В 1970-х годах в США началась разработка палубного самолета нового поколения. Вскоре фирмами «Макдонелл-Дуглас» и «Нортроп» был создан F/A-18 «Хорнет», ставший на долгие годы основным американским истребителем авианосного базирования. Статья посвящена истории создания и боевого применения этого летательного аппарата.
К началу 1970-х годов основу палубной авиации военно-морских сил США составляли такие самолеты, как знаменитый F-4 «Фантом» производства фирмы «Макдонелл-Дуглас», А-4 «Скайхоук» и А-7 «Корсар». На замену этим самолетам компанией «Грумман» уже был разработан F-14 «Томкэт», однако уже тогда стало ясно, что производство и содержание этих истребителей обойдется американским налогоплательщикам в копеечку. Руководством США было принято решение о создании более дешевого, чем «Томкэт», палубного самолета для замены устаревающих машин.
Первоначально свои проекты представили авиастроительные компании «Грумман» и «Макдонелл-Дуглас», выставившие на конкурс модернизированные самолеты F-14 и F-15. Но стало очевидно, что эти истребители не будут существенно отличаться по стоимости от «Томкэта». Здесь нельзя не отметить, что практически такая же ситуация сложилась в то же время в ВВС США, где вдобавок к тяжелому дорогостоящему F-15 было решено создать легкий и дешевый самолет. Такими стали YF-16 компании «Дженерал Дайнемикс» и YF-17 фирмы «Нортроп». Командование ВМС приняло решение присмотреться к этим проектам.
В тендере ВВС победил YF-16, однако флотское руководство однодвигательный самолет никак не устраивал, что стало причиной выбора проекта YF-17 фирмы «Нортроп». Так как этот самолет создавался для нужд ВВС, он не был приспособлен к базированию на авианосце. Кроме того, компания «Нортроп» никогда ранее не участвовала в создании палубного летательного аппарата. В результате было принято следующее решение: проект «Нортропа» доработать, к работам подключить фирму «Макдонелл-Дуглас». В дальнейшем именно эта компания станет основным производителем «Хорнета».
С 1975 года велись работы по модернизации самолета YF-17. «Макдонелл-Дуглас» занимался доводкой проекта под возможность базирования на авианосце. Была усилена конструкция, добавлен тормозной гак, расширены возможности бортового электронного оборудования. Создаваемый самолет уже настолько сильно отличался от первоначального проекта, что ему было дано новое обозначение – F-18 и имя собственное «Хорнет». Так как самолет сочетал в себе как истребительные, так и ударные возможности, в итоге его стали именовать F/A-18. «Нортроп» же прорабатывал экспортный вариант нового истребителя, но эти работы в дальнейшем ни к чему не привели, так как проект не выдержал конкуренции с «макдонелловским» «Хорнетом».
В ноябре 1978 года F/A-18 совершил первый полет. Уже в ходе первых вылетов летчики отметили, что новый истребитель отличается в лучшую сторону от своих предшественников, в частности «Фантома», а кроме того надежен и неприхотлив в обслуживании. Началось серийное строительство нового «Хорнета», и в 1983 году первые подобные машины вошли в состав эскадрилий ВМС США. Первые серийные самолеты получили обозначение F/A-18A, а двухместные учебно-боевые – F/A-18B. Всего было построено порядка четырехсот машин первых версий.
Однако уже в середине 1980-х годов стало очевидно, что при всех своих «плюсах» новая машина имеет и недостатки. В частности, установленное на «Хорнетах» первых модификаций бортовое радиоэлектронное оборудование не позволяло использовать всю номенклатуру боеприпасов, имевшихся в то время на вооружении. Отмечались и иные проблемы, связанные с полетными и маневренными характеристиками. Проанализировав поступившую информацию, конструкторы «Макдонелл-Дуглас» приступили к созданию новой версии «Хорнета», появившейся на свет в 1987 году.
Обновленный «Шершень» получил не только новый радар, но и возможности для применения новейших средств поражения, таких как, например, ракет AIM-120 AMRAAM класса «воздух-воздух». На самолете был установлен новый двигатель с увеличенной тягой производства фирмы «Дженерал Электрик». Были серьезно увеличены возможности прицельного комплекса, систем радиоэлектронной борьбы. На самолете внедрялись отдельные элементы технологии малозаметности. Модифицированный истребитель получил обозначение F/A-18C, а его двухместная версия, созданная не только для тренировочных целей, но и для использования в авиации Корпуса морской пехоты США, – F/A-18D. Новые «Хорнеты» достаточно быстро заменили не только самолеты предыдущего поколения, но и своих собратьев первых модификаций. Они строились серийно с конца 1980-х годов до начала нового, XXI века, и до сих пор остаются в строю ВМС и КМП США. Всего было создано более трех сотен подобных машин.
Конец ХХ века оказался богат на локальные конфликты, в некоторых из них авиация военно-морских сил США приняла самое непосредственное участие. И всегда «Хорнеты» оказывались на острие удара.
Боевое крещение новых палубных истребителей состоялось весной 1986 года во время налетов американской авиации на Ливию. Первое столкновение произошло в марте. Палубные самолеты ВМС США наносили удары по ливийским военным кораблям, пытавшимся атаковать морскую ударную группировку американцев. F/A-18 в ходе этого боестолкновения выполняли задачу прикрытия атакующих самолетов от ливийских истребителей, но они так и не поднялись в воздух. Вскоре американское руководство, в ответ на несколько террористических актов, решило провести бомбардировку военных объектов в Ливии. Результатом стало проведение операции «Каньон Эльдорадо». Во время этой атаки «Хорнеты» сопровождали палубные самолеты «Интрудер» и «Корсар», атаковавшие объекты ливийской ПВО.
Более же серьезное участие F/A-18 приняли в операции «Буря в пустыне», вооруженном противостоянии международной коалиции с Ираком в начале 1991 года. В войне участвовали как «Хорнеты» палубной авиации, так и самолеты, принадлежавшие Корпусу морской пехоты. Первые удары по позициям иракской армии F/A-18 нанесли уже в первый день войны, 17 января 1991 года. Этот день стал знаменательным в истории «Хорнета». Во-первых, пилотам с авианосца «Саратога», вылетевшим с полной бомбовой нагрузкой, удалось уничтожить в воздушном бою два иракских истребителя МиГ-21. Так был открыт боевой счет F/A-18. Но, во-вторых, в тот же день «Хорнеты» понесли и первую потерю: иракскому перехватчику МиГ-25 удалось сбить один из палубных истребителей, его пилот погиб. По официальным данным, в ходе проведения «Бури в пустыне» было потеряно два «Шершня», однако иракцы заявляли о семи сбитых самолетах, что впоследствии не подтвердилось. Во время войны с Ираком произошел невероятный случай: один из «Хорнетов» получил серьезные повреждения, в том числе обоих двигателей, но пилоту удалось удержать машину в полете и довести ее до базы, где впоследствии поврежденный F/A-18 был отремонтирован. Всего в январе-феврале 1991 года «Шершни» совершили более 4500 вылетов, уничтожили большое количество наземных целей, а также несколько иракских истребителей МиГ.
После окончания «Бури в пустыне» «Хорнеты» принимали участие в операции «Южный дозор» по обеспечению бесполетной зоны над частью иракской территории. Позже, в 1998 году, они участвовали в атаке на иракские объекты в ходе операции «Лиса пустыни». Не осталось без участия F/A-18 и вооруженное противостояние на Балканском полуострове, где в 1995 году во время бомбардировок, получивших название «Обдуманная сила», эти самолеты атаковали наземные объекты сербской армии.
Начало нового, XXI века стало временем начала глобальной войны США и их союзников против террористической угрозы. Меньше чем через месяц после атак 11 сентября 2001 года американская авиация нанесла первые удары по позициям боевиков в Афганистане. Как для этого, так и для последующих локальных конфликтов последнего времени общим является отсутствие сопротивления самолетам США и НАТО со стороны военно-воздушных сил противника. Поэтому основной целью авиации стало нанесение ракетно-бомбовых ударов и непосредственная поддержка наземных сил, в том числе в труднодоступных районах. Так «Хорнеты» действовали и во время операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане, и в Иракской войне (2003 – 2010). Если в первой участвовали самолеты, базировавшиеся на авианосцах, то в Ираке F/A-18 совершали вылеты как с палубы, так и с наземных баз. Во время этих конфликтов несколько «Хорнетов» были потеряны в различных авиационных происшествиях. В частности, 2 апреля 2003 года один из F/A-18C, принадлежавших флоту США, был сбит своими же системами ПВО «Пэтриот», случайно определившими «Хорнет» как вражеский самолет. В ходе же непосредственно боевых вылетов не было потеряно ни одного летательного аппарата.
Рассказ об истребителе «Хорнет» был бы неполным без упоминания об экспортных поставках. Эти самолеты имели успех на рынке с самого начала своей карьеры, так как в них удачно сочетались относительно невысокая цена и отличные технические характеристики. «Шершни» поставлялись не только в Европу (Испания, Финляндия, Швейцария), но и в страны Азии (Малайзия, Кувейт) и Австралию. Во всех вышеупомянутых странах F/A-18 различных модификаций стоят на вооружении до сих пор.
Остаются «Шершни» и на вооружении флота и Корпуса морской пехоты в самих Соединенных Штатах. Прослужат они еще несколько лет, вплоть до начала серийного производства самолета нового поколения F-35 «Лайтнинг II». До сих пор на F/A-18 выступает пилотажная группа ВМС США «Голубые ангелы».
«Хорнет» стал одним из самых успешных американских самолетов. F/A-18 великолепно проявил себя в локальных конфликтах последних десятилетий. В нем отлично сочетаются как ударные, так и истребительные функции. С недавних пор «Хорнет» и его наследник «Супер Хорнет» являются единственными боевыми самолетами палубного базирования в военно-морских силах США, и их можно смело назвать настоящими «рабочими лошадками» американской авианосной авиации.
Источники, использовавшиеся в написании статьи:
Комментарии к данной статье отключены.