«Ваш тур в Англии будет одним из наиболее запоминающихся за всю Вашу карьеру в ВВС», – именно это новым пилотам, прибывшим из США на авиабазу Лейкнхет в Суффолке, обещали в видеоролике, подготовленном специалистами кадровой службы. Так оно и получилось – как минимум, для экипажей F-111 48-го тактического истребительного авиакрыла, которые 14 апреля 1986 года получили приказ бомбить Ливию.
Кто подставил Муаммара Каддафи?
2 апреля 1986 года примерно полкилограмма взрывчатки Си-4, спрятанной под креслом с номером 10F, сдетонировали на борту пассажирского «Боинга-727», готовившегося приземлиться в Афинах. Погибло четверо граждан США – воздушным потоком их засосало в дыру с правой стороны фюзеляжа – еще семеро человек было ранено. Пилот сумел выполнить экстренное снижение с высоты 3 500 метров и совершить вынужденную посадку. Тремя днями позже взорвалась бомба, спрятанная под столиком в западноберлинском дискоклубе «Ла Белль». Погибли 2 военнослужащих армии США и гражданка Турции, еще 229 человек было ранено – в т.ч., 78 американцев.
Английской разведкой был перехвачен обмен радиограммами между Триполи и ливийским посольством в ГДР: в первой шла речь об ожидаемой в ближайшие часы операции, а в ответном сообщении говорилось об успешной атаке и было указано точное время взрыва. Сомнений быть не могло: ливийцы и их палестинские союзники воплотили в жизнь озвученные всего неделей раньше угрозы.
Уже значительно позже выяснилось, что так своевременно возникшие доказательства виновности ливийцев были сфабрикованы Моссадом. Полутора месяцами ранее восемь бойцов израильских спецподразделений «Шайетет 13» и «Сайерет Маткаль» высадились в районе Триполи и установили особый аппарат-ретранслятор «Троянец» близ казарм Баб-аль-Азизия, где находилась штаб-квартира Каддафи. По свидетельству офицера Моссада Виктора Островского, аппарат
«посылал сообщения, передаваемые ему дезинформационным отделом… Записанные на пленку сообщения передавались с корабля израильских ВМС в открытом море. Использовалась нерасшифровываемая цифровая передача, которую мог принимать только «Троянец». Аппарат затем ретранслировал сообщение на другой частоте, которая официально использовалась правительственными учреждениями вражеской страны. После этого сообщения перехватывались американскими станциями подслушивания в Англии и в других местах».
В отличие от многих европейских спецслужб, которым это усиление активности ливийцев в радиоэфире показалось странным, американцы заглотили наживку вместе с крючком, грузилом и леской. Реальное подтверждение сопричастности ливийцев было найдено в архивах Штази несколькими годами позже, а весной 1986 года оно, по правде говоря, не особо было кому-то и нужно. 9 апреля генерал Бернард Роджерс, главнокомандующий вооружёнными силами США в Европе, заявил, что в отношении Ливии есть «неоспоримые улики». В тот же день американский президент Рональд Рейган дал предварительное согласие на операцию против Каддафи.
Возмездие
К середине 1980-х ливийский лидер успел многое сделать для того, чтобы стать для американцев излюбленной мишенью. В апреле 1986 года американский журнал «Тайм» писал:
«Каддафи наиболее открыто предоставлял деньги, оружие, обучение и убежище для террористических групп всего мира. Он публично озвучивал самые пламенные призывы атаковать американцев. Он использовал самые оскорбительные издевки и угрозы крови и смерти. И при этом он оказался самым слабым в военном отношении и самым изолированным политически из всех подозреваемых лидеров мирового терроризма, презираемым даже многими из его собратьев среди лидеров арабских стран и с опаской рассматриваемым его советскими покровителями».
СССР – хоть и с опаской посматривавший на Каддафи – извлекал из всего этого для себя не такую уж и маленькую пользу. Опыт, получаемый в Ливии, позволял уточнять тактику и возможности сил наиболее вероятного противника, а немаловажным дополнением к этому было обещание Триполи передать советским специалистам неразорвавшуюся противорадиолокационную ракету AGM-88 HARM. В рассекреченном впоследствии Чехией документе «Информация маршала авиации Колдунова относительно агрессии США против Ливии» говорилось, что Советский Союз еще 13 апреля предупредил Каддафи о неизбежности американского авиаудара, однако «братский вождь и руководитель революции» не внял рекомендациям привести вооруженные силы в повышенную, а войска ПВО в полную боевую готовность.
С начала апреля интенсифицировались разведывательные полеты американской авиации над Ливией и в непосредственной близости от ее границ. Первую задачу выполняли SR-71A с британского Милденхолла, вторую – RC-135V/W с Элиникона под Афинами. К этому моменту уже был сформирован список из 152 потенциальных целей, из которых американское командование выбрало пять – три в районе Триполи и две в районе Бенгази:
- казармы Баб-аль-Азизия и штаб-квартира Каддафи,
- военный сектор международного аэропорта Триполи, где находились Ил-76 ВВС Ливии, использовавшиеся для перевозок в интересах национально-освободительных и террористических группировок,
- учебный лагерь Сиди Билал, где велась подготовка боевых пловцов, в т.ч. и палестинцев,
- казармы Революционной гвардии Джамахирии в Бенгази, где также размещались бойцы поддерживаемых Каддафи группировок,
- аэродром Бенина к востоку от Бенгази, где камеры SR-71A отсняли свыше 40 МиГ-23.
С учетом негативного опыта дневного авианалета на позиции сирийцев 4 декабря 1983 года удар было решено нанести ночью. Это означало две вещи: во-первых, имеющие немалый опыт общения с ливийцами ВМС смогут использовать только двадцатку A-6E «Интрудер» из состава авиагрупп «Америки» и «Корал Си», а, во-вторых, уничтожить все пять целей за раз не удастся. Поэтому к операции подключили ВВС и их F-111F.
20-е и 48-е авиакрылья тактических истребителей ВВС США, дислоцированные на английских авиабазах, еще с октября 1985 года в рамках программы «Призрачный всадник» (Ghost Rider) отрабатывали многочасовые полеты с дозаправками в воздухе и нанесением бомбового удара по наземным целям. Точность выхода на цель при этом составляла порядка 15 секунд, точность поражения цели неуправляемыми боеприпасами – чуть больше 50%.
Изначально при планировании авиаударов предполагалось, что ВМС возьмут на себя цели к востоку от залива Сидра, в районе Бенгази, а ВВС – к западу от залива, в районе Триполи, задействовав 4 ударных F-111 и 2 запасных с управляемыми авиабомбами GBU-12. Однако за двое суток до операции в Вашингтоне решили, что ударных должно быть 18, а запасных – 6, и вооружены они должны быть менее точными, но зато значительно более тяжелыми GBU-10.
Гонки по каньону Эльдорадо
Первыми около пяти часов вечера 14 апреля 1986 года в небо над Британией поднялись F-111E из Аппер Хейфорда, участвовавшие в учениях «Соленая нация» (Salty Nation). Когда съемочные группы ТВ убрали свои камеры и разъехались, с Лейкнхета начали взлетать машины, которым предстояло принять участие в операции «Каньон Эльдорадо» (El Dorado Canyon) – ударе по целям в Ливии. Первый из самолетов-заправщиков ушел в воздух в 17:13, ведущий первой группы ударных машин – в 17:35, второй – в 18:05, первый самолет РЭБ EF-111A «Рейвен» – в 18:31.
Уровень подготовки участвовавших в операции пилотов сильно варьировался: среди командиров звеньев были и ветераны Вьетнама, но чуть меньше половины задействованного летного состава даже не готовилась к многочасовым полетам с ударом по наземным целям. Их пришлось включить в группу исключительно из-за того, что кто-то в Вашингтоне настоял на увеличении числа самолетов. Экипажам было приказано сделать только один заход на цель – так, чтобы их пребывание в воздушном пространстве Ливии заняло не больше 12 минут. Атаку при этом можно было выполнять только в случае корректного функционирования всех бортовых систем – и это условие, конечно, было просто умопомрачительным, если учесть, что, по статистике Лейкнхета, вероятность появления требующей ремонта неисправности в ходе полета продолжительностью 2,5 часа и более составляла порядка 40%.
Пройдя над Лондоном, американцы собрались плотной группой в точке рандеву над южной Англией – самолеты-заправщики KC-10A и KC-135A впереди крылом к крылу, за каждым из них по четверке «сто одиннадцатых» (включая один запасной) – и отправились в вояж над Атлантикой на высоте 8 тысяч метров. Через полтора часа после проверки всех систем две ударные машины были заменены запасными, и шестерка «невостребованных» F-111F ушла обратно на Лейкнхет. Сохраняя режим полного радиомолчания, полет продолжали 18 бомбардировщиков, 4 самолета РЭБ и 29 летающих «дойных коров». На ведущем KC-10A «Экстендер» находились командир 48-го авиакрыла полковник Сэм Уэстбрук и генерал-майор Дэвид Форган, замначштаба ВВС США в Европе.
Все машины шли на ручном управлении, поскольку возможности автопилота не позволяли держаться плотной группой. Так как Франция и Испания отказались предоставить свое воздушное пространство самолетам США, маршрут проходил над Атлантикой вокруг Европы, а затем от Гибралтара на восток над Средиземным морем. Дозаправки были выполнены над Бискайским заливом, а затем у берегов Португалии, Алжира и Туниса, непосредственно перед атакой. Как вспоминал один из пилотов «сто одиннадцатых»,
«Я никогда не летал ниже 400 футов [120 м] ночью, а миссия была спланирована с заходом на цель на 200 футах [60 м]. Я никогда не сбрасывал «живые» боеприпасы. Я никогда не сбрасывал тяжелые боеприпасы ночью. Я никогда не использовал дипольные отражатели и ИК-ловушки и никогда не летал с боевыми установками на [контейнере аппаратуры РЭБ] ALQ-131. Я никогда не выполнял дозаправку в воздухе в режиме радиомолчания и никогда не выполнял дозаправку от KC-10A».
Тем временем американские авианосцы, прекратив все радиопередачи, выключив радары и уклонившись от двух советских эсминцев, одного траулера и пары Ил-38, вышли на позиции – «Америка» к югу от Мальты, а «Корал Си» в 300 км к северу от Бенгази. В заливе Сидра на случай появления ливийских кораблей скрытно расположились атомные подводные лодки «Даллас» (USS Dallas) и «Дэйс» (USS Dace). В воздух были подняты самолеты ДРЛО E-2C «Хокай», на радарах которых вскоре показалась группа «сто одиннадцатых», запаздывавших на 10 минут из-за сильного встречного ветра и крайне невовремя выявившейся разницы в форматах планирования: пилоты авиазаправщиков ориентировались на воздушную скорость, а все остальные – на путевую скорость относительно земли. С «Америки» взлетели две пары F-14A «Томкэт», которые должны были обеспечить воздушное прикрытие бомбардировщиков в районе цели.
За три часа до авиаудара Рональд Рейган сообщил об операции лидерам фракций в Палате представителей и Сенате. В Госдепартамент был вызван советский поверенный в делах, которому сообщили, что в свете доказательств причастности ливийцев к взрыву в Западном Берлине США приняли решение нанести удар по целям в Ливии, и эта операция не направлена против СССР.
В отличие от Советского Союза некоторые союзники США по НАТО оставались в полном неведении – и ничего не подозревавшую итальянскую ПВО не на шутку встревожило приближение американской воздушной армады. В воздух с Сицилии подняли несколько F-104S, которые, по воспоминаниям майора Джорджо Риоло из IV Stormo, «были агрессивно перехвачены F-14 ВМС США, попросившими их удалиться – немедленно». Все это имело непредвиденные последствия. Итальянский премьер, которого подняли с постели, позвонил своем мальтийскому коллеге, а тот оповестил ливийцев. В итоге Муаммара Каддафи успели экстренно эвакуировать из резиденции в Баб-аль-Азизии за считанные минуты до удара.
Арабская ночь
Большая часть ливийской авиации еще в феврале была переброшена на юг страны. Даже в Бенине, где еще несколькими днями фиксировались три эскадрильи «двадцать третьих», оставалась только одна. В этой ситуации ПВО Ливии всецело зависело от зенитно-ракетных войск, насчитывавших порядка 300 ЗРК С-75, С-125 и С-200. В частности, Триполи прикрывали 42 ПУ С-75 «Волга», 48 ПУ С-125 «Печора», 48 «Квадратов», 16 «Ос-АК», 60 ПУ «Кроталь II» – не считая большого числа ПЗРК, ЗСУ и 23-мм зенитных установок.
Столица Ливии была ярко освещена, к отражению налета никто не готовился. РЛС близ Триполи начали включаться в 1:56 15 апреля – через четыре минуты после того, как береговую черту на малой высоте пересек первый из «сто одиннадцатых». По радарам тут же отработали экипажи A-7E «Корсар» из флотской эскадрильи VA-46 – было выпущено 16 AGM-88 HARM и 8 AGM-45 «Шрайк». По свидетельству ведущего 3-го звена американских бомбардировщиков,
«К цели мы шли в режиме полного радиомолчания – никаких переговоров в эфире вообще. Я не имел ни малейшего понятия, взлетели ли [самолеты] ВМС. Я не имел ни малейшего понятия, все ли находятся там, где должны находиться. Первый самолет, который я увидел или услышал, был за 40 секунд до сброса бомб, когда я посмотрел вверх и увидел флотский A-7, запускающий «Шрайк» по РЛС. И, господи, у меня такое теплое, приятное, хорошее чувство внутри появилось».
F-111F приближались к своим целям на скорости около 965 км/ч с интервалами в 45 секунд между машинами:
«Заход на цель был представлением из звука и света. Первыми над поверхностью моря шли «Кротали», разбрызгивая снопы искр как дешевые ракеты для фейерверков. Потом была зенитная артиллерия, которая включала 23-мм «поливалки» ЗСУ, 50 или 60-мм «пом-помы» С[-60] и редкие разрывы [снарядов] из крупнокалиберных орудий. Наконец [идущий впереди экипаж] выпустил пару ИК-ловушек, которые отразились в нашем лобовом стекле как хвосты зенитных ракет».
И тут случилось то, что с F-111 уже происходило во Вьетнаме. У некоторых «сто одиннадцатых» начала сбоить автоматическая система огибания рельефа местности, пытавшаяся выполнить резкий набор высоты с перегрузкой в 4G. Техника была своевременно взята экипажами под контроль, но это было лишь первым из неприятных сюрпризов. Довольно быстро выяснилось, что 45-секундный интервал слишком мал для захода на цель, и штурманы-операторы систем вооружения уже попросту не могли визуально определить и подсветить лазером свои цели после разрыва бомб ведущего самолета. Кроме того, послеполетный осмотр выявил многочисленные отказы – вплоть до физического разрушения – у контейнеров аппаратуры РЭБ ALQ-131.
Американские телезрители узнали о налете почти одновременно с самими ливийцами. На Западном побережье США было 7 часов вечера, и страна смотрела выпуски новостей, когда в прямом эфире телеканалов NBC и CNN корреспонденты из Триполи стали с волнением говорить о самолетах, зенитном огне и запусках ракет. Тем временем экипажи американских бомбардировщиков, сбросив бомбы на цель, на форсаже уходили в сторону моря. Оказавшись над водной поверхностью, каждый из них подавал условные сигналы «мокрые ноги» (feet wet) и «спокойный тигр» (tranquil tiger, успешная атака) – или же, в половине случаев, «морозный холодильник» (frosty freezer, холостой сброс бомб без атаки цели).
Звено «Паффи» (авиабомбы Mk.82 с системой замедления падения BSU-49) – международный аэропорт Триполи |
|
«Паффи-11» |
Уничтожил 4 Ил-76 |
«Паффи-12» |
Атаку не выполнял вследствие задержки с дозаправкой |
«Паффи-13» |
Неисправность системы управления вооружением, бомбы легли в поле в стороне от цели |
Звено «Ладжек» (авиабомбы Mk.82 с системой замедления падения BSU-49) – международный аэропорт Триполи |
|
«Ладжек-22» |
Не смог выйти на цель |
«Ладжек-23» |
Не смог выйти на цель |
«Ладжек-24» |
Отказ программного обеспечения бортового компьютера, бомбы легли в апельсиновом саду в стороне от цели |
Звено «Ремит» (авиабомбы GBU-10E/B) – казармы Баб-аль-Азизия и штаб-квартира Каддафи |
|
«Ремит-31» |
Бомбы легли с недолетом у резиденции Каддафи |
«Ремит-32» |
Неверно вышел в исходную точку, атаку не выполнял |
«Ремит-33» |
Неисправность альтиметра, бомбы легли с недолетом у резиденции Каддафи |
Звено «Элтон» (авиабомбы GBU-10E/B) – казармы Баб-аль-Азизия и штаб-квартира Каддафи |
|
«Элтон-41» |
Отказ системы управления вооружением и автоматической системы огибания рельефа местности, атаку не выполнял |
«Элтон-43» |
Возможно, поврежден ливийской ПВО – неисправность двигателя, полный отказ электронных систем, выполнил вынужденную посадку в Испании |
«Элтон-44» |
Не смог вовремя выйти в исходную точку, атаку не выполнял |
Звено «Карма» (авиабомбы GBU-10E/B) – казармы Баб-аль-Азизия и штаб-квартира Каддафи |
|
«Карма-51» |
Неверно вышел в исходную точку, бомбы легли в жилом районе, серьезно повреждено посольство Франции, незначительные повреждения получили посольства Австрии, Ирана, Финляндии и Швейцарии |
«Карма-52» |
Сбит ливийской ПВО на подходе к цели над морем к северу от Триполи, экипаж погиб при экстренном покидании машины, тело пилота возвращено в 1989 году через Ватикан |
«Карма-53» |
Отказ электрогенератора и системы управления вооружением, атаку не выполнял |
Звено «Джуэл» (авиабомбы GBU-10E/B) – учебный лагерь Сиди Билал |
|
«Джуэл-61» |
Вышел в атаку на высоте 24 м, вследствие чего оператор систем вооружения не смог обнаружить цель, неуправляемые бомбы легли в поле в стороне от цели |
«Джуэл-62» |
Бомбами повреждены столовая лагеря и учебные помещения |
«Джуэл-63» |
Оператор систем вооружения потерял цель после сброса бомб, неуправляемыми бомбами поврежден бассейн для подготовки боевых пловцов и уничтожены несколько скоростных лодок |
Наибольших результатов, как это ни странно, добился экипаж F-111F с позывным «Карма-51», в результате навигационной ошибки оказавшийся в полутора километрах от цели. Осколками его авиабомб было поражено не только посольство Франции, но и находившееся рядом с ним здание ливийской разведки, где погиб один из лидеров террористической группировки Абу Нидаля. «Карма-51» смог уйти от выпущенных по нему ракет, но его ведомому повезло существенно меньше: «Карма-52» не справился с управлением, столкнувшись с водной поверхностью, или, скорее всего, был сбит – но не зенитной ракетой, а артиллерией. Дело в том, что в районе Триполи средства ЗРВ не включались на излучение из-за опасений подвергнуться атакам американских самолетов из группы подавления ПВО. 19 зенитных ракет были запущены ливийцами без всякого целеуказания.
Нужно признать, что экипажи противозенитных «Корсаров» отработали крайне эффективно: их ударами из строя были выведены 4 ЗРК «Кроталь», по одной РЛС П-19, П-15 и «Волекс», наземный радиозапросчик «Амис» и боевая машина ЗРК «Оса-АК». У Бенгази их коллеги на F/A-18 «Хорнет» действовали еще более успешно – там ливийские «станции наведения ракет (СНР) вели поиск целей и не выключались в течение нескольких минут», что позволило 20 ракетами AGM-88 HARM и 4 AGM-45 «Шрайк» уничтожить 2 СНР комплекса С-75, 1 СНР комплекса С-125, установку разведки и наведения ЗРК «Квадрат», а так же РЛС П-19. По свидетельству советских специалистов, прикрывавшая город зенитно-ракетная бригада «сразу потеряла от ударов ПРР 4 дивизиона из 6».
В пробитую ими брешь в ПВО Бенгази вошли две шестерки «Интрудеров» из эскадрилий VA-55 и VA-34: первая действовала по авиабазе Бенина, вторая – по казармам Революционной гвардии Джамахирии. Каждая из машин несла по дюжине авиабомб Mk.82 или кассетных CBU-59. Ими на земле были уничтожены 4 МиГ-23МС, 2 Ми-8, транспортный G.222, пассажирский «Боинг-727» и учебно-тренировочный SF.260. Здание казарм гвардии было разрушено, но две бомбы упали в близлежащем квартале, что привело к жертвам среди гражданского населения.
Через два часа после налета на Бенгази и Триполи президент Рейган обратился к гражданам США из Овального кабинета Белого дома: «Сегодня мы сделали то, что должны были сделать. Если потребуется, мы сделаем это снова».
Разбор полётов
Первый после налета визит в воздушное пространство Ливии пары разведывательных SR-71A с целью оценки результатов удара состоялся уже утром 15 апреля – вскоре после того, как в Великобритании после 14 часов 35 минут полета приземлился последний из F-111F. Но и Триполи, и Бенгази были закрыты плотной облачностью и съемка не удалась. Второй заход на следующий день точно так же не принес результата – и только 17 апреля авиаразведчики принесли столь ожидаемые в штабах сведения. 15 и 16 числа «Черных дроздов» обстреливали ЗРК-75, но ракеты выпускались уже по удаляющимся целям, и в одном из случаев американский пилот просто ушел на скорости, в 3,5 раза превышающей число Маха (при ограничении у SR-71A в 3,2). Рекорд скорости ему, правда, не зачли.
Не сильно успешнее были стрельбы ракетных войск Ливии – по приказу Каддафи около 5 часов вечера 15 апреля по американскому посту радионавигационной системы LORAN на итальянском острове Лампедуза были выпущены 2 баллистических ракеты Р-17. Обе упали в море примерно в 2 км от берега. Это было последним демонстративным актом ливийцев в защиту объявленной Каддафи «Линии смерти».
По заявлению ливийцев в ходе авианалета погибло 37 человек и было ранено 93. Согласно сообщению агентства JANA осколками американских авиабомб была убита 15-месячная приемная дочь Каддафи, о существовании которой ранее не было известно, а два его сына, 3 и 4 лет, получили серьезные ранения. Ливийцы также утверждали, что ими было сбито 5 самолетов США – и американская техника будет передана Советскому Союзу, но, как минимум, показанные по ливийскому телевидению обломки, упавшие на жилые кварталы, были идентифицирована как остатки зенитной ракеты ЗРК С-125.
Операция «Каньон Эльдорадо» вызвала серьезное охлаждение отношений между Москвой и Триполи. Ливийцы утверждали, что советское оружие абсолютно бесполезно, советские товарищи отвечали, что ливийцы «забили» на освоение боевой техники, а «большинство командиров и боевых расчетов для действий в сложных условиях воздушной и помеховой обстановки, созданной 15 апреля 1986 г., не подготовлено». Как писали авторы работы «Опыт боевых действий войск ПВО Ливии в марте-апреле 1986 г.» из Главного штаба Войск ПВО СССР,
«Главный вывод из опыта боевых действий в Ливии заключается в том, что усиление агрессивности империалистических кругов и постоянный рост боевых возможностей авиации США и НАТО, требуют опережающего повышения эффективности и устойчивости ПВО, совершенствования группировок родов войск, организации разведки, управления, взаимодействия, выучки командиров и боевых расчетов и, на этой основе – всемерного повышения уровня боевой готовности Войск ПВО».
До посадки Матиаса Руста на Красной площади оставалось около года.
Источники и литература:
- Доценко В.Д. Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века – М.: ACT, 2001
- Егорин А.З. История Ливии. XX век – М.: Институт востоковедения РАН, 1999
- Криницкий Ю., Чирьев К. «Огонь в прерии» // Воздушно-космическая оборона, 2015 (vko.ru)
- Опыт боевых действий войск ПВО Ливии в марте-апреле 1986 г. – М.: ГШ ПВО, 1986
- Островский В. Обратная сторона обмана (Тайные операции Моссад) // Военная литература, 2005 (militera.lib.ru)
- Розин А. У ливийских берегов // Советский флот в войнах и конфликтах «холодной войны», 2011 (alerozin.narod.ru)
- Tom Cooper, Albert Grandolini & Arnaud Delalande. Libyan Air Wars. Part 3: 1986-1989 – Helion & Company, 2016
- Bernd Schaefer & Christian Nuenlist. The U.S. Air Raid on Libya in April 1986: A Confidential Soviet Account // Parallel History Project on NATO and the Warsaw Pact (isn.ethz.ch/php)
- Joseph T. Stanik. El Dorado Canyon: Reagan’s Undeclared War with Qaddafi – Naval Institute Press, 2003
Комментарии к данной статье отключены.