Колониальный передел мира после Первой мировой и деколонизация после Второй мировой войн создал множество проблем. В качестве военно-политических акторов выступали не только европейские державы, но и государства, созданные в ходе колониальных захватов. Так, Австралия и Новая Зеландия на Тихом океане и Южно-Африканский Союз в Африке получили в своё распоряжение бывшие колонии Германии. При этом ЮАС (позже ЮАР) труднее остальных расставался с приобретёнными территориями. Во второй половине ХХ века на территории Намибии, подконтрольной ЮАР, разгорелась партизанская война, в которую оказались втянуты соседние Ангола и Замбия. На протяжении нескольких десятков лет местные политические партии и их вооружённые формирования при поддержке ЮАР, Кубы, СССР и Китая сражались друг с другом и против внешних врагов.
Истоки конфликта и начало вооружённой борьбы
Европейцы захватили территорию нынешней Намибии в XIX веке. Тогда на этой обширной площади, что вчетверо больше Великобритании или составляет примерно 2/3 ЮАР, была основана германская колония Юго-Западная Африка. В 1915 году она полностью была занята войсками Южно-Африканского Союза, доминиона Британской империи. По решению Парижской конференции 1919 года мандат на управление Юго-Западной Африкой достался этому же доминиону. После роспуска Лиги Наций ЮАС отказался признавать утрату своей власти над этой территорией. После провозглашения ЮАР в 1961 году Намибия всё так же оставалась подконтрольной южноафриканским властям, поддерживавшим на её территории режим апартеида.
Толчком к созданию собственных политических партий стал процесс деколонизации, начавшийся в Африке в 1950-х гг. В 1959 году образовалась первая политическая партия Намибии — Национальный Союз Юго-Западной Африки, или СВАНУ (SWANU — South West Africa National Union). В 1960 году появилась ещё одна — Народная организация Юго-Западной Африки, или СВАПО (SWAPO — South-West Africa’s Peoples Organization). Различались партии даже не своими программными установками, а этническим составом, поскольку одна состояла преимущественно из представителей народа гереро, а другая — овамбо.
1960 год вообще оказался знаковым, поскольку вошёл в историю как «Год Африки»: на карте мира появилось полтора десятка независимых государств. Надо отметить, что радость от освобождения скоро прошла, и на смену ей явились войны между соседями и столкновения между политическими партиями внутри новых стран. Однако Намибии ещё только предстояло завоевать свою независимость, поскольку ЮАС (ЮАР) не намерен был терять свою власть над этой богатой минеральными ресурсами и, что важно, малонаселённой территорией.
У властей ЮАР хватало проблем с собственным национально-освободительным движением. Африканский национальный конгресс, или АНК (ANC — African National Congress) вёл долгую и упорную борьбу, оказывая поддержку и антиколониальному движению в соседней Намибии. Сразу после образования СВАПО её эмиссары разъехались в поисках помощи, найдя её у противников колониализма в Тропической (Гана, Танзания) и Северной Африке (Египет, Алжир), а также в Евразии (СССР, Северная Корея). СВАПО нуждалась в подготовленных солдатах и оружии для ведения военных действий против сил ЮАР.
На основе СВАПО была создана Народно-освободительная армия Намибии, или ПЛАН (PLAN — People’s Liberation Army of Namibia), до 1969 году носившая название Освободительной армии Юго-Западной Африки (South West Africa Liberation Army). Появление подобных организаций, естественно, вызвало панику в Претории, поскольку южноафриканские политики не без основания опасались эффекта домино — если апартеид падёт в Намибии, то это произойдёт и в ЮАР. Надо отметить, что это соображение было, в общем, правильным.
Вначале СВАПО и ПЛАН страдали от недостатка вооружения и боеприпасов и укрывались в Замбии и Танзании, где проходили боевую выучку. Подразделения СВАПО в 1966 году начали проникать на территорию Овамболенда в северной части Намибии. Близ селения Онгулумбаше состоялось первое крупное столкновение между повстанцами и полицией ЮАР, поддержанной вертолётами южноафриканских ВВС.
Целью СВАПО был захват т.н. «Полосы Каприви», длинного и узкого участка намибийской территории между Анголой, Замбией и Ботсваной. Полоса нужна была повстанцам для обустройства постоянных баз и облегчения переброски в центральные районы страны имеющегося у них тяжёлого вооружения — миномётов и артиллерийских орудий. Действовать отряды СВАПО предпочитали в сезон дождей, обеспечивавших их питьевой водой и питавших растения, которые скрывали передвижения.
Южноафриканские власти поначалу недооценили повстанческое движение в Намибии. Опираясь на опыт португальцев в Анголе и Мозамбике, а также на собственную борьбу с партизанами в Зимбабве (тогда Южной Родезии), ЮАР склонна была считать намибийцев неспособными доставить неприятности, с которыми нельзя справиться, используя только полицейские силы.
Также власти ЮАР приняли специальный закон о терроризме, устанавливавший особые правила судопроизводства, позволявшие расправляться с пленными повстанцами в рамках закрытых судов, а также проводили политику разделения африканских народностей, ограничивая их проживание рамками т.н. «хоумлендов» (бантустанов). Однако к началу 1970-х гг. стало ясно, что полицейских сил не хватает, а боевые операции должны были быть распространены на территории близлежащих африканских государств, где находили себе укрытие члены СВАПО.
Появились и новые проблемы, связанные с пропагандой СВАПО. Первый всплеск народного недовольства произошёл 13 декабря 1971 года, когда рабочие-контрактники из овамбо, обеспечивавшие около 70% рабочей силы, используемой в белых районах, объявили забастовку. Эта акция переросла во всеобщий протест, и хотя претензии рабочих были всё-таки урегулированы путём переговоров, беспорядки продолжались, особенно в Овамболенде. Были снесены пограничные посты, уничтожено имущество, подверглись нападениям старосты и вожди. Кроме того, в результате бойкота, инициированного СВАПО, были сорваны первые выборы в бантустане Овамболенда, поскольку в августе 1973 года на них пришли только 2,3% электората.
Война до победного конца
Новый виток антиколониального движения в Африке, связанный с получением независимости Анголой, бывшим португальским владением, многое поменял в расстановке сил в Намибии. Руководство и бойцы СВАПО воспользовались возможностью перенести свои базы непосредственно на границу с Намибией, перебравшись туда из Замбии и Танзании. Южно-Африканские силы обороны, или САДФ (SADF — South African Defence Force) ответили на это вводом своих подразделений на территорию Анголы.
Операции САДФ в Анголе осложнялись тем, что в этой бывшей колонии уже воевали против метрополии и друг с другом несколько военно-политических групп — УНИТА, МПЛА и ряд других — теперь поддержавших ту или иную сторону в намибийском конфликте. УНИТА стала на сторону ЮАР и пользовалась поддержкой США, тогда как МПЛА была на стороне СВАПО, и ей поставляли помощь Куба и СССР. В проведённой в 1975 году операции «Саванна» САДФ удалось продвинуться вглубь ангольской территории, взяв под контроль приграничные с Полосой Каприви части Анголы. В 1974–1976 гг. ЮАР увеличила своё военное присутствие здесь в три раза, разместив на оккупированных землях 45 000 солдат.
Понятно, что чем дальше силы ЮАР оттесняли вглубь Анголы намибийских повстанцев, тем труднее последним было проникать в Намибию. Всего между 1978 и 1985 гг. САДФ провели семь больших вторжений в Анголу, сопровождавшихся использованием ВВС, артиллерии и ракетными ударами. Этим ЮАР добилась того, что в 1976 году ООН объявила власть Претории над Намибией оккупацией, а СВАПО в глазах мирового сообщества обрела репутацию борца с двойным злом — колониализмом и апартеидом.
В ответ на это и не прекращавшиеся попытки СВАПО проникнуть на территорию Намибии и закрепиться там правительство ЮАР решило организовать местную милицию (South West African Territory Force) из различных этнических групп (90% её солдат не были белыми). Интересно, что намибийцы европейского происхождения активно протестовали против обязательной военной службы. К 1984 году было подготовлено около 11 000 человек, обеспечивавших порядок внутри страны и использовавшихся для борьбы со СВАПО.
В 1970–1980-х гг. также делались попытки решить конфликт не военным, а политическим путём. Ещё в 1975 году состоялось несколько встреч между представителями ЮАР и политических партий Намибии, на которых было принято несколько важных решений касательно будущего страны, но они так и не были проведены в жизнь. Политические игры с формированием и расформированием намибийского правительства и парламента всё же не дали положительного результата.
Взамен ЮАР предпочла наращивать военный контингент (некоторые данные говорят о 100 000 солдат всевозможных вооружённых формирований), одновременно попытавшись, как указывалось выше, «намибизировать» вооружённые силы. Правда, парамилитарные формирования, известные как «koevoet» (буквально «ломы»), отличились особенной жестокостью в обращении с мирным населением: их обвиняли — и, видимо, небезосновательно, — в нападениях и изнасилованиях.
К концу 1980-х гг. СВАПО выиграла от значительного развития внутриполитической инфраструктуры Намибии, который сопровождался ещё и поддержкой со стороны зарубежных союзников повстанцев — в первую очередь, стран Восточного блока и ряда африканских стран, симпатизировавших делу повстанцев. Умеренные намибийские политики в июне 1985 года сформировали временное правительство, известное как «переходное правительство национального единства». В следующем году прошёл первый легальный съезд СВАПО.
Несмотря на снизившуюся интенсивность вооружённых столкновений, конфликт продолжался до конца 1980-х гг. Лишь при посредничестве США было подписано мирное соглашение между ЮАР, Кубой и Анголой, которые установили сроки выводы войск со всех оккупированных и оспариваемых территорий. СССР, который в силу внутренних причин резко перестал оказывать помощь своим союзникам по всему миру, уже не мог ничего сделать.
Самым главным достижением было соглашение о выводе южноафриканских войск из Намибии и одновременной эвакуации кубинцев из Анголы. После обретения Намибией полной независимости в 1989 году СВАПО пришла к власти после национальных выборов, конкурируя с СВАНУ и ещё несколькими партиями, образовавшимися за короткий срок после ухода ЮАР.
Литература:
- Балезин А.С., Притворов А.В., Слипченко С.А. История Намибии в новое и новейшее время — М.: «Наука», «Восточная литература», 1993
- Ian F.W. Beckett, John Pimlott. Counter-insurgency: Lessons from History — Pen & Sword Military, 2011
- Christopher Paul, Colin P. Clarke, Beth Grill, Molly Dunigan. Paths to Victory: Detailed Insurgency Case Studies — RAND Corporation, 2013
Комментарии к данной статье отключены.