Четверть века службы: такова была перспектива жителя Римской империи, принявшего решение вступить в армию. Уйти раньше этого срока он мог разве что на погребальный костёр или калекой. Из этих двадцати пяти лет война занимала только часть времени, остальное солдат проводил в лагере, который был его домом. А где дом — там быт и все проблемы, связанные с этой не самой заметной и славной стороной жизни имперского служаки. В том числе вопрос: как заработать и на что потратить полновесные римские денарии?
Первой и основной статьёй дохода солдат ранней Римской империи было военное жалование. На регулярной основе денежное довольствие пытался ввести ещё Юлий Цезарь, но по-настоящему эта практика установилась при императоре Октавиане Августе (правил Римом с 16 января 27 года до н. э. до 19 августа 14 года).
Во времена позднего правления Августа легионер зарабатывал 225 денариев в год. Ещё со времён республики каждая такая монета весила 4,5 грамма серебра. Этот уровень выплат сохранялся в римской армии около ста лет, пока император Домициан в связи с инфляцией и ростом цен не увеличил в 83 году легионерское жалование до 300 денариев. Следующего роста зарплаты солдатам Рима снова пришлось ожидать больше века, а осуществил его император Септимий Север в 193 году. Можно смело говорить, что легионерское денежное довольствие было исключительно стабильной вещью.
Императоры понимали важность этих платежей, и потому для выдачи денег существовала своя церемония, подчёркивающая важность легионеров для империи. Известны случаи, когда императоры лично производили выплаты и раздачи, тем самым лишний раз напоминая, кому солдаты служат и кто им платит.
Выплаты жалования поначалу осуществлялись три раза в год. Их старались приурочить к каким-то значимым событиям, например ко дню рождения правящего императора. С момента повышения Домицианом солдатской зарплаты выдача её стала производиться четыре раза в год. Собственно, это повышение и стало в дальнейшем четвёртой выдачей.
Сразу нужно сказать, что римская армия не страдала социальным равенством. Офицеры и центурионы зарабатывали намного больше, чем рядовой солдат. Среди рядовых также была градация. Она разделяла их на тех, кто получал обычное жалованье, полуторное (sesquiplicarius), двойное (duplicarius) и даже тройное (triplicarius). Существовали также различия в денежном довольствии в зависимости от типа подразделения. За вычетом преторианцев и личной охраны императора, легионер имел самое высокое жалование среди пехотинцев. Следом за ним шли всадники вспомогательных ал, и только потом — пехотинцы ауксилариев (вспомогательных войск).
Жалование в армии Римской империи
Преторианец |
750 денариев |
Всадник легиона |
300 денариев |
Конник вспомогательной алы |
250 денариев |
Легионер |
225 денариев |
Конник вспомогательной когорты |
150 денариев |
Пехотинец-ауксиларий |
75 денариев |
Хотя денежное довольствие и было основным источником солдатского дохода, но не единственным: существовали различные выплаты и премии. Например, компенсации расходов на фураж, башмачные гвозди, обувь и плащи. Ещё один пример внеочередной выплаты — по завещанию императора Октавиана Августа, в котором тот указал всех простых солдат и количество денег, которое им следует выплатить. Императоры часто проводили дарение в начале своего царствования. Но это не обязательно были деньги, вместо этого солдаты могли получить новую одежду, вино, или для них организовывались различные представления.
Во время войны на вражеской территории солдат мог поживиться мародёрством. Военное право Римской империи это разрешало. Считалось, что всё, что римский солдат берёт у врага, становится его собственностью с точки зрения естественного права.
По обычаю, добыча из города, взятого штурмом, принадлежала солдатам, а из сдавшегося на милость победителя — командующему. Этот факт подтверждают многочисленные письменные и изобразительные доказательства. Например, колонны Траяна и Марка Аврелия. На них изображены солдаты, грабящие город и уводящие в рабство людей. После взятия штурмом Иерусалима войска императора Тита вывезли из города столько золота, что его стоимость упала в несколько раз. Императоры и полководцы не только следовали обычаю грабежа, они к нему призывали. Император Септимий Север в ходе войны с Парфией пообещал отдать их столицу на разграбление.
Процедура грабежа в римской армии отличалась чёткостью и организованностью. Доходило до того, что если в ходе вторжения противник отступал, то римляне могли начать убирать урожай с его полей. Тем самым римские солдаты получали дополнительные продукты, а враг их лишался. Армию Рима во враждебной стране можно сравнить с саранчой, которая потребляет всё, что находится на её пути. Это была тактика выжженной земли противника.
Отдельным пунктом шли выплаты по выходу солдат в отставку (missio). Существовало несколько типов отставки, но мы остановимся на той, которая носит имя honesta. Она касалась солдат, которые отслужили весь срок и покидали армию по его завершению. Было два типа выплат по данной оставке: денежная mission nummaria и mission agraria, оформлявшаяся обычно выдачей земельного надела. В первые годы правления Октавиана Августа земля отставникам раздавалась на территории Италии или старых римских колоний. В дальнейшем от этой практики стали понемногу отказываться, выдавая солдатам землю непосредственно в колониях, где они служили.
Деньги увольняемые получали из особой казны — aerarium militare. Её доходы формировались с налогов на наследство и продажи. Изначально увольняемый получал и земельный надел, и денежную сумму в размере 3000 денариев легионеру и 5000 преторианцу. В дальнейшем количество денег в выплате росло, а земельные наделы «съёживались», пока при императоре Андриане (117–138 годы) землю не перестали выдавать вовсе. Ещё одна часть выходного пособия — это выдача денег, которые у легионера накапливались во время службы, но которые он был вынужден по той или иной причине сберегать.
Вот из таких источников формировались доходы римского солдата. На какие же нужды он тратил свои деньги?
Во-первых, солдат должен был возместить стоимость одежды, оружия, доспехов и снаряжения, которые ему полагались при поступлении на службу. Их стоимость удерживалась из суммы довольствия. Походной палаткой государство тоже легионера не обеспечивало. Далее, на всём протяжении службы, поддержание снаряжения в рабочем состоянии было обязанностью солдата. Если легионер получал повышение — например, до центуриона, то доспех, соответствующий его новому рангу, он должен был покупать сам. А стоимость его, кстати, обычно превышала годовой доход центуриона.
Часть солдатских денег уходила на то, чтобы купить у центуриона увольнительную или освобождение от какого-нибудь наряда. Некоторое количество своих кровных денариев солдат проедал — кормили в армии добротно, но разнообразием рациона не баловали. Приходилось заботиться о меню самостоятельно.
А ещё солдат тратил деньги на отдых и развлечения. Почти при каждом крупном лагере легионеров находился городок (canabae), в котором размещались многочисленные кабаки, лупанарии (бордели), места для театральных или музыкальных представлений. Немаловажными зданиями при лагере были римские бани и амфитеатры. Эти здания обязательно строили возле каждого стационарного лагеря. Гладиаторские бои пользовались у солдат такой популярностью, что известен случай, когда амфитеатров возле лагеря было целых два. Про бани и говорить нечего: этот способ провести время был по душе любому римлянину.
Таким образом, легионный лагерь, по сути, представлял собой крупный рынок с товарами и услугами на любой вкус. А его потребители — римские солдаты — охотно оставляли там свои деньги. Кстати, если вспомнить о точных цифрах, то деньги немалые.
Комментарии к данной статье отключены.