удостоили такой чести). Тёмная (вероятно, красная) окраска кока была, возможно, обозначением принадлежности к патрулю или более мелкому подразделению. В остальном машина несёт стандартную окраску и обозначения.
В декабре 1941 года, уже после удара японцев по Пёрл-Харбору, на самолётах ВВС Голландской Ост-Индии были введены элементы быстрой идентификации в виде белых полос на фюзеляже (очевидно, это было сделано для большего сходства с английскими истребителями). В конце февраля на оставшихся в строю машинах опознавательные знаки были изменены на изображение государственного флага Нидерландов, т.к. прежний яркий оранжевый вариант, как оказалось, в горячке боя легко было спутать с красными японскими «хиномару».
Brewster B.339C (сер.№ B3–95 код «E») из состава 1-й эскадрильи 5-й авиагруппы (1-VlG-V) ML-KNIL, захваченный японцами в марте 1942 года на аэродроме Андир, Бандунг (Ява). Первоначально этот самолёт принадлежал 2-VlG-V, где на нём летал лейтенант Дейбел, а в конце февраля 1942 года его передали в 1-VlG-V и закрепили за бывшим пилотом расформированной эскадрильи 3-VlG-V сержантом Адамом (J.P. Adam). 7 марта самолёт оказался одним из последних боеспособных истребителей в Андире и был задействован в последнем боевом вылете перед капитуляцией. Все участвовавшие в нём пилоты были из 2-VlG-V, и на B-395 летел вандриг (vaandrig – кандидат в офицеры) Ян Схеффер (Jan Frederik Scheffer).
К декабрю 1941 года 3-я эскадрилья находилась ещё в процессе освоения новой техники и в бой вступила только в феврале 1942-го. В одном из боёв сержант Адам таранным ударом сбил японский «морской истребитель тип 0» (в действительности Ki-43), и это была его единственная воздушная победа.
Вандриг Схеффер служил под началом лейтенанта Дейбела ещё с довоенного времени и вместе с ним воевал сначала в Сингапуре, а потом на Яве. В последнем боевом вылете он также был ведомым Дейбела. За три месяца войны Схеффер провёл несколько воздушных боёв, но ни одной победы одержать не сумел. После капитуляции Схеффер оказался в японском плену, а дальнейшая судьба Адама, к сожалению, неизвестна (до конца войны он, судя по всему, не дожил).
Если самолёты 2-й эскадрильи 5-й группы отличало наличие специальной эмблемы, то уникальной особенностью машин 1-й эскадрильи были индивидуальные кодовые буквы на килях самолётов. Белые коки винтов также были характерны для этой части.
Brewster Buffalo I (сер.№ W8163, код GA-P) из состава 5-й голландской авиагруппы, захваченный японцами в марте 1942 года на аэродроме Андир, Бандунг (Ява). Первоначально самолёт был в составе 21-й эскадрильи RAAF и использовался в боях в Малайе в декабре 1941 года. В конце месяца он был эвакуирован в Сингапур, оказался в объединённом подразделении, куда слили остатки 21-й и 453-й эскадрилий, и в январе использовался при обороне города. В конце месяца машина вместе с остатками 21-й эскадрильи была эвакуирована сначала на Суматру, а затем на Яву, а в феврале передана голландцам, оказавшись в составе либо 1-й либо 2-й эскадрильи 5-й группы.
Самолёт сохранил английские камуфляж и обозначения (включая буквенный код прошлой авиачасти), только опознавательные знаки были закрашены и заменены на голландские нового образца.
Рисунки Михаила Быкова
Ваш комментарий будет сохранен после регистрации